Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
18 килогерц |
английское название: |
18 kHz |
год: | 2020 |
страна: |
Казахстан
|
слоган: | «Частота звука, которую не слышат взрослые» |
режиссер: | Фархат Шарипов |
сценаристы: | Фархат Шарипов, Зара Есенаман |
продюсеры: | Юлия Ким, Фархат Шарипов, Дина Жумабек |
композитор: | Илья Одегов |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 октября 2020 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 22 мин |
Ознакомился с еще одним 'полным метром' Казахстана и в очередной раз не усомнился, что наши 'соседи' до сих пор рефлексируют по 'лихим 90-ым', нарко-буму, ОПГ и конфликте поколений. Фархат Шарипов не стал порицать временной промежуток истории и искать виноватых. Он проговаривает смысл своих '18 килогерц' в лоб, особо не церемонясь, и выносит приговор взрослым, будто бы за всем этим есть некий бэкграунд и личный опыт. Одно можно сказать точно: не место красит человека, а человек место. Не обстоятельства меняют общество, а общество создает подобные обстоятельства. '18 килогерц' - это, в первую очередь, история не о потерянной поли-наркоманской молодежи 90-х, а о тех, кто их родил и вырастил, о родителях, где в полной мере понятно одно: предки на самом деле ни черта не знают, чем увлекается и занимается их чадо в свободное время.
Шарипов не стал вдаваться в очередной 'Реквием по мечте'. Тут далеко не все 'скопычиваются' от химических веществ. Вольно ссылаясь на 'На игле' и 'Экстази', включая в нужное время знаменитый техно-саундтрек, автор показывает все, как есть: бунтарский юношеский максимализм, желание узнать и попробовать что-то новое, употребление ради употребления, которое происходит непонятно где и зачем - какие-то ушатанные блат-хаты, крыши и чердаки многоэтажек, заброшки и прокуренные 'толчки' андерграунд-клубов. При этом Фархат не делает весь этот перформанс мерзким или напряжным. Картина смотрится вполне нормально и захватывающе - ритмичный сценарий, неплохо, хоть и номинально, прописанные персонажи, съемки на натуре, отлично переданная атмосфера тех лет, а так же обилие запиканого мата. Мне нравится не только, как технически сделано кино, но и как оно написано. Смысловая нагрузка актуальна во все времена: 'отцы и дети'. Мы знаем наших детей, покуда они сидят дома, но стоит им выйти за порог, как они живут своей, подростковой 'движухой', которая ведома только им. Если что-то и случится, то по приходу домой на вопрос: 'Как дела? Все нормально?' они лишь тихо произнесут: 'Да, ок' и поплетутся в свою комнату, плакать, орать в подушку и заниматься потенциальным самокопанием.
Актерские работы нормальные, но для меня там не было знакомых лиц, что не мешало в полной мере следить за местным сюжетом. Операторская работа, монтаж и саунд норм, но если имеется мат, то не надо его вуалировать, ибо картина итак 18+.
'18 килогерц' - это практически идеальное кино, где все портит маленькая приписка титрами под названием: 'частота звука, которую не слышат взрослые'. Как бы сказал Шебанов с канала 'Эпизоды': 'Если кино проговаривает управляющую идею, то грош цена такому фильму' и тут я отчасти согласен. Да, далеко не все люди знакомы со звукоинженерингом или саунд-продюсированием, чтобы быть осведомленным по частотному спектру и границам, которые мы слышим, но объяснять смысл картины в лоб - это too much. Авторское кино должно давать пищу для ума, а не подсказывать или пояснять, но даже это не портит общее впечатление от увиденного. Прекрасное и нужное полотно, способное в очередной раз проанализировать не только годы ушедшие, но и воспитание детей в рамках своей собственной семьи. Ну, а если детей у вас еще нет, то это веский повод набраться опыта заранее.
9 из 10
5 июля 2024
18 kHz. Когда увидел на экране, что фильм снят по мотивам повести Зары Есенаман «Хардкор» подумал значит история снята на основе реальных событий, хотя не в начале не в конце картины об этом не говорилось. Инстинктивно приготовил себя к тому, что сейчас увижу нечто подобное как: «Я Кристина» 1981 (Christiane F. - Wir Kinder vom Bahnhof Zoo18+) или же «Реквием по мечте» 2000 года (Requiem for a Dream18+). Где все так реально и веришь в происходящее на экране, особенно если говорить об «Я Кристина» который снят по мотивам книги и передает все реалии со всеми вытекающими. Но этого не случилось.
Фильм вышел слабый, он хоть и отображает ту обстановку 90-х (в которой я и не жил в силу возраста), бандиты, наркотики весь комплект. Картине не хватает многого, я бы даже сказал всего, ты просто не веришь в происходящие события вот и все. Главные герои Санчо и Жага типичные подростки ученики 9-го класса 15-16-ти лет, бунтуют, как и все в этом возрасте втихаря курят в подворотнях, балуются анашой, в общем протестуют. В их историю верится с трудом да это было и анаша и героиновый бум, но как-то все не вяжется, и не дает окунутся в историю целиком.
Здесь нет главного правды!
Знаете, история больше похожа как мы школьники, девятиклассники, в нулевые тоже курили, пили пиво, пробовали анашу и клей, вот в это я бы поверил сразу бы. Картина больше походит на «Все умрут, а я останусь» 2008 года, протест подростков против правил родителей и собственно юношеский максимализм. Я помню, как это было, особенно многих моих сверстников воспитывали матери одиночки, у которых не было времени на собственных детей. Мы занимали себя сами, а развлечения были самыми пагубными и считали, что поступать так это по-взрослому. Находясь в шаге от наркотиков и если бы таковые, были, то путь вниз стремительно ускорился, поверьте я знаю о чем говорю. Мне, когда было двенадцать или десять у нас сосед был наркоман помню, как он приходил к своим родителям и устраивал скандалы (чтобы они дали денег на дозу) один раз он даже вены порезал кровь была в подъезде, вот там был хардкор, а в данной картине его нет. История, которую представали нам больше походит на мои школьные годы нежели на то, что люди в ней употребляют, об этом, говорит лишь героин и без него это просто юношеский бунт.
Да в картине есть трагический момент, которым совсем не проникаешься (хотя с моим одноклассником случилось нечто похожее только это были не наркотики, а химия, которую он покурил и умер) нет сострадания этому факту, да и веры тоже. Совсем не понимаю почему у фильма такой высокий рейтинг, и за что он получил Гран-при и остальные награды, картина притянута за уши. Чем это обусловлено мне не понять.
Взять тот же «Реквием по мечте» заметьте, история абсолютно придумана, и тем не менее ты веришь в нее целиком и полностью, в зависимость героев чествуешь то отчаяние и даже боль, и думаешь да что-то подобное явно было. Я уже не беру в расчет фильм «Я Кристина» где вообще все натурально и живо (хотя книгу я и не читал, а те, кто читал говорят, что снято похоже и очень приближено к первоисточнику) и если после просмотра я захотел прочитать оригинал, то после просмотра «18 килогерц» такого желания не возникло вообще!
После просмотра мне захотелось как главному герою проснуться и забыть тот сон, который приснился. 18 килогерц — это частота звука, которую не слышат взрослые это вступительное описание и слоган, авторы Фархат Шарипов и Зара Есенаман сами не уловили этих волн, не прочувствовали и не пропустили через себя историю, которую они повествуют. Такое ощущение что они не жили в то время и даже не смотрели другие фильмы про наркоманов (я их видел немного, но в каждом веришь в происходящее) и вышло не то кино.
Не верится, что у главных персонажей есть наркозависимость (а фильм об этом, по крайней мере так заявлено в описании) да дети балуются, но на этом все. Хоть нам и показывают страшные и трагические кадры, ими не проникаешься никак. Хило. В целом история вышла никакая, ей не хватило правды, реальности, чувств да много чего еще.
Единственное картина вызвало какую-то странную ностальгию по тем временам за это, пожалуй, можно поставить тройку. На этом все.
3 из 10
26 января 2024
Хочу сказать сразу, что я начинал смотреть «18 килогерц» с определенными ожиданиями. В 2019 году, как киножурналисту, мне повезло посмотреть всю фестивальную программу Московского международного кинофестиваля, где Гран-при получил Фархат Шарипов с фильмом «Тренинг личностного роста». И я надеялся, что следующий его фильм окажется не хуже предыдущего.
Что ж, мои ожидания более чем оправдались.
«18 килогерц» — это драма о подростках и наркотиках, романтическая и трагическая одновременно. Только если, когда я смотрю «На игле», я всё равно понимаю, что это — игра, аттракцион, фантазия режиссера, не становящаяся реальностью, даже несмотря на прекрасную игру актеров, то в фильме Шарипова приходится напоминать себе о том, что фильм не документальный. И дело не в каких-то особенностях съемки или монтажа, нет. Просто всё происходящее очень реалистично, буднично и знакомо человеку, жившему на постсоветском пространстве в конце 20-го и начале 21-го веков. Вот районные гопники, вяло собирающие мзду со своих пацанов; вот подвалы, превратившиеся в молодежные штабы, где можно, спрятавшись от всех, курить траву и слушать музыку; вот заброшенные дачи, где живут бандиты-наркоманы; вот приличные родители, которым особо нет дел до проблем своих детей-подростков, пока вдруг не приходит понимание, что трагедия уже произошла — и так далее. На экране мы видим не историю в голом расчищенном пространстве, а живой плотный фон, саму жизнь, в которой происходит множество историй, просто одна из них чуть более других выдвинута режиссером на первый план.
Хорош и кастинг, причем, на мой взгляд, второстепенные герои даже превосходят по силе характера и степени убедительности главных персонажей. Например, поразительно органичный на экране Роман Жуков, играющий Макса — диджея и наркодилера. Или бандит-наркоман Карабас (один из самых мощных образов в фильме в исполнении Нышанбека Жуманаева) — в сцене, когда он припирает к стенке главного героя Санчо, начинаешь сам невольно вжиматься в кресло.
Ещё несколько слов хочу сказать о музыке. На мой взгляд, именно музыка в фильме «18 килогерц» является одним из главных действующих персонажей. Время от времени мы слышим устрашающий ритмический топот с придыханием — он словно пробивается к нам издалека, становится всё слышнее и слышнее, отчего у зрителя невольно возникает ощущение, что к нам медленно, но неотвратимо приближается нечто ужасное. Другая запоминающаяся мелодия в фильме звучит очень просто, почти по-детски, и сыграна она так, будто на пианино играет ребёнок, который вот-вот сфальшивит, вот-вот ошибется, и почему-то от этого тоже пробегает мороз по коже. Кстати, это ощущение удивительным образом совпадет и с сюжетом фильма, в котором главные герои — совсем ещё мальчишки — ввязываются в опасную взрослую игру, и мы с замиранием сердца ждём, что в любое мгновение они станут жертвами этой игры. Тоже сфальшивят. Ошибутся. Но если в музыке ошибка — всего лишь ошибка, то в жизни ценой такой ошибки может стать сама жизнь. Есть в фильме и знакомая нам музыка, которая то дополняет впечатление достоверности происходящего (уличный музыкант играет песни Цоя — ну а кого же ещё?), то создает реминисценции (клубная музыка, отсылающая нас к тому же «Trainspotting» и сопровождающая первый наркотический трип главного героя).
Единственное, что мне в этом фильме не слишком нравится, так это концовка. Хотелось мне более чёткой точки, внятного завершения, как это было в «Тренинге». А здесь, на мой взгляд, финал несколько размыт. Впрочем, возможно, что это дело вкуса.
Фильм получил Гран-при Варшавского международного кинофестиваля (2020) и Best Film for Youth Международного фестиваля в Коттбусе (2020). Очень заслуженно, на мой взгляд. Но думаю, что этот фильм хорош не только для любителей «высокого» фестивального кино, но и для домашнего просмотра со своими детьми-подростками. 18 килогерц — это частота недоступная слуху взрослого человека, но можно научиться слушать друг друга сердцем.
9 из 10
7 августа 2021
Картина казахского производства «18 килогерц» посвящена проблемам наркомании среди подростков в 90-е годы. Фильм рассказывает о двух приятелях, проводящих всё своё свободное после школы время на улице, с сомнительной компанией, толкающей новые кассетные плееры и предлагающей «совершенно новые эмоции» при использовании запрещённых веществ. Санжар и Джага постепенно оказываются в самом сердце наркотического мира, знакомятся с новыми лицами, предлагающими вещества самого разного спектра действия — начиная с «лёгких» веществ «для танцев», ребята незаметно для себя берут в руки шприцы. Лента очень наглядно показывает, к чему это в итоге приводит, полностью пресекая возможные кривотолки о популяризации наркотических веществ в кино.
Почему «18 килогерц» и почему фильм попал у меня в категорию социально-семейных? Авторы фильма поясняют, что 18 килогерц — «та частота звука, которую не слышат взрослые». Картина достаточно чётко отражает, откуда у подростков берётся мысль о том, чтобы попробовать наркотики — непонимание дома, нежелание вникать в проблемы своих детей, приводит последних на улицу и заставляет искать единомышленников именно там. А кого можно было найти на улице в 90-е? Там же новые впечатления, иллюзия «взрослости» и самостоятельности — и вот они «заветные» пакетики, плавно приводящие к шприцам. «Чего ты, мы же не колемся» — часто произносимая фраза одного из главных героев, отлично отражает мысли наркомана — всё, что до шприца не считается, ты ещё не зависим и в любой момент можешь прекратить. А как появляются шприцы, ты и не замечаешь. Ты же не зависим, подумаешь, разочек-другой.
Фильм снят фактически по реальным событиям — в 90-е годы Казахстан захлестнула подростковая наркомания. Сотни совсем юных жизней были загублены из-за неконтролируемого вброса наркотиков на улицы. Страшно понимать, что вот так фактически любой подросток может оказаться на самом дне жизни, и ещё страшнее, что это может быть твой ребёнок, от которого ты, устав после работы, отмахнулся, когда он пришёл из школы. Или же наоборот — которого ты контролируешь настолько, что он не знает, как и куда от тебя скрыться. Как видите, лента затрагивает и вопрос правильного воспитания детей такого сложного, бунтарского, возраста. Картина получилась очень атмосферной, с эффектом полного погружения, и потому по её окончании ты наконец выдыхаешь, радуясь, что не являешься частью этого страшного мира.
8 из 10
10 июня 2021