Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 4.3 |
IMDb | 3.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Черная месса |
английское название: |
El exorcismo de Carmen Farías |
год: | 2021 |
страна: |
Мексика
|
слоган: | «У дьявола свой обряд» |
режиссер: | Родриго Фьяллега |
сценарий: | Моло Алькосер Делано |
продюсеры: | Моло Алькосер Делано, Хавьер Гонсалес-Рубио, Леонардо Кордеро, Х. Пекас Лозаньо, Мигель Миер, Мигель Ривера, Энрике Латапи Сильва, Химена Кальво, Фернанда Медина |
видеооператор: | Каролина Коста |
композиторы: | Джорди Бахбуш, Давид Родригес |
художники: | Фернанда Контрерас Рамирес, Абрил Аламо, Лиз Медрано |
монтаж: | Дэвид Торрес |
жанр: | ужасы |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $24 060 |
Мировые сборы: | $1 566 951 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 мая 2021 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
1. Не бойтесь тьмы, ибо тьма должна бояться нашего света.
2. Человек решает, бог определяет, а дьявол ломает.
© Цитаты из фильма.
В последние годы российские прокатчики рьяно заинтересовались жанром хоррора. Дыры в кинотеатральном расписании то и дело закрываются вторичными работами никому не известных авторов, а названия локализуются соответственно картинам, когда-то бывшим на слуху. «Экзорцизм Кармен Фариас» у нас перевоплощён в «Чёрную мессу», из-за чего могут возникнуть ассоциации с одноимённым криминальным байопиком Скотта Купера.
Увы, нет. Теперь это не история о жестоком гангстере, а очередная вариация на тему того, какие тайны хранятся на кассетах, запрятанных в старинных особняках.
Родриго Фьяллега – начинающий мексиканский режиссёр, сумевший придать дебюту удобоваримую форму и спрятать под ней несуразность крайне клишированного сценария. На протяжении сеанса, куда ни ступи, везде будет ожидать нечто знакомое, наблюдавшееся в жанре сотни тысяч раз. Ты заранее знаешь некоторые ходы (например, судьбу каждой собаки) и уже способен не пугаться резких звуков – авось, снова нечисть поварёшку уронила. Основные сюжетные повороты тоже лишены оригинальности: экскурс в прошлое производится за счёт найденных плёнок, найденные плёнки ведут к травмированным свидетелям, а травмированные свидетели усугубляют положение, дабы смочь встретиться с разбуженным злом ради жертвенного боя.
Но провалиться дебюту не даёт визуал и всё, из чего он состоит. Особенно запоминаются взаимоотношения между актёрами, очень естественно и непринуждённо существующими в кадре, а также операторская работа и монтажные приёмы.
Камила Соди и Хуан Пабло Кастанеда играют милейшую парочку: в отличие от большинства «киношных» влюблённых, их обоюдная «химия» не вымучена и не гипертрофирована, а диалоги не лишены эмпатии и иронии. Во второй половине сеанса компанию Соди составляет Хуан Карлос Коломбо: общаются они уже иначе, учитывая смену ролевых моделей, но по-прежнему в диалогах и действиях всё кажется приятным и гармоничным. Даже пёс здесь на своём месте и ведёт себя как пёс, а не функция.
В качестве оператора выступила Каролина Коста, в послужном списке которой совершенно неожиданно – лауреат премии «Ника», инди-драма о 90-х «Хрусталь» Дарьи Жук. Но это лишь любопытный факт. В «Чёрной мессе» Коста периодически удивляет интересными ракурсами и операторскими решениями. Например, в одном эпизоде её камера непрерывно движется вокруг стола вместе с героиней, только чуть быстрее, и тем самым вводит зрителя в нужное состояние, одновременно выделяя предметы интерьера, ведущие к разгадке фамильной тайны. В паре других камера медленно закручивается вправо, отчего горизонтальное изображение ломается либо по диагонали, либо совсем по вертикали: так мы фиксируем расшатанность сознания Кармен и ненадёжность пространства, допускающего в себя злые силы.
Оттого фильм выглядит весьма симпатичным, хоть отчасти нудноватым. Клише и трюки, разбросанные по хнорометражу как рыболовные крючки, срабатывают вовремя и должным образом. Сопричастность с происходящим присутствует в полной мере. Там, где должно быть жутко – становится жутко (как в сцене с кофе). Правда, финал пролетает слишком быстро, что уже скорее в минус, чем в плюс.
Отдельной ремаркой выделяется проработанность образа Кармен Фариас. Будучи журналисткой, девушка не просто собирает разные доказательства и отсматривает материалы, но и документирует каждую новую подробность либо на диктофон, либо на телефон при мгновенной пересъёмке архивов с найденных кассет. Отголоски профессиональной деятельности помогают воспринимать героиню глубже, вырисовывая характерные черты, нежели бы на её месте мозолила глаза обычная домохозяйка-крикунья, и потому обидно, что сию браваду не развили чуть обширнее, переведя детальную регистрацию в полноценное расследование.
«Чёрная месса» – хоррор, наполовину оправдавший свой потенциал. В нём есть за что зацепиться, есть чему сопереживать и почти нет откровенно раздражающих жанровых триггеров (либо они не раздражают ввиду добротного преподнесения). Но красивая форма не отменяет сценарной неполноценности: история сама по себе слаба и требует более скрупулёзного подхода. Возможно, Родриго Фьяллега учтёт это и проявит позже – если, конечно, захочет продолжить творческий путь.
5 из 10
13 января 2023