По млечному пути
On the Milky Road
6.8
6.3
2016, фэнтези, комедия, мелодрама
Сербия, Мексика, США, 2 ч 5 мин
12+

В ролях: Моника Беллуччи, Эмир Кустурица, Мики Манойлович, Петар Мирчевски, Ратка Радманович
и другие
История о любви, происходящая в период боснийской войны.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

По млечному пути

английское название:

On the Milky Road

год: 2016
страны:
Сербия, Мексика, США, Великобритания, Аргентина
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , ,
видеооператоры: Мартин Шец, Горан Воларевич
композитор:
художники: Горан Йоксимович, Небойша Липанович, Невена Миюскович, Кристина Браво, Невена Ристич
монтаж:
жанры: фэнтези, комедия, мелодрама, драма, военный
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $312 455
Мировые сборы: $1 075 258
Дата выхода
Мировая премьера: 9 сентября 2016 г.
на DVD: 13 марта 2017 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 2 ч 5 мин
Другие фильмы этих жанров
фэнтези, комедия, мелодрама, драма, военный

Постеры фильма «По млечному пути», 2016

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «По млечному пути», 2016

Разлитое молоко

Кустурица разворачивает свои добрые, сноподобные миры в атмосфере войны. Он от души развлекается и играется; он невероятно талантливый и душевный человек, как и его герой. Создаваемый им абсурд порой проникновенен, но это уже отблески былого величия.

Молоко Геры разлилось в спиралевидную галактику, полную всего, чего душе угодно. Так и наше кино расплывается балканским балаганом, войной, вечеринками по поводу мира и тд и тп. Все не складывается в гармонию и этот фильм, наверное, может быть высоко оценён только любителями Кустурицы раннего, снисходительными к нему в любом случае. Фантазия и недюжинный талант на месте, но возникает все же ощущение некой несогласованности, порой перегибания палки и несоблюдения грани между гротеском и фальшью. Иногда это спасение от плохих парней в стиле багз банни и тут же не совсем понятный и неоправданно серьёзный метафизический образ со змеей и молоком. И все это порой прекрасное и чудесное по отдельности не сводится к общему знаменателю. На то это он, наверное, и Млечный Путь - разлитое молоко мироздания с примесью балканских специй.

1 октября 2023

Любовь во время войны

Эмир Кустурица снял довольно необычный фильм, сельский, простой и который больше напоминает советское кино, кантри стиль, а не современные блокбастеры. История женщины, которая потеряла мужа, вынуждена скрываться от властей и которая переехала в одну непримечательную деревушку. Большое внимание уделяется мелким деталям, простые и незаметные на первый взгляд действия героев придают свой стиль всей картины.

Героиня в исполнении Моники Беллуччи словно чужая в устоявшемся порядке вещей. Жители деревни непримечательные, но все оказывают влияние на героиню. Картина не раскачивается со временем, всё идёт не спеша, причём зритель не испытывает усталости. Благодаря яркой атмосфере и работе оператора можно насладиться хорошим кино. Вроде бы нет ни экшена, ни загадки, ни ужаса – а смотреть приятно. Видать, приелись уже остросюжетные боевики. А тем временем в сюжет подкрадывается любовная драма, вдобавок к началу военных действий.

Если первую половину фильма зритель наблюдал блаженство, то вторая часть включает череду масштабных событий. Любовные интриги, брак по расчёту, взаимная симпатия к другому мужчине и наступление военных – через все трудности приходится пройти Моники. Сам Кустурица выступил в роли того самого человека, которому удалось растопить сердце итальянки.

Фильм Кустурицы дарит счастье соприкосновения с настоящим искусством, оставляет послевкусие, как редкое дорогое вино. Нет ничего случайного в работе режиссёра, каждый образ, каждый эпизод, каждая незначительная, казалась бы, деталь, музыка, свет, цвет — всё направлено на создание настроения, на раскрытие основной мысли художника. Назову картину эстетской, поскольку можно смаковать буквально каждый эпизод в ней либо антивоенной, поскольку, не показав войну как таковую, она показывает её бессмысленную жестокость и античеловечность.

Моника Беллуччи шикарна как всегда. Но, к сожалению, время летит. Эта женщина всегда вызывала восхищение, а «По млечному пути» вывел её карьеру на новую ступень ролей. Более знатных особ, более взрослых и просветлённых. Хорошо это или нет ? Да, вспоминая «Малену» или «Сколько ты стоишь ?», не хочется отказываться от образа, но последняя подобная роль в «007: Спектр» показала, что образ горячей, раскрепощенной девушки уже ей не к лицу.

Очень необычный фильм, просмотр которого будет казаться чем-то новым, а зритель не забудет про него долгое время. Ярко, по-домашнему и со вкусом.

27 августа 2022

Вообще, сказать честно... Ну, крааайне смешанные чувства. Хотя... Кого я обманываю, никаких смешанных чувств нет, я фильмом страшно разочарован.

Второй мой фильм у Кустурицы - и если в случае с первым я хоть и не плясал от восторга, но целостность и явную художественную ценность картины признавал, то тут... Хм, ну да, по-моему, это неудачный фильм - и о его художественной ценности я уже ничего сказать не могу.

То, что в 'Жизнь как чудо' начиналось в виде 'веселого хаоса' продолжается и в 'Млечном пути' - но буквально расплескивается и выходит из берегов. Персонажу отрывает ухо снайперской пулей? Спокойно снял его с куста, завернул в платок и поехал дальше. Плывут под водой? Ну, в лучших традициях 'Времени' Шьямалана - время без дыхания не ограничено. Надо спрятаться? Развилка одинокого дерева без густой листвы - самое то! Но это ладно, это, так скажем, условности и все в таком роде. Но в фильме есть эпизоды, которые выглядят так, как их задумывал режиссер, но которые в итоге ну просто ни в какие ворота не лезут - то есть натурально складывается ощущение, что художник перестал чувствовать рамки, за которыми глубокий замысел выглядит... странно.

Ну а что с самого начала подкосило в моем видении картину - так это ходульность 'любви' в фильме о любви. Ну, то есть смотрим описание: 'История о любви, происходящая в период боснийской войны'. Любить друг друга в фильме полагается героям самого Эмира Кустурицы и Моники Беллуччи. Герои встречаются, влюбляются вроде как с первого взгляда, даже не особо разговаривая - и потом весь фильм за свою любовь борются. Но если поверить в то, что он влюбился в нее (Беллуччи есть Беллуччи), еще можно, то вот в ответные чувства?.. Ну, то есть не знаю, кто как, а я совершенно - абсолютно, вообще, ни на йоту - не почувствовал пресловутой химии между персонажами. Вот у них бейджики 'влюблен(-а)' - и этого достаточно. Даже не так. В данном случае вот как: 'вот, у них бейджики 'влюблен(-а)', а еще это, на минуточку, Эмир Кустурица и Моника Беллуччи, их присутствия на экране достаточно для убедительности, так что попробуй, плебей, не поверь'. А я не верю. Да и никто из актеров не хочет нас в этой любви убедить - Кустурица играет минималистично, по его лицу вообще ничего не понять, а Беллуччи, по-моему, в принципе даже не понимала, какую героиню ей играть (и, например, в условиях сербского сюра изображала традиционную эмоциональную гамму, сюру чуждую). Короче, весь фильм я видел, как два выдающихся человека делают вид, что влюблены - но делают это без особого старания.

В довесок ко всему в финале режиссер - без умысла, понятно - поступает не совсем честно, выводя фильм в предметно-религиозную плоскость. Ну и как бы все верующие зрители говорят: 'какой сильный финал' (а финал снят и правда сильно) - и воленс-ноленс проецируют глубину финала на весь фильм целиком. Ну и как вообще верующему критиковать кино, в конце которого герой становится монахом? (Вопрос несерьезный, конечно - но лишь отчасти). И возникает противоречие: финал сильный, а весь фильм ну откровенно слабый.

И я даже не говорю про ужасающие по качеству спецэффекты - зачем вообще надо было их рисовать? Лучше уж никак, чем вот так.

Что же в фильме хорошего? Кроме финала. Хорошего в фильме - мастерски выстроенные и отснятые мизансцены. Тот самый Кустурициевский (язык сломаешь) хаос. Хорошего - сцены с животными. Хорошего - просто шикарного - саундтрек, который я теперь слушаю на репите. Игра слов в названии неплохая.

Но в целом 'По млечному пути' - это, увы, просьба не обижаться, очень слабое, неуклюжее кино с претензиями (возможно, они фильму крылья и обломали).

30 апреля 2022

Сказка о том, ради чего вообще стоить жить…

O, jesi li to ti zena

pred kojom klece svi...

О, ты ли это, женщина,

перед которой

преклоняют колени все?

        Не стану умничать про штампы, кадр и прочее. Мне хочется поделиться своими впечатлениями, как зритель, о замечательном фильме, фильме-сказке, фильме-притче, который обязательно стоит посмотреть всем.

        Когда мы поднимаем глаза к небу, мы видим звезды, звезды, которые, как и судьбы людей сливаются в большой млечный путь, сотканный из множества созвездий-судеб, желаний, фантазий, снов и надежд разных людей.

        Как и все фильмы Эмира Кустрицы, это фильм для умных и понимающих людей. Он полон аллегорий, тонкого исторического и политического юмора, который талантливый режиссер, как никто другой умеет вплести в сюжет, сотканный из красивейших пейзажей, великолепной музыки, и захватывающей пронзительной истории. Три истории… А может больше? Очень гармонично сливаются в единое полотно, волшебного этнического орнамента. Безупречная актерская игра, создает на экране настоящую живую историю, в которой очень сложно отделить сны от реальности, когда сон, как реальность, а реальность, как сон… Иногда это сон - воспоминание, иногда сон – кошмар, сон – сказка, о любви, о счастье, о том ради чего вообще стоить жить…

        Главного героя этой истории сыграл сам Эмир Кустурица. Пару ему составила великолепная красавица Моника Беллуччи, женщина, пред красотой которой все мужчины готовы встать на колени.

        «Рай в шалаше» - бывает ли такое? Или это только фантазия? Просто мечта о любви, необремененной материальными вещами? Верите ли вы в то, что такая любовь возможна? Существует ли она? А если возможна, то когда?

        Наверное, тогда, когда вещи материальные перестают иметь всякий смысл и значение.

        Большинство из зрителей ничего не знают о войне. Они ее видели только на экранах телевизора, в сводках новостей и в художественных фильмах. Если вам кажется, что вы живете в мирное время – вы заблуждаетесь. На самом деле война – она никогда не заканчивается. Каждый миг и каждый час где-то идет война. Война ломает все обыденное, разрушает все, к чему вы привыкли в своей ежедневной реальности. Война обнажает в человеке, как все самое лучшее, так и все самое отвратительное. Война заостряет и обнажает все, что было скрыто в душах в мирное, спокойное время. Война очень четко делит людей не только на своих и чужих. Без всяких полутонов война делит всех на людей и на тех, кто людьми только казался. Действие фильма происходит на фоне Боснийской войны, в России её часто объединяют с Хорватской. Не буду вдаваться в детали, кто пожелает, может изучить вопрос отдельно. Страшная, очень сложная война, когда в прямом смысле все воевали против всех. Умело подогреваемый из-за океана конфликт разгорался не только на фоне территориальных претензий, но еще и на фоне этнической и религиозной розни. Конфликт, казалось бы, от нас далекий и для многих не очень понятный, но в тоже время такой близкий, что рукой подать и то меньше будет. Конфликт, в котором каждая сторона считала себя правой. Но война такая хитрая штука, которая всегда обнажает правду, с какой стороны на нее не смотри. Правда - всегда одна и для всех.

        Правда – это Любовь,

        Любовь к Родине, Любовь к женщине,

        Любовь к Богу через простую земную любовь.

        Вряд ли можно найти что-то чище. Когда ничто не имеет значения, кроме любви, даже собственная жизнь. Вот тогда и бывает тот самый Рай в шалаше, рай для двоих, когда ничто не важно, кроме любви, Любви настоящей вопреки всему. Рай не только в шалаше, но даже на дереве.

        Многие спорят - о чем этот фильм? Я считаю, что это фильм о любви, о той самой настоящей. Красивая пронзительная сказка, берущая за душу, страшная в своей реалистичности. Фильм, который стоит посмотреть обязательно.

        Добавлю отдельно для внимательных зрителей - фильм очень глубокий, как и все, что создает Эмир Кустурица. Весь фильм пронизан любовью к Родине, которую нельзя не прочувствовать. Она во всем: в музыке, в красоте пейзажей, в живой природе, забавных сюжетах о животных. Отдельной красной строкой в фильме идет музыка песни «Журавли» в исполнении Марка Бернеса, своеобразный реквием погибшим на той войне.

15 января 2022

По млечному пути

Просматривая фильмы Эмира Кустурицы, снятые в новом столетии, невольно начинаешь испытывать чувство если не стыда, то хотя бы неловкости за автора, некогда создавшего такие ленты, как «Время цыган» и «Андерграунд».

«По млечному пути» — его последняя на данный момент полнометражная работа — является как бы квинтэссенцией того творческого тупика, наблюдавшегося ранее в «Черной кошке, белом коте», «Жизни как чудо» и «Завете» (любопытен тот факт, что, начиная с этого периода творчества Кустурица, распался его тандем с прославленным композитором Гораном Бреговичем).

Национальный колорит в виде бесконечных пьянок-гулянок, нелепые и неуместные шутки, стрёмные (откровенно говоря) спецэффекты, обязательные полеты над землей и под водой, балканская война, перетекающая из одной картины в другую… Всё это говорит о том, что Кустурица, по всей видимости, попросту не знает, что же ему ещё сказать и вновь и вновь варится в котле самоповторов и самоцитирования, по инерции создавая каждый свой последующий фильм. Не спасает ситуации и сам режиссёр, играющий главную роль, и даже великолепная (хоть и заметно постаревшая) Моника Беллуччи.

Кто-то из кинокритиков метко подметил, что в «Млечном пути» интереснее наблюдать за животными, нежели за людьми. И действительно, лучшие кадры картины — курица, нелепо прыгающая перед зеркалом, гуси, падающие в ванну с кровью — связаны отнюдь не с персонажами рассказываемой нам истории. Но даже и их недостаточно для того, чтобы назвать картину состоявшейся для любого режиссёра. Тем более для режиссёра такого уровня, как Эмир Кустурица.

3 из 10

24 июля 2021

На земле не будет больше войн, когда не станет большого брата

Фильм предсказуемо закакали и забыли, ну он и был как бы предназначен для этого. Гражданская война, ракия, танцы, ходульность, типовые кустуричные, несколько усталые уже, штампы, самоцитирование, переходящее в самоповтор, нарочитая самодеятельность сюжета, невнятность иной раз до беспомощности — и безвкусица такая, что у опытного кинозрителя скулы сводит.

Ну и чёрт с этим всем, это всё неважно, потому что кино таки настоящее. Как на пиратском форуме написал неизвестный автор: «потому что здесь показано Естественное Чувство, а не сегодняшний суррогат меньшинствующих франшиз».

Это главное и есть. Главное, что налицо редкий по теперешним временам фильм-симфония о большой любви. В действе принимает участие вся роскошная балканская природа: солнце, звери, змеи, птицы, деревья, горы и даже камни.

И Моника Беллучи, женщина-стихия, не потерявшая с годами ни красоту, ни таинственность — она, конечно же, на месте, составляя с вечно всклокоченным Кустурицей исключительно трогательную пару. Это — глубокое чувство двух изрядно мученых жизнью зрелых людей — как развернётся, то сверни попробуй, и панорама для него выбрана исключительно удачно.

Старый скандалист, Кустурица не удержался от монументального кукиша мейнстриму. В его картине гражданской войны истинно плохие парни не принадлежат к какой-либо из воюющих автохтонных сторон. Это те, кого принято называть «миротворцами». Солдаты европейской миссии, всё равно что эсэсовцы какие-нибудь, жгут сёла, ничтожат всё живое от людей до гусей — и, конечно же, идут по следу неприкаянных влюблённых.

Весьма показательно, что сама местная природа укрывает беглецов от чуждых ей карателей, — то листвой, то барашками. И когда в определённый момент упрямая пара безо всякого соответствия сюжету и гравитации просто вертикально взмывает ввысь, попробуй поймай, не очень-то этому и удивляешься.

Потому что здесь сплошная аллегория, как всегда у Кустурицы и было. Песню там очень характерную деревенские поют: «Пока большой брат будет жить, не будет ничего, кроме войны. Не видать людям мира, пока брат не сдохнет от передоза. На земле не будет больше войн, когда не станет большого брата». Прелестная композиция для хозяев дискурса: на, жри.

Налицо, конечно, проработанное кино, фильм-произведение. Свежее коровье молоко в ящиках от патронов — уже один этот образ впечатляющ, библией веет от него, и неудивительно, что молоко станет пить змея. Да, всё дико гиперболизированно и мелодраматично — но лучше так, чем однообразная коммерческая паста с экранов кинотеатров и ноутбуков.

Короче, молодец, Эмир. Гнёт свою линию и не сдаётся.

17 октября 2020

Любовь, война, фантазии или Хвалить нельзя Ругать?

Странное дело писать отрицательную рецензию на хороший фильм. Трудно разобраться в своих ощущениях. Сразу скажу, я люблю творчество Эмира Кустурицы, причём не только фильмы. У меня дома лежат две его книги — Автобиография и сборник рассказов «Сто бед». И в этом сборнике есть история под названием «В объятиях змеи». По сути, именно этот рассказ стал основой для фильма «По Млечному пути». Чудак Коста влюбляется в чужую невесту и на другой день после её свадьбы происходит бойня. Коста и его возлюбленная чудом спасаются и сбегают от войны. Им почти удаётся спастись, но на минном поле она погибает и несчастный Коста уходит в монахи. Вот только в рассказе Коста влюбляется не в итальянку, а в местную девушку Младу. И да, в рассказе речь идёт о совсем молодых людях. В фильме же главные роли играют Моника Беллуччи и сам Кустурица. Увы, но Эмир хоть и старается, но актёр из него вовсе не такой хороший, как режиссёр. Моника — роскошна, как всегда, однако химии между ней и главным героем не чувствуется. Картина идёт всего 2 часа, но кажется излишне затянутой (а ведь «Андеграунд», идущий в Сокращённой версии 3 часа, не провисает ни разу!).

Кустурица опять пытается смешать смешное и страшное. Рассказ «В объятиях змеи» воспринимается именно, как антивоенная притча и там все детали на своих местах. В фильме какой — то дисбаланс. Но, опять же в «Андеграунде» Кустурица мастерски показал ужасы войны, но сам фильм от начала до конца был трагифарсом. «По Млечному пути» же мотает от жанра к жанру — тут и мелодрама, и комедия, и боевик, и притча, но в единое целое это всё не складывается. Картина буквально разваливается. Я вижу и понимаю все проблемы этого фильма, но… Он мне нравится. Да, от Эмира Кустурицы ты ожидаешь картину совершенно другого уровня, но назвать «По Млечному пути» плохим фильмом я не могу. Даже с учётом всех названных минусов. Не лучшая работа Эмира. Не самый выдающийся фильм, да. Но это всё равно — хороший фильм!

18 апреля 2020

- Кем бы ты была, если не война? — Ждала бы принца на белом коне.

Я смотрела почти все фильмы Эмира Кустурицы. Мне посчастливилось первым посмотреть «Аризонская мечта» (1991) — абсолютно волшебный фильм и влюбиться в Джонни Деппа. А вторым посмотреть «Жизнь как чудо» (2004) и влюбиться в жизнь как в чудо. «Черная кошка, белый кот» (1998) и убедиться, что режиссёр гений киноискусства. Из раздач одного из последних фильмов Эмира «По млечному пути» (2016), я выбрала ту, где перевод, редакция субтитров и описание фильма — imvolk13. И рада выбору, хотя надо признаться я не рисковала, зная по предыдущим работам imvolk13, что всё будет сделано по высшему разряду.

Натурализм первых кадров фильма обычной сельской жизни заставил отвести глаза. Кустурица в традиционной для себя манере населил фильм птицами, змеями, ослами, собакой и прочей живностью через них действуя на наше воображение и лихорадочный поиск в аллегориях искать ключи к понимаю тягучего повествования. Мне думается, что намаявшись с пробами актёров, Эмир Кустурица сам решил сыграть в фильме Косту или тому причина Моника Белуччи, приглашённая сыграть роль не его невесты, лихо преподнесённая в село закатанной в покрывало и перевязанная верёвками.

Любовь с первого взгляда, катание на ослике под зонтом, змея пьющая молоко, всевозможные перипетии сельской жизни, стрельба и перемирие, местные разборки, дискотека. «От войны он торчал будто белый дым вдыхал», — поёт пьяная девушка, танцуя на столе. И возвращение страшного лика войны на следующий день после подписания мирного договора. А любовь? Любовь — это вознесение. Это радость и весёлый смех, уединение у озера с синей, синей водой и музыка. Это пройти огонь, воду, ветра стихию и любить из всех сил. Если бы не война…

Фильм зрелый, глубокий, цельный, настоящий и извините, что письмена мои в слезах…

15 апреля 2020

Вселенная Эмира Кустурицы

' — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

- Самого главного глазами не увидишь, — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.»

Вселенная чудака-молочника на ослике с старым зонтиком, защищающим.. . от пуль…

Вселенная, в которой чудесным образом переплетается реальность с миром фантазии, где нет войны, нет зла, где все есть — любовь… Кажется, капли молока из бидона молочника, как маленькие жемчужины истины, маленькие звездочки «млечного пути» расплескались и их нужно только почувствовать, ощутить, собрать в картинку, как мозаику…

Каждая деталь, каждый символ в фильме пережит режиссером, поэтому настолько органичен, растворен в каждом кадре…

С первых кадров маленький мир деревушки, затерявшейся в горах, вдруг становится огромным миром с высоты полета сокола, который связующее звено между Высшим миром и земным. Сокол — птица-боец, отважная, бесстрашная, единственная из всех птиц нападающая на противника в лоб, открыто и только тогда, когда противник способен продолжать сражаться, сокол — птица не за жесткое и слепое убийство, птица, придающая мощную энергию своему владельцу… Символ сокола всегда выражал свободу и надежду для пребывающих в оковах, в том числе духовных, обозначал космическую гармонию…

Змея, существо меняющее кожу, как символ жизни и воскрешения. В минуту смертельной опасности для героя — совершенная картинка: змея, обвивающая на самом деле не дерево, а крест(змея на кресте — символ воскресения и превосходства духа над плотью), змея сползает с этого дерева-креста и обвивает молочника, не пускает его туда, где смерть. Однако сцена спасения не только физического, ибо змея, обвивающая -древний герметический символ, который есть —

символ внутренней силы, психической энергии, змееподобный клубок дремлющей жизненной энергии, который преображает человека…

Весь фильм герой повторяет, что он уже не тот, что был прежде… И постепенно из наблюдателя в бинокль он преображается, просыпается… Как и героиня, которая говорит о себе, что та, кем она была прежде, ее больше нет… У героини неслучайно и имени даже нет… Она — Любовь, она — его потерянный и обретенный Мир, она — Вселенная… Наполненные чувствами совершенные кадры, где не нужны слова, когда героиня через залитые солнцем поля бежит за молочником, чтобы отдать ему бидон… Молоко — начало Жизни, начало всего-животные и человек выкармливают своих детенышей молоком, Женщина — вручает бидон герою — начало конца его созерцательного сна… И конца её «одинокой тоски по любви», пронзительной любви — о которой только цепочка ассоциаций — героиня каждый день смотрит фильм «Летят журавли»…

Герои буквально отрываются от этой грешной земли… на которой время давно застыло в этих убийственных австро-венгерских часах… на которой бессмысленная война.. . люди с потерянным прошлым… из зыбкого мира их выносит колодезная цепь и дерево — вечное древо Жизни…

Магический танец между Жизнью и Смертью… Фантастический танец Любви исполнили на самом деле Моника Беллучи и Эмир Кустурица…

И очень хочется провести параллель. «Магический реализм» Г. Маркеса и «магический реализм» Э. Кустурицы… Два Мастера… понять, осознать навряд ли… только почувствовать, уловить…

28 октября 2019

Когда заходит речь о южнославянском кинематографе, у большинства киноманов хоть немного знакомых с ним сразу на устах крутится имя легендарного Эмира Кустурицы. Несмотря на не очень большую фильмографию, он заслуженно занимает место среди культовых режиссеров, поскольку в своих фильмах он сумел не только передать балканский колорит, но и создать свой особый авторский почерк. Поэтому его последняя работа «По млечному пути» после длительного перерыва не могла не вызвать любопытство.

Синопсис Боснийская война в самом разгаре. Обычный сельский чудак Коста занимается тем, что изо дня в день отвозит молоко прямо солдатам на фронт, уже не замечая ни свистящих пуль, ни осколков от взрывающихся мин. Все меняется, когда в сербской деревне, где живет Коста, появляется красавица-итальянка с загадочным прошлым, в которую герой невольно влюбляется. Однако когда это темное прошлое девушки начинает преследовать влюбленных, уничтожая всякого на своем пути, Коста прилагает все усилия, чтобы спасти любимую.

Говоря об игре актеров, в голову приходят довольно смешанные мысли, поскольку пытаешься понять, с какой целью Кустурица поставил себя с Моникой Белуччи на главные роли. Но если в Белуччи, скорее всего, стала выгодным коммерческим ходом, то режиссер в главной роли оставил много вопросов. Сам Эмир Кустурица сыграл роль Косты, одинокого музыканта и молочника с непростым прошлым, которого война уже перестала пугать до тех пор, пока очередная опасность не стала угрожать любви всей его жизни. Моника Белуччи в неожиданном для себя образе деревенской «девушки», которая тоже не может похвастать счастливым прошлым, так как сама скрывает тайну, которая будет стоить жизней многих героев.

Несмотря на неоднозначное актерское составляющее, фильм оставил благосклонное впечатление в отношении режиссуры. Порадовало, что Эмир Кустурица снял картину в своей прежней абсурдистской манере, которая, с одной стороны, передавала тот жгучий и незабываемый балканский колорит, а с другой, стала катализатором всех переживаний и ностальгических чувств по былому, которое было разрушено бессмысленной войной. Особенно впечатлило то, с каким цинизмом и простотой герои относились к войне, которая стала для них уже чем-то привычным. И во всем этом абсурде находится место любви, которая всячески пытается уберечься от войны, но ее цепкие лапы никак не могут отпустить героев.

Сценарий Действие сюжета происходит в годы боснийской войны. Недалеко от небольшой сербской деревушки растянулся фронт боевых действий, куда изо дня дней привозит молоко одинокий музыкант Коста. По его грустным глазам видно, что он многое повидал на войне, а зверское убийство родного отца стало апогеем. С тех пор, он уже ничего не боится, да и в принципе вроде ничего не чувствует. Но внезапно былые чувства возвращаются с появлением таинственной итальянки, которой предстоит выйти замуж за соседа Косты. И вот Коста вновь чувствует прежний вкус к жизни и начинает замечать вещи, о которых даже не подозревал, как, например, гадюка, пьющая молоко. Невольно близкие по духу герои сближаются, но прошлое итальянки в виде наемников с нечеловеческими способностями настигают героиню и всю деревню. И теперь герои вынуждены пуститься в ожесточенные бега.

Итог Как и большинство картин Кустурицы, «По млечному пути» — очень необычное кино, в котором смешалось сразу и мелодрама, и боевик, и комедия, и даже фэнтези, а следовательно, фильм вызывает сразу «и смех, и слезы», что отображает особенности балканской колорита, который такой же безудержный, безумный и крайне непредсказуемый. Поэтому любителям независимого кино этот фильм явно будет по душе.

7 из 10

16 июля 2019

Невыносимая легкость бытия по-югославски

Не каждому дано создать свой собственный мир внутри нашего общего большого мира, населить его особенными существами, придумать свой собственный язык, которым можно рассказать о том, что болит в сердце сильнее всего. Эмиру Кустурице это было дано: его кино — это портал в альтернативную реальность, которая существует по абсурдным, но непреложным законам. Гармония неуловима, и никто не знает ее формулы. Но фильмы Кустурицы — это гармония, в которой он присутствует с первой секунды до последней: как во внешнем плане фильма — его видимой зрителю форме, так и во внутреннем — той неподъемной для одного человека работе, что остается за кадром.

Когда вышел его последний на сегодняшний день фильм «По млечному пути» (2016), критиков было больше, чем восхитившихся — казалось, что что-то неуловимо ускользает от режиссера, что его манера становится неуверенной, как старческий почерк. Но по прошествии времени, когда поверхностные эмоции отходят, все чаще возвращаешься мыслями к этому фильму и ищешь с его помощью ответы на вопросы, которые ставит перед нами сегодняшняя жизнь. С ее непрекращающимися локальными войнами. С ее неназванными обезличенными врагами, преследующими двух влюбленных — последний оплот жизни. С ее красотой простых вещей — плавающими в реке тыквами, деревнями на склоне холма, пасущимися отарами и осликом на пустынной дороге.

В 2004 году Кустурица снял «Жизнь как чудо», спустя 12 лет сам себе ответил на него, и это сопоставление звучит горько — он признается в несостоятельности для этого мира алчности и войны той философии любви, что он когда-то вывел. Как для любого истинного художника, для Кустурицы осознание крушения собственных иллюзий настолько глобально, что после этого никакая критика не со стороны не страшна. Поэтому у Косты, его героя, такой же грустный взгляд, как и у режиссера во время предпрокатного турне. Это какое-то прозрение, принять которое — истинное мужество художника. «В этом мире можно спастись любовью», — говорил нам Эмир Кустурица в 2004-м. «Но спасти саму любовь невозможно», — говорит он же в 2016-м.

В основе картины «По млечному пути» лежит его собственный рассказ «В объятьях змеи» — история трудная и прожитая эмоционально и самим автором, и читателем, которому посчастливилось ее прочитать. Поэтому если до прочтения порой вызывает удивление выбор исполнителя главной роли, то затем становится все понятно: это может играть только артист с такими глазами, видевший исчезновение страны своего детства. И пусть по-режиссерски он не говорит ничего принципиально нового, но возможно все, что Кустурица говорил до сих пор, было для того, чтобы теперь сказать вот это. И в музыкальном оформлении картины так много Эмира, что писать этот текст возможно лишь под аккомпанемент его вечных композиторов Горана Бреговича и Стрибора Кустурицы — сына.

Фильмом «По млечному пути» режиссер расстается не только со своим мировидением, которое все эти годы после начала Балканских событий спасало на краю пропасти многих своей безудержной радостью бытия и согревающим ностальгическим светом. Он расстается с той Югославией, которую стерли с карты люди в камуфляже с закрытыми лицами. И для него. Кустурица — патриот без родины, югослав, на глазах у которого его страну разорвали в клочья. Поэтому для Косты, как и для Эмира, смирение — это не ответ на невыносимость жизни, а единственно возможный способ существования.

«Ценой неимоверных усилий Коста поднял над головой мешок и высыпал из него камни, которые только что принес на эту вершину над городом. Теперь он смотрел, как они катятся по скалистому склону. «Завтра, — думал он, — сложно будет начать все сначала, все столь же невыполнимое, каким оно было сегодня».

6 апреля 2018

Дорога жизни / «По млечному пути» Эмира Кустурицы

Когда-то Тео Ангелопулос недоумевал: «Почему так любят Кустурицу? В его фильмах люди только пьют, едят и танцуют. Что это за вид киноискусства? Где здесь скрытый смысл?» Эмир только посмеивался. И вот снял фильм, в котором раскрылось то, что в предшествующих его картинах могло ускользать от зрителя или восприниматься узко, однобоко. (Ныне же оно явило себя во всей возможной полноте и покатилась слеза по щеке и на какое-то мгновение ты стал видеть лучше, больше и чётче, чем уже привык видеть, и даже если жизнь всё откатит назад — это превосходное чувство останется с тобой навсегда).

Режиссёр, в юности трижды заснувший при просмотре «Амаркорда», чьи фильмы позже станут определять, как магическое продолжение неореализма, потому как они напоминают сны, и потому, что напоминают сны, они больше похожи на жизнь, чем это может показаться на первый взгляд, — на самом деле, всего лишь хотел снимать человека в пространстве, не отделяя его лицо от окружающей среды и только при естественном солнечном освещении. И за всем этим абсурдом совместного бытия деревьев, зверей, птиц, человеков, рек, строений и предметов, кажущимся иногда преувеличенным и смешным, а иногда и невпопад натуралистичным, где внезапные вспышки красоты ослепляют так, что сразу и не разглядеть — во всём этом будничном мельтешении — проявление божественного. Так издевательски ярко Кустурица повседневное существование превращает в поэзию.

Ирония и юмор в его фильмах, по большому счёту, никогда не были определяющими. Они всегда были лишь маскировкой. Трагического. Но всё вырастает и перерастает себя — и прятаться становиться незачем, да и не от кого. Да и куда от Него спрячешься? И пока ты, укрывшись зонтом от пуль, словно от дождя (или от солнца), перемещаешь молоко из пункта А в пункт Б, сама жизнь — от бабочки до водопада/урагана — всё настойчивее начинает показывать тебе подлинный масштаб происходящего вокруг и с тобой. Тебе только нужно заметить, как из хаотично разбросанных деталей складываются паззлы. И как только ты станешь это замечать — обратного пути к прежнему себе уже не будет.

Кустурица совершенно открыт в своём фильме, которым словно бы поясняет/проясняет снятые им ранее картины. Да, конечно, возраст. Да, чем больше мастерства, тем меньше страсти. Но любви-то меньше не становится. Просто она уже не набрасывается на тебя из-за угла или окна. Она уже не уживается с тобой, а живёт в тебе. Она уже не требует столько слов. Она тихо ставит чью-то промокшую обувь на печь, моет за кем-то тарелку, просыпается, чтобы разбудить кого-то и приготовить завтрак… Она будто бы и есть жизнь. Тебе не нужна яхта или девятый айфон, тебе лишь нужна любовь. А чтобы она появилась, нужна самая малость — нужно любить. И тогда становятся заметными скрытые связи между словами, вещами, поступками, стихиями природы, курсом евро и прочее прочее прочее. «А война, — как не устаёт повторять сербский режиссёр, — не более чем фон, на котором ещё лучше видно, что жизнь — это чудо!»

И нужно с мешком камней за спиной пройти этой дорогой ещё раз и ещё раз — медленнее и вдумчивее, чтобы прочувствовать всё снова и понять, куда и зачем ты шёл и идёшь. Чтобы камни, как чья-то история, стали и твоей историей, твоим воспоминанием. А память и есть культура. И чтобы связь сохранилась и ниточка протянулась дальше, искусство работает над тобой испепеляющее и исцеляющее. Чтобы ты увидел, что в своей боли и в своём счастье, ты только лишь капля молока в этом бесконечном млечном пути.

17 марта 2018

«Глупый, только это и остается, любить изо всех сил..»

В очередной раз после просмотра картины Кустурицы захотелось аплодировать стоя: Браво, Эмир! Столько смысла в каждой сцене, взгляде, аккорде, ничего лишнего. Богатство красок и звуков уносит в глубь событий, в бездну чувств, охватывающих героев с голой. Не успеваешь насладиться шедевром, как сеанс окончен. А из сказки возвращаться совсем не хочется. После просмотра остается едва уловимое сладкое послевкусие, улбка, полная печали, как глаза героя Кустурицы, потерявшего последнее, что у него было в этом мире.

Особенно хочется отметить игру гусей. Да, вы не ослышались, гуси сыграли здесь далеко не последнюю роль. Парни, в вас была и трагедия (гуси в кровавой ванне), и вестник апокалипсиса (парящий гусь в огне), и радость грядущей любви (гуси на пастбище перед свадьбой). Здорово все было,

10 из 10

15 октября 2017

Эмир Кустурица после долгого хиатуса вновь с наскоку оседлал коня и обратился к военно-любовной тематике. Из приятных новостей поведаю лишь то, что вышло не хуже «Завета» — хотя это совсем было не сложно, проплыть чуть выше дна.

Расклад значит такой: итальянку Монику Белуччи, сбежавшую из Британии от чокнутого генерала и ставшую невольницей в центре для переселения, выкупает спортсменка-красавица Милена и везёт в зону боевого конфликта в Боснии, где надеется выдать ту замуж за своего брата, бывалого солдата (чёртяга Мики Манойлович). И ей, вроде, хорошо, и всем хорошо. Но тут же живёт и странноватый молочник (сам Кустурица), который бесхитростно влюбляется в Монику. Да и она не прочь ответить взаимностью. Обстоятельства, конечно, играют против них (да и какие тут, к чёрту, игры), но несчастье помогает. Отчасти.

Старый конь борозды не испортит? Я бы так не сказал. Эмир Кустурица уже в третий раз обращается к ужасам войны, и, конечно же, «По млечному пути» сразу напоминает о былых заслугах постановщика и его привычных средствах. Во многом ощущается и «Чёрная кошка с белым котом» (первая половина фильма), и «Андеграунд», с ними же и «Жизнь как чудо». В дышащих на ладан сёлах под гнётом каждодневной бомбёжки живут странные, безбашенные и задорные людишки, чей мир пропитан ужасом, абсурдом и поэтикой. Разве что в данном случае ещё будто бы присобачена здесь до кучи «Книга джунглей» — Эмир то мишку накормит в лесу, то змеюку пригреет, то сокола спасёт, и они ему помогают периодически в его бегстве во второй половине фильма. Милота. Но уникальное видение автора с годами что-то подзамылилось. Ему всё сложнее становится увлечь за собой и всё чаще он своими несбалансированными переключениями настроения и всплесками фантасмогории раздражает. Причём если вначале фильма ещё создаётся ощущение цельности повествования автора об отвратности войны и превратностях любви посредством любовного квадрата в условиях хаоса, то с момента прихода трёх мразотных спецназовцев всё скатывается в кардинальную беготню и лунатизм двух пожилых влюблённых, между которыми, в общем-то, совсем не ощущается никакой близости. Есть здесь, конечно, классные сцены, вроде топовой гулянки перед свадьбой, или следующий за тем беспощадный геноцид. Привычная эксцентрика напополам шоковым хардкором всё ещё где-то срабатывает, но потихоньку тучнеет попутно с долгим и нужным бегством от боевиков, которые то бабочек ловят и как Винни-Пух носятся от пчёл, а то зверски убивают совершенно случайных жителей по прихоти. И совсем уж ни в какие ворота не лезет финальный акт с сотнями трупов овец, рвущихся в мясо на минном поле!! Какая уж тут, нафиг, романтика! Какая драма, когда главный герой с начала фильма помешан и бредит наяву, а Белуччи выдаёт игру слабее, чем те подорванные овцы? Ни химия между актёрами (то ли дело Мичалович с Манойловичем), ни кардинальные полёты во сне и наяву — ничего не работает как надо, как те старые австрийские часы, об которые здесь хозяюшки в мясо изрезали все руки.

5 из 10

26 августа 2017

Кустурица Кустурицу Кустурицей погоняет

Я не знакома с творчеством Кустурицы, поэтому не знаю каким гениальным он может быть, Но, посмотрев этот фильм, я решила, что дальше знакомиться с творениями Кустурицы я не буду.

Всё, что происходило на экране лично мне показалось каким-то милым сербским артхаусом. Сумбурная фантазия режиссёра превратила сюжет этой картины в хаос и абсолютно лишённый смысла и логики бред.

Вообще я рассчитывала увидеть что-то связанное с космосом, название «По млечному пути» навевало ассоциации с нашей Галактикой, но всё оказалось намного проще и прозаичней. Пора бы уже приучить себя читать аннотации к фильмам, ну или хотя бы трейлеры смотреть перед просмотром.

Кустурица решил сам снять фильм с самим собой в главной роли и на мой взгляд это было достаточно эгоистичным и опрометчивым решением, вспомним хотя бы провалившийся «Закон ночи» с Беном Аффлеком. Слишком самоуверенно было выступать в одном фильме и в главной роли, и в роли режиссёра.

Между главными героями никакой симпатии, никакой химии не ощущается. Я не верю в их любовь. Явных поводов для того, чтобы героиня Белуччи без памяти влюбилась в Косту я не увидела. Да и вообще из-за отсутствия чувств между ними зритель тоже не испытывает никаких чувств к героям — ни симпатии, ни сочувствия, ни радости.

Неужели у Белуччи так мало проектов, что она согласилась сняться в этом?

6 из 10

17 августа 2017

Когда-то я любил фильмы Кустурицы

Новый фильм Кустурицы по сценарию Кустурицы с Кустурицей в главной роли — набитый до верху дешевым символизмом и затянутый до желания включить перемотку — отравил меня своим послевкусием.

Балканская война. Загадочный человек Коста — словно из другого мира. Не обращая никакого внимания на кровопролитие, на ослике под зонтиком и с плицей на плече он возит из деревни на передовую молоко. Вообще, звери в этой истории — лучшие актеры и важнейшие персонажи. И за это Кустурице спасибо! Однако, что делать с людьми, единый в трех лицах сценарист-режиссер-актер так и не решил, в итоге ограничившись на взаимоотношениях всего двух персонажей: своего (Коста) и Моники Беллуччи. Все остальные улетают в забвение за ненадобностью.

Не знаю, где Кустурица подхватил вирус нарциссизма. Себя любимого он снимал крупными планами, давая зрителям сразу понять, кто на свете всех мудрее, всех гуманней и важнее. Для сравнения, Мики Манойлович удостаивается планов через плечо и ухо персонажа Кустурицы. Музыка стала лобовой — музыкальными паузами, готовыми клипами.

Если вначале фильм был хотя бы забавен, то когда Кустурица начинает свое бегство по полям-лесам-болотам с прекрасной Моникой Беллуччи, количество божественных спасений и небесных вознесений на одну влюбленную пару превращается в пошлость.

Я пожалел, что вообще посмотрел этот фильм, и с картинами Эмира Кустурицы это было впервые.

5 из 10

25 июня 2017

Невыносимая жестокость

Новый фильм Эмира Кустурицы, снятый им после восьмилетнего перерыва, продолжает тему балканской войны, которой были посвящены его картины «Андерграунд» и «Жизнь как чудо». Хотя формально Кустурица остается верен своему стилю, по настроению его новая лента сильно отличается от предыдущих. Если раньше целью режиссера было выразить дух витальности, торжества жизни вопреки ужасам войны, то здесь главными элементами являются приводящие в отчаяние хаос и бессмысленная жестокость.

В первой части фильма Кустурица воспроизводит характерные для него приемы — магический реализм, грубоватый юмор, обилие балканской музыки. Все это очень напоминает комедии «Завет» и «Черная кошка, белый кот». Но уже здесь чувствуется мутация стиля, то, как он окрашивается в другие тона. Начало этого процесса можно проследить в фильме «Завет», который многие критиковали за не самый тонкий юмор и повторение Кустурицей самого себя. Однако, в отличие от «По млечному пути», там преобладало легкое настроение. Здесь же жестокость заключена практически в каждом эпизоде, даже юмористическом. Гуси купаются в крови зарезанных свиней, сумасшедшие часы калечат всех, кто пытается их починить, примеров можно привести немало.

Вторая часть представляет собой не вполне оправданную сюжетом кровавую вакханалию. Даже если рассматривать это как способ показать бессмысленность войны, отсутствие внятной причины для такого катастрофического развития событий мешает адекватно воспринимать картину. Некоторые эпизоды, например, подрывающееся на минах стадо овец, выглядят излишними.

Кустурица, очевидно, пытался поднять эту историю на уровень притчи, в первую очередь, за счет наделения главного героя чертами покровителя животных Франциска Ассизского, но недостаточно внятный сюжет, не всегда удачно балансирующий на грани фарса и антивоенной драмы, не дал этой попытке увенчаться успехом. В итоге получился не очень внятный фильм, не вполне соответствующий привычному стилю Кустурицы, но и не предлагающий ничего нового, кроме чувства безысходности.

30 марта 2017

Прокат 2017. По млечному пути

«По млечному пути» многих разочаровал. И в этом его проблема: уж слишком большие надежды и ожидания возложил на него искушенный зритель. Кустурица в свое время задрал планку так высоко, что теперь сам до нее с трудом допрыгивает. С трудом, но допрыгивает.

Конечно же это картина высокого класса, просто слишком уж много тут самоповторов допускает автор. Боснийская война, единение с природой, искупление, любовь и смерть — все это было и не раз. Зритель ждал более сложного символизма и метафоричности.

Но не смотря на это даже слабый фильм Кустурицы имеет огромный заряд энергии, мысли и философии. Картинка бесподобна, а вот актерский состав действительно проседает. Моника Беллуччи выглядит неестественно в этой феерии красок и помыслов, да и сам мастер особо актерских чудес не представляет.

Но все равно это кино хорошего уровня.. Сильное и эмоциональное. Не стыдно самому посмотреть и другим посоветовать.

7 из 10

18 марта 2017

Снятся ли инокам сны?

Снятся ли инокам сны? Скорее всего, снятся. Воображение — это одна из стихий души, без которой жизнь, как мы ее знаем, невозможна. А что такое сновидение, как не работа воображения, свободного от контроля бодрствующего сознания? Контроль — значит безопасность. Так думали отцы, так стараемся думать мы. Именно воображение является теми вратами, через которые в мир приходят соблазны, лесть и в конечном итоге грех. Бесконтрольное воображение опасно. Глуп тот монах, который, молясь «не введи нас во искушение», сам открывает ему двери, отдаваясь во власть воображения. Хрестоматийная мысль аскетических отцов: «Как воображение — сила неразумная, действующая большей частью механически, по законам сочетания образов, духовная же жизнь — образ чистой свободы, то само собой разумеется, что его деятельность несовместна с этой жизнью». Все это, пожалуй, так, однако даже самое верное знание об опасности не всегда достаточно для таковой опасности предотвращения. Особенно если опасность «встроена» в само наше естество — так, что иной раз и не понимаешь, может ли вообще быть иначе. Вот и монахам тоже снятся сны. Хотя бы иногда.

Фильм Кустурицы — это не история любви на фоне войны, это не аллегория, рисующая разнородные силы, сошедшиеся, имиже Господь весть судьбами, на пятачке балканской земли, это не манифест пацифизма и непротивления. «По млечному пути» — это сон. Сон инока. Говоря точнее, фантазия о сне. И самые первые кадры — это не просто сон молоковоза Косты, это сон во сне: инок спит, а мы видим фрагмент сна, который мог бы сниться тому, кем он видит себя в своем сне. Змея, сокол, дерево, женщина — это яркие образы, которые всегда можно истолковать в свете соответствующих архетипов. Но в то же время все это — обычные вещи, которые могли встретиться Косте на его пути, пути молоковоза, пережившего войну в развалившемся государстве.

Когда в ясную ночь мы поднимаем глаза к небу, мы видим Млечный Путь. Это очень мечтательное зрелище. Но млечный путь Кустурицы — это одна и та же дорожка из Клобука на позиции и обратно, челночным движением по которой и ткется ткань будущей фантазии. Мы ходим по каменистой земле — но мечтаем о вольном парении. Это неслучайно. Земная тяжесть не отрицает и не перечеркивает полет. Она всего лишь делает его вожделенным. Любовь — это мечта о свободе. Несбыточная любовь — это идеальная мечта.

Зачем монаху сны? Затем, чтобы, пробудившись, он знал, о ком ему молиться.

8 из 10

12 марта 2017

С поблекшим темпераментом

Ожидание новой ленты Эмира Кустурицы напоминало все фильмы этого режиссёра — задорная бойкая беготня, то утихающая, то вновь возникающая в совокупности с его музыкальными турами, подогревающая напряжение так, что казалось весь временной отрезок балканец готовил своему зрителю нечто внушительное и гениальное, сопоставимое с «жизнью», «андеграундом», «кошкой», с чем угодно.

Если на первое место вывести честность, «Млечный путь» в корне отрекается от этих ожиданий. Можно сказать и по прокату, работа Кустурицы, несмотря на довольно почтительное отношение к нему в нашей стране, так же пляшущей на костях деревень, оказалась незамеченной кинотеатрами, и прошла относительно мимо, не имея рекламы и выглядя серым пятном на фоне обезличенных блокбастеров. Ровно то же самое произошло и в фестивальном сезоне — отказавшиеся Канны и блеклая попытка в Венеции — совершенно не та ступень, на которую необходимо было встать.

Так и или иначе, даже несмотря на все эти факторы, Кустурица найдёт своего зрителя, а зритель найдёт своего Кустурицу. Прежнего, по созданию ленты, прежнего по её импульсам и по экспрессивным ярким сценам, однако полностью растерявшего свою чувствительную основу. Здесь нет его красноречивого мира; его собственная проекция вселенной находится в войне с самим собой, поэтому война со своим типичным рваным ритмом так изнурённо отображается на экране. Здесь война ничья — очередное обращение к ней проходит лишь попыткой выразить своё ироничное «фи», хаотично расставив снайперов, раскидав летящие бомбы и выведя на охоту миротворцев — причина, по которой каждое существо из них находится на этой территории и в этом фильме, неясна даже спустя два часа его хронометража и с полной корзиной антивоенного протеста.

Совершенно точно нельзя заявить, что фильм обладает яркими героями, преисполненными своими причудами, даже несмотря на актёрские работы самого режиссёра, играющего отрешённого снабженца-музыканта, и прекрасно представленной в роли сербки Моники Белуччи, которая хоть и нарисована идеальной женщиной, такой, которая с каждым оборотом тяжеловесного часового механизма превращается в стирающую и готовящую деревенскую «бабу», однако выглядит всё равно как приехавшая на рандеву пиар-менеджер балканской музыкальной группы. И кажется, что уж любовь этой маститой пары должна разжечь в покорном зрителе чувства и заставить страждущих насладиться, только вся эта любовь — наиграна и надумана. Каждый персонаж здесь похож на раскрашенных кукол, движимых своим создателем, что характерно выступает в элементах рукопашных схваток, в том числе и со змеёй, когда кажется, что расположение зрительского кресла — в первом ряду кукольного театра, и ты в восторге от того, что это видишь, но прекрасно понимаешь, что это именно тряпичные создания, и восхищение вызывает только лишь красота управления ими.

Именно с этой стороны Кустурица и остаётся блестящ — множество сцен, доступных только его воображению, поиск углов камеры, пришедшее фэнтезийное использование компьютерной графики, финальный кадр, завершающийся млечным путём, живописные пейзажи и сатиричные элементы при помощи не внутренних свойств объекта, а объектов добавочных, иногда нарочито жестоких, вмешивающихся в течение истории. Зоопарки всех сортов и мастей — тут тебе и кружащий сокол, и летающие овцы, сбившиеся гуси, красавица-курица и всё та же охотница-змея, как возникающие из ниоткуда солдаты, что работает в каком-то смысле даже выгоднее самих актёров, актёров живых.

Смесь для салата, хаотично нарезанная, измельчённая кухонными приборами, абсурдная, из проверенных сортов, вкусная и употребимая.

Только послевкусия никакого. Политические и религиозные вопросы, а также собственное музыкальное творчество и философский поиск идеальной общины — кажется, что всё это волнует Кустурицу гораздо больше, чем создание цельной, шебутной и острой на язык истории, которые он когда-то с лихвой мастерил в прошлом. Темперамент шестидесятилетнего жителя Балкан сходит на нет, уже нет прежней страсти и бунтарского запала, на первые планы выдвигается бубнёж, безусловно талантливый, но уж какой-то неопределённый, не верящий в собственную правдивость.

1 марта 2017

По Вечному пути

Веселая кутерьма фильмов Кустурицы, цыганский кавардак, одержимость любовью всеобщая, как у Альмодовара — все только об этом и думают. Заводящая музыка, от которой ночью в сладком сне подергиваются ноги. Герои вообще живут так, как будто им объявлен приговор и терять нечего. В центре сюжета — пара — престарелая красавица, которую преследуют — Моника Беллуччи, и гениальный музыкант (Кустурица). И очень хорошо, что не завершается все хэппи-эндом — после несколько затянутой подводной части это было бы обидно. Отдельно о природе — Кустурица снимает так, что мог бы посостязаться с Би-би-си, а у них фильмы о природе — лучшие. Причем у этого автора они еще одухотворены присутствием человека, это вносит дополнительный теплый колорит. Съемки животных при всем грубом житейском реализме не выглядят ни грубыми, ни отталкивающими. С ума сошедшая курица, выясняющая отношения с зеркалом. Верная птица, которая таскается повсюду за главным героем. Змеи разной степени ядовитости. Свинья, которую ведут колоть, а она визжит, потому что понимает. Гуси, которые купаются затем в ванне с теплой кровью.. Как всегда, Кустурица щедр в отношении как животного, так и человеческого мира. Концентрация событий невероятная. Умелым сериальцам хватило бы на 10 серий… В общем, преклоняюсь, хотя мне-то по душе больше раздумчивый Бергман, дающий время поразмышлять, или загадочный экспериментатор Ларс фон Триер, или хоть Вонг Кар-Вай — для красоты и эстетического наслаждения.

10 из 10

24 февраля 2017

Путь души

Редко удаётся посмотреть талантливый фильм, обычно уже на следующий день не можешь вспомнить, о чем и что смотрел. Посмотреть фильм гениальный — это удача крайне редкая. Фильм Кустурицы дарит счастье соприкосновения с настоящим искусством, оставляет послевкусие, как редкое дорогое вино.

Фильм долго не отпускает, сохраняя в тебе его настроение и атмосферу, не отпускает даже во сне. Какое-то время сны снятся в его стилистике. Как в большинстве гениальных произведений даже трагические события не создают впечатление безысходности, наоборот, наполняют светом и оптимизмом.

Фильм пропитан любовью к Родине, и зритель невольно начинает любить эти места: они так прекрасны, народ, населяющий их доброжелателен и весел, и музыка — жизнеутверждающа и заразительна.

Чрезвычайно приятно видеть в главной роли самого режиссера. И в 60 он чрезвычайно привлекательный и гендерный мужчина. С Беллучи они просто великолепная пара. Конечно Моника уже не столь безукоризненно совершенна, как в юные годы, но всё же она остается самой красивой женщиной современности, на которую невозможно налюбоваться.

Не буду пересказывать сюжет, но одна из тем фильма — это любовь, именно та настоящая, не земная, о которой тоскуешь и которую так бы хотелось пережить, даже зная, какую цену придется за неё заплатить.

Одна из финальных сцен, которую некоторые воспринимают как некий элемент фэнтези, демонстрирующий рай, на самом деле всего лишь отражение того, что храниться в душе у героя. В связи с этой изумительной по красоте сценой у меня возникла ассоциация с одной из любимейших мною песен Криса Риа «Firefly». В ней говориться о том, что пока человек живет, светится в твоей душе — вы никогда не расстегнетесь.

Фильм очень атмосферный, очень светлый и красивый. Работа с животными — вообще за гранью понимания. Хочется ещё отметить, что в работах Кустурицы нет ничего случайного, каждый образ, каждый эпизод, каждая незначительная, казалась бы, деталь, музыка, свет, цвет — всё направлено на создание настроения, на раскрытие основной мысли художника

Можно назвать фильм эстетским, поскольку можно смаковать буквально каждый эпизод в нем. можно назвать его и антивоенным, поскольку, не показав войну как таковую, он показывает её бессмысленную жестокость и античеловечность. Чего стоит только песня о Большом брате, при существовании которого на земле всегда будут войны. Естественно, Оскар мастеру не светит, но он не для этого работает и не склонен никому угождать и ни под кого подстраиваться. Он — гений, он выше этого, он на века.

С кем из режиссеров можно поставить в один ряд Кустурицу? Пожалуй, только с Тарковским и, с некоторой натяжкой, Лаосом фон Триером (исключительно по силе эмоционального воздействия, поскольку фильмы Триера это все-таки безысходность и мрак) Тарковский изначально шел при полупустых залах. Зато теперь сказать, что не любишь и не понимаешь фильмы Тарковского — всё равно, что расписаться в собственной глупости Настоящее, гениальное кино, к сожалению, всегда менее востребовано у современников, чем кино массовое. До этого кино необходимо дорасти. Но это кино будет востребовано и годы спустя, оно неоднократно окупит себя с течением времени

10 из 10

16 февраля 2017

На кровавом пути

Она — Моника Беллуччи, знаменитая актриса. Он — Эмир Кустурица, знаменитый режиссер. Оба они уже не те, что были раньше. По дороге к млечному пути их дороги пересеклись, чтобы рассказать зрителю новую историю любви.

Не те, что были раньше

Балканский мастер уготовил для итальянской актрисы роль уже немолодой, но все еще очень красивой невесты. По сложившимся обстоятельствам ей предстоит свадьба с не самым приятным героем гражданской войны. Естественно, что она не испытывает радости по этому поводу, а осознает, что ее красота принесла ей по жизни больше страданий, нежели радости. Это уже не та Моника, что мы видели в ее лучших работах.

Эмир Кустурица, в роли доброго несчастного мужчины по имени Коста. Он, как Дон Кихот, разъезжает на бравом ослике по горным дорогам, не обращая внимания на обстрелы и взрывы. Это именно тот случай, когда режиссер взял на себя главную мужскую роль. Случайно ли? Не думаю! Так ли сильно персонажи из фильма «По млечному пути» отличаются от реальных Моники Беллуччи и Эмира Кустурицы? Режиссер устами Косты говорит нам, что уже не тот, что был раньше, что его душа переполнена несчастьем, а в качестве доказательства своей реплике предлагает зрителю свою новую страшную сказку о войне.

Страшная сказка

Все начинается вроде бы в привычном для Кустурицы ритме. Безумно красивые яркие пейзажи балканских гор, удивительные мелодии, но уже в одном из первых кадров, пикирующие в кровавую ванную, белые гуси говорят о том, что все будет немного не так, как в его предыдущих фильмах. Однако, первая половина находит место, чтобы вместить в себя и привычный юмор, и странные действия, и нелепых персонажей. Таких, как, например, красавица Милена, в исполнении сербской малоизвестной актрисы Слободы Мичалович. Девушка безумно влюблена в Косту и в одностороннем порядке планирует свадьбу и дальнейшую жизнь со своим странным избранником.

Парадокс, но самые страшные события фильма начинаются после окончания гражданской войны. Постепенно привычный юмор и пляски отходят на второй план, а повествование превращается в жестокость (не свойственную Кустурице в прошлых фильмах) и кровавый побег главных героев от злобных преследователей, в которых каждый зритель, в меру своего воображения и кругозора, сможет отгадать, кого подразумевал режиссер.

В этом безумном побеге влюбленным предстоит пройти испытания огнем, водой и ветрами. Дабы разбавить осадок от горящих трупов, умирающих людей и животных, Кустурица добавляет в свою печальную сказку элементы фэнтази.

Стоит ли начинать знакомство с фильмами Кустурицы через «По млечному пути»?

НЕТ! На мой взгляд, для правильной оценки этой картины просто необходимо знать, каким человеком является Кустурица, какие фильмы снимал раньше, какие у него взгляды на происходящее в мире. Если не считать документальных и других проектов, то режиссер потратил на создание своего нового художественного фильмом почти 10 лет. Фильм впитал в себя все переживания, грусти и печали режиссера за последнее время.

«По млечному пути» стал для Кустурицы, чем-то вроде документального «Арирана» для Ким Ки Дука, т. е. фильмом который можно правильно оценивать, лишь зная взгляды и «бэкграунд» создателя. Важно рассматривать персонажей этой сказки, держа в уме реальные их прототипы.

Но Кустурица не был бы Кустурицей, если бы, не умел захватить внимание зрителя, наградить его безумно красивой музыкой и ярками картинками, от которых не оторвать глаз, и при этом рассказать о серьезных темах.

Конечно,

8 из 10

12 февраля 2017

Цыгане, Моника и звери.

Война. Неисчерпаемый конфликт, который ни у кого уже не вызывает эмоций. Она влияет лишь, пожалуй, на опечаленность глаз местных жителей.

Зверюшки. Животные, их бесчисленное количество. Тут флора и фауна Боснии во всей своей красе. Они здесь — ангелы-хранители, глаза Бога, справедливость и помощь немощным людям.

И она… воплощение всех женщин, которых воспевает и боготворит Кустурица. Но, отлична от тех, что были раньше. Теперь, в этом идеале меньше язычества, но больше простоты. Видимо, с возрастом, мужчины начинают понимать, что чем загадочнее девушка, тем она глупее и без интереснее, нежели, заранее ведома простецкая натура. Моника Беллучи — идеальный вариант к этому персонажу, во всей своей красе. Как будто, они оба ждали, ждали и доросли до сыгранных ими ролей как в кино, так и в жизни друг друга.

Это очень взрослое, мудрое кино с причудливой детской фантасмагоричностью. Кино, которое может позволить себе разочаровавшийся в человеческих качествах и под конец уповающий только на мечту и только на любовь. Очень красивое и честное творенье. Идущее исключительно ОТ широкой души. Кино, которое поймут не все, но зацепиться им точно большинство.

11 февраля 2017

Слава Богу за все, но отдельно — за Кустурицу.

Посмотрел вчера «На млечном пути».

Поражен, наполнен, счастлив.

Фильм о великой любви. Библейского масштаба картина.

Не сразу. Первая часть — «А посмотрите, какой я был раньше! Дурачился, стебался, паясничал. В «Андеграунде» — помните? А в «Черной кошке, белом коте»? Вот такие фокусы придумывал. Такие трюки…»

Потом — смерть и огонь.

А вот дальше — песня. Даже нет — песнь песней.

Хотя новозаветного осла Эмир оседлал с самого начала (офигенно смешно! особенно на общих планах), но истинный дух и мудрость расцвели потом, когда за ним и Моникой погнались по балканским долинам и взгорьям три беса.

Тут уже я услышал голос и слог любимого моего Горана Петровича в невыразимо мощной «Осаде церкви Святого Спаса». И уже неудивительно, что люди или храмы легко поднимаются в небо.

Но конечно, — сугубо мое личное — весь фильм задуман, как признание в любви синьоре Белуччи. И с авторской точки зрения, главное было — бросить тыкву в водоем и прыгнуть, потому что там плещется Моника. А потом, неуклюже цепляясь за оранжевую тыквину, целоваться, целоваться… Потом Эмир, видимо, застеснялся и дал по воде автоматную очередь. И погоня продолжилась.

Короче, братья-сестры, хотите кино? Берите, вот оно.

И да. Особо доставил ржавый «трабант» из «кошки и кота», которую обжирала голодная свинья. Помните? Так вот. Он превратился в ржавую каску, из которой пьют молоко монастырские кошки.

Слава Богу за все, но отдельно — за Кустурицу!

11 февраля 2017

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит.

Г. Р. Державин

Новый фильм в котором всему миру известный «балканский Феллини» Эмир Кутсурица — не только выступает в роли режиссера, но и исполняет главную роль — является своеобразным памятником, который режиссер сам себе воздвигает под конец своего творчества. А что? Разве так не поступали великие, создавая фильм на основе своих прошлых творений, подкрепляя свой «памятник» экзистенциальными изысканиями уже сформировавшейся личности и творца? «Зеркало» Андрея Тарковского, «8 с половиной» Федерико Феллини, «Я тоже хочу» Алексея Балабанова, автобиографичные фильмы Бергмана и проч… Двухкратный обладатель Золотых Пальмовых Ветвей (Папа в командировке(1985); Андерграунд (1995)), нынче отвергнутый Каннами, то ли из-за политических убеждений, то ли за ненадобностью, со своим новым фильмом был номинирован на Золотого венецианского льва. «По млечному пути» — является памятником режиссера самому себе, так как в него собраны художественные детали, из почти всей кинематографической карьеры режиссера.

История разворачивается во время Боснийской войны. Случайная, но взаимная любовь, возникшая в людях уже повидавших свет — невинна, но опасна, и уже в начале понятно, что данная любовь не утерпит без жертвы. Как и любой другой фильм Эмира, данная картина представляет из себя полотно сотканное из балканской эстетики. Жизнь жителей данной территории — своеобразный рай на земле. Они пьют, танцуют и поют, женятся и умирают, плачут и смеются, ведь как можно ощутить смех, не вкусив перед этим слез?

Кустурица уже в трейтий раз, словно выступает с манифестом против войны, и этот манифест — танец смерти. В отличии от от двух его первых фильмов напрямую связанных с войной, в своем последнем фильме Кустурица буквально отрекается от нее. Война — не смесь жизни и смерти, война — смерть. Однако, Эмир, не так давно перешедший из ислама в православие, не сводит свой фильм к жизни — как светскому проявлению. Концовка фильма говорит за режиссера, он уверен в существование загробной жизни. Любовь и человеческая душа — сильнее смерти, а это значит…

Фильм пестрит аллегориями, метафорами и прочими художественными средствами. Взять хотя бы змею, что главный герой вскормил молоком. Однажды змея выросла, и напала на Косте (главного героя), принялась его душить, за его то заботу и милосердие. Однако, тем самым змея спасает ему жизнь. Кустурица, в чьих фильмах зверь — как друг человека, всегда имел свое место, в фильме данном имеет особое место. Главный герой водит дружбу не только со змеей, но и верным ослом, водит дружбу с теперь уже почти ручным ястребом.

Нельзя промолчать и про актерский состав, что буквально прожил фильм. Фанаты балканского режиссера, будут приятно удивлены, новой встречей с уже затесавшимся в фильмы Кустурицы — Предрагом Манойловичом. Интересно будет посмотреть на всемирно известную актрису Монику Беллуччи, чей образ чаще всего был уместен, в героинях томных, в светских львицах, знойных и искушенных. В этом же фильме, героиня резко противопоставлена всем предыдущим ее ролям. Моника — простая, способная к чистой любви и человеческому смеху женщина средних лет, что идеально смотрит в дуэте с самим Кустурицой.

Кто-то скажет, что Кустурица уже не тот, однако я готов оспорить данное замечание, и в то же время, задаюсь вопросом, нужно ли это? Тем, кто уже был увлечен его творчеством, наверняка понравиться эксцентричная и чистая повесть, намекающая на главенство любви и свободы.

6 февраля 2017

За чертой

Первый фильм Эмира Кустурицы, который я посмотрел, был «Черная кошка, белый кот». После него, фильмы Эмира попали под мой прицел и как только я узнаю, что выходит его новый фильм, я понимаю, что он будет как минимум отличаться от других фильмов в своем жанре и смотреть его будет интересно.

Сюжет

Знаете, когда я сейчас сижу и думаю — как можно охарактеризовать сюжет этого фильма, то я ловлю себя на мысли, что фильм цепляет своей эмоциональностью. Бывает, посмотришь фильм, и можешь четко сказать, кто что делал и зачем. Здесь же, практически весь фильм чувствуется история и после его просмотра даже не хочется обсуждать логику, мотивы главных героев и смысл, а остается чувство, что ты прожил небольшую, но чужую жизнь, которая могла закончиться иначе, если бы не война.

История крутится вокруг Косты, который каждый день ездит на виллу за молоком. У него тяжелое прошлое и к войне он относится не так как другие. Он не боится погибнуть, ведь у него практически не осталось смысла жить, и если его убьют, то он будет, скорее, рад, чем горевать. Есть определенная черта, переступив которую, человек меняется, сильно. Коста находится за этой чертой. Он бы находился и дальше там, если бы не женщина, которая находилась так же за чертой, за своей чертой, которую она переступила в прошлом, как и Коста. Кто знает, как сложилась бы их история, если бы они встретились в мирное время, но они встретились, во время, когда оба что-то потеряли в прошлом и оказались там, где лучше не находиться. Вместе, они почувствовали, что начинают переступать черту назад, на ту полосу жизни, где жизнь имеет смысл, но…

Ощущения

Если честно, то после просмотра фильма, о нем не очень хочется говорить, просто хочется погрузиться в размышления и подумать над этой историей. Я был удивлен, что в фильме снимается Моника Беллуччи, и я думал — впишется ли она в картину Эмира и будет ли фильм с ней такой же интересный и заводной? Но все мои сомнения развеялись, после просмотра первых 30 минут. Очень хорошо сыграла свою роль. Очень понравилась игра Эмира, очень понравилась игра Слободы Мичалович, хотя я в этом фильме ее впервые вижу, ну и Мики Манойлович, который играл в доброй части фильмов Эмира, сыграл как всегда — отлично.

Эпилог

В целом, фильм берет эмоциями, а не логикой и сюжетом. Сюжет тут, конечно, есть, сценарий хороший, но обсуждать их не хочется, ибо фильм настолько жизненный, настолько интересно наблюдать за историей главного героя, что после просмотра, хочется просто погрузиться в размышления.

Как бы то ни было, а это драма, в которой нет скоротечности событий, нет экшена и многим может показаться нудным и не логичным (хотя немного так и есть). Историю можно охарактеризовать, как относительно тяжелой, после которой, остается крайне печальный осадок, ведь весь фильм, главные герои ходили по черте, заходя то на черную, то на белую полосу.

Я вам рекомендую посмотреть этот фильм. Он интересный, хорошо снят и очень отличается от стандартных драм.

9 из 10

5 февраля 2017

Жизнь — чудо? Или нет?

Многие говорят что этот фильм очень похож на предыдущие. Если рассматривать манеру снимать — то да, многие моменты похожи. Но так практически у любого режиссера. А вот похожий сюжет был в одном его фильме — «Жизнь как чудо». Преследование пары, любовь. Но если тот фильм вселяет желание жить, радость, море позитивных эмоций, то здесь все наоборот. И вот что интересно, в последних фильмах Кустурицы появляются «положительные» главные персонажи, абсолютно положительные. И это один из самых грустных его фильмов. А концовка и вовсе ни на что не похожа. И вот тут если выйти из манеры съемки то фильм разительно отличается от всех предыдущих. Разочарованность в мире людей, уход главного героя в некий духовный поиск и мир животных, идеальный и чистый по сравнению с человеческим. И раньше режиссер снимал животных, но здесь это настолько явно. Не могу сказать что этот фильм понравился мне больше всех, но зачастую фильмы Кустурицы вызывают у меня очень противоречивые чувства и эмоции, что мне и нравится.

4 февраля 2017

Вот как можно не полюбить фильм, который начинается с фразы «Основано на трёх реальных случаях и множестве бурных фантазий»?

Да, это далеко не лучшая работа Кустурицы, местами и вовсе заставляющая думать, что югославский волшебник вкрай исчерпал свои идеи. Но это только местами. После просмотра за возникновение в голове подобных мыслей становится слегка стыдно, ведь к финалу ленты ею по-настоящему проникаешься, и абсолютно забываешь о её слегка сумбурном и слабоватом вступлении.

Кого-то может оттолкнуть политический подтекст фильма, который явно прослеживается и в его сюжете, и даже в текстах саундтрека, состоящего, не трудно догадаться, из всевозможных балканских мотивов и песенок, как зачастую и бывает у Кустурицы. Меня подобный подтекст совершенно не волновал, в первую очередь это всё-таки настоящее искусство, новый фильм Эмира Кустурицы, чёрт побери, занимавшегося последние лет восемь общественной деятельностью, политикой, строительством собственной деревни — чем угодно, только не кино. И вот перед нами наконец его новый фильм — военная мелодрама «По млечному пути». Возьмите любую, самую банальную историю подобного типа и представьте, как она могла бы выглядеть в совместимости с неподражаемым стилем Кустурицы, тогда вы получите примерное представление об этом фильме.

Сюжет, из которого у любого другого режиссёра гарантировано получился бы очень тяжёлый и трагичный фильм, у Кустурицы играет лёгкостью, романтикой и вдохновением, при этом ни разу не теряя своих идей и драматичности, но в финале оставляя зрителя не со слезами на глазах, но воодушевлением и приятной улыбкой.

7 из 10

31 января 2017

По млечному пути твоих грёз

Война и Мир, Любовь и Смерть, Смех и Слёзы… И всё это есть Жизнь!

Картина Эмира Кустурицы «По млечному пути» — сказочная, немного сумасшедшая история вечной Любви под аккомпанемент прекрасной музыки.

Фильм-Притча. Фильм-Сказка. Фильм как Эмоция, как Признание, как невероятный Сон, в который вглядываешься, словно в безоблачное синее небо, по которому безмятежно летят журавли.

29 января 2017

Фэнтези По млечному пути на большом экране с 2016 года, его режиссером является Эмир Кустурица. Кто снимался в кино, актерский состав: Моника Беллуччи, Эмир Кустурица, Мики Манойлович, Петар Мирчевски, Ратка Радманович, Дарко Куртович, Милойка Андрич, Милан Нескович, Бранислав Фистрич, Стрибор Кустурица, Слобода Мичалович, Александр Саша Сарич, Новак Билбия, Витомир Джефич, Минослав Кулум.

В то время как во всем мире собрано 1,075,258 долларов. Производство стран Сербия, Мексика, США, Великобритания и Аргентина. По млечному пути — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.