Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Руки |
год: | 2014 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Руслан Кечеджиян |
видеооператор: | Эдуард Кечеджиян |
композитор: | Алексей Хевелев |
жанры: | документальный, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 38 мин |
«Руки» — история о жизни человека, чья участь — дом-интернат для пенсионеров, и о его творчестве. По мере знакомства с главным героем Олегом Николаевичем, зрителю почти до конца фильма остаётся лишь теряться в догадках в ответе на вопрос — как такие люди как он оказались на задворках жизни. Дело в том, что Олег Николаевич не просто талантливый скульптор, это ещё и человек необычайно широкой души, большого сердца.
История его ремесла берёт начало с детства — суровых послевоенных времён, когда жить было особенно тяжело. «Большая боль, трагедия — пережитое детство. Нас трое было, смотришь: один калека…» И тут появилась у Олега Николаевича идея — слепить ногу (тому самому калеке). Материалом для работы послужила глина, которой богата родная земля, да и другого подручного материала не было. С тех пор понравилось ему лепить. Но, на самом деле, не только этим славен Олег Николаевич. Человека поистине можно назвать одарённым, если он умеет этим делиться с окружающими — вот в чём настоящее счастье.
Теперь, оглядываясь в прошлое, ещё яснее видится одна из самых трогательных сцен фильма — та, где слепой друг Олега Николаевича по интернату, зашедший поздороваться, прикасался к своему отражению (ощупывал маленький пластилиновый бюст), буквально смотрел на себя. Кстати, режиссёра картины во многом привлек нетипичный подход к работе пенсионера: он лепит фигурки своих одиноких и пожилых, таких же как он, соседей. Показательными чертами характера для автора фильма оказались упорство и усердие героя, с которыми он не только трудится, но и живёт. Он не ропщет на свою судьбу, и принимает жизнь целиком, какой бы она не была.
Автор пытается вызвать эмпатию к герою: крупный план и музыка, строгостью ритма и чётким ударением на главные доли, похожая на марш его стойкости и мужественности.
15 января 2016
Всем, кто ищет в кино ответы на трудные вопросы нашей грешной жизни, советую посмотреть ленту «Руки». Это простая душевная история о маленьком человеке, одиноком художнике живущем в доме-престарелых. Картина оставляет послевкусие, хочется многое обдумать, в ней нет ответов на все вопросы зрителя. Съемочная группа запечатлела реальную жизнь в интернате скульптора Олега Николаевича Артемьева на протяжении нескольких недель. Свободолюбивый художник, оказавшийся в таких условиях, продолжая творить пытается тем самым убежать от действительности или хочет нам передать окружающую его атмосферу страдания и угасания своих соседей по интернату? Мне запомнилась сцена, когда к главному герою приходит его слепой сосед по интернату и щупает руками его новую фигурку из пластилина, как бы оценивая ее. Этот эпизод дает повод лишний раз понять, что хочет сказать автор назвав так фильм, на протяжении которого скульптор лепит композицию «Руки», которая по словам главного героя олицетворяет собой его семью с которой он разлучен. Несмотря на то что режиссер избегает излишней драматизации сюжета, светлая печаль не покидала меня на протяжении всего фильма. В финале одна из женщин говорит в кадре, что мы все хотим уйти отсюда. Как это наверное грустно, понимать, что из этого дома уже уйти не удастся, они пришли сюда доживать свои дни или годы. Все мы стареем и боимся в старости одиночества. Раньше или позже -«Да не минует меня чаша сия».
18 декабря 2015
Мало кто из нас будучи на одном жизненном этапе задумывается, что будет делать, когда наступит этап следующий. Мало кто учась в школе всерьёз задумывается, чем он будет заниматься после её окончания. Равно как и учась в ВУЗе не задумывается, какая судьба его ждёт за порогом этого учебного учреждения. Также и в жизни. Мало кто из нас будучи молод или, по крайней мере, не стар, задумывается о своей старости. Задумывается о том, что с ним будет, когда он перейдёт определённый рубеж, за которым его ждёт не то, чтобы даже новый этап жизни, а именно новая жизнь.
Кто-то перейдя этот рубеж впадают в бесконечную тоску о том, что былое осталось позади. И им хотелось бы это былое вернуть, да уже это не под силу. А кто-то хоть и не перестаёт тосковать по прошлому, всё же находит в себе силы жить в настоящем. Находит в себе силы найти некую соломинку, за которую он держится, и которая позволяет ему не утонуть в море разочарования, горечи и тоски. Именно о таком человеке, человеке который посчитал нужным держаться на плаву дальше, и идёт речь в новой ленте замечательного ростовского кинорежиссёра Руслана Кечеджияна.
Олег Николаевич, вот уже два с половиной года живущий в интернате для пенсионеров N2, лепит фигуры и тем самым поддерживает своё существование, не желая мириться с участью людей, фактически поставивших на себе крест, попав в интернат и обнаружив, что старость подошла как-то неожиданно. В какой-то момент Олегу Николаевичу приходит идея создать своё новое произведение, руки. Да, руки. Две руки, соединённые вместе. Казалось бы, то-то и всего. Но в этом произведении заключается вложенный автором, Олегом Николаевичем, тот смысл, что руки — это символ семьи. Символ чего-то тёплого, нежного и приятного. И по ходу повествования, перемежающегося кадрами как самого интерната, так и видов природы, Олег Николаевич заканчивает своё произведение.
Как было сказано одним из его знакомых по интернату: «Лучше истереться, чем заржаветь». И это действительно так. Лучше что-то делать, работать, чувствовать себя полезным и нужным, заниматься любимым делом, даже если на это уходят последние силы, чем сдаться и принять свою участь и судьбы. Олег Николаевич не сдался. И стараниями как его самого, так и людей, в интернате работающих, смог поправить своё здоровье, а ведь он был практически слеп на момент попадания в интернат и правая рука его была онемевшей, и продолжить заниматься любимым делом!
Думаю, в этом и был посыл этой достойной, хорошо-снятой ленты, с удачно подобранной и наложенной на видеоряд музыкой. На каком бы этапе не находился человек, пускай даже на этапе своей старости, вдруг заявившей права на жизнь человека, надо всё равно за что-то цепляться и ни в коем случае не угасать. Как, к сожалению, это делают большинство людей, живущих в подобных учреждениях, попавших туда волею судеб.
Перед началом показа, на котором мне посчастливилось побывать, сам режиссёр фильма Руслан Кечеджиян сказал, что хотел назвать свою ленту «Старикам тут не место», но его уже опередили братья Коэны и получили за свой фильм Оскар. Строго говоря, Коэны так свою ленту не называли. А назвали они её No Country for Old Men, повторив заголовок книги, лёгшей в основу их работы. А название это переводится как «Нет страны для стариков». Так что «Старикам тут не место» это название данное фильму нашими кинопрокатчиками.
Но в действительности я хотел упомянуть не об этом. А о том, насколько бы точно это название подошло фильму. Особенно остро это ощущается, в той сцене, где нам показывают Олега Николаевича, смотрящего на изображения молодых людей на рекламном плакате. Сначала изображение… затем его лицо… и именно в этот момент как нельзя сильно ощущается, что нашему современному обществу, действительно нет дела до стариков. И в таких условиях, когда окружающим нет дела до тебя, надо заставить себя самого сделать так, чтобы тебе было дело до себя же самого!
Олег Николаевич смог это сделать. Олег Николаевич смог не опустить руки и в атмосфере безразличного отношения в обществе к тем, кому от этого самого общества пользы уже нет, смог не забросить надежду и найти себе применение. Думаю, пример таких людей должен вдохновлять кого угодно и в любом возрасте. И вот за это, за явление нам подобного примера, режиссёру фильма и всем людям, над ним работавшим, хочется сказать отдельное большое спасибо!
1 августа 2014