Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Полоцкий вальс |
год: | 2019 |
страна: |
Беларусь
|
режиссер: | Ольга Дашук |
сценарий: | Ольга Дашук |
видеооператор: | Анатолий Казазаев |
жанры: | документальный, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 30 мин |
Найти сильного харизматичного героя — уже половина успеха картины. Ольге Дашук в этом плане везёт. История Василия Грановского — во многом показательная, как и исключительная. Несмотря на свою драматическую судьбу, он никогда не унывает и в прямом смысле — идёт с песней по жизни. Бывший учитель физкультуры с нелёгким прошлым, личной жизнью (измена жены), карьерой (частые травмы). Однажды он в корне поменял всю свою жизнь и вот уже 16 лет сочиняет и поёт песни, имеет собственный песенный фольклорный коллектив, с успехом выступает на родине и в соседних странах. Музыкант не имеет профессионального образования и сочиняет музыку исключительно на слух, с лёгкостью слагает песни на любые темы: будь то местечко, чья-то жизнь, судьба целой страны или война в Сирии…
Картина хорошо сочетает лирическую и юмористическую интонации. Слушать многочисленные рассказы героя, как и его песни — одно удовольствие. Он постоянно шутит, разговаривает с аистами, даже с незнакомыми людьми — на равных. Про этого человека с уверенностью можно сказать — душа компании. Даже к себе самому он относится с ноткой иронии: «Дожился, композитор, посуду некому помыть уже!». Те же споры с соседями без улыбки воспринимать невозможно.
В фильме много народной музыки, и это неудивительно, учитывая, кто является героем киноленты. Импонирует то, что смотря фильм, сохраняется при этом ощущение некой сопричастности, а сцены совсем не кажутся постановочными. Здесь их попросту нет. Оператор постоянно снимает Василия за работой — собирает ли он свой коллектив, репетирует песни, или мучается в творческих метаниях, пытаясь по чужой просьбе поправить чью-то песню. Этот человек удивительный, искренне верящий, что творческий дар он получил от самого Пушкина, после посещения его могилы и соответствующей просьбы. «И вот после того, как я уже вернулся домой, чувствую — кто-то постоянно будит меня среди ночи. В два, три часа… Я взял ручку и даже не понимал, что буду писать. Тогда меня так попёрло! Много чего написал!».
Режиссёру — человеку такому же творческому, энергичному и целеустремлённому, в сущности, удалось встретить свою «родственную душу», и, думаю, после этого фильм просто обязан был состояться. Есть документальные проекты, которые навевают гнетущую атмосферу, есть те, что заставляют задуматься и попытаться что-либо исправить, есть и такие, которые радуют душу, наполняя её «музыкой» и настроением, заряжают энергией и смыслом. «Полоцкий вальс» именно такой. Жизнеутверждающий, заставляющий не унывать, и вместо того, чтобы винить судьбу: будь то в постоянных долгах, неудачах, нелёгкой работе или сложившейся эпидемии — взять, да и попытаться её исправить, взглянуть на жизнь иначе.
9 из 10
13 апреля 2020