Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
В поисках утраченной «Почты» |
год: | 2014 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Дмитрий Золотов |
сценаристы: | Сергей Каптерев, Николай Изволов |
продюсер: | Александр Герасимов |
видеооператор: | Валерий Рябин |
композитор: | Игорь Назарук |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 52 мин |
Если фильмы про Индиану Джонса учат нас, что работа археолога — это не копаться в земле в поисках черепков, а постоянно попадать в захватывающие и смертельно опасные приключения, то документалка «В поисках утраченной Почты» создаёт впечатление, что работа киноведа — это не разбираться в скучных и забытых фильмах, а путешествовать по миру, совершая целый ряд культурных и исторических открытий. По крайней мере герои этого двухсерийного фильма — киноведы Николай Изволов и Сергей Каптерев — пытаясь отыскать версию мультфильма Почта Михаила Цехановского, ставшую первой советской звуковой анимационной картиной, находят неизвестный текст Даниила Хармса, неизвестное фото Дмитрия Шостаковича, начало считавшегося утерянным дебютного фильма Михаила Калатозова, другой утерянный мультфильм Цехановского и т. д.
Отчасти работа Изволова и Каптерева похожа на работу детективов: по разрозненным отрывкам дневников, архивным документам и свидетельствам современников выстраивается примерный «круг подозреваемых» — то есть киноколлекции и киноархивы, где теоретически может находиться копия разыскиваемого мультфильма, а дальше следует выезд на место, переговоры и «сбор улик», то есть непосредственный поиск в кинособраниях. Но зачастую какие-то открытия совершаются просто случайно: кто-то из любопытства стал разбирать коробки на чердаке — и нашёл киноплёнки без опознавательных знаков, хранящие сенсацию; кто-то писал статью об утерянной кинокартине — и просто оказался рядом, когда коллега просматривал неидентифицированный фильм, полностью совпадающий с её описанием; кто-то не поленился и просмотрел киноархивы не только за 1931 год, но и за 1934-й — и оказалось, что машинистка перепутала цифры, и утерянная картина хранилась не там, где её искали и т. д.
В общем, смотреть это безумно интересно — особенно если понимать культурное и историческое значение находок, которые делаются буквально между делом. Но не в последнюю очередь интерес вызывает просто сам процесс наблюдения за людьми, которые горят какой-то идеей и работают порой чуть ли не на голом энтузиазме.
Ну и не могу не заметить, что Михаил Цехановский сам по себе заслуживает отдельного биографического документального фильма: хотя «В поисках утраченной Почты» довольно много о нём рассказывает, в центре повествования всё равно не он — а страна должна знать своих героев.
16 июля 2019