Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Никита Михалков |
год: | 2015 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Элла Тухарели |
сценаристы: | Алёна Санько, Татьяна Саломадина, Ольга Любимова |
продюсер: | Саида Медведева |
видеооператор: | Дмитрий Могилевский |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
В 2015 году, в честь 70-летия известного советского и российского актёра и режиссёра Никиты Сергеевича Михалкова телеканал «Россия» подготовил документальный фильм Эллы Тухарели «Никита Михалков». И на мой взгляд, с тех пор практически ничего не изменилось в жизни мэтра отечественного кинематографа, получившего когда-то статуэтку «Оскар». Поэтому сегодня данный фильм воспринимается по-прежнему как актуальный.
По структуре работа получилась неровной. Есть элементы фильма-интервью. В частности, мы видим как Михалков отвечает на вопросы журналиста Владимира Соловьёва, а так же ряд интервью друзей и коллег Михалкова по кинематографу (среди которых будут и иностранцы, такие как Эмир Кустурица и Стивен Сигал). Но есть и элементы фильма-портрета, поскольку зрителю показана жизнь Михалкова в своём имении в окружении родных и близких. И вот что касается фильма-портрета, то «Никита Михалков» уступает тому же документальному проекту «Живёт такой барин» Андрея Зайцева, снятого к 65-летию режиссёра. А интервью, показанные в фильме, на мой взгляд, нужно было либо сокращать по количеству опрошенных лиц, либо увеличивать экранное время для более полного раскрытия характера главного героя через призму оценивания другими.
Что же касается главного героя, то здесь показаны последствия сформировавшегося культа личности Никиты Сергеевича (почти как и у его тёзки Хрущёва). Практически все вопросы, которые ему задаются Соловьёвым, так или иначе, он сводил к оправданиям и выгораживанию себя и своего характера. Да, родился он не вполне обычной советской семье — оба родителя известные на весь Советский Союз люди. Но будто не желая слышать, по всей видимости, надоевший вопрос о статусе мажора и влиянии знаменитого отца на свою судьбу, Михалков сам отвечает, что никак ему родители не помогали (и более того, что его в детстве пороли). Этим самым он демонстрирует свою готовность противостоять хейтерам и прочим завистникам, которые у него имеются, как у всякой медийной личности.
Одним из популярных приёмов в документальном кино является иллюстрация сказанного героем фрагментом из фильма/сериала. Но наиболее часто в данном фильме будут то и дело появляться фрагменты из картины Рязанова «Вокзал для двоих», демонстрирующие вспыльчивый характер Михалкова, который по молодости постоянно попадал в милицию за драки из-за ревности к жене-красавице.
И хотя коллеги по цеху хвалят Никиту Сергеевича, как талантливого режиссёра, благодаря кадрам хроники съёмочных процессов «Сибирского цирюльника» и «12» становится очевидным, что Михалков — довольно жёсткий руководитель на съёмочной площадке, прибегающий порой к нецензурной брани. Что, впрочем, не отменяет того, что он уверенно делает своё дело, полностью погружаясь в процесс.
Как бы каждый из нас не относился к Михалкову, как актёру, режиссёру, председателю жюри, общественному деятелю, блогеру (как-никак его авторскую передачу «Бесогон ТВ» не только на ютуб-канале Михалкова показывают, но и по федеральному каналу), Никита Сергеевич — яркая и харизматичная личность отечественного кинематографа. Можно сказать глыба. И именно поэтому мне данный фильм показался поверхностным, потому что при таком материале было где развернуться создателям.
5 из 10
21 октября 2020