Рейтинг фильма | |
![]() |
6.1 |
![]() |
6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Груз |
английское название: |
Teret |
год: | 2018 |
страны: |
Франция,
Иран,
Хорватия,
Сербия,
Катар
|
режиссер: | Огнен Главонич |
сценарий: | Огнен Главонич |
продюсеры: | Софи Эрбс, Огнен Главонич, Стефан Иванчич, Драгана Йовович, Пуриа Хейдари Урех, Владимир Видич, Том Деркур, Анкица Юрич-Тилич |
видеооператор: | Таня Крстевский |
художники: | Майя Миркович, Зорана Петров |
монтаж: | Елена Максимович |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
12 мая 2018 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 38 мин |
Эта фраза из вступительного ролика компьютерной игры Metal Gear Solid V: The Phantom Pain как нельзя лучше отражает атмосферу, создаваемую режиссером в своем фильме.
Десятилетние войны в бывшей Югославии — один из самых страшных конфликтов в истории Восточной Европы. Распад страны, начавшийся в 1991 году, вылился в череду кровавых межэтнических братоубийственных войн, раны от которой не затянулись до сих пор. Концлагеря смерти для сербских военнопленных в Боснии и Хорватии, массовые убийства сербских мирных жителей боснийцами и албанцами, карательные акции возмездия сербов в отношении албанских крестьян — кошмарный список военных преступлений всех сторон конфликта можно долго продолжать. Казалось, что войне нет конца и края. Все это увенчалось неоднократным причинением мира и нанесением демократии в ходе «миротворческих» операций ООН и НАТО с массированным применением авиации по школам и больницам, а также боеприпасов с обедненным ураном. В 1999-м я уже пошел в первый класс, так что новостные сюжеты об этих событиях помню прекрасно.
Главный герой, Влада Стефанович — обычный мужчина, где-то за 40 или под 50, повидавший в своей жизни многое, судя по его тяжелому взгляду. Он вынужден вновь сесть за руль грузовика, чтобы прокормить семью в это беспощадное время. Фильм начинается с того, что он получает очередное поручение перевезти груз из назначенной точки в Белград, на опорный пункт сербской армии.
Что находится в фуре, запечатанной множеством крепких замков и цепей, ему не объясняют, и строго-настрого запрещают вскрывать груз ни при каких обстоятельствах. При этом, Владу, как и его коллег по опасному бизнесу, снабжают «окончательной», как выразился бы профессор Преображенский, бумажкой — на самый крайний случай. Так он и начинает свое путешествие по разрываемой войной уже восьмой год стране.
Война и ее последствия показаны в фильме как нечто будничное, само собой разумеющееся, фон очередного рабочего дня героя. Вот Влада мирно дремлет в монотонно едущем к точке назначения автобусе, и только шум пламени, пожирающего сельские домики, вынуждает его на пару секунд открыть глаза. И то — только для того чтобы он опять погрузился в сон с равнодушным выгоревшим взглядом. А вот герой перед выездом дежурными фразами разговаривает с супругой по телефону о походе к врачу под аккомпанемент автоматных очередей и глухой грохот артиллерийских орудий, раздающийся где-то вдалеке. Горящие остовы гражданских машин на разбомбленном мосту — просто препятствие, которое нужно объехать. Несмотря не отсутствие сцен боевых действий, тревога за судьбу Влады и остальных персонажей не покидает на протяжении большей части фильма. Война следует за ними по пятам, подглядывает из-за холмов, наблюдает из леса, ее горестный отпечаток незримо ложится на всех людей, встречающихся Владе в поездке. Суровое пасмурное небо над Балканами будто отражает гнетущее душевное состояние людей, живущих, умирающих, и убивающих друг друга под ним. Сам же Влада сохраняет безучастное хладнокровие, воспринимая все происходящее с христианским смирением и буддистским спокойствием. Выжил в 91-м, выжил в 95-м, выживет и сегодня, все как всегда, уже не привыкать. Жизнь продолжается.
Стоит сказать, что игра Леона Лючева оставила очень положительное впечатление. Актер смог достойно воплотить на экране скупого на эмоции человека с практически каменным лицом, но с переполненными болью и усталостью глазами, который просто пытается выжить в условиях войны, как все другие. И хотя Влада и не отвечает на вопрос попутчика, что же все-таки лежит в фуре, делая вид, что ему все равно, он несколько раз за поездку робко и быстро оборачивается назад, будто пытаясь по-рентгеновски разглядеть сквозь металлическую стену свой таинственный груз. И с каждой новой попыткой он все отчетливее ощущает чувство нарастающей тревоги. Он, помимо своей воли, начинает догадываться, что перевозит.
Актеры второго плана тоже хорошо справились с поставленной задачей, особенно Павле Чемерикич в роли Пайи — попутчика Влады, немного наивного юноши, с таким же не по годам полным боли измученным взглядом. Режиссеру хорошо удалось передать внутреннею напряженность незнакомых людей, пытающихся излить друг другу душу в обрывистой односложной беседе.
Операторская работа, переходящая от изображения общих планов к фокусировке на мелких деталях, тоже весьма добротна.
В целом, фильм оставляет горестное впечатление, которое слегка сглаживает концовка, провозглашающая простую, может быть немного банальную, но, все же, вселяющую надежду мысль о том, что после войны всегда наступает возрождение. До следующего раза.
Добротный, практически документальный фильм о войне и судьбе простых людей на ее фоне, почти без самой войны.
7 из 10
20 февраля 2023