Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Плотник |
год: | 2022 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Авдотья Смирнова |
сценаристы: | Марина Степнова, Авдотья Смирнова, Иван Лесков |
продюсеры: | Илья Стюарт, Мурад Османн, Павел Буря, Елизавета Чаленко, Игорь Мишин, Полина Гассельблат, Влада Лахина, Анастасия Кинс |
видеооператор: | Денис Клеблеев |
художники: | Александр Арефьев, Андрей Сарабьянов, Мария Швачкина |
монтаж: | Анна Крутий |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $22 793 |
Мировые сборы: | $22 800 |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 48 мин |
Фильм для обывателя ничем не примечательный. Подумаешь, какая-то рядовая семья с проблемой. Это так могут думать только равнодушные люди. Столкнись они сами с бедой, неизвестно, что бы с ними было. Герой фильма настоящий мужчина, хоть и попытался сойти с пути в конце, но одумался. Врач не зря там говорит про сбежавшую мать, или обычно это отец. Не всем под силу взять такую ношу, проще бросить и жить в своё удовольствие. Но простой плотник даже в силу обстоятельств, которые он узнаёт в конце, не теряет свой облик благородства. Правильный фильм, правильные намёки и прямые события. Ложь порождает последствия, и в конце всегда выходит наружу. Никто тут не виноват, жизнь сложилась именно так. В беде люди всегда своё настоящее обличье показывают - сосед, матери в данной картине.
Разводить многобукв про фильм не стоит. Всё предельно ясно. Но люди ради критики любят порисоваться в сети и выглядеть мастодонтом золотого пера.
8 ноября 2023
Согласна с теми, кто считает фильм удачным. И дело даже не в том, что он выглядит почти документальным и жизнь подсмотрена в скважину для ключа, а потому, что все происходящее, рядом с нами. Пока нас самих не тюкнет беда по башке, нам кажутся подобные истории выдумкой, пропагандой и домыслами.
Конечно, понятно стремление Смирновой придать этой реальной истории некий евангельский смысл. Это издержки именитых и талантливых кинематографистов. Им свойственно стремление к чему - то более высокому, чем жизнь человека, которая всегда кажется простой задумкой и банальной истиной.
И все же фильм опережает своих создателей и еще раз доказывает, что нет ничего более интересного, чем человек и более трагичного, чем его столкновение с природой. Оно не всегда бывает удачным, это столкновение, но тот, кто пытается его познать, преодолеть и несмотря на груз потерь, выходит победителем. Так случилось с Осиповым - настоящим мужчиной, о котором мечтает каждая женщина, поскольку его плечо всегда будет рядом. Как это сейчас важно и как этого сейчас нам всем не хватает.
12 сентября 2023
Если и есть в этом творении что-то стоящее, то это разве что идея снять фильм о ребенке с врожденной неизлечимой болезнью и обратить, быть может, внимание не озабоченных этой проблемой людей на такие случаи. Но художественно эта идея совершенно провалилась. Вот, например, Франсуа Озон в фильме 'Рики' тонко иносказательно рассказывает, по сути, похожую историю. Вот Любовь Аркус без обиняков снимает документальное кино 'Антон тут рядом', растапливающее любое сердце. Смирнова же закатывает практически черную комедию: поклонение главной героини Ленину как святому; препирательства тещи и свекрови; бегство то из дома одной, то другой; мыльно-оперный фортель на подходе к финалу смотрятся в этой претендующей на евангелическую историю (Оспиов-Иосиф) картине совершенно нелепо.
16 января 2023
Простая семья внезапно сталкивается с неизлечимой болезнью единственного сына - Зайца. Плотник, глава патриархальной семьи, должен выступить Героем картины, не зря фильм носит одноименное название; версию о роли плотника подтверждает и описание к фильму.
Герои. Прописаны крайне поверхностно, они так примитивны, что становятся скучны. Или в этом и смысл? Чтобы каждый сильный духом плотник отожествил себя с героем? Глупышка-жена, 'украшение семьи', ребенок. Именно он становится причиной всей истории, но именно ему на экране отводится меньше всего времени. У героев в фильме нет прошлого, они пусты в настоящем, будущее не определено.
Сюжет. Все начинается с семейных посиделок. А новость о болезни Зайца становится громом среди ясного неба. Семейство ищет способы решить возникшую проблему. Все вокруг такие плохие и злые, что Плотнику приходится все проблемы на себя, такой герой-отец. А ведь доктор говорит, что обычно мужчины уходят из семей после подобных новостей о болезненных детях. Скитания семьи в поисках решения проблемы нервно и напряженно скатываются в скомканный финал, после которого автором произведения сообщается, что картина посвящена всем семьям с неизлечимо-больными детьми.
Грязь. Картина блеклая до безобразия. Не возникает совершенно никакого сочувствия. К завершению сие произведения автор решает добавить чернухи - ссора в ванной, драка, селфхарм матери, ее депрессивное состояние и галлюцинации. Эта линия не обладает никаким развитием или хотя бы значимостью для хода сюжета. Заметно, что добавлено для остроты эмоций, которые может испытать зритель.
На ум приходит фильм 'Нелюбовь', в чем-то есть неочевидная схожесть с данным произведением. Ребенка, как зачина истории, на экранах зритель почти не видит. Лишь терзания родителей. Только дело в том, что 'Плотник' не несет в себе ровно никакой ценности в отличии от более качественной 'Нелюбви', которая действительно несет в себе трагичную историю и способна пробить на сопереживание героям и вовлеченность в историю.
Плохо. Очень плохо.
14 ноября 2022
Он не просто плотник. Его фамилия Осипов. Плотник Осипов. Намек поняли? Сейчас подчеркнем. Его жену зовут Мария. Сына в семье иначе, как Заяц, не зовут. Сын Заяц (понятно: Агнец было бы уж совсем чересчур). Мальчик страдает редчайшей генетической болезнью, которая не лечится нигде в мире. Но, кто знает, может быть, этому мальчишке суждено стать тем агнцом, на котором опробуют новые лекарства, а те, в свою очередь, спасут новые поколения. А его маленькую жизнь просто принесут в жертву.
Мессианство у деятелей российской культуры в крови. Как то самое редчайшее генетическое заболевание. Сделать частную историю, в которой бы, как в капле воды, отразились беды, сомнения, радости наших современников, кажется российским кинематографистам слишком мелким, недостойным их высочайшего таланта. Кругом притчи и эсхатология. А ведь без этих евангелических виньеток, фильм был бы намного проще, чище, понятнее и добрее.
Если забыть, кого как зовут и на что намекает Авдотья Смирнова этой сценарной конструкцией, то нельзя не заметить: «Плотник» четко нащупал и проартикулировал новую тотальную беду современного российского общества. Отказавшись от поклонения коммунистическим идолам (а семья Осипова из Ульяновска, теща вообще не случайно работает в мемориале Владимира Ильича), россияне в массе своей стали поклоняться иному божеству, которому памятники не ставят, но которое повсеместно. Божество это называется Материальное благополучие.
Жуткая история, когда беда, пришедшая в семью в виде страшного диагноза, не сплачивает родных и друзей, а, наоборот, заставляет их уходить в ракушку « я сам по себе», точно ставит диагноз. Не всеобщий, конечно, но типический. Да и у Зайца не просто редчайшее заболевание, а болезнь со смыслом. Мягкие и соединительные ткани его юного организма при ушибах начинают превращаться в костные. Окостенение у мальчика на фоне всеобщего окостеневания общества. Точно подмечено и тонко написано.
Но мессианство не просто в евангелических аллюзиях имен и обстоятельств. А они порой буквальны: цитата «… и не было им места в гостинице» реализована на экране именно так. Искушение «передовой русской интеллигенции»: не просто показать новую проблему, не просто диагностировать беду, но и подчеркнуть нечеловеческие страдания «думающей части российского общества» о судьбах народа. Весь комизм в том, что эта передовая часть почти не видела России за пределами Садового кольца. Это Шукшин с Алтая приехал. И для него Алтай был не задворками, а центром мира. Для Авдотьи Смирновой Ульяновск- это конец географии, населенный упырями и моральными уродами за редким исключением. Автор сценария и режиссер немало бы удивилась, узнав, что для жителей Барыша, Инзы, Новой Малыклы Ульяновск - столица мира. А ведь есть еще Вольск, Пугачев, Гай, Новотроицк, Бугуруслан, Кваркено, где жизнь еще дремучее, а нравы еще свинцовее.
Объездив за четверть века все самые глухие места Среднего Поволжья могу утверждать: теза «чем дальше от центра, тем жизнь бессмысленнее, нравы грубее, а перспективы беспросветнее» не работает линейно. В чем-то это действительно так. А в чем-то, напротив, чище, проще, надежнее. Все гораздо объемнее и богаче смыслами. Но эти обертоны лишают наших творцов позиции страдальца. Чего страдать, если у Ивана Петровича с Серафимой Матвеевной есть иной смысл жизни, иные опоры и иные надежды? Нет. Народ должен быть обязательно дик, обманут и туп. А российская интеллигенция обязана за него страдать. И упиваться своей страдальческой позицией. И именно эта нота все портит. Даже на уровне художественного решения.
Если Сергей Уманов (плотник Осипов) и Анна Рыцарева (Мария) существуют в художественном пространстве «Плотника» по законам психологического реализма, их герои действительно из плоти и крови, а не тени своих библейских тезок, то обе свахи, друзья- соседи правят бал по законам театра представления, не жалея жирных саркастических красок для создания образов. Конечно, ведь акварелью активной гражданской позиции не напишешь. Нужна гуашь, яркая и жирная.
Вот и все. Тонкое наблюдение. Важное прозрение. И все обрушилось из-за гордыни. Товарищи кинематографисты России, уберите вы Христа ради, СВОИ страдания из кадра, оставьте право страдать героям. Тем более, вам страдать легче. Когда-то страдали на верандах родовых усадеб. Теперь все чаще страдают за рубежом. Это так по-нашему страдать за русский народ, находясь в Германии. И традиции у такого страдания мощные и глубокие.
5 ноября 2022
Принятие реальности.
Чтобы сохранить душевное здоровье, человек должен принимать реальность такой, какова она есть, даже если это больно, даже если это страшно. Принимая реальность, ты можешь бороться.
Однако, принятие — не синоним «смирения».
Смириться со страшной реальностью — мириться, значит, проиграть.
Такие темы поднимает новая работа Авдотьи Смирновой.
Простая, любящая друг друга семейная пара из Ульяновска сталкивается со страшной бедой — болезнью своего ребенка.
Звучит жуткое, вязкое, лишающее чувств и дара речи слово «рак». Как символ самого страшного, непобедимого. Нет ничего страшнее рака — это знают все. Так думает и жена главного героя.
Она молит небеса о том, чтобы диагноз не подтвердился, вот только вместо Господа Бога — дедушка Ленин.
Ленин, как нечто нерушимое, незыблемое. Вечное, надежное. Как и Москва, куда отправляется семья в поисках диагноза и лечения.
Диагноз не подтверждается и кажется, что можно выдохнуть. «Москва сказала, бояться нечего».
Простому, маленькому человеку можно поклониться дедушке Ленину, поблагодарить его, вернуться в свой городок и жить себе спокойно.
Но так ли это на самом деле?…
Не только рак может стать страшным приговором. Семья отдает все что у них есть, продает свой дом - чтобы узнать, чтобы спасти.
В множащихся, как снежный ком, бедах даже самые близкие люди открываются по-новому. Довольно бесчеловечные поступки свекрови и тещи разбивают и без того разбитые сердца главных героев. Даже друг жаждет наживы на чужой беде.
Кульминацией служит конфликт супругов, в котором выясняется страшная и бескомпромиссная тайна прошлого.
И кажется, что нет больше пути. Только мрак. В петлю? В бутылку?…
Мирясь, наконец, со страшной реальностью, жена главного героя рассыпается на части.
А он?
По-настоящему сильный человеческий дух выбирает борьбу. Собирает себя по частям, склеивает, сколачивает.
И поднимается. И идёт.
И подаёт руку тому, кто ударил в спину.
Подобно ветрогенератору, не раз появляющемуся в кадре, чьи лопасти крутятся, преобразовывая энергию ветра в электрическую энергию, главный герой, блестяще сыгранный Сергеем Умановым, создаёт энергию внутри самого себя, чтобы продолжать двигаться, несмотря ни на что.
Это тяжелый, сильный фильм о мощи человеческого духа. Который не так просто перемолоть жерновами судьбы.
Да, сейчас смотреть такое кино тяжело. Но именно сейчас его и нужно смотреть. Смотреть, чтобы сохранять веру в себя, в собственные силы и помнить, как важно несмотря ни на что оставаться человеком.
1 ноября 2022
Умное и важное кино, несмотря ни на что должно выходить и выводить зрителей на разговор. «Плотник» Авдотьи Смирновой занимает эту нишу, не уходя в бесконечный трагизм и философию. Создательница «Истории одного назначения» говорит о потере, страхах и о том, что может коснуться каждого, простым и понятным языком.
Осиповы живут в собственном доме на юге. Работает только муж, но денег им на все хватает. Все меняется, когда заболевает Заяц, их сын. Они едут в Москву, потом в Германию, тратят все деньги, которые могут достать, чтобы выяснить, что с их единственным ребенком, и готовы потратить еще больше, чтобы вылечить его.
Не уходя в социальщину, Авдотья Смирнова рассказывает про быт обычной семьи с родственниками и друзьями-соседями, и про то, чем все это оборачивается, когда приходит беда.
Родителей Зайца играют талантливые и мощные Анна Рыцарева и Сергей Уманов, одного из врачей, готового помочь, – Алексей Филимонов.
Спродюсировала «Плотника» кинокомпания Hype Production Ильи Стюарта и Мурада Османна, и благодаря «трезвому» взгляду на ситуацию Авдотьи Смирновой и ее соавтора Марины Степановой фильм не стал очередной слезовыжимальной историей. Авторы обращают внимание, что у нас есть такие проблемы и сложности, предлагая решить их вместе и спасти жизни всех тех, кто обратится за ней.
27 октября 2022