Война. Остаться человеком
6.9
2018
Беларусь, 1 ч 40 мин
18+

В ролях: Марина Поддубная, Дмитрий Ратомский, Зинаида Зубкова, Антон Жуков, Юлианна Михневич
и другие
Четыре истории о войне, снятых молодыми кинематографистами, где главным вопросом для авторов является нравственный выбор: «Можно ли остаться человеком в нечеловеческих обстоятельствах?».
Дополнительные данные
оригинальное название:

Война. Остаться человеком

год: 2018
страна:
Беларусь
режиссер:
сценарий:
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 40 мин

Постер фильма «Война. Остаться человеком», 2018

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Война. Остаться человеком», 2018

Не забыть главное.

ФРАНКА. Белорусские женщины спасают раненного немца. Немец спасает их от насилия местных полицаев. Среди фашистских оккупантов были славные, справедливые общечеловеки - говорят нам авторы. Давайте посмотрим на ТУ войну с иной стороны - продолжают они.

ВОВ. Великая Отечественная Война - на выживания народа. Принесшая многочисленные трагедии и остающаяся одной из основ мировоззрения изрядной доли населения наших стран.

Но разве не МОГЛО быть такой ситуации - имеет место быть творческое допущение - скажут авторы. Могло, но творческому допущению не место в такой тематике. Если имелся конкретный факт - снимайте, нет не путайте народу память своими выдумками. Чем дальше мы от событий тех лет, тем и так размытее понимание происходившего - зачем ещё его разбавлять фантазиями? Нет, причины исказить корни смыслов народов известны - для лучшей управляемости и обезличивания. Жаль, что именно молодые кинематографисты Беларуси не понимают этих простых истин. Возможно уже произошло смещения их жизненных смыслов, где желание увидеть 'общечеловечность' идёт вразрез с пониманием исторической действительности.

ФОТО НА ПАМЯТЬ. В которой главной темой - сохранение памяти. Не только на праздники. Добавлю - и не только о ветеранах. Но о них в первую очередь, как о живой, к сожалению ещё недолго, истории. К сожалению авторы не высказались, что надо помнить и зачем. К ещё большему сожалению, память эта отнеслась к разделу 'ну все же знают', с краткой, информационной справкой. Зато появляются творцы, чётко говорящие нам, что и как надо помнить - ФРАНКА и еже СВОЛОЧИ, вместе с ними.

Наиболее сильная, эмоциональная часть альманаха. Великолепны старые актёры в своих ролях. Особенно Георгий Малявский с его замечательной мимикой, отображающей, нет играющей, подающей зрителю замыслы авторов.

ОДНА ДОРОГА. Собрались как-то поляк, немец, белорус и русский на хуторе в Беларуси. Во время ВОВ. И не поубивали друг друга. Особенно фрица, после его сдачи всех. Уточню - немец из нац. германии, военнослужащий, поляк - польский, белорус и русский - советские. Как так, получилось - автор не дают ответа. Получилось и всё. Война, мол, по всякому раскорячит. А как раскорячило именно этих персонажей, нам и невдомёк - зритель может только 'ощущать' решение этой моральной дилеммы, авторы молчат.

БУДНИЙ ДЕНЬ Самая слабая работа. Основа - предельно смыслово размытое видение несостоявшегося будущего, для бойцов за момент до гибели. Но именно в этой части сборника и просматривается то одно из немногих, где можно остаться человеком во время войны - отдать жизнь за други своя. Жаль, что художественная вставка - видение, никак не подчеркнула этот момент, а отдалась на потребу тонко-осознающей эмоциональности.

Из альманаха видно, что понимание смыслов памяти о ВОВ, вытекающее из знания, у молодых кинотворцов Беларуси, очень размыты. То что действительно является основой для идей общества покоится глубоко и слабо поддаётся обоснованию. Поэтому и нет на экране толкований действий ПРАВОЙ стороны - т.е. народа СССР, во всём его многообразии и представительстве. Зато присутствуют мотивы пояснения действий ВРАГА - с 'общечеловеческой' стороны, совершенно забывая, что нынешняя 'общечеловечность' есть более поздняя функция от тех обстоятельств и действий, являющихся одной из основ общественного сознания наших народов. И не поясняя, что уже необходимо за давностью происходившего, мотивов ГЛАВНЫХ свершений народа, а обсасывая лишь отдельные, ВОЗМОЖНЫЕ, в воображении творцов, эпизоды из прошлого, создают новую историю, с другими смыслами. Зачем?...

4 из 10

10 октября 2024

О людях на войне

Долго не радовал нас «Беларусьфильм» кинолентами на военную тематику. Последними в далёком 2012 году стала серия «СМЕРШ» в копроизводстве с известной русской кинокомпанией («Следы на воде» не в счёт, так как события там развиваются уже в послевоенное время). Поэтому новость о том, что четыре молодых режиссёра работают над киноальманахом «Война. Остаться человеком» — воспринял с воодушевлением. Сегодня много говорят о необходимости пересмотра некоторых моментов, ещё большее — о важности сохранения памяти. Всё это поднимают и авторы в своих четырёх небольших военных историях — лиричных и пронзительных, по-юношески дерзких и по-взрослому серьёзных. Каждая из работ — по-своему ценна и уникальна, как и не однозначна. Но разве должно быть прямолинейно настоящее вдумчивое кино?

Первую новеллу «ФРАНКА» (автор сценария Валентин Залужный, режиссёр Митрий Семенов-Алейников) представлять не приходится. Режиссёр-постановщик получил заслуженную награду (диплом за «За выдающееся визуальное решение») ещё на ноябрьском «Лістападзе». Четыре женщины разных возрастов живут на отдалённом хуторе. Но даже сюда доходит Война, заставляя их сделать свой нелёгкий выбор, когда к ним в руки попадает раненный немецкий солдат. Они едва не убивают его, как этого хотела сделать Франка, вымещая гнев за своих погибших детей. Кровь за кровь — вот основной принцип войны. Месть — это первое чувство, которое вспыхивает у этих девушек, и каждая имеет на это право. Но кто-то видит в этом немецком юнце ещё и человека — доброго и отзывчивого, способного починить крышу и принести воды, иные же в корне с этим не согласны. Война бессмысленна и жестока, а ещё она даёт право на искупление. Вопрос, который не раз поднимался в белорусском кинематографе и литературе: тот же «Немой» А. Адамовича и «Франц+Полина», «Враги», «Кукушка» и др. Мне «Франка» показалась одной из самых мощных новелл в сборнике — в первую очередь по мощному драматизму и актёрской игре. Даже в жестоких обстоятельствах войны женское милосердие побеждает ненависть, но могла ли эта история иметь другую концовку?..

«ОДНА ДОРОГА» (режиссёр Дмитрий Федорович) Снята по мотивам романа Кузьмы Чорного. И поскольку это классика — уже одно это достойно внимания. На небольшом хуторе судьба сводит белорусов, поляка и немца. Хозяин хаты и его дочь дают приют людям, души которых искалечены войной. Однако появившиеся на хуторе немецкие солдаты возвращают обитателей в страшную реальность и обнажают сущность каждого. Страх перед гибелью объединяет тех, кто ещё совсем недавно не мог об этом и думать. С одной стороны суровые будни военного времени шокируют, и становится даже как-то не по себе — как выживали люди в таких нечеловеческих условиях. И режиссёру вполне удалось создать эту особую атмосферу, дух киноленты. Понравилась игра Игоря Денисова. Однако некоторые моменты звучат не убедительно. Например, рассказ ночью бежавшего из немецкого плена солдата об ужасах лагеря. Будто учебник читает, хотя и там будет подробнее — всё лишь в общих чертах. На фоне хорошо созданной в ленте трагичной атмосферы как-то выбивается. Понравилась концовка, хоть она и напрашивалась, всё равно пронизывает душу.

«БУДНИЙ ДЕНЬ» Екатерины Тарасовой — выбивается из остальных работ альманаха. Вот не понял я ни посыла автора, ни необходимости целого ряда моментов. Да, девушка Верноники Поляшкевич выделяется и кажется совсем не к месту на войне, как и та хата на острове — будто (хотя как раз и не будто) из другого мира, где и войны не видно. Приём контрастов работает хорошо, но уж очень много образности. Новелла не несёт в себе какого-либо посыла к размышлению, особенно на фоне трёх остальных работ, задавших в этом плане довольно высокую планку. Диверсионный отряд партизан, возвращаясь с задания, спасается от погони. Казалось бы, им удалось оторваться, но никогда не знаешь, где прячется трагическая случайность… Из разряда — посмотрел и забыл.

«ФОТО НА ПАМЯТЬ» (автор сценария Фёдор Конев, режиссёр Игорь Васильев) показалась достойной работой, которую я бы поставил на уровень с «Франкой». Она посвящена ветеранам, но уже в наше время, и поднимает очень много серьёзных и, к сожалению, актуальных на сегодня вопросов. С каждым годом ветеранов становится все меньше, и меньше. Сколько мы увидим их в следующий День Победы, и помним ли мы их и после. Как пронзительно сказал один из героев: А что будет завтра? (10 мая) Будут ли нас помнить и после? Есть в одном райцентре хорошая традиция — ежегодно фотографировать ветеранов войны у памятника Победы. Для бывших сослуживцев Афанасия и Якова, сохранивших верность боевой дружбе, этот день особенно дорог… Очень пронзительная игра старшего поколения актёров. И да — здесь нет места прямому морализаторству, всё дело в мелочах, и даже через юмор режиссёр сумел донести до зрителя идею. А комичных моментов здесь также хватает. Удачное, на мой взгляд, сочетание юмора и драматизма. Нечто подобное мы уже видели в «На спине у чёрного кота». Шокирует образ женщины-устроителя праздника и, к сожалению, многое у многих сегодня так и остаётся… «для галочки»…

Поразило сразу несколько моментов. Стоя в кассах кинотеатра, заметил внушительную группу солдат, которые не очень предвкушали предстоящее зрелище. И не это меня поразило (учитывая низкий интерес зрителя к отечественному кино в общем), а то, насколько пронзительная атмосфера царила в зале. На протяжении всего фильма зрители не хрустели чипсами, хохотали не впопад или даже спали — я видел горящие глаза тех, кто сидел рядом, и реакцию в целом. Может быть, уже хотя бы ради этого нужно снимать такое кино?

7 из 10

5 мая 2019

Война. Остаться человеком на большом экране с 2018 года, его режиссером является Митрий Семенов-Алейников. Кто снимался в кино, актерский состав: Марина Поддубная, Дмитрий Ратомский, Зинаида Зубкова, Антон Жуков, Юлианна Михневич, Евгений Казакевич, Виктор Рыбчинский, Вероника Пляшкевич, Игорь Шугалеев, Олег Гарбуз, Георгий Малявский, Александр Брухацкий, Алла Пролич, Борис Борисёнок, Александр Парфенович.

Страна производства - Беларусь. Война. Остаться человеком — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.