Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тень Караваджо |
английское название: |
L'ombra di Caravaggio |
год: | 2022 |
страны: |
Франция,
Италия
|
режиссер: | Микеле Плачидо |
сценаристы: | Сандро Петралья, Фидель Синьориле, Микеле Плачидо |
продюсеры: | Федерика Винченти, Винченцо Бономо, Рита Роньони, Паоло Дель Брокко, Riccardo Borni |
видеооператор: | Микеле Д’Аттаназио |
композиторы: | Умберто Иерволино, Федерика Винченти |
художники: | Франческо Серени, Мария Грация Ширрипа, Тонино Дзера, Карло Поджоли, Марко Баньоли |
монтаж: | Консуэло Катуччи |
жанры: | драма, биография, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $141 872 |
Мировые сборы: | $4 832 351 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 октября 2022 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч |
Историческая драма «Тень Караваджо» 2023 года (ориг. «L'ombra di Caravaggio») от популярного в России итальянского актёра и режиссёра Микеле Плачидо (да, да, того самого комиссара Каттани из сериала «Спрут», который, как известно из песни Александра Буйнова, «нам с тобой защита», «мафии гроза», «чёрный пистолет», «козырной валет» и много кто ещё) – не первый фильм, посвящённый Микеланджело Меризи да Караваджо, художнику, одному из крупнейших мастеров барокко. Стоит хотя бы выделить британский «Караваджо» (1986) и одноимённый с ним сериал 2007 совместного европейского производства. И это если не считать несколько документальных и околодокументальных картин, таких как «Правдивая история о Караваджо» (2013), «Караваджо: Душа и кровь» (2018) и др. Конечно, любопытно было бы сравнить новинку с перечисленными работами, но оставлю сей хлеб другим рецензентам, со своей стороны рассматривая фильм Плачидо как бы с чистого листа.
И в этой связи новинка предлагает зрителю следующее. Красивые костюмы, причёски, декорации (где, как не в Италии сохранились изумительные древние места для натурных съёмок?) и в целом антураж эпохи Реформации, включая картины самого Караваджо. Удачно выставленный свет, сочетающийся с творчеством художника и нагоняющий мрачную атмосферу того времени, царившую на Апеннинах, да и в Европе вообще. Интересный приём подачи материала, когда жизнь знаменательного художника раскрывается через призму расследования инквизитора по поручению Папы Римского, которому поступило на рассмотрение прошение о помиловании беглеца (напомним, что в 1606 году после обвинения в убийстве во время драки, Микеланджело Меризи пустился в бега и под страхом смертной казни несколько лет скрывался в Неаполе, на Мальте и в Палермо). Запоминающаяся роль Луи Гарреля, колоритная массовка и… вгоняющее в сон повествование, из-за которого впору рекомендовать зрителям запастить спичками, дабы подпирать смеживающиеся за два часа тягучего хронометража веки.
Но главное же не обёртка, а, собственно, то, ради чего мы тут собрались: историческая правда, вложенные в фильм идеи, общий нарратив и расставленные акценты. Именно то, с чем у новинки швах. Показали царящий повсюду разврат, развратных церковных служителей (куда ж без этого), развратного… извините… любвеобильного главного героя, падкого на продажных женщин и сладострастных мальчиков (что, конечно же, по мнению авторов, идёт ему только на пользу). Показали, как Караваджо рисует Богоматерь с натурщицы-проститутки, а библейских святых – с уличных бродяг и бездомных, что (о, ужас!) противоречит канонам римской католической церкви. Ну ладно, ну хорошо. Обязательные составляющие «успеха» соблюдены. А что же дальше? А дальше идёт обычная заезженная западная конъюнктура последних лет: порассуждать о жизни замечательных людей прошлого с точки зрения нынешних «ценностей». И Плачидо сотоварищи, словно выпрашивая конфетку у прогрессивной общественности, садится на излюбленного конька фестивальной публики и начинает вырисовывать жизнь великого либерала Реформации, политического мученика, которого сожрала тоталитарная система (в данном случае – церковь) за его опередившие время взгляды и убеждения. Практически Джордано Бруно (который, кстати, в фильме тоже мелькает с обличительными речами), только из мира изобразительного искусства. Другими словами, ещё одна история про то, как талантливому человеку не дали быть свободным и рисовать то, что ему захочется. «Работа без авторства», часть вторая. Только в отличие от ангажированной немецкой пропаганды сегодняшних европейских идеалов на примере авангардиста из середины 20 века Герхарда Рихтера, итальянцы не настолько прямолинейны и чуть более сдержаны в своих выводах относительного своего национального достояния – Микеланджело Меризи, хотя сути это не меняет: в попытках заслужить дежурный одобрям, объективно разобраться в эпохе и её хитросплетениях они даже не пытаются, равно как в личности героя. Само собой, обвинить в убийстве недопонятого современниками мастера кровавую церковь намного выгоднее сейчас, чем просто-напросто следовать фактам и признаться в том, что Караваджо поплатился за свои множественные неразборчивые половые связи и в конце концов умер от сифилиса (ну, или от золотистого стафилококка), а не от инквизиторского кинжала!
В общем, всё так же, всё по тому же месту. Микеле Плачидо, садитесь, выслужились, зачёт (пять номинаций на премию «Давид ди Донателло» с вас хватит). На деле же ещё одно разочарование от ожидания получить здравомыслящую историю-байопик о жизни и творчестве действительного неординарной фигуры, имя которой у всех на слуху. Вот уж точно, не сам Караваджо, а его искорёженная сегодняшними реалиями тень.
18 ноября 2023
Кто помнит сериал 'Спрут'? Комиссар Катани был секс-символом советских школьниц ) Я до сих пор слушаю саундтрек - музыку написал великий Эннио Морриконе.
Удивлена, что Ватикан не предал Микеле Плачидо анафеме. В детективном байопике 'Тень Караваджо' церковь непосредственно решает, быть или не быть гениальному художнику. Микеланджело Меризи умер рано, внезапно и загадочно, в зените таланта. И итальянский режиссер выбрал максимально кровавую версию финала - не для слабонервных, как говорится.
Ах, итальянские художники об итальянских художниках. Радость сердца, глаз и слуха! В финале звучит Плач Ариадны из в остальном утерянной барочной оперы Монтеверди, поет мужчина. Напомню повод для слез: Тесей подло бросает свою спасительницу на пустынном острове, пока девушка спит, хотя вернуться домой дочь критского царя уже не может. Но вскоре красавицу подхватывает на ручки Дионис, самый веселый из богов, дарит колечко и бессмертие.
Я считаю, фееричная идея, Караваджо нечего делать в христианском Раю, для Ада он слишком бешеный мученик, а в широких объятиях Вакха сможет утешиться и снова рисовать разбойника Купидона. Не знающие Монтеверди зрители действительно потеряют половину удовольствия. Я видела реконструкцию оперы в театре Сац, он детский, но там можно красиво послушать и старого доброго Моцарта, и нашего современника Филипа Гласса.
До сих пор существовали два крутых фильма: артхаусный 'Караваджо' Дерека Джармена и телевизионный 'Караваджо' Анджело Лонгони. Не могу не уточнить, Караваджо - мой любимый художник, свет на его полотнах считается фотографическим. А еще он первый смельчак, у кого жопа лошади могла занимать треть картины на религиозную тему. Можно вечно смотреть на огонь, воду и его картины.
Потом напишу, почему церковь считала Караваджо богохульником, как непокорный гений изменил живопись навсегда, создание каких картин реконструировал Микеле Плачидо, и какие из этих полотен были в Москве. К слову, после смерти Караваджо, хотя его неистовое искусство породило массу подражателей, был надолго забыт. И открыт заново искусствоведами - энтузиастами лишь в 20-ом веке, спасибо этим людям-огонечкам! Человечество способно забыть даже такое, господи, как это все напрягает.
17 ноября 2023
Фильм 'Тень Караваджо' рассказывает историю жизни и творчества знаменитого итальянского художника, работавшего в период Барокко. Фильм представляет собой драму, историческую и биографическую ленту.
Сюжет фильма интересен, но, к сожалению, затянут. Некоторые сцены могли бы быть более уникальными и увлекательными. Однако, камерная работа, особенно съемки Рима и Ватикана, были выполнены высококачественно и создали потрясающую атмосферу. Только ради этого уже стоит посмотреть фильм!
Диалоги в фильме, к сожалению, не оставили особого впечатления. Были пару интересных диалогов, но большинство из них забылось на следующий день. Шуток и неуместного юмора тут нет, это хорошо.
Компьютерная графика была на своем месте, не бросалась в глаза и не отвлекала от сюжета.
Актерская игра в фильме была неплохой, но ничего особенного или шедеврального не было замечено. Однако, главный герой был очень харизматичным и убедительным.
В целом, фильм 'Тень Караваджо' интересный и красивый. Кинематограф нас не часто балует качественными фильмами в подобном сеттинге. Несмотря на некоторые недостатки, его стоит посмотреть, особенно интересующимся историей и искусством.
10 июня 2023