Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Железная министерия |
английское название: |
The Iron Ministry |
год: | 2014 |
страна: |
США
|
режиссер: | Дж.П. Сниадецкий |
продюсер: | Дж.П. Сниадецкий |
видеооператор: | Дж.П. Сниадецкий |
монтаж: | Дж.П. Сниадецкий |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $3 159 |
Мировые сборы: | $3 159 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 августа 2014 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 22 мин |
Железная дорога Китая — макровзгляд американца, который никогда не ездил в российском плацкарте — так можно было бы одной строчкой описать этот фильм. «Это одноразовый поезд, который эксплуатируется уже 30 лет», — скажет кривозубый китайский мальчик с верхней полки и будет истерически смеяться. А Джей Пи Сниадецкий будет упиваться крупными планами, лязгами и скрипами механизмов поезда (но здесь он оживший металлический дракон), максимальное внимание уделяя крайне неэстетичным кадрам большого количества людей в малом пространстве, перемещающихся из ниоткуда в никуда.
Причем кадры будут настолько затянуты, что неизбежно возникнет мысль о поломке кинопроектора. Тем самым режиссеру удалось создать ощущение, когда тебе хочется поскорее выйти из этого душного поезда, где в одном углу едят лапшу, в другом перекладывают куски мяса, а рядом, среди окурков и пластиковых бутылок, спят на полу несколько китайских рабочих. Кино пока не передает запахи, но в данном случае все очевидно пропахло потом и чесноком.
Несколько минут придется рассматривать резиновую гармошку в тамбуре между вагонами, неторопливо покурить со случайными пассажирами, затем понаблюдаем за металлическими ступеньками под скрежещущие звуки железной дороги.
Возможно это какой-то новый подход и мы на пути к макрокинематографу, где стоп-кадр будет новым художественным решением, а потный носок — главным героем. Но пока создается впечатление, что режиссер хотел банально показать разные социальные миры, пробираясь из плацкарта в первый класс, но застрял между полками нищеты.
Видимо для американца китайский плацкарт оказался чем то из ряда вон выходящим, так что он забыл обо всем на свете, монтируя трехминутные планы спящих китайцев с немытыми головами.
Получилось эссе о том как страшно быть бедным в Китае. Но бедным быть страшно везде. Китайский плацкарт конечно ужаснее российского, но не так чтобы совсем ужасный, поэтому фильм скорее ориентирован на нежную психику европейского жюри, на которое он оказал конечно же неизгладимое впечатление.
Стоило ли три года кататься на поезде, чтобы зафиксировать на пленке мечту китайской девушки — «спать, есть и ничего не делать»? Сложно сказать. Но все же намек на метаморфозу Китая внимательный зритель разглядит между строк — никто больше не хочет работать за 1000 юаней на фабрике. Весь этот эшелон бедняков с первой космической скоростью мчится в уютный мир американского сериала. На фоне всей этой нищеты левиафаном выглядит суперсовременный китайский поезд мчащий несколько богатых китайцев со скоростью 300 км/ч, но развивать эту тему Джей Пи видимо было страшно и она неаккуратно оборвалась.
В целом фильм можно рекомендовать только продвинутым любителям документалистики, которых не смущают съемки в формате хоум-видео, а также тем, кому предстоит воспользоваться плацкартным вагоном РЖД в ближайшее время.
31 января 2016