Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Скорина |
год: | 2017 |
страна: |
Беларусь
|
режиссер: | Алексей Ракович |
сценарий: | Наталья Голубева |
жанр: | биография |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 26 мин |
Франциск Скорина — человек-эпоха, который в представлении не нуждается. Хотя бы потому, что в августе 1517 года кириллическим шрифтом на белорусском варианте церковнославянского языка издал в чешском городе Праге первую книгу, став тем самым первым печатником на всех восточнославянских землях. По преданию в день его рождения 6 марта в родном Полоцке произошло солнечное затмение, что было отличным знаком. Белорус Франциск Скорина перевёл и напечатал Библию на родном языке на пять лет раньше знаменитого немца Мартина Лютера и на шесть — француза Лефевра д’Этапля. С 1517-го по 1519-й он издал тысячу экземпляров печатной «Библии Русской» (а значит, в месяц он печатал по 60—80 страниц!). Вручную такое количество книг переписывала бы тысяча людей на протяжении пяти лет. Он много путешествовал по Европе: учился в Академиях Польши, Чехии и Германии. Поступает в Падуанский университет в Италии. Но практически сразу же решает сдать выпускные экзамены экстерном. «Зарвавшегося» студента слушает специальная комиссия из лучших учёных Европы. Два дня длиться экзамен, больше похожий на допрос, однако учёные умы остаются поражены знаниями и сообразительностью молодого Франциска. Успешно выдержав экзамен, он получает звание «во врачебных науках доктора». А портрет белоруса и сейчас висит в галерее сорока лучших выпускников итальянского университета. Франциск путешествует по Италии и южной Германии. Знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем. Последний даже изобразил друга-Скорину на одной из своих фресок. Однако какая же биография настоящего героя не обходится без падений. Впрочем, об этом — в самом фильме Алексей Раковича.
Основная заслуга «Скорины» в том, что он показал нам не просто человека-легенду. Перед зрителем предстаёт в первую очередь обыкновенный человек, со своими страхами, переживаниями и надеждами. Полчаса всего об одном дне из жизни легендарного первопечатника открывают его с самой неожиданной стороны. Авторы сценария Наталья Голубева и Алексей Ракович попытались заглянуть в тёмные уголки души такого знаменитого, но неизвестного для нас Скорины. Лето 1541 года — в небольшом городке Прага под Варшавой огромный пожар. Уже немолодой Франциск бежит из пекла, убегает от самого себя. Злые языки пламени поглотили его книги, рукописи, с ними сгорели мечты, воспоминания и любовь. Два старых друга встречаются сквозь года и понимают: они теперь враги — из-за чувств к одной даме. Любовь и предательство, надежда и отчаяние, вера и ложь — кажется всё сплелось в клубок, распутать который не просто.
Практически всё действие фильма разворачивается в лесной чаще, что является неплохой аналогией с настроением самих героев — Язэпа и Франциска, а также молодого бедного шляхтича, по сути — случайного свидетеля, за коим само будущее. Все они, будто застряли в сумрачном лесу и никак не могут найти выход. Один — вор ещё с детства, другой — решил помочь народу, «дабы в каждом доме простолюдина была своя Библия, а с ней и вера». Их дороги разошлись, но лишь для того, чтобы много лет спустя встретиться снова, но уже совсем при иных обстоятельствах.
Игорь Денисов великолепно показал алчную натуру Язэпа. Несмотря на импульсивный характер его героя, актёр не переигрывает. Подобное можно сказать и про исполнителя главной роли Скорины — Александра Абрамовича. Его образ — более взвешенный и вдумчивый. Как признался сам актёр, ему очень импонировал этот герой. Поэтому он легко вжился в роль, играть которую ему было достаточно легко, несмотря на то, что она требовала передачи всей глубины переживаний героя.
Скажу сразу, в фильме сплелись многие немаловажные моменты из биографии Франциска Скорины, которые человек мало разбирающийся в том, кто же такой Скорина поймёт далеко не сразу. Именно поэтому и ввёл в своей рецензии столь пространное введение, которое, надеюсь, поможет разобраться.
Неплохая попытка очеловечит, приблизить человека-легенду, показать те противоречия эпохи, с которыми Франциску Скорине пришлось столкнуться, прежде чем войти в историю Великим Первопечатником. Противодействие церкви и великое уважение в народе, обвинение в ереси и почёт среди простолюдинов, судебные преследования… и зависть ближайших друзей. Наконец — великая личная трагедия, которая заставила Скорину усомниться в благодарности рода людского, но заставила ещё больше поверить в своё дело. Впрочем, финал остаётся открытым, поэтому каждый откроет для себя своего Франциска Скорину. Фильм, который заставляет думать, фильм, который впечатляет.
9 из 10
23 мая 2018