Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Имя нам легион: История хактивизма |
английское название: |
We Are Legion: The Story of the Hacktivists |
год: | 2012 |
страны: |
США,
Великобритания
|
режиссер: | Брайан Кнаппенбергер |
сценарий: | Брайан Кнаппенбергер |
продюсеры: | Брайан Кнаппенбергер, Линдсэй Джиллетт, Нихар Патель, Яна Тришка, Саша Вудрафф, Кристин Леско |
видеооператоры: | Линкольн Элс, Дэн Краусс, Скотт Синклер |
композитор: | Джон Драгонетти |
монтаж: | Энди Робертсон |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 января 2012 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
У меня остались смешанные чувства после просмотра этого документального фильма. С одной стороны, авторы доходчиво объяснили, какие цели были у группировки Anonymous в самом начале их появления (зарождения) и как они менялись на протяжении времени, совершив кардинальную трансформацию после особенно интересного и необычного случая. Однако с другой стороны, из этого фильма невозможно понять, что в целом представляет хактивизм. В фильме рассказывается лишь про одну группировку – Anonymous. Эволюция Anonymous довольно интересна, конечно. Я даже думаю, что её история будет интересна даже тем зрителям, кто никакого отношения к хакерам, хакерству и даже к IT не имеет.
Как рассказывает фильм, Anonymous (т. е. участники этой группы) начала в качестве развлечения на сайте 4chan путём троллинга людей и публикаций различных мемасиков (мемов). В общем, относительно безобидное школьное развлечение (с тем учётом, что школьники, т.е. люди школьного возраста, по природе бывают довольно жестокими). Однако история их довольно случайного противостояния с сайентологами (закрытой религиозной организацией, фактически культа), стала отправным пунктом в их трансформации. Я даже думаю, что сайентологи, не осознавая этого, подарили Anonymous цель существования, идею или даже философию. Сайентологи были восприняты Anonymous в качестве собирательного образа главного злодея (из книг, фильмов и пр.). Это тоталитарный монстр, с полностью закрытой системой и религиозным фанатизмом последователей. Тут как бы нет ничего человеческого, а только механическое движение к цели и подавление всего и вся что этой цели препятствует и что может представлять угрозу целостности системы. Anonymous, в свою очередь, восприняли себя в качестве интернет версии джедаев, сражающихся за свободу и справедливость. Такой радикальный переход от детских проделок к борьбе за справедливость (как они это себе видели) является совершенно обычным в этом возрасте. Суть в том, что Anonymous решили бороться с проявлениями авторитарной власти, кто бы её носителем ни был (от FBI до сайентологов). Такая метаморфоза неудивительна, ведь группа, которая обитает в Интернете, просто привыкла к абсолютной и ничем не ограниченной свободе. А место где зародилась Anonymous – 4chan – это место (что-то типа форума) где всё дозволено и где нет ограничений со стороны старших, взрослых, т.е. со стороны людей, у которых в реальном мире в руках сконцентрирована вся власть. Однако группа Anonymous ведёт свою борьбу (или долгое время вела) исключительно на просторах всемирной паутины. От борьбы с сайентологами Anonymous переключилась на помощь людям, которые начали бороться со своим правительством на ближнем востоке (так называемая Арабская Весна).
Насколько широк фронт борьбы, сказать трудно (из фильма это понять невозможно). Как мне видится, скорее он ограничивается самыми громкими противостояниями граждан с правительством (властью). Однако как я заметил, только тогда, когда противостояние выходит на новый, более высокий уровень (получает международное освещение). Anonymous не начинают первыми, а подключаются к уже начавшемуся сопротивлению и быстро выдыхаются (по крайне мере именно это я увидел и запомнил в этом фильме).
Так в чём же суть Anonymous? Суть в том, что эта группа или платформа готовит будущих политических (гражданских) активистов. И в этом смысле она ценна и важна для любого демократического общества. Да, группа нарушает законы, но это - неизбежные издержки, которое несёт свободное общество, ведь в ином случаи мы бы получили бы радикалов в духе Народной воли или Красных бригад или Чёрных пантер. В данном случаи общество обходится без человеческих жертв. Anonymous действует в качестве рейнджеров следящих за справедливостью и свободой слова (пусть и в их понимании). Борьба за справедливость особенно заметна на примере Occupy Wall Street, не зависимо от отношения к этому. Однако возникает вопрос, насколько такие идеи разделяются другими хакерскими группами? Ответа на этот вопрос фильм не даёт, вследствие чего мы не можем признать верность тезиса обозначенного в названии этого фильма – «Имя нам легион: История хактивизма». Этот фильм не о хактивизме как явлении (даже в пределах США), а об одной, пусть и очень знаменитой группе - Anonymous. Мы не знаем, что движет другими хакерскими группами, как в самих США, так и во всём мире.
Отдельно отмечу великолепную идею взять в качестве символа маску из фильма «V — значит вендетта». В итоге получился очень сильный узнаваемый бренд-символ, узнаваемый во всех странах мира.
13 июля 2023
Есть два верных способа сделать хороший документальный фильм — либо ты рассказываешь о том, частью чего являешься, используя свой опыт, знания, знакомства и убеждения для того, чтобы наиболее полно раскрыть для несведущего зрителя интересующую тебя тему, либо ты повествуешь о том, во что влюбляешься и уже в процессе ликвидируешь пробелы в своих знаниях. В случае Брайана Кнаппенбергера это второе — он узнал у группе Анонимус в 2008 году, когда они организовали атаку на церковь сайентологии, и был очарован масштабностью их действий и вообще тем, что простой интернет сайт может собрать такое количество людей, восставших против общего врага. Кнаппенбергер как документалист и журналист сделал много «технических историй» до этого, но теперь ему представился шанс на примере феномена этой группы рассказать и об интернете в нашей жизни, и о преследовании государствами инакомыслящих, и просто о людях, которые нашли простой способ отстаивать свои убеждения нажатием одной кнопки, не вставая с дивана. Поэтому режиссер начал проникать в этот мир и с помощью привычного для его жителей способа общения подыскивал тех, кто бы не побоялся рассказать о своем увлечении всему миру.
Старания Кнаппенбергера увенчались успехом — большинство из героев фильма согласились показать свое лицо, что весьма важно для фильма о группе, которая свято хранит свою анонимность, и из-за этого многим кажется безыдейным сборищем людей, страдающим от переизбытка техники и свободного времени. Если бы все бывшие и нынешние члены Анонимуса просто закрылись бы масками Гая Фокса, как они поступают всегда, то все, что они бы рассказывали осталось бы пустым, обезличенным трепом. У зрителя есть возможность почувствовать это — те активисты, что скрыли свое лицо, кажутся напыщенными подростками, которые плюют в открытое лицо мира ради того, чтобы он принимал их такими максималистами, какие они есть. Режиссер очень точно выбрал эпизод с которого следует начать, показывая «злостную нарушительницу закона», за которой одним прекрасным утром пришел чуть ли не весь штат местного отделения ФБР. Она же — девочка подросток, увидев которую на улице вы подумаете, что она не сможет постоять за себя даже если ее хорошенько обидеть. Эта девушка становится лицом картины Кнаппенбергера, знакомящей зрителя с еще многими такими людьми, которых интернет вывел из конуры своей зашторенной комнаты в доме родителей, на антиправительственные демонстрации на настоящих улицах. На этом, собственно, и заканчивается история, с всей той же героиней, которая с улыбкой способна вершить протест и в реальной жизни.
Работа режиссера как будто создана оставлять противоречивое впечатление, но прежде чем подумать о неких преувеличениях важности онлайн-жизни для жизни реальной, которая вероятно не совпадет с вашими представлениями, стоит вспомнить еще и то, что Анонимус сама по себе противоречивая группировка. От злостного троллинга до борьбы с фашизмом, от просиживания за монитором и рассматривания мемов с котами до отстаивания настоящих, человеческих ценностей, за которые стояли насмерть протестующие смельчаки задолго до появления интернета, и за которые будут стоять много после. Брайан Кнаппенбергер не упустил не один из этих моментов, ни вырезал ни одно противоречие, предоставив участникам движения самим рассказывать свою историю, такой какой они ее видят. Он захватил то чувство общности, которое и привлекает одиночек в подобные маргинальные с точки зрения мейнстрима группировки, и показал его так цельно, как только это было возможно. К тому же его фильм смог отобразить всепоглощающее проникновение интернета в нашу жизнь на конкретных и весьма показательных примерах, акцентировав то, что нынешнее поколение делиться на людей, кто с помощью интернета держит контакт со всем миром, и на тех, кто считает интернет скучным занятием лишь потому, что умеет только ставить новые статусы на фейсбуке. Кнаппенбергер наконец-то закрепил знание того, что в мире появилась новая сила, которой не так то легко лишить, и что этой силой правят люди молодые, умные и незамыленные, на которых можно надеяться. По крайней мере пока.
2 января 2013