Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Он не может жить без космоса |
год: | 2019 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Константин Бронзит |
сценарий: | Константин Бронзит |
продюсеры: | Сергей Сельянов, Александр Боярский |
композитор: | Валентин Васенков |
художники: | Роман Соколов, Константин Бронзит |
жанры: | мультфильм, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 16 мин |
“Он не может жить без космоса” - это не сиквел предыдущей короткометражки, а скорее, очередной фильм из авторского цикла Константина Бронзита.
И после просмотра так и хочется выдохнуть единственное - шедевр.
'Но так оно на самом деле и есть, ведь перед моими глазами прошла целая человеческая жизнь', спустя несколько минут отвечаешь сам себе, снова и снова переживая в памяти оглушительный финал.
В отличие от первой картины на эту же тему, второй мультфильм сделан ещё минималистичнее, ещё скупее на персонажей и окружающий мир, но тем сильнее оказывается эффект от просмотра увиденного, точнее, от воздействия рассказанной автором истории, для постройки которой потребовалось так мало визуального материала.
Впрочем, этот необходимый минимум визуального сделан с отменным вкусом и несомненным мастерством.
История без слов, рассказывающая о матери и её единственном ребёнке, с детских лет одержимого мечтой о космосе, поначалу не предвещает никакого особенного драматизма.
Однако темп событий неумолимо нарастает, и вот уже чадо становится взрослым человеком.
Возвращая портрет отца из шкафа на стену, вчерашний мальчуган даёт тем самым понять матери, что прошлое нельзя вычеркнуть, а мечта, или скорее, предназначение, должна быть исполнена - и автор показывает это до мурашек как убедительно.
Но мать остаётся матерью, даже отпуская своё единственное дитя в бескрайний мир, она всё равно всегда остаётся рядом, связанная с ребёнком невидимым тросом, надёжной пуповиной, заботливо связанным красным шарфом.
Понимание этого настигает выросшего героя, ставшего космонавтом, как и его отец, в самый кульминационный момент фильма, а вместе с ним это понимаем и чувствуем мы, зрители, и в этой сильной сцене трудно сдержать слёзы.
Используя простые и всякому человеку понятные вещи, автор придаёт им мощное символическое значение, почти сакральное, собирает из них безупречно точные образы, работающие одновременно как в смысловом, так и в эмоциональном плане.
В кадре нет ничего лишнего, все предметы, на которых останавливается камера - цветы на окне, чайник на кухне, качели за окном, все важны, все необходимы для раскрытия действия, а телефон так и вовсе прозвучит в свой момент оживающей иллюстрацией чеховского ружья.
История человеческой жизни с её взлётами и падениями, мелочами и обжигающей эмоциональной составляющей рассказывается без применения слов и объяснений всего за 15 минут и вряд ли способна оставить зрителя равнодушным - поскольку говорит о том, что близко и понятно каждому из нас.
Так о чем же она - о фатальной неизбежности предназначения или о безусловной, даже болезненной любви матери, важности вовремя отпустить близкого человека, или о запоздалом прощении?
Каждый посмотревший обязательно найдёт свой ответ в этом пронзительном шедевре, и скорее всего, этот ответ не получится однозначным, как не бывает однозначных ответов в самой жизни.
1 февраля 2022
Если очень кратко, то «Он не может жить без космоса» Бронзита — это «Красная черепаха» Дюдок де Вита, 80 минут которой без малейшего насилия изложены за 15 минут. С точки зрения мастерства это — более высокая ступень, свесившись с которой Бронзит благодарно машет предшественнику. Которому на исполнение по глубине и красоте того же самого потребовался впятеро больший хронометраж и 6 лет работы. Другое дело, что наше очередное достижение по части искусства родилось на почве скудости бюджета, а то бы мы — зрители — млели ли бы все полтора часа, но не сейчас, а только через несколько лет, а автор бы и не знал, что способен создать ШЕДЕВР!
А если чуть шире, то КБ удалось кратко, но исчерпывающе высказаться почти обо всех внутричеловеческих конфликтах, которыми и живо человечество: конфликт мужского и женского, детей и родителей, ума и сердца, возвышенного и земного… Так и хочется написать «земного и небесного», но от этого по мудрости своей Константин Бронзит воздержался. Возможно пока.
16 декабря 2020
Этот анимационный фильм трудно описать словами. Сначала он удивляет своим минимализмом — в отличие от «Мы не можем жить бех космоса» здесь почти нет персонажей, нет декораций — это несколько объектов и только нужные для повествования герои. Действие охватывает разные временные пласты, знакомя зрителей с героями, раскрывая их мотивы и поступки. Автор не боится рассказывать образно, прибегая к гиперболе и гротеску. Например, в картине одного из героев мы часто видим в скафандре в самых необычных обстоятельствах, что умиляет зрителя и дает ему повод улыбнуться, а мать героя, как и любая мама, вызывает разные эмоции, кстати, не всегда положительные, но при этом пронзительно ощущается её сильная, жертвенная любовь к единственному сыну.
Редкое сочетание юмора и драмы здесь выполнено тонко и аккуратно. Моменты, вызывающие улыбку, вплетены в серьёзный контекст — от этой деликатности выигрывает весь фильм, обнажая смешное на фоне страшно важного. Нет лишних деталей, людей, персонажей — вся история сосредоточена на одной ситуации, и именно это очищает картину от всего ненастоящего, кристаллизуя отношения между героями на фоне звезд и зова космоса.
Это самый впечатляющий анимационный фильм Константина Бронзита на сегодняшний день, недаром он на данный момент находится в шорт-листе «Оскара» — он его заслужил. Одно количество номинаций и наград этой ленты занимает целый экран. Зал после окончания мультфильма (да простит меня автор за это слово) оцепенел и ещё несколько секунд оставался в тишине — впечатление от просмотра было просто оглушительным.
29 декабря 2019