Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 8.1 |
IMDb | 8.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Поезда, которые изменили мир |
английское название: |
Trains that Changed the World |
год: | 2018 |
страна: |
Великобритания
|
режиссеры: | Майк Ибеджи, Sam Miller |
продюсеры: | Хелен Бриттон, Мартин Даркин, Rebekah Maher, Natasha Newman, Дэниел Томас, Ben Summers, Steve Baker, Anastasia Fordham |
монтаж: | Alex Rees, Алистэр Керр, Nolan Hobdell, Дэйв Монк, David Gasson, Мелани Леблон, Chris Thomas |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 октября 2018 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 40 мин |
18+
Я бывал в музеях, связанных с поездами. В одном из них были десятки поездов разных эпох, включая макеты самых первых высотой до человеческого роста и настоящие поезда царской эпохи, советской и современной, даже ракетный поезд видел, из грузового вагона которого поезд мог запускать межконтинентальную ракету. Был и в музее, где преимущественно были представлены макеты поездов размером с ботинок (размер одного локомотива), но зато там они были все полноценные, то есть со всеми вагонами, рельсами, вспомогательным оборудованием - полноценная железная дорога. Были макеты и очень большие там. Смотрел и железную дорогу огромную игрушечную как бы, где поезда ходили по кругу, вокруг были ещё и города, двигался другой транспорт вроде грузовиков, автомобилей и автобусов. Но всё равно видео всегда круче, так как тут можно посмотреть сразу поезда из разных эпох в живую как бы, документальную хронику, фотографии, а также поезда разных эпох, которые ещё на ходу и разъезжают по миру. Плюс тебе всё объясняют дотошно разные спецы, словно экскурсия, только опытных экскурсоводов много, а не один.
Наша документалка начинается в Англии, конечно. Можно сказать, что тут родина всех поездов. Когда-то Великобритания была действительно владычицей морей, а потому владела многими морскими путями, а через них и заморскими территориями. Но перевалку грузов только лишь морем невозможно осуществлять в больших масштабах, а посему по суше придумали перевозить грузы с помощью паровозов (взяли обычные паровые двигатели, которые в ту пору уже были достаточно развиты в промышленности, и прицепили к ним колёса), что было быстрее и удобнее, чем на повозках по почти средневековым дорогам. Подумать только, но когда-то для перевозки большого и тяжёлого груза даже на 100 км могло уйти несколько дней. Первые полноценные поезда кардинально ускорили этот процесс до нескольких часов. Вагоны же грузовые небольшого типа впервые появились на угольных шахтах, где их тянули сначала люди и лошади, а потом и паровые двигатели. Так что именно добыче угля, который использовался для работы стационарных паровых машин на фабриках, мы и обязаны появлению поездов, хотя первая действительно полноценная железная дорога, судя по нашему фильму, строилась для перевозки хлопка (но это надо ещё уточнить).
Ничто не могло подстегнуть развитие ж/д транспорта так, как капитализм. Капиталисты хотели быстрее торговать, быстрее превращать бесполезный для них груз в деньги, а потом опять деньги в ещё большие грузы и вновь огромные грузы в ещё большие деньги. И они хотели перевозить всё быстрее и быстрее, а главное дешевле (что в итоге удешевляло стоимость товаров и делало их более конкурентными), чем у конкурентов, что подстёгивало инженеров, которым обещали большие гонорары за инновации, изобретать всё более быстрые, мощные и намного более надёжные сначала паровые, а потом дизель-электрические и электрические машины на колёсах (фильм разберёт основное устройство, преимущества и недостатки каждого типа движителя/локомотива). И мы отчасти наблюдаем в этом фильме своего рода состязание Илонов Масков от ж/д мира прошлого. Естественно, поезда перевозить начали и людей в итоге, что перевернуло жизнь многих, так как стало возможно уехать быстро и относительно дёшево от собственного дома на сотни километров и более за короткий срок, не тратя на это дни или даже недели, как ранее. В итоге вместе с появлением автомобилей это кардинально изменило облик и население многих крупных городов Европы, США и остального мира. А ведь вместе со строительством просто железных дорог строились и вокзалы, мосты и всё прочее необходимое для перевозки людей и перевалки грузов. Наряду с ростом промышленности это всё увеличивало экономическую и промышленную активность населения, а также его благосостояние, что позволяло им тратить деньги на то, что раньше им было недоступно, в том числе на заграничный отпуск на море (чего когда-то себе не могла позволить абсолютно большая часть населения любого западного государства). В фильме нам разжёвывают все не очевидные плюсы от появления поездов.
Если говорить о США, то развитие железных дорог тут привело не только к экономическому росту, но и первым войнам, стычкам между индейцами и американцами, а потом и между американцами и американцами. Плюс рос и бандитизм - ограбление поезда могло буквально озолотить преступников. Но это всё касается времён старого Дикого Запада, конечно, когда верховенство американского закона воспринималось весьма не однозначно, особенно в центральной части США, где прав был чаще тот, у кого пушка лучше и глаз с руками точнее и быстрее стреляли в цель. Со временем именно железные дороги, кстати, укрепили власть федерального правительства в штатах, так как последнее смогло быстро перемещать войска для усмирения непокорных и защиты границ от нападения соседей.
Если говорить о европейских монархиях, то поначалу те же британцы (как и прочие европейцы впоследствии) использовали железные дороги и поезда для собственного обогащения и владычества, в том числе используя такие пути для быстрого вывоза из колоний различных богатств и ресурсов и установления своей монополии на торговлю, при этом из вывезенных ресурсов они создавали в своих странах товары и уже намного дороже продавали обратно колониям, извлекая сверхприбыль (но в итоге была и обратная сторона, когда благодаря поездам и прочему транспорту колонии могли торговать с остальным миром, минуя метрополию). Плюс на поездах перевозили войска для быстрого подавления восстаний в зародыше. Но был и обратный эффект, когда развитие транспортных систем меняло мышление порабощённых народов, они выезжали в другие страны и менялись. Собственно, когда-то даже Ленин на поезде спасался в Финляндию или что он там делал. Кстати, у нас в русском переводе всё очень лояльно к нам переведено, а вот в английском варианте иногда используются неподобающие слова к той же советской власти, о которой говорится, что она правила с помощью террора. Соответственно в фильме критикуется и социализм в Китае.
Ну и дальше в фильме много всего рассказывается от паровозов 1930-х, разгонявшихся до 200 км/ч или уникальных экземплярах вроде поезда с пропеллером, вплоть до современности, где уже ходят поезда со скоростью более 500 км/ч, которые давно обогнали автомобили и стараются теперь конкурировать практически на равных даже с самолётами. Попутно есть отдельный сказ про грузовые поезда и перевозки, в том числе про первый прообраз интернет-торговли, но через бумажные каталоги больше ста лет назад.
26 апреля 2024