Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 4.1 |
IMDb | 4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Зайцев, жги! История шоумена |
год: | 2010 |
страна: |
Россия
|
слоган: | «История шоумена» |
режиссер: | Антон Барщевский |
сценаристы: | Сергей Плотов, Эдуард Радзюкевич, Ростислав Кривицкий, Владимир Неклюдов |
продюсеры: | Антон Барщевский, Эльмира Айнулова |
видеооператор: | Мария Соловьева |
композитор: | Сергей Шустицкий |
художники: | Екатерина Залетаева, Владислав Кузнецов |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $149 255 |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 28 мин |
Русский гламур жесткий и беспощадный. В этом отношении о куда суровее даже американского братца, у того хотя бы в перерывах есть экшен, кого-то грабят и что-то взрывают. Дорогие тачки не только стоят в кадре, но могу разбиваться в пыль. Само собой, из русского гламура редко получаются стоящие картины. В качестве исключения я могу назвать лишь «Платон» (2008) с Павлом Воля благодаря необычной для такого рода «кина» концовке. Без того сомнительная актуальность теле-гламура потонула в волнах экономического кризиса. Тот же Павел Воля пытался использовать любопытный тэглайн в следующем фильме — «Последняя докризисная комедия». Кризис как бы прошёл (точнее — его дно пройдено, за вопросами к официальной позиции власти), гламур ударил с новой силой: «Клуб счастья», «Про любоff», «Ирония любви», «Любовь в большом городе 2» и др.
В этом плане, было бы интересно глянуть на то, как Андрей Малахов поедет в горно-таёжный Мухосранск поднимать местный пролеткульт, организуя досуг в сельском клубе и ДК металлургов. Похождения шоумена в Москве никому не интересны.
Актёрский состав стандартный: Александрова, Ефремов, Балуев, Башаров и др., всех знаем как облупленных. У нас есть шоумен-конферансье и его невеста, готовая вставить ему нож в спину и путь между ног (фигурально выражаясь) за то, что он прогулял их юбилей и объявился на день позже.
Зацикленный на праве конферансье — что из рубрике «пчёлы против мёда», насколько сюрреалистичная ситуация, что её только в комедиях и обыгрывать. Вроде как в аналогичном фильме с Джимом Кэрри, где той же фигнёй страдает адвокат. Только вот «юмор» заключается в том, что никакая перед нами ни комедия, а самое настоящее морализаторство в худшем смысле слова.
«Говорить правду легко и приятно», — вещает по-дурацки улыбающееся лицо Зайцева крупным планом, такова квинтэссенция фильма. Герой произносит детскую глупость как откровение, после чего его просветляет. Такой пассаж справедлив по отношению к детям нежно-конфетного возраста, если исходит от взрослых. Тем более, родители имеют моральное и юридическое право (и обязанность) воспитывать юных отпрысков в таком идеалистическом ключе. Пытаться «воспитать» в таком духе взрослых по меньшей мере спорно. Да и в случае с детьми получается двоякая ситуация, родители впаривают правду, что не мешает им же годами вешать лапшу на уши про Деда Мороза и то, откуда дети берутся, равно как ретушировать прочие взрослые темы по своему усмотрению. Как бы врать во благо. Зайцев сам попадает в такую ситуацию в детсаде на ёлке: Дед Мороз парит его насчёт правды, хотя сам ему открыто и сознательно врёт своей бутафорской бородой из ваты. Зайцев рассказывает выдуманные истории о том, как он геройствовал, но и фейковый дедушка и воспитатель ему врут, когда сочиняют не менее фантастические истории про то, как дед ему подарки с Северного плюса вёз. Когда Зайцев подвергается групповому порицанию за ложь, до него это не доходит. Ни в детстве, ни в зрелости. Режиссёр тоже не понял. Кривая мораль фильма этого не видит.
Дело в том, что ложь как таковая не является априори чем-то плохим (а правда — чем-то хорошим), роль играет то, с какой целью, в каких интересах и в какой ситуации ложь была произнесена. И к каким последствиям она привела. Лгать и обманывать — не одно и то же. Враньё и лицемерие — разные вещи. Помимо собственно банального вранья есть такие приёмы как высказывание полуправды и замалчивание правды. Всё относительно и сложно. Потому что последствия наступают не от правды/лжи, а от манипуляции информацией. Манипуляция — обыденная вещь человечества. Мы всегда манипулируем. Можно круто сманипулировать, ни сказав ни единого слова лжи. Дозированная и правильно поданная правда в этом плане зачастую убойнее любого прямого вранья. Да и проблемы-то не в этом! Неважно, что говорит невесте Зайцев: правду, что он отрабатывает дополнительные деньги за углом, или ложь, что он застрял в Караганде — всё равно он не успевает на юбилей, из-за чего начинается конфликт. А не потому что «он всем врёт». Враньё — инструмент, а не суть.
Как бы аморально не выглядел патологический лжец, патологический правдолюб выглядит как идиот. Тотальная правда сродни добровольному целибату: это в некоторых кругах высоко, духовно и богоугодно, но всегда абсурдно с точки зрения демографии и продолжения жизни. Поэтому для относительного благополучного существования цивилизации люди не должны говорить всё, что они думают. У человека должно быть право распоряжаться информацией.
Есть и другая проблема. Когда Зайцев начинает в лицо отчитывать всяких олигархов и депутатов, кто он такой, чтобы обладать моральным правом осуждать их, учить жизни? Какими силой и, если угодно, весом обладают слова, будучи сказанными его устами? Он разве компетентен в том, что говорит? Никто не может присвоить авторитет человека, имеющего право осуждать за ложь «в принципе».
Главное — себе не лгать и себя не обманывать.
Остальное — морализаторство.
Вердикт: в фильме лживая, детсадовская мораль.
PS. Набрали звёзд для камео. Укупник играет позорную роль в фильме про то, как он играет позорную роль в музыкальном клипе. Замкнутый круг. Как и сам фильм: говорит, что всегда нужно говорить правду, и это ложь.
11 декабря 2010
Несмотря на забавную шутку в трейлере, в самом фильме Гоша Куценко так и не появился. Возможно, это к лучшему, потому что фильм и так буквально трещит от количества звезд, которые лезут изо всех щелей, а некоторые — дважды (Лев Лещенко, играющий не только самого себя, но и самого себя 35 лет назад). Звезды здесь повсюду, но сам фильм не превращается в капустник или набор скетчей, как «Самый лучший фильм», четко следуя выбранной сюжетной линии.
Было много слов о том, что фильм слишком уж «напоминает» комедию «Лжец, лжец», но, в общем-то, сходства заканчиваются только на основной сюжетной «фишке». В фильме с Джимом Керри (который мне, конечно, милее) его неспособность врать влекла все новые и с каждым разом более смешные ситуации, из которых главному герою приходилось выкручиваться, включая всю свою изобретательность. В «Зайцеве» же неспособность врать навлекает на Алексея лишь проблемы и угрозы. Тут надо учитывать, что происходит все в нашей с вами российской реальности, поэтому за судьбу главного героя по-настоящему боишься. Постоянно кажется, что, если его сейчас не пристрелит очередной олигарх или оскорбленные милиционеры, то подключится задетое им правительство и близкие к нему структуры. И не сказать с ходу: проблема ли это фильма, или всего нашего общества.
Как и в «Лжеце», главный герой слишком концентрируется на своей карьере, что подрывает личную жизнь. Но показано это было так, что сопереживать начинаешь Зайцеву, а не его невесте Марине Александровой, которая, вроде, должна быть жертвой. В то время, как он бегает по своим рабочим делам и зарабатывает на будущее и себе, и ей, героиня Александровой лишь сидит дома, скучает и названивает жениху, отвлекая того от работы вопросами вроде «А чем ты занимаешься? А когда ты вернешься? А почему ты не проводишь все время со мной?» Займись чем-нибудь и не придется постоянно думать о том, что жених должен приехать и развлечь тебя!
Но, к счастью, Марина Александрова здесь не главная, поэтому ее героиня компенсируется огромным количеством куда более привлекательных персонажей. Между прочим, она даже по ходу дела даже задумывалась о том, чтобы уйти к Константину Лавроненко, но тот разглядел, что этот поступок — назло Зайцеву, а не по любви, и не стал соглашаться, хотя с его стороны любовь как раз присутствовала. Вот вам и положительный персонаж! Кроме Лавроненко, порадовали отечественные звезды Моисеев и Укупник, высмеявшие сами себя, а так же пародия на Эрнста с его Первым каналом и Газпромовский топ-менеджмент. Вот уж действительно вся наша политическая действительность: устроим себе корпоратив на народные деньги — лишь бы Shocking Blue были со своей «Шизгарой».
Подводя итог, можно сказать, что фильм напрасно в своих рекламных материалах пытался казаться новомодной комедией. Все-таки, темы рассматриваются взрослые, юмор тоже взрослый — без пердежа, рвоты и дуэли на фалоиммитаторах. Подмечаются всякие детали российского быта, которые молодому поколению вряд ли близки. И, если не ожидать ярчайшего события в мире комедии, можно вполне получить свою порцию позитива.
Моя оценка: 7 из 10!
8 декабря 2010
Пошли на фильм «по воле случая» — там снималась жена друга моей жены. И, честно говоря, эпизод с ней не заслуживает лишних слов, а вот о самом фильме рассказать подробнее стоит.
Не зная, чего ожидать, я ориентировался на трейлер (забавный, не более) и пользовательскую оценку (не очень высокую), и мои заниженные ожидания помогли фильму произвести на меня еще более положительное впечатление, чем он мог бы. Да, картина не пестрит гэгами, но она добрая, позитивная и не дает улыбке сходить с лица.
По сюжету главный герой, Алексей Зайцев, работающий круглые сутки, и при этом постоянно уставший, почему-то решает, что хочет работать еще больше, но не уставать. И соглашается на специфическую процедуру на мозге, результатом которой становится его повысившаяся работоспособность. Однако есть и побочный эффект: Алексей начинает рассказывать всем то, что у него на самом деле на уме. Проблема в том, что он — шоумен и телеведущий, поэтому прямые эфиры из-за его откровений срываются, а с корпоративов его выталкивают пинками. Так что, повысив работоспособность, он лишился самой работы. А тут еще и проблемы в личной жизни как всегда не кстати…
Да, сюжет напоминает «Лжец, Лжец» с великим Джимом Керри, но только на словах. Я сам на это попался, и это довольно странно. Вроде, пересказываешь сюжет — и видна 100% копия с голливудской картины, а садишься смотреть — и на экране происходит совсем другое. В данном случае это, скорее, трагикомедия обо всем нашем обществе, которое живет по законам лжи и считает это нормой. И начинается все на самом верху, в правительстве.
Хочется отметить огромное количество знакомых лиц. Борис Моисеев прикалывается на тему собственной ориентации, а уважаемый Лев Лещенко играет сразу две роли — себя и себя молодого! Очень много звезд в эпизодах, и еще больше — в главных ролях. Александрова, Лавроненко, Башаров, Балуев, Голуб… Все это — Имена! А в самой главной роли снялся Валерий Закутский, который 20 лет назад был моим кумиром. Помню, как по воскресеньям все садились смотреть КВН, чтобы на следующий день в школе обменяться впечатлениями и припомнить самые удачные шутки. Тогда он нам казался небожителем…
Подводя итог, хочется еще раз сказать, что фильм, прежде всего, добрый. И учит он тому, что мы и сами должны знать: семья, любовь, дружба — это главные ценности в нашей жизни. А когда начинаешь строить свою жизнь на лжи, рано или поздно все разрушится. Так пусть в нашей жизни будет как можно меньше лжи и как можно больше таких вот кирпичиков, закладывающих фундамент морали!
7 из 10
6 декабря 2010
Расскажу-ка и я правду, правду об этом фильме. Заключается она в том, что фильм — хороший, но при этом с какой-то червоточинкой. Смотришь на всех этих Борисов Моисеевых, Аркадиев Укупников и даже на великого нашего Александра Овечкина и думаешь: «Вам ведь всем наплевать на меня, на всех остальных зрителей, на страну, да и на этот самый фильм, в котором вы снимаетесь», но тут-то и вступает эта самая хорошая сторона фильма — ведь он как раз про них и про то, что им наплевать.
Гоша Куценко, не пропускающий ни одной юбки, Аркадий Укупник, за деньги готовый участвовать в любом «унижении чести и достоинства», Газпром с его корпоративами, на которые съезжается весь цветник мировой музыки. Ну а почему нет? Денег-то вон сколько, завались! И все, вроде, не свои, народные — почему бы не потратить!? И смотрим мы на всю эту вакханалию, и видим, что сами участники происходящего не понимают, в чем их просчет — прежде всего моральный — но мы-то понимаем! Смотришь на это и хочешь, чтобы главный герой достал огнемет и спалил их всех, потому что его «правдорубства» в данном случае недостаточно. Но нет, финал ясно дает понять, что ничего не изменится, потому что это — жизнь.
Но не все так плохо. Как и в реальной жизни, здесь, в этом болоте денег, славы и шоу-бизнеса есть свои лучики света. Лев Лещенко все такой же джентльмен, ничем его не сломить. Глыба! Константин Лавроненко, который очень внимательно подходит к выбору ролей и своей полу-улыбкой способен растопить сердца всех женщин в радиусе многих тысяч километров. Милейшая Марина Александрова, сердце которой ему, к сожалению, не удалось растопить… Марина Голуб, эта Бетт Мидлер отечественного кино! Реально ведь Бетт Мидлер!
А главный герой, Валерий Закутский, почтенный «гусар летучий» на пенсии — он все так же летуч и бодр, как и 15 лет назад, когда мы на него засматривались по воскресеньям на очередном КВНе. Он, кажется, по-прежнему живет где-то там, в юношеских представлениях о мире. И как же сильно его разочарование, его прозрение, когда он вдруг понимает, что реальный мир совсем не похож на тот, что он создал за эти годы в своей голове.
Возможно, где-то по ходу рассказа я чуть приврала, но ведь и вся наша жизнь на этом строится. Приходишь после работы и говоришь жене: «Ты выглядишь прекрасно, дорогая! Весь день думал только о тебе!», а сам думаешь о том, как бы скорее плюхнуться на диван перед телевизором и залиться пивом. И чтобы эта самая жена не лезла. Рассказываешь начальнику о том, как тебе интересно работать на проекте, мысленно сжигая и того, и другого на костре. Снимаешь фильм с расчетом на то, чтобы собрать побольше денег, но в интервью говоришь о том, что это — искусство, оно не на продажу.
Создатели фильма не врут, и никакая это на самом деле не комедия. Если оглянуться, посмотреть по сторонам, то станет понятно, что это — трагедия, трагедия всей нашей жизни и всего современного российского общества с его олигархами, монополиями и «государственной поддержкой». И тем ценнее жанр комедии, в котором можно выйти и сказать всю правду. И никто не подумает, что вы серьезны, ведь все это — шутка.
6 декабря 2010