Колыма — родина нашего страха
7.6
2019, документальный
Россия, 2 ч 18 мин
В ролях: Ефим Шифрин, Юрий Дудь
Юрий Дудь проехал по трассе «Колыма», построенной жертвами сталинских репрессий, и поговорил с местными жителями.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Колыма — родина нашего страха

год: 2019
страна:
Россия
режиссеры: ,
монтаж:
жанр: документальный
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 18 мин
Другие фильмы этих жанров
документальный

Отзывы критиков о фильме «Колыма — родина нашего страха», 2019

Родина Дудя

Юрий Дудь, не изменяя своей традиции, в очередной раз пытается очернить одну из страниц истории России, наиболее сложную и противоречивую. По ходу фильма автор выстраивает в голове зрителя картину следующую: людей за любые проступки вилами загоняли в ГУЛАГ и оставляли там помирать.

Но обо всем по порядку.

Первое, что бросается в глаза, это отстутствие последовательности, логики, конкретно сформированной позиции автора. Нам показывают край в упадке, приговаривая, что раньше-то он процветал, люди могли спокойно прилететь в Магадан и улететь из него (как, по слухам, сделал однажды Высоцкий), а теперь билет обратно купить не так просто, как сказал один из персонажей. И на микрокредитные организации Юрий показывает и говорит: «ай-яй-яй, как это плохо!». Уже только исходя из этих фактов можно сделать определенные выводы о развитии Колымы во времена СССР и дальнейшем упадке региона.

Но нам говорят совершенно противоположное, начав с росказней о «кровавом режиме». Здесь кроется второй промах — берутся доводы обычных людей, не экспертов, не ученых, а просто людей с улицы. И даже среди них большинство высказывается положительно или нейтрально о Сталине, как бы Юрий не пытался направить диалог. Говоря о достоверности данных о прошедших через систему лагерей и погибших там, не используются работы историков, а на веру принимаются слова паренька из музея.

В-третьих, нагло игнорируется принцип историзма. События рассматриваются не с той точки зрения, что в стране была нестабильная ситуация: из-за кордона спонсируют мятежников, некоторые иностранные «партнеры» готовятся напасть на Советский Союз, были ярые антисоветские элементы. Вместо этого, рассказывается о том, что людей гоняли по лагерям и убивали просто так. И сколько ни гоняли, сколько не сажали, сколько не убивали — а промышленность развивалась, войну выиграли, все регионы развивались. Удивительно получается! Запуганные люди столько всего делать могли. А школы, университеты и больницы строили с целью еще больше запугать?

И самое главное — почему это «наш» страх? Большинство заключенных были реальными уголовниками, которые отбывали свое наказание. Как и в любом месте исполнения наказаний, были и невинные люди, но с таким же успехом можно любую тюрьму в наши дни назвать «родиной страха».

Страх живет в любом адекватном человеке как инстинкт самосохранения (как пример), и попытки приплести его к Колыме попросту нелепы.

По итогу мы имеем бессвязный, противоречивый сюжет, созданный с целью очернить Советский Союз и переписать историю в головах людей в очередной раз. Неубедительно, неправдиво, нелепо.

Оценка только за старания операторов

4 из 10

30 марта 2020

Когда мы не боремся с внешним врагом, мы давим соотечественников

Какие мысли вызвал фильм? Самые разные. Осмысление увиденного в размышлении. Рабство в СССР. Людоедство власти в СССР. Тирания и ужас.

Поразительное, что когда речь заходит о любви к Родине, большинство из нас, «все как один» за интересы государства. За землю, на которой живём. За процветание. За мирное небо. За счастье детей, познающих в поступи радости и горести буден. Патриотизмом зовут это чувство. И если враг только осмелится, если враг только бросит перчатку вызова, героизм подвигом за Отечество. Саша Матросов, Зоя Космодемьянская, Коля Гастелло, Алёша Маресьев, Витя Талалихин… Их подвиг золотыми страницами русского человека. А сколько безвестных? Сколько оставшихся по умолчанию? Творцы, без свидетельства сторонних наблюдателей. Враг, мобилизующим чувством ненависти. Враг, жертвой собственной жизни. И со связкой гранат на танк. Но ведь вариантов нет! А ты и не рассматриваешь варианты. Ты просто идёшь на него. И в пике штопора машиной можно на танковую колонну, если больше нет боезапаса. И на амбразуру пулемётного гнезда грудью, если иначе никак. И тараном во вражеский самолёт, если обойма патронов уже на исходе. А варианты? Но сказано же уже — нет вариантов. А возможности спасения? Возможности спасения — это последнее о чём они думали. И думали ли вообще? Просто делаешь. И всё. Долг это? Безрассудство? Фанатизм? А может быть ВЕЛИЧИЕ ДУШИ?

… и вот войны нет. Горести позади. И народ, что так бескомпромиссно «пёр» на вражеские окопы, народ, который ковал победу день за днём не доедая, не досыпая, скручивают в «бараний рог». Как это в советское время говорили? Загнать туда, куда Макар телят не гонял? Так? В лагерь его. В Воркуту, в Джезказган… Сколько же так называемых исправительно трудовых лагерей было по стране? Масса. Целая масса. Тридцать три буквы содержит алфавит. Так вот только на букву «А» по стране было 20 таких кандальных звонниц. Только на «А» — 20! И это лишь карательные центры. А филиальные придатки к ним? Посмотрите список лагерей Гулага при желании. Ужас!

Мой друг уехал в Магадан.

Снимите шляпу, снимите шляпу!

Уехал сам, уехал сам,

Не по этапу, не по этапу…

… Его не будет бить конвой,

Он — добровольно, он — добровольно.

Вниманию зрителей лишь небольшой очерк об одной из колыбели узников. Север. Колыма. И сплошные вопросы — как же так? За что? Почему? Вчера и сегодня. Горесть одних и обыденная повседневность с рутиной новой поросли поколения. Оголённые нервы в плаче и беспечность покоя перекличкой. Вчера и сегодня. Наверное, чтобы понимать — нужно прочувствовать на себе. Иначе просто никак. Через сломанную судьбу, через заплёванное имя, через зачумлённость осознания себя в среде чистых.

Что же одни люди делали с другими? Соотечественники. С соотечественниками. Морили, истязали, рвали жилы, ломали кости. Втаптывали в грязь и просто растаптывали в пыль. Унижения? Баланды ковш. Пайка и нормы выработки. Пуля приговором за строптивость. Соотечественники. Над соотечественниками… Когда опасности для страны извне нет, наступают времена людоедства для собственных граждан? Все виды работ, которые только можно представить — на заключённых. Будь то добыча угля, руды, стройки, тоннелей прокладка, каналов «раскопки», леса «корчёвка»… Через болота, в комарином гнусе облепленные, с дулами автоматов тупо смотрящими в лица. Соотечественники. Над соотечественниками. И в мороз, и в пургу.

Когда мы не боремся с внешним врагом, мы давим соотечественников.

И ведь это ещё аж с 1928 года! После принятия плана развития народного хозяйства. Бесплатный, рабский труд. В суровых условиях. Как же мы войну выиграли? Как мы вообще могли её выиграть? Так кто ковал эту самую Победу? Другая война в нас всех.

Живите ж тыщу лет, товарищ Сталин,

И пусть в тайге придется сдохнуть мне

Я верю будет чугуна и стали

На душу населения вполне.

Я верю будет чугуна и стали

На душу населения в стране.

8 из 10

5 июня 2019

Документальный фильм Колыма — родина нашего страха на большом экране с 2019 года, его режиссерами являются Евгений Стаценко, Юрий Дудь. Кто снимался в кино, актерский состав: Ефим Шифрин, Юрий Дудь.

Страна производства - Россия. Колыма — родина нашего страха — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.