Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 4.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Феникс |
год: | 2020 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Элина Абкарова |
видеооператор: | Максим Хохлов |
жанр: | короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 15 мин |
Десятилетие назад Элина Абкарова забегала погостить в кадре на пару-тройку детективных телесериалов, а в 2020 году под её руководством вышла странная дебютная короткометражка об экзистенциальном женском ужасе.
Четырнадцатиминутный трип состоит из двух частей.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Женщина кричит лёжа в ванне, заполненной мутной водой. Ей не выбраться: сверху – прозрачное запотевающее стекло. Рядом кто-то зловеще вышагивает. Реальность прерывается видениями (флэшбеками?), а на стекле вот-вот должен появиться таинственный рисунок.
«Что за муть?» – типичный вопрос неподготовленного зрителя. Тем же, кто не прочь включить ассоциативное мышление, удастся разглядеть неприкрытый символизм в ряде, на первый взгляд, абсолютно бессмысленных и несочетающихся сцен, снятых местами аккуратно и прилизанно, а местами – совсем по-любительски.
Легче всего скомпилировать из увиденного драму беременности, потери ребёнка, мук совести, чёрного отчаяния, одиночества и тоски. Стекло и ванна напоминают чрево, выведенный кистью символ вообще можно разбить на сотню значений – фантазия способна всему найти оправдание. «Я – художница, я так вижу», – типичный ответ подготовленной режиссёрки.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Продолжая идти по стопам ассоциаций, мы соотносим предыдущие образы с новыми. Теперь в кадре под дождём танцуют двое, изображая страстное сближение. Кто они? Внезапно танец превращается в ночной кошмар. История хронологически будто отступает назад, чтобы выглядеть более ясной, но авторка, увлечённая завихрениями создаваемого ею «искусства», примеряет шляпу Дэвида Линча и транслирует густой маскарад очередных загадочных символов, не считаясь с публикой, заснувшей от усталости по ту сторону экрана.
Что есть пыль, если не забытье? Что есть мужчина, если не угроза? Что есть мигающий айфон, если не предупреждение?
Публика спит. Элина исследует сон, состоящий из вопросов, пока череда видений бесповоротно запутывается в бесплотных интерпретациях, а ускользающий смысл теряет остатки самообладания и прощально стреляет себе в рот.
ИТОГ
В случае с «Фениксом», несмотря на замастурбированную до блеска эстетическую составляющую, вместо прямого внедрения в суть хочется подойти к тому зрителю, который в слове «суть» технично заменил первую букву на «м», крепко обнять его и произнести лишь: «Как я тебя понимаю».
Как же порой понимаешь тех, кто совершенно не готов лезть без мыла в чужие потоки сознания, смешанные в блендере с ошмётками бессознательного, норовя сохранить разум в спокойствии и отдавая отчёт в беспомощности перед чужими всплесками переживаний, воплощёнными в киноязыке до состояния вырвиглазовой арт-хаусной тошноты. Элина Абкарова родила на свет «Феникса», вероятно, чтобы выразить невыразимое, но порой к невыразимому лучше даже не подступаться без заранее заготовленной методички, покадрово разъясняющей, что, блин, здесь происходит.
А пока такой методички нет – просмотр подобных экспериментов будет только в тягость.
3 из 10
31 января 2023