Цвет нации
8.6
8.3
2013, документальный, биография, история
Россия, 1 ч 16 мин
12+

В ролях: Леонид Парфенов, Михаил Гусев, Наталья Новикова, Юлия Сорокина, Наталия Куликова
и другие
Документальный фильм о С.М. Прокудине-Горском, русском фотографе, который зафиксировал в цвете несколько тысяч объектов Российской империи. Фильм посвящен его 150-летию, но даже в большей степени - столетию 1913 года. Это возможность сегодняшними глазами взглянуть на ту страну, которая была и которой нет.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Цвет нации

год: 2013
страна:
Россия
режиссер:
продюсеры: , ,
видеооператоры: Дмитрий Крылов, Сергей Нурмамед
художники: Юрий Милюшин, Дмитрий Буковский, Екатерина Залетаева, Илья Викторов, Виктория Богданова
монтаж:
жанры: документальный, биография, история
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 16 мин
Другие фильмы этих жанров
документальный, биография, история

Видео к фильму «Цвет нации», 2013

Видео: Трейлер (Цвет нации, 2013) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Отзывы критиков о фильме «Цвет нации», 2013

Застрявшие во времени

Люблю Парфёнова, его проекты, его дотошность, его желание прикоснуться к умозрительному, перевести его в осязаемое. Пересматривала «Намедни» несколько раз.

Но здесь меня неприятно поразило снобское желание законсервировать действительность. Дескать, что это за деревья посмели тут вырасти за 100 лет? Что они себе позволяют? Почему никто не стрижёт их строжайшим образом, как в Москве и Питере, ради открыточного вида? Ну вот серьёзно? Сравнивать открытку и реальную жизнь, и подгонять жизнь под открытку?

Храмы жалко, коллекцию Прокудина-Горского жалко, а вот открыточных видов нет. Просто сегодня открыточный вид будет с другого угла и ракурса. И это нормально, это жизнь. Деревья растут, здания разрушаются, реки меняют своё течение, иногда даже без участия людей. И желать, чтобы всё это застыло, как на фотографии, как-то странно на мой взгляд.

5 мая 2021

Знаете пионера цветной фотографии в Российской империи?

Это русский фотограф — Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Так же он документалист, химик, путешественник и изобретатель. В 1910-х гг. запечатлел памятники русской культуры и собрал их в легендарной коллекции «Достопримечательности Российской Империи» — это уникальные снимки дореволюционной страны в первозданных подлинно-цветных тонах.

Об этой коллекции снят фильм «Цвет нации» благодаря которому вы можете увидеть не только яркие оттенки сарафанов крестьянских девочек или сочные цветы в императорском саду, но и узнать, какого цвета была та (!) жизнь в русских городах и сёлах, которую все привыкли видеть чёрно-белой.

Это позволяет:

- подумать о том, где и когда мы живём, сравнить изменения мест спустя век, они более чем ощутимы и в нынешнее время Россия выглядят довольно печально,

- почувствовать атмосферу и дух того времени, ведь для многих кажется, что та Россия была настолько давно, и не про нас, как что-то чужое и абсолютно не ощущается культурная связь,

- сравнить фильм с «памятником России», которая цвела яркими красками и вдруг исчезла, превратившись в руины и в пыль.

Создал фильм Леонид Парфенов, он, как журналист, вовремя ушёл в сторону от политики и отдался популяризации идеи русскости через свои фильмы.

После просмотра остаётся:

- Смутная тоска по чему-то родному и утраченному, чего мы не знали, не видели, но что иногда чувствуем внутри себя и что порой толкает нас на необъяснимые поступки,

- Грусть т. к. понимаешь, что памятники культуры, которыми могли бы гордиться русские, потихоньку уходят в небытие, разрушаются, исчезают.

Само название фильма «цвет нации» подразумевает тот пласт общества, высокообразованного и культурного, представители которого последние дни провели вдали от Родины и ушли из жизни там, за границей. «Мы не от них, мы от советских людей», — говорит Парфенов и после этих слов понимаешь, почему памятники разрушаются, многовековая культура забывается, а наш «цвет нации» в виде фотографических карточек Прокудина-Горского храниться не в России, а в США и куплен был за смехотворные деньги.

Ту Россию нам не вернуть, но сбросить с себя имперскую шкуру и начать строить своё правовое и демократическое национальное государство — мы можем.

22 января 2018

«Цвет нации» не только в фотографии

Сергей Михайлович Прокудин-Горский — личность выдающаяся и любопытная, наверняка известная в узких кругах, но вот в широких — не слишком. Пионер цветной фотографии в Российской империи, химик и изобретатель — он внёс значительный вклад в развитие фото- и киносъемки, собственноручно запечатлел памятники русской культуры, дабы они хотя бы в виде печатных снимков попали в руки потомков.

Леонид Парфенов — также личность уникальная и интересная. Журналист, чей стиль весьма узнаваем, получивший известность благодаря скрупулезной работе над циклом передач «Намедни». «Цвет нации» воспринимается как небольшое углубление в определенную тематику в рамках данного цикла, в котором о всех событиях рассказывалось достаточно кратко и лаконично.

Так о чем же фильм? В нём рассказывается не совсем о личности Сергея Михайловича, а скорее идёт сравнение его фотографических работ с внешним видом объекта съемки, дошедшим до наших дней. При просмотре возникает чувство, похожее на грусть или ностальгию, т. к. понимаешь, что памятники культуры, которыми могла бы гордиться Россия потихоньку уходят в небытие, разрушаются, исчезают.

Но в «Цвете нации» заложена несколько идей, не только тема увядания русской культуры. Здесь сама фраза «цвет нации» подразумевает ещё и тот пласт общества, высокообразованного и культурного, представители которого последние дни провели вдали от Родины и ушли из жизни там, за границей. «Мы не от них, мы от советских людей», — говорит Леонид и после этих слов начинаешь понимать, почему памятники разрушаются, почему наш «цвет нации» в виде фотографических карточек Прокудина-Горского храниться не в российских архивах, а в США и куплен был за смехотворные деньги. Почему многовековая культура забывается.

В заключение хочется порекомендовать данный фильм к просмотру всем, т. к. снят он для всех, а не только для любителей фотографии. Возможно, он заставит задуматься и поднимет общий уровень культуры. Если нет, то Леонид Парфенов хотя бы попытался, а что сделали вы?

8 из 10

2 апреля 2016

Россия как Атлантида

Дореволюционная Россия сегодня — как лакмусовая бумажка отношения к России сегодняшней. Одни видят её сусально — золотой, где весь православный народ в едином порыве ежедневно ходит в храмы и ни одно начатое дело не совершает без молитвы. Для других — это «тюрьма народов» пьющая все соки из угнетённых, и порабощённых племён, мешая им влиться в европейскую цивилизацию. Воплощение царства зла на земле. Чёрное и белое. Лёд и пламень. И ни каких полутонов.

На этом фоне Леонид Парфёнов выглядит белой вороной. Взяв за основу путешествия столетней давности он открывает нам удивительную страну цвета. Оказывается даже в далёких северных деревнях старались раскрасить убогую жизнь. Что уж говорить про эмира бухарского! Вот только оказывается что за прошедшие 100 лет эти северные деревни практически не изменились, в отличие от городов Средней Азии (sic!). Медленно умирают городки на Белом озере, где зарождалось Русское государство, исчезают храмы, и кладбища, в отличие от той же Грузии, а мы превращаемся в Иванов родства не помнящих. Только здесь я не согласен с главным тезисом Парфёнова «что та Россия не имеет ничего общего с Россией сегодняшней, как древние греки не имеют отношения к Греции сегодняшней». Как раз наоборот — современная Россия прямая наследница той, потерянной России. Может быть из-за этого и происходят сегодняшние наши беды? Достаточно посмотреть архивные видеоматериалы 20—30-х гг. где запечатлены сносы церквей и храмов — видно что сносят их те самые мужики вчера ходившие в них на службы. Или съёмки первых колхозов — найдите 10 отличий от запечатлённых на пластинах Прокудина — Горского сельчан. Уверяю вас не найдёте, потому что это они и есть.

Неслучайно в конце фильма на фоне руин полузатопленного храма Парфёнов вспоминает «Калину красную». Егор Прокудин — и есть коллективное фото нашего народа, «от тюрьмы, и от сумы…». Только в нормальной жизни место ему нет, так что либо лоб при поклонах в кровь, либо вилы и «красный петух», а без этого как-то не получается.

P.S. Единственное что раздражает — уж слишком Парфёнов себе нравится в кадре. С этим вышел перебор.

9 из 10

8 марта 2015

Цвет прошлого

В сюжете своего последнего на сегодняшний день фильма Леонид Парфёнов отошел от тем политических и литературных, которые так часто освещает. «Цвет нации» это фильм об уникальной личности человека, который подарил всем нам первые цветные фотографии дореволюционной России. То, что раньше казалось невозможным или как минимум невероятным, ожило с его помощью и сохранилось для памяти миллионов потомков. Благодаря снимкам С. М. Прокудина-Горского, мы можем сегодня, в рациональном и технологичном XXI веке, увидеть не только яркие оттенки сарафанов крестьянских девочек или сочные цветы в императорском саду, но и наконец, не теряясь в догадках, узнать, какого цвета была та жизнь в российских городах и селах, которую мы привыкли видеть черно-белой.

Леонид Парфёнов следует по маршруту Прокудина-Горского, который тот совершил в начале XX века, исследует, что стало с теми местами, которые тот снимал, и как они изменились. А изменения более чем ощутимы и, ожидаемо, выглядят довольно печально. Фильм можно назвать памятником стране, которая цвела яркими красками и вдруг исчезла, превратившись в руины и в пыль. Но памятник этот не отдает нездоровым пафосом или приторным патриотизмом. Парфёнов объективно рассказывает о фактах, его изложение событий как всегда спокойно, но не равнодушно, он скорее сопереживает, чем обвиняет кого-то. Как во всех его фильмах, очень удачно переплетется картинка из прошлого и сегодняшняя действительность, из которой автор ведет повествование. После просмотра остается чувство смутной тоски по чему-то утраченному. Чему-то, чего мы не знали, не видели, но что иногда чувствуем внутри себя и что порой толкает нас на необъяснимые поступки. Лучший документальный фильм о той эпохе за последнее время, и, пожалуй, лучший документальный фильм о загадочной русской душе вообще.

8 августа 2014

Фотография — отпечаток конкретного времени на изображении. Во многом она появилась, именно служа цели сохранить дискретный слепок истории. В этом был убежден и Сергей Михайлович Прокудин-Горский — русский фотограф, документалист, путешественник, изобретатель. Лишь благодаря его легендарной коллекции «Достопримечательности Российской Империи» до нас дошли уникальные снимки дореволюционной страны в первозданных подлинно-цветных тонах.

Когда смотришь на снимки России, датированные более ста лет назад, кажется, — это было настолько давно, и не про нас, что абсолютно не ощущается культурная связь. Верно подчеркнута Парфеновым эта мысль — «мы — поколение советское, и той России и той нации уже нет». Как ни странно, снизить эту стену отчужденности помог цвет. Здания, природа, наконец, лица людей, хоть являют собой совершенно иную формацию, однако кажутся уже более понятными, и мир осязаемей. Прокудин-Горский, не будучи фотохудожником в современном понимании этого слова на языке простого человека, смог вроде бы документированной съемкой передать не только атмосферу, а главное — дух своего времени, показать национальное самосознание (сейчас такое и словосочетание редко, где встретишь).

В своем фильме Парфенов топографически точно следует по пути Прокудина-Горского, что тот совершил 1910-х годах. Крайне мало удается найти деталей для сопоставления снимка дня сегодняшнего и вековой давности. Поросшие холмы — мелочь, а остовы церквей и храмов — слезы. Точки соприкосновения за какие-то сто лет исчезают порой почти без следа. Пожалуй, только Самарканд сейчас пестрит небесной глазурью своих мечетей — не в пример осыпавшимся куполам на фотографиях второго десятилетия XX века.

Помимо снимков восхищает визуальное оформление киноленты. Без сомнения, по стилю картинки — это самый лучший фильм Парфенова. Автор и ведущий в привычной манере, начатой еще в «Намедни», расхаживает по анимированным кадрам, здесь по снимкам Прокудина-Горского, мастерски подмечая важные детали. Но это не главное. Оформление и растушевано-теплая палитра сильно вовлекают зрителя в демонстрируемые картинки — работа художников и дизайнеров просто великолепна, чувствуется как толк и вкус, так и высокая степень культуры.

Леонид Парфенов весьма вовремя ушел в сторону от политики и отдался всецело популяризации идеи русскости и родинолюбия через свои историческо-публицистические фильмы. Ему удается тонко совместить познавательность с вкладываемой глубокой идеей. И финальный аккорд картины, частично затронутый мною в начале, надеюсь, оставит глубокий след в сознании каждого зрителя фильма «Цвет нации»…

15 июля 2014

Фото-история

Парфенов продолжает играть словами и рассказывать историю России. Главным героем этого фильма стала дореволюционная цветная фотография. Парфенов изящно сравнивает фотографии пейзажей, которые разделены целым столетием.

Уникальная история, качественная съёмка, трогательный рассказ. Узнать цветную «царскую» хронику крайне интересно. История рассказывается медленно и этим позволяет нам подумать о том, где и когда мы живём. Тяжело увидеть развитие ценностей нашего общества.

Из минусов можно отметить недостаточную детальность описания самой личности фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского.

Строгая критическая интонация автора смягчается чарующей картинкой и успокаивающей мелодией. Надеюсь, после просмотра этого документального фильма, мы станем больше ценить окружающий нас мир.

15 июня 2014

Документальный фильм Цвет нации впервые показан в 2013 году, с момента выхода прошло чуть больше 11 лет, его режиссером является Сергей Нурмамед. Кто учавствовал в съемках, актерский состав: Леонид Парфенов, Михаил Гусев, Наталья Новикова, Юлия Сорокина, Наталия Куликова, Сергей Ланбамин.

Страна производства - Россия. Цвет нации — определенно заслуживает внимания, так как его рейтинг говорит за него сам. Такие фильмы можно буквально сосчитать по пальцам. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.