Хаяо Миядзаки и птица
Hayao Miyazaki and the Heron
8.8
7.8
2024, документальный
Япония, 2 ч
18+

В ролях: Такэси Хонда, Исао Такахата, Хаяо Миядзаки, Тосио Судзуки
Семь лет выдающийся японский режиссер Хаяо Миядзаки работает над фильмом «Мальчик и птица». Семь лет камера неотступно следует за гением, пытаясь разгадать тайны его замысла. На этом пути Миядзаки сопровождает его продюсер и друг Тосио Судзуки.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Хаяо Миядзаки и птица

английское название:

Hayao Miyazaki and the Heron

год: 2024
страна:
Япония
режиссер:
жанр: документальный
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $26 411
Мировые сборы: $25 908
Дата выхода
Мировая премьера: 19 мая 2024 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 2 ч
Другие фильмы этих жанров
документальный

Постеры фильма «Хаяо Миядзаки и птица», 2024

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Хаяо Миядзаки и птица», 2024

Путь художника

Довольно интересный документальный фильм, в котором мы наблюдаем за Хаяо Миядзаки во время создания 'Мальчика и птицы'. Вместе с ним мы погружаемся в процесс творческого поиска, в котором даже сам автор поначалу не до конца понимает, о чём его фильм. Он размышляет, рисует, сомневается, выбрасывает наброски и начинает заново — и всё это становится для зрителя медитативным погружением в путь художника, ищущего форму для чего-то очень личного.

Я, например, думал, что в образе мастера, передающего знания мальчику, Миядзаки видит самого себя — мэтра, уходящего на пенсию. Но оказалось, что он, наоборот, отождествляет себя с мальчиком, а образ мастера посвятил своему ушедшему другу и коллеге Иссао Такахате. Это делает фильм куда более личным, чем кажется на первый взгляд.

Попутно мы узнаёт некоторые авторские тонкости — как Миядзаки использует схожие или одни и те же образы в разных своих работах, как он часто пишет персонажей со знакомых ему людей, как мультяшные локации перекликаются с его собственным повседневным окружением и т.д.

Фильм в буквальном смысле позволяет ощутить сложность и изнурительность творческого поиска. В какой-то момент команда осознаёт, что не успевает выпустить в заявленный срок, и делает выбор — забить на сроки и не терять качество. И это оправдывается тем, что фильм в итоге получает своё признание и статуэтку Оскара. Такой вот любопытный фильм о пути художника, который снова и снова ищет и находит себя в своём искусстве.

Фильм интересен ещё и тем, как он показывает, что Миядзаки, несмотря на официальные заявления об уходе на пенсию, в конечном итоге не может не работать. Создание фильма — для него скорее необходимость, чем выбор.

Цитата: 'Режиссёры не уходят на пенсию'.

Также запомнилась мысль о том, что великие режиссёры с возрастом могут снимать фильмы слабее. Интересно, никогда раньше об этом не задумывался.

8 из 10

29 мая 2025

Совершенно гениальный, по сути, полноценный художественный фильм от студии Гибли

Для начала стоит сказать, что если еще не смотрели аниме «Мальчик и птица» (2023), то лучше восполните этот пробел перед просмотром этого дока, т. к. после сформулировать свое отношение к нему как к самостоятельному художественному произведению, коим оно бесспорно в первую очередь и является, будет крайне затруднительно.

Этот док начинается с того, что совершенно нагой Хаяо лежит в ванной, что как нельзя лучше передает его суть, т. к. то, каким он предстает перед зрителем, иначе как обнажением души назвать невозможно.

Стартом этой истории является официальный выход на пенсию в 2013 году. Этот день становится точкой отсчета до премьеры «Мальчик и птица», и тут сразу на себя обращает внимание цифра 3598 дней.

Увидев такую цифру, честно говоря, несколько опешил, т. к. само аниме (согласно Кинопоиск) вместе с титрами длится 124 минуты, и если поделить их на количество затраченных дней, то получается, на одну минуту ушло более 29 дней жизни режиссера, что само по себе заслуживает уважения, и то, что этот путь, в свою очередь, удалось уложить в 120 минут формально документального фильма, — это само по себе маленький подвиг.

Даже если бы это был простой док – это был бы праздник для поклонников Хаяо, однако он смонтирован так, что превращается в полноценную художественную историю, которая оказывает какой-то нереальный психологический эффект, а то что сам Хаяо и остальные герои истории позволили снимать подобное заслуживает отдельного уважения.

Как мне кажется, эффект этот в первую очередь достигается за счет пропасти между внешним спокойствием и бурей эмоций внутри Хаяо. Просто вдумайтесь – мастер ушел на пенсию в 72 года, а вернулся к работе в 75, вы можете представить его мотивацию? Вот и я по началу не мог, тем более сам Хаяо в этом доке, работая над раскадровками, прямо говорит, что если он умрет, то просит снять именно так, как он нарисовал. Опять же практически в начале звучит, на первый взгляд, очень странная фраза про то, что принятие и смирение – выход из самых сложных ситуаций, однако магия этого фильма состоит в том, что к концу становится понятен её смысл, и как художественная история она буквально заставляет зрителя прочувствовать этот смысл.

В результате то, что поначалу воспринимается как легкий, даже, возможно, комедийный док, очень быстро раздваивается на 2 параллельно идущих сюжета. С одной стороны, формально он до конца остается доком о создании конкретного аниме, а с другой — он, буквально оголяя душу Хаяо, позволяет зрителю не просто проследить этот непростой путь, но и прочувствовать его, что дарит уникальный опыт.

Скажу больше — в этом фильме звучит фраза, что сам Хаяо, вероятно, уже не видит границы между реальностью и вымыслом, а этот фильм делает то же самое со своим зрителем. Если этот сюжет ровно в том виде, как есть, переснять в формате художественной истории, в которой «все совпадения случайны», и которая, в свою очередь, предлагала зрителю наблюдать за эволюцией абстрактного престарелого художника, который что-то творит (тут вместо аниме можно вставить что угодно), то под конец, так же как и тут, будет невозможно понять, кто на кого оказывает большее воздействие, и это была бы драма на 10 из 10. Как док, смонтированный из документальных кадров, — это также 10 из 10. Вместе же они образуют уникальный гибрид документалистики и полноценной драматургии, который лично я никак иначе, как первый и совершенно гениальный полнометражный фильм от студии Гибли, назвать не могу.

Тем более странно что у этого фильма на странице Кинопоиск указаны только режиссер (про которого в сети ноль информации) и 4 актера, которые «играют сами себя». Если это дело действительно собрал этот режиссер, то я бы на месте студии Гибли бросил бы его на создание нового направления, т. к. о существовании чего-то подобного лично мне не известно.

10 из 10

16 апреля 2025

Документальный фильм Хаяо Миядзаки и птица на большом экране с 2024 года, его режиссером является Каку Аракава. Кто снимался в кино, актерский состав: Такэси Хонда, Исао Такахата, Хаяо Миядзаки, Тосио Судзуки.

В то время как во всем мире собрано 25,908 долларов. Страна производства - Япония. Хаяо Миядзаки и птица — один из самых популярных фильмов не только в России, но и в других странах, однозначно рекомендован к просмотру. Таких фильмов наберется всего с десяток по всем мире. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.