Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Кенже |
английское название: |
Kenzhe |
год: | 2015 |
страна: |
Казахстан
|
режиссер: | Ермек Турсунов |
продюсеры: | Алексей Кублицкий, Александр Вовнянко |
видеооператор: | Сергей Козлов |
композитор: | Куат Шильдебаев |
художник: | Бопеш Жандаев |
монтаж: | Максим Смирнов, Галымжан Санбаев |
жанр: | криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 апреля 2015 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
Запахло керосином. Знак того, что моя рецензия вряд ли понравится многим. Но я заранее всё подготовил. Как я допишу текст, керосин уже будет разлит по всей комнате, а мои тараканы с удовольствием кинут горящую спичку. Мне ничего не остается, как написать всё это. История о том, как я посмотрел историю в кинозале.
Я наслышан о том, кто же такой Ермек Турсунов. Поразительное имя! К этому имени в одинаковой степени липнут и скандалы, и успехи, и дела насущные, и пристальное внимание. Честно, я не издеваюсь. Меня до глубины души тронуло одно из его знаменитых писем народу в известном журнале. Но я не смотрел «Келин» и «Старик» — первые две части, как потом выяснилось, трилогии. Следовательно, я не могу выразить свои полные ощущения от всех трех фильмов. Что ж, жизнь такая.
Для начала замечу, чем хорош «Кенже». Чтобы читающие не подумали, будто я настроен негативно. Прекрасные пролог и эпилог беспрекословно доказывают, что так величественно и захватывающе наши горы Заилийского Алатау еще никто не снимал. Если кто-то там говорит, что это вранье, дайте ему в глаз, а потом еще раз в другой. В случае курения отличной травки и представления идеального места для рая — алматинские горы самое то. Не столько красота играет роль, сколько завидное мастерство оператора Сергея Козлова.
А вот теперь о том, что между прологом и эпилогом. Ермек Турсунов представляет героев в лице двух родных братьев. По неизвестной причине остались сиротами, а перед приходом инспекторов по опеке смело покидают родной аул и отправляются навстречу большим возможностям города. Перед обратным возвращением в Казахстан немалая доля хронометража будет отдана на откуп презентации дивных городков Европы. Вместо гламурного Парижа — легкая Ницца. Вместо модного Милана — простенький Палермо. Вместо страстного Мадрида — идиллическая Мальорка. Вместо великих Афин — малоизвестные Салоники. Признаться, презентация вышла сногсшибательной. Техническое оснащение съемочной группы позволило заснять столько шикарных кадров, что это можно также определить жирным плюсом.
Так вот. Причем здесь братья и «галопом по Европе»? Прозаично и простенько — ребята решили прийти к успеху в жизни коротким путем. Сами знаете, короткий путь — это криминал. А криминал — это вступление на чертовски скользкий лёд с легко угадываемыми перспективами. У младшего брата есть бывшая и сынишка. У старшего — непонятно что, но, кажется, приличная империя. Сюжет ненавязчиво и четко избавляется от бывшей, а сынишка оказывается этаким трофеем в борьбе двух родственников. Знаете, меня реально смущало то, как отец по ведомым только ему причинам называл своего сына «пацаном». Да и отношения между ними какие-то натянутые или наигранные: в одном кадре им толком не о чем поговорить, и оба глубокомысленно молчат. В то время как у пацана получится мало-мальский достойный диалог с дядей, старшим братом отца. Я даже удивился, когда мальчик спросил «какая еще муха?» вместо «какой еще хрен?»
Всё бы хорошо, но эта история не проникла в мою душу и ничего жизненно важного внутри не затронула. Мало отрастить бороду и сделать ужасно серьезный взгляд — надо еще и соответствовать своему герою. При уважении Жандосу Айбасову хочу заметить, что из него просто никакой отец. Нужно либо снимать актера постарше, либо убирать из сюжета мальчика. Хотя кто я такой и чего добился, чтобы указывать профессиональному режиссеру? Зато мое мнение таково, что история пышно цветет со своими флэшбеками, но проседает из-за слабого конфликта и отсутствия внутреннего напряженного нерва. Не сострадаешь никому из героев. Жалеть некого даже. Нет, вот русского дедушку, разговаривающего на казахском языке на зависть всем остальным, жаль. Потому что ему пришлось отправлять в долгий и далекий путь обычных мальчишек, а стали они такими людьми не из-за него. Для двух поколений ему пришлось не стареть слишком быстро.
Запах керосина уже становится невыносимым. Не подумайте, что я в пух и прах разнес фильм Ермека Турсунова. Я же не из кинокритиков. «Кенже» оставил во мне двоякие впечатления: они типичные. Как всегда меня хорошенько удивили качество звука (хотя было забавно слушать «стоны» во время сцены драки) и техническая сторона кинопроизведения, но сюжет не заинтересовал изюминкой или даже курагой. История пролетела как-то буднично, что уже через год фильм «Кенже» вряд ли вспомнится. Возможно, только несколько лет спустя. Но я ни в коем случае не отговариваю вас от просмотра. Каждый сам решает, какое кино — для него.
В конце концов, иногда стоит поддержать отечественного кинопроизводителя казахстанским тенге. Казахстанские зрители пока не избалованы отечественными лентами, интерес к которым был бы сильнее интереса к голливудским продуктам.
7 из 10
Занавес. Запах спички.
2 апреля 2015