Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
На дальних рубежах |
год: | 2020 |
страна: |
Россия
|
слоган: | «Там, где нет места любви» |
режиссер: | Максим Дашкин |
сценаристы: | Борис Фрумин, Максим Дашкин |
продюсеры: | Анна фон Дзембовска, Денис Ковалевский, Борис Фрумин, Павел Буриан, Елена Калмыкова, Максим Дашкин |
видеооператор: | Андрей Найденов |
композитор: | Дмитрий Носков |
художник: | Виктория Богданова |
монтаж: | Павел Куприков |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 37700000 |
Сборы в России: | $1 767 |
Мировые сборы: | $1 768 |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 20 мин |
- Нонна Юрьевна! Вы на ком бы женились, если один маленький, а стихи бы писал, а другой большой, красивый, а собак не любит?
- Не знаю.
- Вот и я не знаю.
- Я бы со стихами.
«Не стреляйте в белых лебедей», 1980, реж. Р. Нахапетов
Один стихи пишет, другой словно кремень, в том смысле, что из самого себя искры высекать может. Едва накрыла печаль-кручина, упал на пол, отжался раз двадцать-двадцать пять. Не проходит? Повторил упражнение. Вновь не отпускает? На турник. И подтягивание тела в том же количестве подходов. Нагрузка мышцам, рассасывание глупости в голове… Мы в Армии. В Российской Армии. Гарнизон на стыке бывших республик Советского Союза о нескольких днях, неделях однообразного быта обитателей.
Любовный треугольник. Муж, жена и любовник. В веках звучит данная тема. Преломляясь то в одну, то в другую сторону. Третьим всегда «подселяется» либо женская, либо мужская особь. И вынос мозга драматической трагедией до слёз, до истерик, до поножовщины, до мордобоя, до войны. Да-да, даже до войны! Всегда так было. И так будет тоже всегда. Безболезненно этот процесс не разрешим. Чувство досады из-за обмана не даёт покоя. И зачастую выливается в месть. Разная она. Разная.
Причина Троянской войны, как известно — похищение Прекрасной Елены Парисом. Похищение у законного мужа. Жена спартанского царя Менелая бежит с молодым любовником за тридевять земель. Купаются в сексе, купаются в блаженстве. Греху предаются. При этом стоит упомянуть, что Парис в это самое время, был женат. И участь Эноны, супруги, трагичным следствием блуда благоверного. Она повесилась (или, по альтернативной версии — бросилась в погребальный костёр). Ох уж эта любовь! Зла злодейка! Коварна! А кто вернёт Ахилла, чья звезда закатилась у стен ненавистного города? А Гектора доблестью себя покрывшего… Да разве их одних? Многих. Там много достойных парней полегло… Вечная им память! И всё из-за Елены. И всё из-за Париса. Абсурд. Правда? Но это история.
Так чего тогда мы хотим и требуем от потомков? Всё лишь повторяется. «На дальних рубежах» — это про «повторяется». Ну, почти.
… Тучи низкие прячут лунный свет
полететь бы мне, да вот крыльев нет…
Постучалась в дом боль незваная
вот она любовь окаянная
Коротаем мы ночи длинные
Нелюбимые с Нелюбимыми…
Когда в мужских руках оружие, с блудом шутки плохи. И какая разница ХIII век до нашей эры с битвой под Троей в разборе «полётов» или наши дни с киргизскими пейзажами и офицерской бранью в доверительном режиссёрском рассказе. Да, перед нами далеко не «Иллиада», но что с того? Молодость пытается взять верх над опытом. Безрассудна. Легкомысленна. Своевольна она. От скуки однообразия гарнизонной службы чего только не случается. Чужая жена в страсти безудержного куража где всё как на ладони? Бесстыдство потакания животной натуре. Паскудство разврата. А как иначе? Как назвать подобное?
Когда мелькнула искра взаимности меж ними? Когда? Всё сухо и пресно для чувств в этой авторской разработке. Не хочет, не считает нужным режиссёр вдаваться в подробности. На зрителя «вываливается» эта жижа вдруг и размышление дарит на оставшийся хронометраж. Это Мария так истосковалась по Родине? Это капитан так потерял «берега»? Что кинуло этих двоих в объятия? Серость буден? Тяжесть офицерского хлеба? Можно ли оправдать, понять этих «безумцев»? А как к ним относиться? Перед нами страдальцы? Мученики? Решив этот вопрос, мы определённо займём какую-то позицию. Обелив, очернив…
«Граница: Таежный роман» (сериал 2000) в своё время посвятил исследованию данной темы (впрочем не только ей) аж семь часов экранного времени. Тогда, нам «рисовали» Дальний Восток, гарнизон на границе с Китаем. В СССР 70-х годов мы окунались. Офицерская жена жизнью на «два дома». Муж — капитан, любовник — молоденький лейтенант. И Амуры, Амуры, Амуры… Прелесть, а не кино было. Интрига, та ещё — убьёт Никита (Алексей Гуськов) этого желторотого Ивана (Марат Башаров) или как? Удавит, задушив? Утопит ли в болоте среди тайги? Где и когда это случится? Александр Митта разыгрывал потрясающую партию из людских характеров демонстрируя изнанку Советской Армии.
… Тучи низкие прячут лунный свет
Полететь бы мне, да вот крыльев нет…
Постучалась в дом боль незваная
вот она любовь окаянная
Коротаем мы ночи длинные
Нелюбимые с Нелюбимыми…
А ещё раньше, другой мэтр отечественного кино, Пётр Тодоровский потрясал драматическими откровениями с вкраплением комедии, мелодрамы — «Анкор, еще анкор!»(1992). Тогда, вообще было пиршество «пристойного» разврата и блуда. Ирина Розанова, Елена Яковлева, да разве только они, чудили? Ну, в смысле — их персонажи. И опять Армия под лупой микроскопа в рассмотрении. Послевоенное время. Северная глубинка с причудами гарнизонных дрязг…
Да, там где есть женщины, там где есть мужчины — всегда кому-то чего-то не хватает. И хочется, хочется, хочется… Аж до крика!
… Двери новые — не сорвать петель
и одна беда стелет нам постель…
Постучалась в дом боль незваная
вот она любовь окаянная
Коротаем мы ночи длинные
Нелюбимые с Нелюбимыми…
Кино, в котором автор позволяет зрителю обратить пристальное внимание на предлагаемые образы. Без комментариев. Без полемики. Молча давая возможность ознакомиться с «выставкой» работ. Картинная галерея? Ага. Она самая. Ну, например — компот вылитый на чистую блузку. Пятно расползающееся во все стороны. И соль — как чистящее средство «в затирке». Вот позиция режиссёра? Так? А пятиэтажное здание встроенная в пейзаж гор как нечто неестественное, лишённое первозданного смысла в замысле этих мест мирозданием… Люди тут мало говорят. Приказ, команда определяют порядок. И отжимания от пола, а равно подтягивания на турнике, о которых говорилось выше — лучше любых слов. Они красноречивее… Вот такое кино.
Библейские мудрецы говорят, что женщина — это сосуд немощи… Так? Говорят, что жёны офицеров, разделяя с мужьями все тяготы и лишения, служат Отечеству едва ли не наравне. Так? Что ж,
Спасибо за службу, Мария!
8 из 10
9 июля 2021
Картина переносит нас на российскую военную базу. Мария, жена командира базы, устав от бесконечных переездов, жизни в военных городках на краю света и чёрствости некогда любимого мужа, откликается на ухаживания его сослуживца. Лейтенант Крайнов по совместительству является тренером по единоборствам для сына Марии, и, в силу обстоятельств, они проводят довольно много времени вместе.
Их отношения развиваются постепенно, и Мария понимает, что нашла того человека, который смог подарить ей ощущение того, что она по-настоящему любима. То, чего ей так не хватало в браке. Крайнов нежен, внимателен и не склонен к развязному поведению, что и привлекает главную героиню. По законам жанра долго это оставаться в тайне не могло, и муж Марии вызывается пойти на охоту вместе с Крайновым.
Фильм очень хорошо показывает жизнь жён военнослужащих, со всеми их тяготами и проблемами, и даёт пищу для размышления — готовы ли вы к этому, связывая свою жизнь с военным? Готовы ли к тому, что военная служба может со временем изменить того человека, которого вы полюбили, и сделать более чёрствым и ожесточённым? И сможете ли принять правильное решение, не доводя до необратимых последствий?
8 из 10
14 октября 2020