Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Информатор |
английское название: |
Informant |
год: | 2012 |
страна: |
США
|
слоган: | «Betrayal is the most radical act of all.» |
режиссер: | Джейми Мельтцер |
сценарий: | Джейми Мельтцер |
продюсеры: | Стив Баннатин, Джордж Раш, Michael May, Адам Спилберг, Emile Bokaer, Келси Эдвардс |
видеооператор: | Фрейзер Брэдшоу |
композитор: | Т. Гриффин |
монтаж: | Саммерс Хендерсон, John Kane, Джейми Мельтцер |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $10 068 |
Мировые сборы: | $10 068 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 апреля 2012 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 21 мин |
В семидесятых годах на Америку обрушилась волна ярости со стороны одной из самых знаменитых и на данный момент леворадикальных организаций под названием Weather Underground, состоящей из людей, глубоко потрясенными преступлениями, которые совершает правительство их страны, и отчаявшихся привлечь к ним внимание законными методами. Они испробовали весь спектр преступных способов борьбы за свои идеи — устраивали стихийные демонстрации, в результате которых в бесполезные груды металла превращались сотни машин, а все магазины в радиусе ста метров оставались без витрин, закладывали бомбы в места, где никак не могли пострадать люди, и подрывали полицейские участки или другие места, взрыв в которых определенно мог принести и приносил человеческие жертвы, уничтожали важные правительственные документы и даже устроили побег из тюрьмы для Тимоти Лири. В это же самое время спать спокойно не могли и офицеры полиции нескольких штатов страны, которые испытывали на себе ярость еще одной известной леворадикальной организации Black Panther Party, члены которой тоже желали отчаянно бороться с несправедливостью, в их случае в дискриминацией черного населения, и также не гнушались использованием противозаконных методов, направленных в основном против представителей органов правопорядка, в результате чего жизни лишилось как минимум пятнадцать полицейских, а количество раненных не поддается исчислению. Семидесятые давно прошли, но тенденция появления групп разочарованных в стране и обществе молодых людей, которые готовы подумать о радикальных методах донесения до масс своих идей, осталась, а вот полномочия ФБР для борьбы с ним сильно расширились. Как далеко теперь смогут зайти представители спецслужб, чтобы предотвратить появление очередной леворадикальной террористической группировки? И на на что нынешняя левая молодежь готова решиться, чтобы изменить мир и выразить свою ярость? В этих вопросах решил разобраться режиссер Джейми Мелтцер, снявший в 2012 документальный фильм «Информатор», рассказывающий о человеке, который прошел путь от леворадикального активиста, до работника под прикрытием на правительство и любимца правых политиков.
Картина озвучивает множество интересных проблем и вопросов, связанных с подобного рода активизмом — что люди, имеющие одни и те же цели, могут иметь разные для этого мотивации и соответственно не сходятся в методах их реализации, что лидеры, которые ведут за собой людей, могут сами не понимать систему, с которой хотят бороться, что всегда есть персонажи, которые лишь хотят привлечь к себе внимание или поучаствовать в каких-то опасных событиях, прикрываясь благими намерениями. В «Информаторе» поднимается тема и урагана Катрина, и тех же Black Panther Party, и правомерности действий как ФБР в целом, так и их конкретных агентов, и Венесуэлы, и множество других острых тем, как для современной Америки, так и для мира в целом. Но перескакивая от одного упоминания о важном к другому, режиссер не может действительно грамотно познакомить зрителя хоть с какой-нибудь из проблем, о которых говорят его герои, он считает, что разбираться во всем вы должны сами, начиная с того, имели ли на самом деле место многие события и факты, которые озвучивали спикеры картины, и заканчивая тем за что и против чего именно боролись эти леворадикальные лица и группы, которые много говорили о том, что хотят постоять за собственные идеалы и могли бесконечно рассказывать о каких-то конкретных моментах их борьбы, но никогда не показывали для зрителя действительно сильную позицию, никогда не говорили о правительственных преступлениях, от которых мурашки идут по коже, и безысходность в попытках остановить которые лучше помогает людям понять, почему кто-то может задуматься о том, чтобы соорудить бомбу и атаковать ей полицейский участок. А если обнаружить мотивацию и цели невозможно, если не один голос не звучит достаточно громко, то как понять, кому из представителей совершенно разных групп и течений ты должен верить, а кому нет?
Конкретной позиции нет не только у героев фильма, но еще и у режиссера — он замешивает в один котел огромное количество противоречащей друг другу информации и представлений, и даже если у него и есть свое собственное мнение по этому поводу, то определить его невозможно, и после просмотра фильма вы можете записать Брэндона Дерби хоть в герои, хоть в злодеи, поскольку оснований достаточно и для того и для другого. В документальных фильмах ложь не только не запрещается, но еще и приветствуется — именно на ее фоне особенно ценно слушать правду, и когда в фильме про послевоенное восстановление Ирака вы сначала видите запинающегося политика, который несет довольно пространную речь про то, почему какие-то конкретные шаги были сделаны так, как они были сделаны, а затем слушаете человека, который четко и ясно излагает свою позицию, опровергающую все слова предыдущего спикера, и показывает недюжинные познания в вопросе, вам гораздо проще определить на чью сторону встать. «Информатор» такого выбора вам не предоставит, поскольку никто из участников фильма не выражает свою позицию достаточно ясно, для того, чтобы привлечь зрителя на свою сторону — все не могут четко сформулировать свою мысль, все отказываются отвечать на вопросы, все делают акцент на каких-то мелких личных склоках, вместо того, чтобы озвучивать свое мнение относительно ситуации в целом, а если в картине и появляется человек, который готов откреститься от личных обид и провести небольшой анализ проблемы, то зритель не находится наедине с ним достаточно долго, чтобы иметь возможность оценить надежность его слов, а то, что режиссер использует много информации, которую нельзя точно проверить, только усиливает недоверие к фильму. И получается, что он не только не выполнил главную функцию современного документального кино, которая заключается в не предвзятом поиске истины, но еще и не нашел новую тему, поскольку эта скандальная история уже рассказывалась в работе Кэлли Дюань и Кэтти Галоуэй «Лучше этого мира», а личность Брэндона Дерби и вовсе была рассмотрена вот уже в пяти картинах. И в итоге получается, как с историей троицы из Мемфиса, троих приятелей, которые были осуждены за жестокое убийство маленьких детей на основании одних домыслов, и которые даже после своего освобождения продолжают становиться героями фильмов и книг, в то время как в американских тюрьмах гниют десятки невиновных людей, которые изо всех сил пытаются привлечь внимание общественности, и отдали бы все, чтобы их историю рассказали на экране. Так и с «Информатором» Джейми Мелтцера, который в очередной раз топчется на уже озвученной истории сомнительного характера, вместо того, чтобы рассказать зрителю о чем-то новом, и особенно это преступно учитывая то, что в нынешний век интернета тему и персонажа для такого фильма можно найти уже через пару часов поиска в гугле.
19 февраля 2014