Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Он снова здесь |
английское название: |
Er ist wieder da |
год: | 2015 |
страна: |
Германия
|
режиссер: | Давид Внендт |
сценаристы: | Тимур Вермеш, Johannes Boss, Коллин МакМахон, Stefan Stuckmann, Mizzi Meyer, Давид Внендт, Марко Кройцпайнтнер |
продюсеры: | Lars Dittrich, Frank Dudek, Мартин Мошкович, Марк Рау, Sergej Rubinstein, Клаус Спиннлер, Кристоф Мюллер, Оливер Бербен |
видеооператор: | Ханно Ленц |
композитор: | Энис Роттхофф |
художники: | Йенни Рёслер, Аксель Нокер, Эльке фон Зиверс, Сабина Шааф |
монтаж: | Андреас Водрашке |
жанры: | фэнтези, комедия, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 2956960 |
Мировые сборы: | $25 513 752 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 октября 2015 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 56 мин |
Он - это Адольф Гитлер. Здесь - это современная Германия. И да, в фэнтезийной комедии 'Он снова здесь' 2015 г. диктатор жив и более чем активен.
'Он снова здесь' начинается с невероятного события - Адольф Гитлер обнаруживает себя перемещенным во времени. Прямиком из 1940-х он оказался в 2010-х. И первая часть фильма - это очень смешная комедия о том, как обесславленный и открыто презираемый лидер Германии прошлого пытается разобраться и адаптироваться в мире настоящего.
Адольф объединяется с непутевым журналистом и начинает путешествие по стране, общаясь со случайными людьми. Эти эпизоды были сняты как документальная съемка и таковыми на самом деле являются. Оливер Мазуччи, великолепно влившийся в образ Адольфа Гитлера, просто выходил на улицу и импровизировал свои диалоги. В этом 'Он снова здесь' походит на сатиру Саши Барона Коэна с его 'Боратом'.
Поместить Адольфа Гитлера в современный мир и посмотреть на происходящее его глазами - это очень смелый ход. И действительно очень забавная концепция. Но фигура Адольфа Гитлера во многом табуирована. Создатели 'Он снова здесь' буквально ходили по минному полю, когда предоставили ему слово и позволили в открытую заявить, что современный мир мало чем отличается от того, где правил национал-социализм. К тому же они сделали все, чтобы уклониться от обсуждения причин поражения во Второй мировой войне и тем более обсуждать события, последовавшие после ее завершения.
Вторая половина ленты уходит от юмора вокруг идеологии и смещается в сторону фарса, высмеивающего роль СМИ и журналистов в формировании общественного сознания. Плавно смелая комедия про Адольфа Гитлера превращается в морализаторство на тему продажности СМИ и неправильных ценностях современного общества.
А завершается фильм вообще как философствующая драма. Оказывается, что 'здесь' не только 'он' - Адольф Гитлер. Но и идеология, приведшая мир во Вторую мировую войну, 'здесь' - жива и здравствует, хоть люди и пытаются это отрицать.
'Он снова здесь' - лента со множеством недостатков. Но она более чем достойна просмотра. Немцы в очередной раз доказали, что умеют жить со своим противоречивым прошлым, не прячась от него. Гитлер был в истории Германии. И в какой-то мере он всегда будет не только частью прошлого страны, но и частью ее будущего. Открыто это признавать - показатель огромного мужества, силы и глубокой саморефлексии.
6 июня 2022
Несмотря на казалось бы актуальную тематику и мнимую правдоподобность, «Он снова здесь» — это не что иное как фэнтези, и оно не брезгает заигрывать с четвёртой стеной, пытаясь скрыть свои искренние настроения. В итоге зритель путается в слоях иронии и не может дойти до самой сущности этого фильма.
Лента очень явно делится на две половины: сначала Гитлер вместе со своим ассистентом Фабианом Савацки ездит по стране и снимает документалку или что-то в этом роде, а потом его находит успех, телешоу, интервью, вторая книга, фильм. В первой части слишком сильно бросается в глаза плохое качество картинки и, в целом, посредственный уровень продакшна, а действие почти не двигается с места, в отличие от двух героев, обколесивших всю Германию: пара смешных гэгов, и куча недовольных современной политикой государства немцев с весьма правыми взглядами. Наблюдая за реальностью через эту призму, небрежно выданную зрителям авторами фильма, вся Германия становится похожей на пороховую бочку, готовую взорваться и чуть ли не развязать третью мировую, и понятно, что у Гитлера есть большие шансы навести суету как минимум в медиа поле. Не очень умное, даже не особо сатирическое зрелище, скорее просто затянутое мокьюментари.
Акт второй: Гитлер прорвался в собственно медиа поле и разрывает его, собирая сотни тысяч просмотров на Ютубе, а к ущербной картинке глаз уже привык. Здесь появляются этические вопросы: когда стоит остановиться? Как далеко всё это зайдёт? Сколько людей воспринимают слова Гитлера всерьёз? Но когда он единственный, кто приносит доход телеканалу mytv, все вопросы сразу отпадают. Однако они не просто остаются неотвеченными, а переадресуются зрителю, и тем самым картина берёт на понт: давай, разгадай меня, думаешь я шучу? или нет?
Гитлер — он и в Африке Гитлер, но что происходит с обществом? Это как будто сборище нацистов, которые вынуждены прикидываться порядочными немцами. Возможно, здесь имеет место дело вкуса, но Гитлер не настолько убедителен, чтобы вызвать так много проблем. В конце концов, в мире достаточно персонажей, которые, конечно, со скидкой на политическую ситуацию и исторический контекст, но всё же просто существуют, не вызывая таких подрывов общества, а ограничиваясь тем, что время от времени выдают уморительные гэги, но популярность таких людей не выходит за пределы популярности интернет-мема. И дело именно в том, что Адольф Гитлер, как он был показан в фильме, сильно не отличается от прочих эпатажных политиков. Создатели же «Он снова здесь» наивно принимают всё за чистую монету, и действие только выглядит, как сатира или гипербола, однако концовка, трусливо смешанная с финальными титрами, раскрывает истинное настроение режиссёра, ведь он буквально отожествляет наш мир с Гитлером, заявляя, что это место отлично подходит для него, и в то же время, у мира и так полно проблем, помимо фюрера. «История повторяется дважды: в первый раз это трагедия, во второй — фарс» — создатели пренебрегают этим принципом, не желая мириться с желчью, злобой, жестокостью, которая засела в людях, и с которой эти же люди не хотят и не желают бороться. Так что, да, это не сатира — это фантазия, содержащая в себе яркое высказывание о том, что мир катится к чертям.
Таким образом, «Он снова здесь» может показаться комедией, сатирой, фэнтези и чем угодно, но вся суть в глубоком разочаровании, которое фильм несёт в себе — это разочарование в людях и обществе, которое буквально на костях заново само себя отстроило, ничему не научившись. Несмотря сатирическую обёртку, здесь нет остроумного укола, но есть высказывание о природе человечества.
7 из 10
5 февраля 2022
Интересный фильм: экскурс в историю, взгляд на современные проблемы общества и одновременно высмеивание нацизма и признание незаурядности личности главного нациста. В мире принято давать Адольфу однозначную оценку, а фильм напоминает, что своими действиями он вывел Германию из последствий кризиса первой мировой, был блестящим оратором и даже веганом. Что бы делал Гитлер сейчас? Особенно хорошим мне кажется демонстрация того, что нынешние нацисты ненавидят Гитлера, ведь проблема нацизма никуда не исчезла. Она повсеместна в виде цензуры в медиа или насилия на улицах и главный плюс этого фильма в том, что он заставляет задуматься. Нас буквально спрашивают, стали бы мы стрелять в Гитлера?
Отличный юмор делает кино достаточно развлекательным, но не умаляет его серьёзности, так что это действительно хороший пример остроумного и злободневного кино.
22 апреля 2021
- А что является Вашим пианино?
- Люди. Я играю на человеческом пианино.
- И чёрными клавишами тоже?
- Также и чёрными — когда это необходимо.
- Это «Канал-7»?
- Нет, это Германия!
Германия, 2014 год. На грязноватом газоне во дворе многоэтажного дома где-то в Восточном Берлине приходит в себя… Адольф Гитлер. Фюрер сам не понимает, как он сюда попал, почему всё вокруг выглядит так странно, а Польша по-прежнему существует. Впрочем, Гитлер держится бодрячком и, похоже, вновь намерен взяться за старое. Тем более, что все вокруг принимают его за талантливого актёра, разыгрывающего роль фюрера, делятся с ним своими взглядами на мигрантов и другие вопросы немецкой жизни и радостно делают селфи с жутким персонажем из прошлого…
Я говорил и повторюсь вновь: на мой взгляд, самые лучшие фильмы, какие только снимают в Германии — это трагикомедии. И этот, хоть формально и является «просто комедией», тоже не так-то прост. С одной стороны, это действительно просто уморительная комедия — я не помню, когда я последний раз так хохотал. Вспомнить можно множество моментов, пересказывать долго и не хочется (лучше один раз увидеть). Фюрер просто играет роль самого себя, а все вокруг словно подыгрывают ему, искренне не веря в то, что такое действительно возможно. Есть в фильме и чудесные отсылки к «Бункеру» и кинохронике, много шуток с историческим подтекстом (пусть порой и весьма своеобразным — ну так и тема-то какая).
С другой стороны, после середины фильм потихоньку отходит от комедийной интонации и незаметно становится куда серьёзнее. Это проявляется постепенно, но особенно сильным становится в конце. «Ты никогда не спрашивал меня, почему люди следуют за мной. Потому, что в глубине души они такие же, как я… Ты не сможешь избавиться от меня. Я — часть тебя. Всех вас. И не всё было так уж плохо», — до чего же мне это что-то напоминало. Да, пусть про другого вождя с другой формой усов — но как знакомо!
Но самое интересное — это эпизоды диалогов Оливера Масуччи в образе Гитлера с простыми немцами. Диалогов не постановочных, а реальных. Люди, ухмыльнувшись, делятся своими проблемами, жалуются на поведение детей мигрантов, говорят, что кое-кому не помешали бы трудовые лагеря… Ну, и конец в этом плане тоже символичный.
Кто-то скажет, что это пропагандистское кино, запугивающее обывателя перспективой возрождения нацизма во славу толерантности. Что ж, кто-то его, напротив, в «гламуризации нацизма» обвиняет. Но, на мой взгляд, важен тут не посыл «возлюби беженца своего» (вне зависимости от того, ставили перед собой такую задачу создатели или нет), а то, что люди и вправду готовы следовать за самыми разными персонажами. И не только в Германии. И не только в ЕС. Так что зиги, кидаемые людьми за столиками уличных кафе и просто прохожими (это в стране, где за это, кажется, сесть можно) — это неудивительно, тем паче что после стольких лет их уже никто не воспринимает всерьёз. Удивительно то, что люди не воспринимают всерьёз куда более опасную угрозу — ту самую готовность последовать за тем, кто «предложит чёткий план», какие бы панацеи этот план ни предлагал. Увы, проповеди о «всё было не так плохо» и «части нашей истории», я слышу и от вполне себе русских людей. Интереснее всего их было наблюдать в отзывах к этому фильму.
В общем, «Он снова здесь» — это очень хорошее кино. Уморительно смешное в одних моментах и весьма серьёзное в других. Посмотрите, он глубже, чем кажется на первый взгляд. И да, Гитлер там правда как живой. Хоть живого я, к счастью, не видел.
9 из 10
9 марта 2021
«Германия уже не та, что была 20 лет назад» — с таким высказыванием сталкивался каждый кто за последние несколько лет переехал в эту страну на ПМЖ и даже в странах постсоветского пространства подобное нередко можно услышать. С философскими размышлениями о пути развития немецкой нации выступил режиссёр Дэвид Внендт в своей картине «Он снова здесь», снятой по книге журналиста немецко-венгерского происхождения Тимура Вермеша. Правда авторы решили копнуть историю ещё глубже развала берлинской стены и деятельности RAF, познакомив современную Германию с Гитлером в 2015 году.
Сюжет картины разворачивается в современном Берлине. Мистическим образом на заднем дворе одного из домов материализуется ни кто иной как Адольф Гитлер. Отсутствие дома, денег и преданного Вермахта не мешает Гитлеру стать звездой интернета, постепенно завоевывая симпатии жителей современной Германии, наивно полагающих что ворчащий на тему национал-социализма мужчина — всего лишь профессиональный и талантливый актёр. Какую цену заплатят люди за свою наивность?
«Он снова здесь» может показаться зрителю чёрной, а порой и чернушной комедией — здесь сюжет картины лишь подкрепляет эти предположения. Представить фюрера в современной Германии со всеми вытекающими из ситуации нюансами без смеха сквозь слезы или наоборот довольно трудно. И, именно такой картина и предстаёт: снятый в лучших традициях комедий Саши Барона Коэна с одурачиванием окружающих этим спорным, но не лишённым юмора, перформансом фильм местами разбавляется постановочными сценами и философскими передышками, не позволяющими ему скатиться в полную феерию комедийного карнавала, так как между комедией положений и острой социальной сатирой есть весьма ощутимая грань, не позволяющая жанрам сосуществовать в картине равноправно и к середине хронометража становится очевидно что из себя представляет «Он снова здесь». Многие будут восторгаться глубиной мысли о главной беде немецкой нации, доносимой журналистом Вермешем и очарованным его работой, либерально настроенным режиссёром Внендтом, в финале картины обретающей пик своей кульминации. И, бесспорно, феномен столь теплого приёма картины вполне объясним: качественные постановка, сценарий, актёрская игра и комедийная составляющая не могут оставить зрителя равнодушным. Однако, финал картины способен напрочь нивелировать все вышеперечисленные плюсы, доказывая что цель создания этого фильма сводится к очередному тычку лицом немецкой нации в грязь, нещадно эксплуатируя комплекс вины за события семидесятилетней давности на фоне острых социальных и политических потрясений в современной Германии. Попытки свести вполне закономерное недовольство граждан миграционной политикой страны, напрямую связанной с коррумпированностью правительства к бытовому расизму очень сильно напоминает как в соседней Федерации любое народное недовольство получает лишь два ярлыка и одно напутствие: ксенофобия, русофобия и это вечное «начни с себя». Удивительно ли, что выход этой картины пришелся в год самого пика приёма экономических беженцев, бодро рвущих паспорта на границе и плодящихся на новой родине со скоростью, непосильной даже для кроликов? Совпадение ? Кто-то так не думает.
Плюсы: Сюжет, каст, юмор.
Минусы: Жаль, что все плюсы превращаются в очередную либеральную морализаторскую агитку, удивительно удобную тем кто набивает карманы, параллельно обзывая окружающих правыми популистами.
10 июля 2019
Каюсь, в День Победы я совершила кощунство. Посмотрела немецкую черную комедию «Er ist wieder da» про то, что было бы в современной Германии, если бы воскресший Гитлер снова пришел к власти. Мне было важно посмотреть этот фильм именно 9 мая. Кстати, меня практически не удивило, что большинство немцев было бы не против повторного прихода Гитлера к власти. И я их понимаю. Если Германией руководит женщина с лицом плакучей ивы (цитата из фильма и подколка в адрес Меркель), а Берлин по количеству турок на улицах можно спутать со столицей Оттоманской Империи, то неудивительно, что немцам на их исторической родине некомфортно, и многие из них опять лелеют идею реванша.
Фильм наводит на любопытную мысль — хоть таких личностей, как Трамп и Гитлер и нельзя поставить в один ряд, но отдаленная параллель между ними явно прослеживается, и их приход к власти вполне закономерен. Все объясняется законами истории, которая, как известно, повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса. Очевидно, что в современных условиях не тянуть «вправо» нормальных, здравомыслящих обывателей не может. Общество затюкано политкорректностью и толерантностью, и границы этих двух понятий стали настолько размыты и непомерно-гипертрофировано растянуты, что этими двумя терминами (политкорректностью и толерантностью) пытаются объять необъятное. И, как мне кажется, это еще большее кощунство, чем смотреть в День Победы фильм про возвращение Гитлера к власти.
Приведу цитату из другого немецкого фильма «Educators / Die Fetten Jahre sind Vorbei»: «Если в 20 лет ты не либерал/левый, у тебя нет сердца, если после 20 лет ты все еще либерал/левый — у тебя нет мозгов».
Фильм затрагивает многочисленные злободневные вопросы, с которыми сталкиваются граждане развитых стран в возрасте после 20 лет. Взять хотя глобальную политику по беженцам, на тему которых так охотно соглашались беседовать интервьюированные Гитлером и его спутником-репортером рядовые немцы. И из-за чего же немцы так беженцев недолюбливают? А вот из-за чего. Если оперировать статистикой, то беженцы, как оказалось, сейчас стали разборчивые. Они теперь выбирают, куда им бежать и не всегда соглашаются с теми локациями, куда их отправляют. Выбирают страны, где социалка побольше. Хотя логичнее бы было просто бежать до первой безопасной точки, как многие бежали в 90-е годы из военной Чечни в соседний Ставропольский край. Ан нет. Сейчас все продуманные до такой степени, что очень быстро всосали следующее: работать и ассимилироваться в принимающее тебя общество невыгодно и не стоит заморочек. А зачем? Можно жить у налогоплательщиков на шее, спокойно существовать в своих анклавах-коммьюнити и даже не учить язык принимающей тебя страны. А зачем? Прокормят же. Пусть другие пашут. Текущие квоты по беженцам во многих европейских и не только странах сильно завышены и не соответствуют потребностям этих стран. Инфраструктура стран и социальная сфера уже не справляются с таким количеством беженцев, которые, в большинстве своем, сидят на социальной игле и не думают с нее слезать. И никто не думает, что эти нормы надо снизить до разумных. А таких политиков, которые осмеливаются это заявить в век всеобщей, набившей оскомину толерантности, тут же обвиняют в фашизме. А Гитлеру только этого и надо. Плацдарм для него уже подготовлен. Конечно, ведь какая сейчас самая главная ценность, внушаемая со школьной скамьи? Самое главное сейчас — это быть не объективным, а просто «хорошим», и за ценой этой «хорошести» левые, зеленые и прочие любители политкорректности не постоят.
Гитлер в фильме выступает в роли поэта-правдоруба. Пора уже называть вещи своими именами потому, что происходящее в глобальном обществе очень настораживает. Нельзя навязывать людям то, что по их природе человеческой им не свойственно (а именно — всеобщее призрачное равенство и братство), иначе противодействие в лучшем случае и бунт в худшем случае неминуемы. Европу уже превратили в вавилонское столпотворение, на очереди — страны Нового Света. И если раньше по Европе бродил призрак коммунизма, то сейчас бродит уже другой, не менее зловещий, но вполне закономерный и объяснимый «изм». Еще немного, и немцы Гитлера точно воскресят или клонируют. А потом что?
7 из 10
13 июня 2019
Знаете чем отличается хорошее кино от плохого? Плохое кино не застревает в уме, не трогает, не заставляет к нему возвращаться с недоумением, гневом или восхищением. Плохое кино никак не влияет на жизнь. Хорошее кино, каким бы оно не было, равнодушным не оставит. Спорный тезис, я знаю. ???
Этот фильм мне сначала показался забавной поделкой, провокативным курьезом. Прошло 2 дня, а я все вспоминаю его. Да, и сделан он затейливо — сюжет перемежается документальными съемками, где гл. герой (тот, чье имя нельзя называть?) общается с реальными людьми и задает им неудобные вопросы.
? Сюжет: Берлин, наши дни. На заброшенном пустыре возвращается к жизни черный кошмар XX века — Адольф Гитлер. Помятый и обескураженный. Ни знакомых, ни жилья, ни денег у него теперь нет, но есть опыт восхождения со дна на вершины и твердая вера в победу национал-социализма. Ему берется помочь журналист-неудачник, живущий с мамой. Не из любви к Третьему Рейху, а потому что хочет сделать сюжет, чтобы его снова взяли на работу. Вместе они отправляются путешествовать по Германии и общаться с обычными бюргерами. Благодаря ютубчику и ток-шоу, а-ля «Вечерний Ургант», фюрер снова обретает популярность. К чему это приведет?
В фильме сразу несколько взаимоисключающий начал. Тема фюрера в обществе табуирована и ясно определена. Принято представлять его, как кровавого безумного злодея, без капли сострадания. Но в этом фильме он не отталкивает, а кажется достаточно честным, адекватным и даже обаятельным борцом за свободу. Единственная, кто воспринимает его, как исчадие зла — сумасшедшая старушка, возраст которой как бы намекает, что она помнит «те времена» не по кадрам хроники.
Фюрер не псих. Да, он брызжет слюной, как и раньше, но при этом разумно обличает современный капитализм и глобализацию, тыкает в толстых немцев тем, что они стали ленивыми и отупели. Даже придя в штаб-квартиру националистов он обнаруживает там кучку вялых мужиков, которых разносит в пух и прах. Многие вполне реальные люди жмут ему руку и соглашаются с доводами… да, чего уж там даже внутри себя ты обнаруживаешь некую симпатию к этому мужчине с идеями и горящими глазами. И это самое обескураживающее!
Интересно отношение Фюрера к современным технологиям — интернету и тв. Они вызывают у него неподдельный восторг! Это ж как можно развернуть машину пропаганды! С другой стороны, воротилы медиа видят в нём новую звезду, а значит много денюшек. Они сознательно идут на раскрутку бренда Гитлер, руководствуясь меркантильными сиюминутными интересами. И плевать к чему это приведет. Получается такая змея, которая кусает себя за хвост.
Вроде бы это комедия, тогда почему в конце совсем не до смеха. Как с «Черным клановцем». 20 век нас чему-то должен был научить, но так ли это? Нет, конечно. Периоды бурь сменяются затишьем, а потом все повторяется. Зло коварно, а злодеи часто не похожи на маньяков или диктаторов. Напротив они бывают обаятельны, харизматичны и увлечены своим делом. В «Гите» такой тип людей зовется «асур». Увы, но вялая толпа без идей и рефлексии становится для асуров идеальной аудиторией…
8 из 10
6 февраля 2019
В современном Берлине на пустыре появляется… Адольф Гитлер. После ряда забавных сценок он знакомится с журналистом, который как раз ищет оригинальный сюжет. Приняв фюрера за гениального актера-провокатора, журналист продвигает его на телевидение. Там Гитлер, ознакомившись с политической ситуацией в Германии, высказывает все, что думает по этому поводу.
Программа имела оглушительный успех. Тогда Гитлер со своим новым знакомым начинают ездить по немецким городам, где фюрер опрашивает местное население. Кстати, в этих сценах снялись не актеры, а настоящие местные жители, и говорили они реально, что думают. Общий смысл высказываний — либералы со своей толерантностью довели страну до ручки, и неплохо было бы вернуть Гитлера.
Адольф весь фильм выдает просто лучшие фразы: «Еще вчера я выдвигал 12 армию, а сегодня — газетный стенд!», «Повесьте эту картину на стену, а затем повесьтесь сами».
Постепенно Гитлер становится все более популярен, а вот люди из его окружения задумываются — не слишком ли «актер» заигрался, что ни на мгновение не выходит из роли? К тому же, он упорно отказывается называть свое настоящее имя, о его прошлом нет никаких сведений, как нет и людей, которые знали бы его раньше.
Только когда журналист и Адольф приходят к его (журналиста) девушке, дома у неё встречают её бабушку — пожилую еврейку, которая пережила Холокост. Старушка в ужасе — «Это Гитлер! Сделайте что-нибудь! Он настоящий!». И только тогда журналиста ВНЕЗАПНО озарило.
Несмотря на провокационную идею, по-настоящему резких высказываний не было, из-за всё той же толерантности. Ни слова не сказано о ЛГБТ и феминизме. Даже расизм Гитлера фактически не был показан — лишь один раз он сказал негру, что нашел бы ему работу на строительстве дорог.
В целом, задумка фильма интересна, но сатира будет понятна лишь самим немцам, которые непосредственно в этой политической обстановке и живут.
9 из 10
8 мая 2018
Сразу хотелось бы заметить, что хотя в наименовании жанра тут фигурирует слово: комедия, комедией как таковой это кино не является! Тут есть место комичным сюжетам, но это пример именно чёрного юмора из разряда шуток про концлагерь. В общем было бы совсем смешно, если б не было так грустно…
Но если оценивать кино с точки зроения постановки, то оно вполне себе симпатично, Адольф Гитлер показан вполне себе живым человеком. Умным, умеющим адаптироваться к ситуации, жёстким, то есть видно, что человеку довелось пожить в непростое время. Особенно это заметно на контрасте с недотёпой Савацки, сопровождающего его на протяжении сюжета. Ещё интересны интервью с рядовыми немцами, которое Савацки с Гитлером берут в своём путешествии по Германии. И ведь сущьность проблем простых людей не изменилась за 70 лет, какие-то, возможно, стали острее, что-то было наоборот притуплено, но суть прошла через десятилетия. А если ещё вспомнить, что интервью давали не актёры, а реальные жители Германии…
Тема нацизма сейчас табуирована, особенно в России, кино всё же посмотреть стоит, снято оно добротно, кастинг тоже на месте, смотрится вполне легко и непринуждённо, без провисающих моментов, позываюзих нажать на кнопку перемотки. А уж выводы каждый для себя сделает сам, тем более как по мне, то каждый антифашист должен прочитать «Моя борьба», чтобы знать против чего он собственно и борется!
9 из 10
29 августа 2017
Посмотрел «Он снова здесь» режиссёра-документалиста Давида Внендта. Синопсис: в 2011 году на одном из пустырей Берлина приходит в себя настоящий-таки Адольф Гитлер. Ни власти, ни денег, ни сторонников у него теперь нет, но зато есть опыт восхождения со дна на вершину. Окружающий мир принимает диктатора за гениального актёра и делает его звездой Ютюба. Чем же обернётся популярность Гитлера в наше время?
Это тот самый случай, который я люблю больше всего: сначала прочитал книжку, потом посмотрел фильм. Помню года полтора назад, мы вместе с моим другом одновременно прочли книгу Тимура Вермеша. И дискуссия «на тему» затянулась на несколько часов. И вот, совсем неожиданно, узнал: сняли фильм. Тема, которую поднял автор в книге, достаточно злободневная. А в 2016 она еще злободневнее, чем в 2011. Отличная социальная сатира редко встречается на телеэкране в последнее время. Тем ценнее этот продукт. И когда я читал книгу, то очень часто ловил себя на мысли: а могу ли я обсуждать вот эти вопросы вслух? Это за гранью или еще в рамках этических приличий?
Гитлер, в ходе своего путешествия современной Германией, поднимает очень щекотливые темы и задаёт актуальные вопросы! И самое интересное, что он задаёт те же вопросы, что задавал в 30х: как вам жизнь? Зарплата устраивает? Как вам политики? Как вы относитесь к эммигрантам? Евреи не беспокоят? Мда… И самое странное, что в фильме показывают РЕАЛЬНЫХ немцев, по реакции которых понимаешь: балотируйся завтра Гитлер в бундегстаг, то они его выбрали бы. Книга очень сильная. Книга заставляет думать и взвешивать.
Кино снято чётко по книге, поэтому смотреть его мне было очень комфортно. Самое главное, при просмотре этого фильма понимать, что за прошедшее с 30-х годов время в головах людей ничего не поменялось и нужно помнить, что при схожих обстоятельствах история может вильнуть хвостом и повториться. А этого нельзя допустить. Шутки-шутками, но жизнь-то одна. И в фильме финал полуоткрыт: так что? Если фюрер вернется назад, история повториться? Хотите ли вы этого? В общем, кино нужно смотреть. Смотреть и думать, для того что бы понимать, что сегодня происходит вокруг нас. Искренне советую любителям умного и нестандартного кинематографа.
23 сентября 2016
Большой сатирический вопрос.
Сатира, какой ее преподносит режиссер в своем фильме «Он снова здесь», настолько едкая и злободневная, настолько обширная и актуальная, что чуть ли не каждая ее сцена ставит жирный вопрос перед зрителем, подбрасывая все больше гарнира для размышлений до самого финал, приправленного соусом из острых шуток. Например, как вы думаете, что для современного немца было бы приоритетней: просмотр кульнарного шоу или же выступления Адольфа Гитлера, воодушевляясь его взглядами и идеями? Как резюмирует картина Давида Внендта — второе (с недавних пор), и это не удивительно, с нынешним-то положением вещей. Реальные жители сами жалуются вождю национал-социализма на своих политиков, на малые зарплаты и безработицу, а самое главное, на множество мигрантов, которые сдвигают все ниже и ниже среднюю планку IQ в их стране. И смотря на реакцию общественности, в какой-то момент ты с ужасом приходишь к мысли, что и сам согласен с изречениями фюрера, и уже готов бежать голосовать за него, как и тысячи граждан Германии, показанных в ленте. Вот только если это так, то один из главных вопросов этого фильма для вас остался необдуманным.
Парадокс Гегеля.
Как-то один мудрый немец сказал, мол история учит человека тому, что человек ничему не учится из истории. По сути, этим высказыванием можно всецело и полностью описать происходящее в фильме.
Персонаж Оливера Мазуччи преподносит немцам и зрителю ясное отражение обыденной действительности нынешней Германии, он четко обозначает все аспекты разного рода проблем, и на всеуслышание заявляет о них, как когда-то делал это в 20-ые годы прошлого века. Но так же как и тогда, он не предлагает адекватного и цивилизованного решения, ведь это Гитлер. Можно вывезти Гитлера из тоталитарного строя в другую эпоху, но вот тоталитарный строй из Гитлера вывезти нельзя. Он, как и большинство красноречивых политиков, выбирает простой путь, а люди следуют за ним, ведь выбирать простое проще. И если этого не понимать, то спрос на газовые камеры снова возрастет.
Святые из бункера.
Нельзя не отметить грамотный подход режиссера к балансу и деталям картины. Ведь когда ты снимаешь кино про национал-демократические идеи в современном обществе, используешь реальные образы депутатов и политиков, да еще и ставишь в центре внимания главную фигуру идеи нацизма, то нужно быть очень осторожным, дабы твое творение вообще увидело свет. Однако, Внентд не только смог политкорректно выстроить весь сюжет, но и поперчил его весомым количеством черного юмора. Помимо этого, важной особенностью ленты является легкость с которой подается весь материал. Она нисколько не затянута, и держет уверенную стойку до самых финальных титров, сделав пару контрольных выстрелов перед ними.
Отдельно хотелось бы подчеркнуть потрясающую отсылку-пародию на самую знаменитую сцену из фильма «Бункер». Эта вишенка на торте по праву заслуживает моих аплодисментов и низкий поклон автору.
По большому счету, это не просто художественное произведение, а целое социологическое исследование о неизменчивости взглядов населения за последние 90 лет, а может и больше, способное вызвать абсолютно разные эмоции у каждого конкретного человека, но оно точно отпечается в памяти, как один из самых небезразличных к зрителю фильмов.
6 июля 2016
Фильм «Он снова здесь» обязан названием и появлением на свет немецкому журналисту Тимуру Вермешу. Сатирический роман с таким же названием стал бестселлером в Европе совсем недавно. Книга о Гитлере, проснувшемся в современной Германии, основана на ярком и нетривиальном сюжете, поэтому экранизация такого литературного события не замедлила себя ждать. Роман Вермеша, как и фильм, попадает в настроения современных немцев и обнажает многие проблемы. Гитлер — не актер, он настоящий и не постаревший ни на морщину с 1945 года.
«Он снова здесь» — это бомба в современное немецкое общество и в романе, и в фильме. Заряд большой обличительной силы. Очень мало комедии в этом фильме. Фантастическая сатира на общество, глобально изменившееся после Второй мировой. Есть ли место Гитлеру в современной Германии? Нужна ли нынешним немцам крепкая рука и железный порядок? Все ли в порядке с исторической памятью людей? Режиссеру Давиду Внендту, снявшему имевших резонанс «Экстремисток» и «Запретную территорию», был нужен очередной уже локомотив, способный на полном ходу въехать в сознание зрителей.
Не секрет, что не все так просто в большом европейском доме. По сюжету «Он снова здесь» не так много надо для реставрации национал-социализма. Гитлер вместе со случайно нашедшим его неудачником-журналистом Завадски разъезжает по землям Германии. Всякий ли публичный политик будет предпринимать такие шаги? Воззрения Адольфа находят живой отклик и благодатную почву, в немцах живуч национализм. Гитлер не только яркий политик-популист, он обладает настоящим животным магнетизмом и становится героем популярного телешоу. Цепная реакция роста его популярности взрывает Интернет.
Авторы фильма сознательно показывают зрителям насколько хрупкой является подзаплывшая жирком толерантности свобода, показывают как очень просто переключить внимание и обвинить в личных бедах иноверцев, демократов, фрау Меркель. Очень просто донести свои идеи. Вместо «Майн кампф» новый манифест, давший название фильму, за символические 19,33 евро. Новая Лени Рифеншталь уже готова разыгрывать и экранизировать эту затянувшуюся шутку абсолютно серьезно. Попадание сатиры «Он снова здесь» в настроения людей очевидно. Но сатира — штука скоропортящаяся и на завтра уже может потерять свежесть и понятность для всех. Очень не хочется, чтобы история в глобализованном 21 веке породила новое бесноватое исчадие.
9 из 10
21 июня 2016
В наши дни в Берлине вдруг откуда не возьмись появляется сам Адольф Гитлер. Самый настоящий, живой и ужасный. И вот поняв что он перенесся в 2014 год Гитлер, поначалу опешив от такой материализации, начинает знакомство с окружающей его действительностью, которая для него оказывается очень и очень неожиданной. Новые технологии, автомобили, интернет, инфраструктура. Со всем этим знакомится Гитлер. Ну как тут не влезть и попытаться навязать свои порядки, так свойственных этому диктатору.
Все люди с которыми предстоит столкнуться Гитлеру воспринимают его как актера, очень хорошего актера, всерьез вроде бы никто не воспринимает до поры до времени, пока Гитлеру не удается попасть на телевидение. И вот тут начинается самое интересное. К его речи начинают потихоньку прислушиваться, неужели история повторяется и снова произойдет то что было много лет назад?
Эта картина прежде всего едкая сатира на сегодняшнее положение вещей и попытка ответить на вопрос что было бы если бы диктатор вернулся, изменилось бы что то или нет в нашем мироустройстве? Картина на это ответ не дает, она лишь подбрасывает почву для размышлений и дает пищу для ума, что если бы….
Но Гитлер это прежде всего Гитлер, что он и подтверждает в этой ленте своими высказываниями и поступками, возрождение Великой Германии для него превыше всего. Лента понравится всем у кого есть хоть немного чувства юмора, некоторые моменты рассмешат больше, некоторые меньше. В целом картина приятная неожиданность, сделано смешно и нетривиально. Актуальнейшая картина о втором пришествии, но людей не изменить и эта лента тому подтверждение.
А если проследить внимательно каждый из диалогов простых обывателей, столкнувшихся с Гитлером, то из них выяснится что мало что изменилось. Поэтому при определенных условиях трагическая история может повториться, это и попытались нам донести создатели этой картины.
8 из 10
14 июня 2016
Фильм весьма любопытный, что называется «назлобу дня». Это в самом деле не фильм, а целое исследование. Исследование всея европейского населения на примере одной Германии. Ну реально же люди не меняются — что 70 с гаком лет назад, что сейчас. И в данном кинофильме мы это прекрасно видим. Изменились лишь средства по дёрганью общественных масс за ниточки — путём разложения обывательских мозгов и возможностей пропаганды всего чего заблагорассудится, если в том возникнет необходимость. ТВ+интернет. Не даром же киношный Гитлер с восхищением смотрит на новые для него девайсы и СМИ — острый ум фюрера чувствует их мощный потенциал.
А вообще при просмотре меня почти не покидало ощущение неких параллелей с тем, как открывал для себя «новую Москву» булгаковский Воланд. Ну ведь почти один-в-один же! И люди те же, и проблемы те же… разве что москвичей по Булгакову «испортил квартирный вопрос», а немцев в глазах фюрера испортили что? Пресловутые толерантность/политкорректность, амёбность и безволие жующих народных масс, несостоятельное правительство, возглавляемое «женщиной с вечными глазами плакучей ивы»… А в результате что? Рядовые берлинцы жалуются в беседах с Гитлером на кривую демократию, бесполезность выборов, маленькие зарплаты и засилие мигрантов, от которых уже не спрятаться, не скрыться. Актуально? Ещё как! К счастью, пока не для нас, а для них, хотя… кто его знает — что будет через энное количество лет?
Так что вроде бы сатира — сатирой, а заставляет крепко задуматься. В особенности наводят на размышления кадры перед самыми финальными титрами. Хороший фильм, актуальный.
8 из 10
17 мая 2016
Если Вы слишком политичны, серьезны, не умеете смеяться над вполне здоровыми шутками и просто зануда- не стоит и пытаться смотреть этот фильм. Говорю прямо- испортите себе настроение. Если же с Вами всё в порядке- фильм для Вас!
«Он снова здесь» показывает нам вариант развития событий, если бы Гитлер оказался в нашем времени, не известно откуда и неизвестно как. Но не думайте об этом- для фильма это не несёт никакого смысла. Нам показывают, как Гитлер знакомится с новыми технологиями, открывает многое для себя из общения с людьми, познаёт и поражается новым возможностям и «новому» устройству мира. Тут и начинается всё самое интересное.
Этот фильм- яркая и сочная сатира, которая заставляла меня смеяться громко и вслух, но она не топит зрителя в глупых и надоедающих шутках. Весь фильм похож на ровно сбалансированные весы- зритель не только смеется, он думает.
В этой картине зрителя заставляют подумать над многим, над повторением истории, над выбором людей, над их взглядами… и наконец фильм сделали так, чтобы зритель сам задался дилеммами над тем, что такое хорошо и что такое плохо. Словно некая сказка для взрослых, про добро и зло, правду и обман, возможности и реальность. Давайте и правда заглянем в себя самих. История… она должна учить. Оглянемся на мир, который мы сейчас строим, и что он несёт или уже принёс нам.
Фильм «Он снова здесь», подарил мне 2 часа хорошего настроения этим вечером, не заставив меня не на минуту пожалеть о своём времяпрепровождении. Я редко, а точнее никогда раньше, не была в таком восторге от фильмов такого жанра, но этот фильм приводит в восторг.
Фильм «Он снова здесь»- резкий и неожиданный, как пощечина, еще на долго оставляющий о себе память.
9 из 10.
16 мая 2016
Один умный дедок (кстати, немец по национальности) как — то заметил, что история учит тому, что она ничему не учит. После окончания Первой мировой войны Германию превратили в страну — изгоя, политическая нестабильность, экономический кризис, реваншистские настроения, и как результат — приход Гитлера к власти. После окончания Второй мировой, немцам усиленно внушали комплекс вины, требовали покаяния, разделили страну на две части (несмотря на решения Ялтинской и Потсдамской конференции о сохранении единой Германии), то есть пошли абсолютно тем же путём, что и политики двадцатых — тридцатых годов.
Идея о том, что увидел бы Гитлер, окажись он в современной Германии, конечно же прекрасна. А увидел он унылую старуху — канцлера с вечно потными подмышками, и намертво склеенными большими пальцами дряблых, целлюлитных рук, бесполых существ, оккупировавших немецкую политику, дебильные телешоу, неустроенность восточных немцев, наглых эмигрантов, безработицу — то есть ровно тоже, что и в тридцатые годы прошлого века. Доктор Геббельс сказал — дайте мне СМИ, и я превращу любой народ в стадо свиней. Геббельса уже нет, а народ — то вот он, нетерпеливо хрюкает, современные технологии упростили процесс.
КиноГитлер приходит в восторг от тех возможностей, которые открывает перед ним оптико — волоконная связь и система современных масс — медиа. Телешоу, на которых восторженные домохозяйки выстраиваются в очереди за автографом, болтливые ютьюберы, набирающие лайки тиражируя выступления Адольфа — мы живём в обществе спектакля. Гибель тысяч людей оставляет всех равнодушными, особенно если они не европейцы, зато смерть собачки, застреленной рейхсфюрером — это очень плохо, это снижает рейтинги, политкорректность во весь рост. Реальные бюргеры, хнычущие о необходимости наведения порядка, зигующая молодёжь, плохо организованные группы придурков, носящих нацистскую символику (сцена в офисе неонацисткой партии) — ничего вам не напоминает?
Был такой фильм «Россия 88», режиссёр Бардин первым применил этот приём, на камеру разговаривал с простыми людьми, и те с удовольствием говорили о том, что «Россия для русских», получается, что это не только немецкая проблема. Фашизм — ублюдок капитализма, именно капитализм с заложенными в нём противоречиями (экономическими кризисами, чудовищным социальным неравенством, общественным характером производства и частным присвоением) породил Адольфа и его идеи. Глобализация обострила эти проблемы, потоки эмигрантов из развивающихся стран захлёстывают Европу, вызывая сотрясение целлюлита у добропорядочных бюргеров — «бородатых с низким IQ надо отправлять обратно» говорит один из них.
Избранные демократическим путём правительства (я не верю в выборы — говорит немка из восточной части Германии) абсолютно беспомощны, их рецепт выхода из кризиса прост — присесть, похлопать себя по упитанным ляжкам, и сказать «ку» въезжающим в Германию эмигрантам. Любимая байка либералов о причине успеха Гитлера — «он предлагал простые рецепты выхода из кризиса». То есть: пресыщенные либеральные интеллектуалы предлагают настолько сложные рецепты, что тупому народу их не понять. «Простой рецепт» Гитлера — дать всем работу, поставить глобальную цель «поход на восток», и вдолбить народу в голову мысль о его (народа) величии. Слова о «простых рецептах» и народе им следующем — выдают презрение говорящего к этому самому народу, и если это так просто, почему бы не начать с первого пункта — с ликвидации безработицы?
Никаких «сложных рецептов» у либералов нет, дешёвой болтовнёй о правах человека людей не накормишь, поэтому «он снова здесь», последние кадры фильма показывают нам, что популярность правых в Европе растёт (Марин Ле Пен, шведские наци), и это естественное развитие ситуации, безвластие всегда заканчивается приходом диктатора. Фильм очень хорошо показывает уязвимые места либеральной демократии, режиссёр Внендт безжалостно и бесстрастно препарирует труп современной Германии, он паталогоанатом, он не предлагает выхода, просто констатирует летальный исход..
10 из 10
14 мая 2016
Прежде всего: чтобы в должной мере насладиться этой картиной, с самого начала лучше всего уяснить для себя его жанр — это сатира. И ничто иное. Пожалуй, до этого момента я не сталкивался с фильмом, который настолько же ярко иллюстрировал на большом экране определение этого термина.
Предстоящие за неожиданным приходом Гитлера в 2014-й год 2 часа экранного времени будут всячески давить на природу человеческих слабостей, заставляя зрителя раз за разом ставить себя на место простых прохожих в этом условном театральном представлении — что и есть сатира.
Это не комедия.
Здесь не вываливают на зрителя равномерные на протяжении всего хронометража порции хохм, ведя персонажей по заготовленному в недрах Голливуда лет 100 назад универсальному юмористическому шаблону. Весь юмор привязан одной идее — «идее Гитлера», назову ее так. Идее осознания зрителем фюрера как явления через комический стержень повествования.
Это и не фантастика.
Сам факт появления Адольфа Гитлера в нашем времени ощущается как условность и становится катализатором для настоящего главного героя фильма — простого человека.
Не фюрера. Не журналиста.
Кого-то со второго плана на экране.
Меня.
Вас.
Все здесь крутится не вокруг факта Второго Пришествия этого человека. Соль в том, чтоб показать, как высвобождается Энергия, ведущая к известным кошмарным последствиям. И по конечным ощущениям, это удалось — и спасибо, что создатели немного свели историю в условный фарс. Сюжет и без того вызвал ураган эмоций, прямая концовка же вогнала бы в ужас. Попробуйте представить это, посмотрев.
Этот фильм — лучше любого параграфа в учебнике истории. Есть от чего отталкиваться, чтобы лучше понять себя и свое место в мире.
Консервный нож в сердце обывателя.
«Люди не меняются», — говорил Воланд у Булгакова, если не ошибаюсь? Благодаря «Он снова здесь» эти простые слова в моей голове перестают быть просто словами и сходят со страниц в виде сильного визуального образа для иллюстрации природы человеческих слабостей характера. И с их помощью можно открыть для себя много чего полезного. И стать лучше. Это так, к слову, если захотите.
Главное, что нельзя остаться равнодушным. А это именно то, что делает художественный фильм непосредственно художественным. Вызывает эмоции. Гнев, страх, восхищение, возмущение — что-то свое, да найдете. Полюбите, возненавидите.
Но «посмотреть, посмеяться и забыть»… Не обещаю. Будьте готовы к сильному испытанию внутренних ценностей, убеждений и устоев, если решитесь на просмотр. Может накрыть.
Спасибо.
p.s. Фильм снят по книге. И вместе со знанием этого факта постоянно пилит мысль, что создатели не стали даже сценарий писать, перенеся текст книги на пленку — настолько топорно, «книжно», зачитываемо смотрится. Особенно с учетом, на мой вкус, недостаточно ответственного подхода к визуальной составляющей. Хотя, может, кинематографисты хотели дрожащей и расфокусированной местами камерой показать эффект реальности происходящего?
Это так, если отойти от поэтического в увиденном в сторону объективных кинематографических вещей. Недостатков, иными словами.
Чтобы вы не думали, что увидите здесь что-то во всех отношениях великое и уникальное.
Такое простое, но небезразличное к зрителю кино.
29 апреля 2016
Скажу сразу — это отличный фильм, и я настоятельно рекомендую его к просмотру.
Суть фильма: ВНЕЗАПНО, в Германии 2014 года оживает Гитлер, настоящий, живой, аутентичный, прямиком из 1945 года. После быстрой адаптации, фюрер начинает новое восхождение к верхам, по своей старой, но проверенной доктрине.
Теперь конкретнее. Мне кажется, что этот фильм идеально бы вписался в наши, российские реалии, если бы сняли ремейк, заменив Гитлера на Сталина. Просто представьте, 2016 год, в центре Москвы неожиданно оживает Иосиф Виссарионович, и тот, завладевая сердцами людей, стремится к самому верху. Разумеется, многое нужно было бы адаптировать, но успех был бы колоссальный, при условии, что сценаристы, актёры, операторы и режиссёры поработают на совесть и подойдут к делу так же ответственно, как их немецкие коллеги. Фильм был бы идеальным ответом на все крики нашего общества из разряда: «Сталина на вас нет!», «А вот при Сталине…», «нам нужна твёрдая рука!», и прочее.
Немцы такой ответ дали, и преподнесли его превосходно — с замечательным юмором, интересным сюжетом, отличной концовкой, так, чтобы было понятно и политикам, и людим далёким от неё, и даже людям, которые в Германии не были не разу и незнакомыми с тамошними реалиями, таким как я. Наверняка, если уж этот фильм вообще появился, то в Германии тоже бытуют такие суждения, мол, «фюрера на вас нет!», «а вот при Гитлере..!», или «ну в нём было и хорошее и плохое, но зато…»
Нашему обществу такой фильм необходим, и я завидую немцам, что нашёлся среди их сынов такой человек, который грамотно, умело, интересно и популярно преподнёс им такую незамысловатую идею.
Повторюсь: фильм отличный, в нём прекрасно всё — юмор, сюжет, актёрская игра, саундтрек, посыл, идея. Смотреть всем.
9 из 10
28 апреля 2016
- Разве я похож на преступника?
- Ты похож на Гитлера!
- Вот именно.
Фильмы про Гитлера снимать рискованно. Во-первых, блюстители нравственности реагируют на такие темы слишком уж остро. Во-вторых, грамотно косплеить фюрера и не попасть под иск о разжигании/оскорблении/людоедстве нелегко. Словом, ответственность серьёзная.
Поэтому «Он снова здесь» — продукт своеобразный. Нарочито дурашливые, забавные эпизоды чередуются с моментами, залитыми чадящим мазутом чёрного-пречёрного юмора. Иногда этот юмор откровенно издевательский. А полдюжины адовых холокост-анекдотов (которые подаются прямо пачкой) вообще насилуют политкорректность по полной. Хотя в целом еврейская тематика затрагивается буквально пару раз.
«Ещё вчера я выставлял 12-ую армию, а сегодня — стенды в киоске!»
Гитлер появляется в Берлине 2014 года неожиданно для себя, но на той же машине времени, что и его соотечественник Арни (правда, в одежде). Проведя пару дней за чтением прессы в ближайшем газетном ларьке, он понимает, что за 70 лет мало что изменилось. А значит — пора действовать.
С помощью вовремя подвернувшегося репортёра-неудачника фюрер колесит по стране, общается с людьми о политике и говорит о насущных проблемах. Конечно, во временные путешествия никто не верит — все воспринимают его как харизматичного актёра. Но и это Гитлеру на руку: его популярность возрастает, и вскоре он становится лидером мнений.
- Это канал семь?
- Нет, это Германия.
Чтобы не сделать зрителям бо-бо, Внендт строит фильм из гротескных элементов в духе откровенно пародийной комедии. Вроде как событийный ряд нереален, а потому и размышления на тему: «а как бы я отреагировал» без надобности. Правда, эпизод с пристреленной собакой всё равно втыкается в сознание болезненной колючкой.
- Зрители прощают практически всё, но убийство собаки — этого немецкая душа не вынесет. Нам с женой от этого поплохело.
Парадоксы обывательского сознания укладываются в казенник главной мысли, высказанной в кульминации: Гитлер — это ты сам, от Гитлера не избавишься. Скорее заедешь в психушку, пока Рифеншталь будет снимать новые марши. Директор канала 7 жмёт на спуск, и всё это выстреливает мощным снарядом калибра 8.8. А вы как думали?
Впрочем, глубокой идеи в происходящем на экране искать не стоит. Это фильм-демонстрация, грубовато-циничный мазок чёрной краской по стене респектабельного банка. Такую вот загогулину в форме изящной верёвочной петли можно изучать, обводить в рамочку и вешать в галерее современного искусства. Но скорее всего, просто приедет ремонтная служба и всё закрасит. Хотя след останется.
- Они все желают тебе скорейшего выздоровления!
- Почему?
- Почему?! Адольф, тебя избили неонацисты! Ты — герой демократии!
25 апреля 2016
Давид Внендт снова обращается к теме неонацизма, только теперь в иронично провокационной манере: в Берлин возвращается Гитлер. Не актер, не сумасшедший, а тот самый фюрер. Его, конечно, таковым до поры до времени не считают, но он расхаживается, оглядывается и его, в конце концов, принимает публика, более того, он становится суперзвездой. И дело ведь не в том, кем его считает публика (сумасшедшим, эксцентричным актером или политиком), а в том, что Гитлер считает себя Гитлером и говорит от себя, и его слушают.
Не могу прокомментировать сегодняшние умонастроения в Германии, но, по всей видимости, режиссер убежден, что Гитлер живее всех живых. В подтверждение этому, он снабжает свой фильм съемками реальных людей, которые по-разному реагируют на бывшего национального лидера. И пусть кожаный плащ фюрера поистрепался, на всем его образе налет комичности и он потерпел мощнейшее историческое и моральное поражение, но «новый» Гитлер умеет затронуть нужные струны в душе Deutsche Volk, которые, казалось бы, должны были порваться в 45 году.
Однако просмотрев проделанную немецким режиссером работу, я всё-таки не ощутил драйва. Ему не хватило точности и хлёсткости, порой казалось, что его Гитлер вот-вот саморазоблачится и тогда всё происходящее на экране станет дурным фарсом, спекулирующим на истории и чувствах сегодняшнего западного общества.
23 апреля 2016
Как и самой личности А. Шикельгрубера, так и фильму он нём можно дать множество трактовок. С одной стороны фильм настойчиво намекает нам — любой забавный дядечка, способный приковывать к себе внимание толпы и рассуждающий об острых проблемах общества честно и прямо, может оказаться новым «абсолютным злом во плоти». А с другой — заставляет задуматься: насколько же скверно идут дела в Европе, если множество людей взирает на образ «богемного ефрейтора» с тёплым трепетом и благоговением. Неужто и впрямь — «Не всё было отрицательно»?
В любом случае — фильм отличный. И юмор действительно хорош.
10 из 10.
P.S. «Эй, нигер! Как дела, нигер?». Чёрт… Давно так не смеялся. Ради одного лишь этого момента картина уже заслуживает просмотра!
22 апреля 2016
Добротная социальная сатира — нечастый гость на киноэкране. Чтобы вкусно снять такое кино, нужно: а) иметь здоровое чувство юмора; б) обладать критическим складом ума; в) хорошо разбираться в процессах, которые собираешься препарировать скальпелем сатиры. В противном случае сатирический накал уйдёт в свисток банального стёба. Сатирическая трагикомедия «Он снова здесь» немецкого режиссёра Давида Внендта — фантазия на тему, что было бы, если бы Гитлер ожил и вернулся в сегодняшнюю Германию — работа человека, безусловно, остроумного и хорошо разбирающегося в вопросе.
Для Внендта это не первое обращение к теме нацизма: в 2011 году он довольно успешно стартовал в полном метре драмой «Экстремистки. Combat Girls» о немке, воспитанной в нацистском духе, но встретившейся с афганским беженцем и усомнившейся в доктрине нацистов. Отработав тему в драматическом ключе, через три года Внендт решил рассмотреть её под иным углом.
Его новая картина начинается с того, что на заброшенном берлинском пустыре мистическим образом возвращается к жизни Адольф Гитлер. Он растерян и обескуражен, но случай сводит его с Фабианом Завацки — лузером, безуспешно пытающимся продать на ТВ свои ролики. Вместе они решают отправиться в путешествие по современной Германии, в ходе которого Гитлер будет под запись беседовать с обычными людьми «на актуальные и щекотливые темы».
Думая, что дальше его ждёт череда типичных эксплуатационных гэгов, свойственных комедиям о путанице эпох, зритель набирает в жменю побольше попкорна — да не тут-то было! Авторы фильма делают финт ушами и переходят от постановочной съёмки к репортажной. Мы видим в кадре реальных немцев, жалующихся на жизнь, на маленькую зарплату, на безработицу, на политиков, набивающих собственные карманы, на засилие мигрантов.
Последнее особенно волнует немцев. Они убеждены, что «все эти бородатые сомнительные личности» должны быть выброшены из страны. Жалуются на то, что «иностранные дети — просто наказание». Рассуждают о том, что у мигрантов, приезжающих в Германию из Африки, IQ не выше 40—50, в то время, как у коренных немцев он превышает 80, поэтому, чем больше мигрантов прибывает, тем сильнее понижается общий IQ нации. Предлагают создать «трудовые лагеря». Заявляют о готовности поддержать вернувшегося фюрера.
Всё это, конечно, выглядит смешно, ибо снято мастерски, но смех этот даже не сквозь слёзы, а сквозь оторопь. В кадре то и дело мелькают немцы, вскидывающие руки в нацистском приветствии, и, глядя на них, ты понимаешь: появись завтра у этих людей ещё одна возможность проголосовать за Гитлера — они и впрямь за него проголосуют.
Но самое удивительно, что время от времени ты и себя ловишь на мысли: по некоторым пунктам вполне можно согласиться с тем, что говорит на экране персонаж Оливера Мазуччи. Чего стоит один его спич о современном телевидении: «Что это за чушь? Почему показывают передачу про готовку еды? В мире что, нет вещей интереснее этого?»
Выходит, Гитлер прав? К счастью, нет. Это логическая ошибка, когнитивная иллюзия. Одно дело обозначить проблему, другое дело — решить её. Не всякий человек, верно обозначивший проблему, способен предложить адекватный способ её решения. О том, что проблемы есть, никто не спорит — жизнь многогранна и сложна, и было бы странно, если бы в ней не было проблем. Но в том и отличие цивилизованного понимания реальности от тоталитарного, что диктаторы всех времен и народов, включая Гитлера, всегда предлагали — и предлагают — простые пути решения всех проблем. А народные массы, увы, выбирая между простым и сложным, отдают предпочтение простому. Хотя простота, как известно, нередко хуже воровства.
«В 1933 году народ не был одурачен пропагандой, — напоминает с экрана Гитлер. — Он избрал фюрера, который ясно излагал свои планы. Если ты осуждаешь монстра, значит, ты должен осуждать и тех, кто избрал этого монстра. Были ли они монстрами? Они были обычными людьми. Почему люди следуют за мной? Потому что в глубине души они такие же, как я». И что ты на это возразишь?
Лента Внендта, в том числе и о том, что за полвека, по большому счёту, мало, что изменилось в умах людей, и при определённых обстоятельствах история может совершить трагический флешбэк. «Если настоящий Гитлер вернётся назад, история повторится?» — устами персонажей спрашивают под занавес авторы фильма — и вопрос повисает в воздухе.
Но только ли Германии следует опасаться флешбэков своей истории?
10 из 10
15 апреля 2016
Начиная читать книгу, на основе которой снят данный фильм, меня терзали сомнения — стоит ли? Решился и… Нет, я не считаю себя хоть сколько-нибудь принадлежащим к идеологиям правого толка, я вообще плевать хотел на политику с позиции разделения на всяческие течения.
Так вот, герр Гитлер меня изрядно удивил — среди всего того либерального маразма, что нынче творится в Европе без границ, германский диктатор с чёлкой и усиками оказывается голосом разума и той самой твёрдой руки, способной навести порядок. Особенно хорошо это ощущается из 2015 года, при том, что в повествовании идёт год одиннадцатый.
Разумеется, Гитлер остаётся Гитлером и в XXI веке — Адольф Алоизович планирует возрождение вермахта-бундесвера и пророчит новый военный триумф, восхищается прогерманской энциклопедией «Википедия», получившей своё название от древнеарийских исследователей-викингов и снимая дом, в первую очередь интересуется, а не живут ли рядом коммунисты. Книга в меру пестрит такими вот моментами, когда наш «попаданец наоборот» знакомится с дивным новым миром.
Подытожить всё вышесказанное хочу последней фразой в книге, очень удачно обобщающей основную мысль произведения. Жаль, готического шрифта нет.
Не всё было плохо.
1 февраля 2016