Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дева озера |
английское название: |
La Donna del Lago |
год: | 2014 |
страна: |
США
|
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 3 ч 30 мин |
Дева Озера — одна из виртуознейших опер великого Джоакино Россини — жемчужина в сокровищнице шедевров, созданных композитором для неаполитанского театра Сан-Карло.
Драматургической базой либретто послужила одноименная поэма английского писателя Вальтера Скотта. Невероятная популярность произведений этого автора привлекала к его работам многих композиторов. Зародившаяся в начале 19 столетия мода на средневековую эстетику захватила европейскую культуру на четыре десятилетия, став одним из самых знаковых атрибутов романтизма. Стереотипные, мелодраматические произведения Скотта скроены по скучным, единообразным шаблонам, однако композиторскому гению Россини удалось преобразить очередную наивную стилизацию вымышленного эпизода средневековой истории в подлинный шедевр.
В строгих природных декорациях шотландских нагорий разворачивается захватывающая история об ожесточенной борьбе за власть и за любовь.
Главная героиня Элен — дочь Дугласа, опального наставника короля Якова, — скрывается от монаршего преследования вместе с отцом, который заручился поддержкой воинственного предводителя горцев Родерика, восставшего против короля. В обмен на покровительство Дуглас обещал Родерику руку своей дочери. Однако несчастная Элен томится в ожидании встречи со своим возлюбленным Малькольмом, блуждая по берегам горного водоема. За это ее и прозвали девой озера. Король Яков, стремясь приобщиться к жизни своих подданных, блуждает по необъятным предгорьям под именем охотника Уберто, т. е. Хьюберта (в соответствии с итальянской оперной традицией все имена транскрибируются на итальянский манер). Случайно он встречает Элен и, покоренный ее красотой, влюбляется в деву озера. Однако она сохраняет непреклонность и вскоре встречается с вернувшимся Малькольмом, намеренным примкнуть к повстанцам. Грядет обговоренная свадьба с мятежным Родериком, однако нападение королевских войск прерывает бракосочетание. Сюжетный вихрь следующих событий выстроен в невероятно динамичных темпах, периодически замирающих в идиллической красоте прекрасных лирических зарисовок. Россини вводит одну их самых ярких сцен противостояния двух теноров — вокальную дуэль Родерика и Якова, равную по красоте и драматизму теноровым конфликтам из Елизаветы, Зельмиры или Риччардо и Зораиды. Однако превзойти подлинно гениальное совершенство столкновения Отелло и Родриго Россини все же не удалось. В кровопролитной схватке вооруженных сил повстанцев и королевских войск Родерик гибнет. Элен стремится спасти отца и Малькольма, попавших в плен. И отверженный поклонник девы озера — король — должен принять судьбоносное решение.
Дева озера — не самое востребованное произведение Россини, тем не менее, этот безусловный шедевр, искрящийся великолепной, высокопробной мелодикой, украшал репертуар многих опер мира. Однако он никогда не звучал на главной американской сцене. Лишь в 2015 году, спустя два столетия после создания, в Метрополитен состоялась репертуарная премьера этой оперы. Сценическое оформление подготовил шотландский режиссер Пол Карран, который предпочел классические постановочные методы и визуальный традиционализм: сочный, яркий колорит сценографии, условно стилизованные под силуэты 16 столетия костюмы, задорно сказочный антураж и детально проработанная ритмика мизансцен.
Задействованный в спектакле квартет главных солистов покорял многие оперные сцены, блистая в неизменном составе почти целое десятилетие.
В титульной партии Элен — американское меццо Джойс ДиДонато. Легкий, полупрозрачный, почти сопрановый звук ее подвижного, обертонистого голоса четко обрисовывает каждый виток виртуозной партии, созданной для легендарной примы Изабеллы Кольбран. Достойно исполненное финальное рондо Tanti affetti in tal momento! увенчало великолепное исполнение ДиДонато.
Возлюбленный Элен Малькольм — травести-партия, исполняемая прославленной белькантисткой — итальянской меццо Даниэлой Барчеллоной. И хотя голос певицы уже значительно истерся и утратил безупречную фокусировку, драматургически эта высокая, крупная певица невероятно органична в мужских образах.
Поклонник Элен король Яков — перуанец Хуан Диего Флорес, признанный мастер россиниевского стиля. Голос Флореса уже утратил былую легкость и динамичность, непринужденность колоратуры и безотказность в исполнении верхних нот. И все же безупречная техника, ровность регистров, приятный тембр по-прежнему составляют достоинства этого тенора. Ключевая сцена Якова — каватина Oh fiamma soave — исполнена с большим вкусом, чарующей кантиленой и подлинной музыкальностью.
Созданная для прославленного баритенора Андреа Ноццари партия соперника Якова в любви и власти Родерика (на итальянский манер Родриго) — в исполнении американца Джона Озборна. Этот тенор — один из лучших представителей американской вокальной школы, обладатель чувственного, мужественного тембра, отличающегося, при этом, высокой подвижностью, достойной техникой, вокальным разнообразием, выносливостью и невероятно красивыми полутонами mezzo voci. Но Озборн еще и мастер актерского перевоплощения, ясно понимающий свою драматургическую задачу. Выходная каватина Eccomi a voi исполнена тенором блестяще, возможно, стаккато выявили определенную ригидность и нижний регистр отличался легковесностью, однако и верхнее ре и целая россыпь вставных верхних до прозвучали безупречно. А интересная вариация с крещендо-диминуэндо стала великолепной находкой тенора. В известном дуэте-противостоянии Родерика и Якова Qual pena in me gi? desta оба тенора эффектно обменялись верхними до.
Маэстро Микеле Мариотти продемонстрировал эталонный уровень дирижирования и невероятную искушенность в россиниевской музыкальной стилистике.
Хор Метрополитен вновь подтвердил свой высокий статус, покорив безупречной слаженностью и мощью массовых сцен.
Безусловно, это очень достойная видео-версия Девы озера, хотя существуют и более блестящие исполнительские образцы, одним из которых является запись из миланской Ла Скалы 1992 года с непревзойденным дуэтом великих американских теноров Рокуэлла Блейка и Криса Мерритта. Однако с учетом текущего состояния мировых оперных исполнительских ресурсов, эта запись действительно заслуживает высокой оценки. Блистательный дебют Девы озера на американской сцене, отложенный на целых два столетия.
13 июля 2020