Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.1 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Человек живет для лучшего |
английское название: |
Something Better To Come |
год: | 2014 |
страна: |
Дания
|
слоган: | «Her name is Yula. She lives in Putin's Russia. Her home is the largest garbage dump in Europe. This is the story of her life.» |
режиссер: | Ханна Полак |
сценарий: | Ханна Полак |
продюсеры: | Изабела Лопуч, Ханна Полак, Фи Амбо, Сигрид Дюэкьер, Пернилле Роуз Гронкъер, Monika Jankowiak, Анка Кастеликова, Микала Крог, Ewa Laxa, Ева Малвад, Piotr Polak, Ян Рофекамп, Sidsel Lnvig Siersted, Пётр Узарович, Энн Диллон |
видеооператор: | Ханна Полак |
композитор: | Китон Хенсон |
монтаж: | Марцин Кот Башковски, Ханна Полак |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 ноября 2014 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
Огромная непривлекательная и жутко вонючая куча мусора виднелась с внешней стороны МКАД недалеко от микрорайона Теплый Стан. Горы заметно возвышались над землей, перекрывая жителям вид на Внуково. Эта свалка, как оказалось, явилась для кого-то настоящим домом.
Тяжелое переходное время нулевых для России отправило сюда различные партии общества, оставив без крова. Мальчишка пытается настроить полудохлый радиоприемник, найденный при сортировке мусора. Сегодня важный день — 26 марта 2000 года — инаугурация Президента РФ Владимира Владимировича. Его товарищи, дети лет 10—12, затягивают в легкие не первую сигарету за день и пытаются хоть как-то распланировать свой сегодняшний досуг, побивая баклуши изо дня в день. Бывшие врачи, учителя и даже, кажется, летчики, собрались здесь, чтобы жить. Конечно, ни один нормальный человек не назовет такое приличным словом. Радио продолжает сообщать свежие вести. Страну, вроде, начинают воскрешать, а кто воскресит судьбы этих людей? Символичность в деталях: самая большая свалка отходов в Европе проецирует образ деградирующей современной России. Может, Путин поможет?
На пробитой шине сидит десятилетняя девочка в пестрых лосинах. Волосы переливаются золотым пшеничным цветом на солнце, а глаза отражают свежее голубое весеннее небо. Задоринка в них говорит о том, что Юля выделяется среди местных. Казалось, в таком пейзаже потерянных судеб выделяться нечему. Она, что ли, более интеллигентна и воспитана по сравнению с другими детьми, которых уже давно ничего не интересует, а если и интересует, то только на словах, в рассуждениях.
Вся жизнь обителей зависит от привозов. Новая партия мусора как огонек надежды каждое утро. В самых обычных и привычных нам «Икеевских» пакетах бытовые отдохы, в коробках из-под западного бренда «Кока-Колы» пустые бутылки и прочий нужный хлам для выживания. «Есть идея — есть Икея». А когда идея есть, а толчка нет? Когда один во всем мире и некому тебе помочь… Слоган 2000-ых «Coca-Cola. Наслаждайся» тоже метафорично вписывается во всю картину происходящего. Наслаждайся, пока не сдох. Ну или пока не взял инициативу в свои руки. Так кто же поможет?
Птицы режут своими крыльями пропитанный нафталином воздух, хватают свой кусок гнили и скрываются куда подальше. От судьбы этим людям уже не улететь. Особенно если дни друг от друга не отличаются. Быт построен так: все, что нашел — сгодиться. Даже если это сфиозные помады и карандаши для губ — тут тоже хочется ощущать себя хоть немного принцессой. Аммиачные краски для волос тоже разбавляют серые будни девочек. Уже подросшая четырнадцатилетняя Юля довольно часто прибегает к процедуре окрашивания головы. Преодолевая ледяную воду в зиму и мороз. Это символизирует гипержелание изменить что-то в своей жизни, несмотря на трудности.
Я хочу нормальной жизни. Не такой как эта. Даже жизнью не назовешь нормальной. Хочу, чтобы семья была нормальной, мать перестала пить. Чтобы все хорошо было, не так, как сейчас. — признается Юля.
Наутро она снова встанет и увидит все ту же привычную вывеску на доме: «Теплый стан», проснется, быть может, от холода, быть может, от голода. Когда нет денег и ешь картофельные очистки, то и улыбаться новому дню как-то не хочется. Справедливости для таких людей нет. Власти никак не помогают бездомным. А умереть просто так они не могут, жить хочется всем. Но Юля все равно задумывается о выходах: а вдруг?
Я же понимаю, что автобусы едут и смотрят на нас, как на вшей, на блох, как на тараканов. А чё, мы не люди? Куда нам деваться? А если у меня нет ни дома, ничего? Почему я должна пропадать? Я же тоже человек. Я живу. Я же не могу просто пойти и умереть, так не получается. — душещипательно рассказывает после лихой рюмахи одна из жительниц свалки.
Она уже давно обречена, смирилась. Водка служит тут для разогрева, сигареты как конфеты. Тут можно услышать все вариации великого и могучего русского языка, увидеть беременных подростков, новорожденных младенцев уже с грязью под ногтями и в полной антисанитарии… Картина какого-то болота, которое засасывает тебя каждый день все больше и больше. Кто-то пытается уходить, но свалка возвращает их вновь. То ли от собственного безделия, то ли от депрессии глубочайшей. А свет в конце тоннеля должен быть всегда, если ты мотивируешь себя сам. Человек все создает своими руками, и даже эта свалка, как ни странно, была тоже кем-то создана. Почему же в этом месте такая высокая концентрация бездействия самих жителей? Этого они и сами не скажут никогда, а лишь откроют новую бутыль водки и начнут жаловаться на все вокруг, кроме самих себя. Путин поздравит всех с Новым Годом, пожелает уюта и тепла в доме. Только вот ни один Владимир Владимирович даже при всем своем влиянии не сумеет родить что-то внутри другого человека — стержень, стремление, упорство.
Юля — одна из всех, кто выбьется в люди, кто попробует найти и найдет себе работу, кто выживет. Жилка борца в ней все-таки победила. Вскоре свалку закроют, местные вымрут, а груда нерешенных в свое время задач и проблем канет в лету. Это не деградирующая Россия такая, это люди такие, а шанс выжить есть у каждого.
7 ноября 2016
«Человек живет для лучшего» Ханна Полак. 2014 год. Главный приз фестиваля «Артдокфест». Зрители аплодировали. Внеконкурсная программа кинофестиваля «Послание к человеку».
Потрясающий фильм. Сюжетная линия, работа оператора, подборка монологов, и happy end. Далеко не всякий художественный фильм может похвастаться таким арсеналом достоинств. Но, пожалуй, что самое важное — фильм массовый, фильм для каждого. Кому-то дает надежду. Кого-то заставляет задать себе вопрос «а сколько жизней я спас, скольким людям я помог?» А сколько вопросов гуманистического порядка, которые стары как мир он ставит. Но они должны задаваться вновь и вновь — остро, злободневно, чтобы ответы на них не превратились в шаблон, в формальные фразы: Что такое истинное добро, любовь к ближнему — не безоглядная, бездумная жертвенность, не отстраненное сочувствие, а вдумчивое добро — у которого есть цель, знания и средства к достижению результата. Добро, которое не кидает горсть золотых монет, а дарит «удочку», да еще учит с ней обращаться. Из раза в раз, когда перед полетом звучат обязательным элементом церемонии правила поведения в экстренных ситуациях — меня не оставляет равнодушным фраза «…сначала наденьте кислородную маску себе, потом ребенку…». Класс. В ней уместилась разница между ответственной и безответственной любовью.
Другой вопрос, который поставил передо мной фильм: Почему Ханна не стала спасать, вытаскивать со дна Юльку раньше? Почему надо было 6 лет быть сторонним наблюдателем. Что это — игра в Богов??!! Мол: «Мы не вправе вмешиваться в естественный ход событий, не вправе ставить эксперименты над судьбой». Или бесчувственный, хладнокровный экспериментатор- исследователь. Этакий Фауст? К концовке фильма негодование трансформировалось в другой вопрос: Когда человек готов к спасению? Посмотрев фильм подошел немного ближе к ответу на этот вопрос. Кто-то скажет: опуститься на самое дно. Не верно, дна не существует — есть граница между жизнью и смертью, а дна нет. Нужны характер и сила воли — не только. Необходимо колоссальное желание — и это не все. Болото крепко держит свою жертву. Мне кажется нужен слом, катарсис, разрушающее потрясение. И дай Бог, чтобы в этот момент у тебя хватило духовных сил, и дай Бог, чтобы в этот момент рядом с тобой оказался кто-то, кто поддержит тебя — измученного, опустошенного. Для Юльки этот момент настал, когда она была вынуждена отказаться от своего только появившегося на свет ребенка. Спасибо Ханна от меня, от Юльки и ее близких, от всех зрителей. Благодарю Бога, что он посылает время от времени на Землю ангелов. Всем мира, добра и счастья.
4 октября 2015