Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Запечатленные временем |
год: | 2019 |
страна: |
Россия
|
слоган: | «Я была совсем маленькая, но я всё запомнила…» |
режиссер: | Алекс Плат |
сценарий: | Алекс Плат |
продюсер: | Алекс Плат |
видеооператоры: | Пётр Ветров, Вениамин Иванов |
композитор: | Алексей Гордеев |
художник: | Максим Орешкин |
монтаж: | Пётр Ветров |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 43 мин |
На сегодняшний день количество фильмов посвященных Великой Отечественной войне уже невозможно назвать точно. Такой интерес к истории народа не может не радовать особенно в 21 веке, когда многие стремятся скрыть бесчеловечность событий того времени и переиначить историю. В связи с такими жестокими тенденциями нельзя не сказать, что фильм Алекса Плата «Запечатлённые временем» — это уникальная возможность более глубоко рассмотреть не только трагедию исторического этапа в целом, но и личную трагедию каждого его участника.
«Запечатлённые временем» — это история о судьбах. О судьбах целых стран, народов и обычных людей. Тех, кто проживал свою жизнь под нестихаемыми обстрелами, мечтая о спокойной жизни. Тех, кто верил в победу Родины, умирая от голода, но придерживаясь лозунга: «Всё для фронта! Всё для победы!» Голосами детей доносится до зрителей с экрана фраза, которая становится мольбой: «Не начинайте новую войну. Пожалуйста…» Создатели фильма в своей работе сделали акцент на эффекте полного погружения зрителя в описываемые события. Стремление передать атмосферу оккупированных поселений, концлагерей, голода среди населения, смертей становится, прежде всего, методом нравственного воздействия на зрителя, а не способом организации его досуга. По этой причине невозможно воспринимать картину как нечто подходящее для обыденного семейного просмотра. При создании фильма учитывался и тот факт, что киноиндустрия сейчас — это мощнейший способ воздействия на молодёжь. В данном случае — воспитания чувства патриотизма и ответственности за сохранение истории своего народа.
При просмотре данной картины возникает впечатление, что мы, зрители, сами оказываемся за экраном наравне с рассказчиками и становимся не просто наблюдателями, но и непосредственными участниками происходящих событий. Такой эффект вряд ли был бы достигнут, не прибегни создатели к использованию архивных видеозаписей, а так же эпизодов общения с теми, чьи детские годы пришлись на годы Великой Отечественной войны. Глубина и масштаб проведенных архивных работ восхищает и не позволяет усомниться в подлинности историй. В 21 веке, где кино — это, прежде всего, часть массовой культуры, целью которой является получение максимальной выгоды, кинолента Алекса Плата становится глотком свежего воздуха. Фильм не восхваляет, не агитирует, не запугивает, как это часто бывает. Он учит анализировать, чувствовать, проявлять человечность и развивает мысль о сохранении такого хрупкого при современном вооружении и людских амбициях мира.
Особое место в развитии идеи фильма сыграла великолепная в своем драматизме музыка Алексея Гордеева. «Эмоциональный слух» стал уже «визитной карточкой» композитора и во многом благодаря музыкальному сопровождению фильма «Запечатлённые временем» оказывают такое сильное моральное воздействие на зрителя. Композитору удалось попасть на одну эмоциональную волну с кадрами, показанными на экране. Стоит отметить, что в данной документальной ленте в рамках своей звукорежиссёрской деятельности Алексей Гордеев достоверно воссоздал каждый звук того времени от выстрелов и взрывов, до угнетающей тишины блокадного Ленинграда.
Удивляет то, с каким мужеством и трепетом пересказывают истории детей войны те самые представители «поколения Х», которых так часто обвиняют в невежестве к отечественной истории. Сама идея задействовать на съёмках документального кино детей является новаторской и позволяет юным участникам больше узнать об упоминаемых событиях и прочувствовать их. Переход повествования историй из уст ветеранов в уста детей сыграл немаловажную роль в натяжении атмосферы фильма и лишь усиливал те переживания, в которые по задумке должны окунуться все, кто наблюдает за действием на экране, без исключения.
Несмотря на мощный патриотический посыл новому поколению, показ столь жестоких кадров, на которых зритель видит умирающих от голода пленников концлагерей, жителей блокадного Ленинграда может привести людей в шок и даже негативно повлиять на психику. Но в данном случае использование таких жестоких сцен вполне оправдано и несёт
в себе благую цель — показать то, чего никогда нельзя больше допустить.
«Запечатлённые временем» — это, пожалуй, лучшее название, которое мог получить этот фильм. Время запечатлело нестираемыми красками всю ту боль, о которой рассказывают герои. Время сохранит напоминания о каждой пролитой капле крови, обо всех душевных и телесных ранах людей, чья судьба была омрачена бесчеловечными поступками тех, кто ослеп от гордости и ненависти. История всё это запечатлела с надеждой на то, что такой жестокости больше не придётся почувствовать миру. И задача сберечь этот хрупкий мир стоит перед новым поколением. Поколением, которое помнит полные грусти и слёз глаза своих бабушек и дедушек, головы, которые поседели раньше времени. Именно на молодёжь уже сегодня возлагается ответственность за то, чтобы никогда не повторился тот ужас, которым окутаны годы Великой Отечественной войны.
29 февраля 2020