Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Рай |
год: | 2016 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Борис Акопов |
сценарий: | Борис Акопов |
продюсеры: | Дарья Котелевич, Анна Тен |
видеооператор: | Глеб Филатов |
композитор: | Борис Акопов |
художники: | Николай Киреев, Дарья Денисова, Радмила Мигулина |
монтаж: | Борис Акопов |
жанр: | короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 30 мин |
До того как войти в мир русского кино, переосмыслив девяностые в «Быке», а также продолжить творческий путь с драмой «Кэт» о злоключениях эскортницы и новоиспечённой матери, бывший артист балета Борис Акопов выпустился из ВГИКа с дипломной работой о двух мужиках и их непредсказуемой пьянке.
Если верить аннотации, это должна быть милейшая история о начале большой дружбы. Если не верить никому, она совсем не о дружбе, а о сожалениях, алкоголе, бренности, брошенности, обношенности и вечной несбыточной мечте о местах, где хорошо и нас нет. Акопов сталкивает лбами двух непохожих, отвергнутых обществом персонажей и делает их похожими, потому что, набухавшись да ударившись в хоровое пение, мы обретаем иллюзорное единство и сходство, редко доступное в трезвости. После чего, конечно, наступает похмелье, единство/сходство рушится и каждый идёт своей дорогой. Никаких удивительных открытий.
Впрочем, их и не требуется, однако хотелось бы некоей логической развязки для случившейся вакханалии. На пути из «А» в «Б» нас поджидает несколько неожиданных поворотов, что позволяет повествованию течь не так уж скучно, но… зачем они? Раздражающе частый вопрос «а что хотел сказать автор» здесь как никогда актуален. Автор мог ничего и не хотеть, кроме как познакомить зрителя с бесшабашными персонажами и через их взаимодействие позволить родиться определённому спектру чувств. Данная задача заявлена – да толком не ясно, какие же чувства в зрительской душе дали о себе знать. Есть горемычный музыкант Саша; есть слабоумный Гриша; вот им весело; а вот совсем не весело; а вот и сказочке конец.
Это был бы опус о зарождающейся дружбе, если бы оба человека в какой-то момент стали друг другу симпатичны, обрели особую духовную связь, на что давались некоторые намёки, но из-за специфичного характера общения ни один себя не оправдал. Саша противен. Гришу жалко. Саша использует Гришу, чтобы забыться. Гриша слишком слаб, чтобы сбежать, и существует в своём странном мирке. Оба они попадают в пару передряг, нарушают границы друг друга неразумными поступками, идут на поводу у нетрезвости, вроде бы в какой-то момент сближаются, а дальше – пустота. Ближе к финалу дребезжит жиром нарастающий саспенс: вот-вот опрометчивое знакомство может привести к трагедии, тогда точно у короткометражки возникнет хотя бы поучительный посыл. Что-то в стиле «не пей с кем попало – не дрогнет забрало». Случается ли трагедия? Не ясно. Автор лихо отлынивает от чётких ответов. Он продолжает веселиться, когда уже не весело никому.
Теперь что касается технической части. Совсем уж страшных грехов за съёмочной командой не замечено. Просто одним всё хорошо удалось, другим – всё наполовину. В первую категорию совершенно безапелляционно попал Михаил Лукичев, сыгравший Гришу. Сложно рецензировать, не зная, актёр это был или реальный парень с особенностями в развитии, ибо если Лукичев в жизни ведёт себя иначе, то в этой роли он поразителен и, говоря совсем уж прямо, является единственной стоящей причиной ознакомиться с фильмом. Ещё один ненамного отстающий отличник – оператор Глеб Филатов. Периодически слишком вовремя схватываешь его приёмы, разгадываешь мотивацию в ракурсах или движениях живой камеры, но в целом старания себя оправдали: расшатанное состояние героев передано достоверно. Про прочих можно шибко не расстилаться. Сергей Епишев, судя по всему, привык к театральному методу существования, отчего скорее жёстко переигрывает, нежели ровно и достойно держит образ. Дарья Шварцбах появляется ненадолго, но не привносит никаких изысков. Есть мелькающие лица в эпизоде и в массовке, но их пребывание не выходит за рамки фонового заполнения.
Вот и всё, что следует знать о дипломной работе расхваленного после выхода «Быка» Бориса Акопова – любителя называть свои творения не только одним словом, как завещал Юрий Быков, но и обязательно словом трёхбуквенным. Это обстоятельство само по себе более забавно, чем предложенный вниманию «Рай», кроме стараний Михаила Лукичева так и не сумевший по-настоящему ничем зацепить.
5 из 10
15 ноября 2022