Свалка
Waste Land
7.8
7.8
2010, документальный
Бразилия, Великобритания, 1 ч 39 мин
16+

В ролях: Вик Муниз
Оставив свой дом в Нью-Йорке, известный художник Вик Мунис возвращается на родину в Бразилию, чтобы запечатлеть самую большую мусорную свалку в мире Жардим-Грамашо, расположенную на окраине Рио-де-Жанейро, и ее обитателей — катадорес, занимающихся сортировкой отходов. Поначалу Мунис собирался «написать» серию портретов при помощи мусора. Оказалось, что общение с художником в работе над этими портретами позволило им по-новому взглянуть на себя и свою жизнь.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Свалка

английское название:

Waste Land

год: 2010
страны:
Бразилия, Великобритания
слоган: «Волшебная сила искусства творит чудеса»
режиссеры: , ,
продюсеры: , , , , , , , , ,
видеооператоры: Эрнесто Геррманн, Дуду Миранда, Элоиза Пассос
композитор:
монтаж:
жанр: документальный
Поделиться
Финансы
Бюджет: 1500000
Сборы в США: $187 716
Мировые сборы: $276 406
Дата выхода
Мировая премьера: 24 января 2010 г.
на DVD: 5 мая 2011 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 39 мин
Другие фильмы этих жанров
документальный

Видео к фильму «Свалка», 2010

Видео: Трейлер (Свалка, 2010) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Свалка», 2010

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Свалка», 2010

«Мгновение, когда одна вещь превращается в другую, прекраснее всего»

«Свалка» — документальное кино 2010 года режиссера Люси Уолкер, взявшее множество международных наград. В центре внимания — проект популярного современного художника бразильского происхождения Вика Муниса, который интегрирует предметы повседневной жизни в свои фотоработы, создавая интересные образы. В 2007 году Мунис решается на эксперимент и едет на окраину Рио-де-Жанейро, на крупнейшую свалку Жардин Граммаш (стоит заметить, не самое безопасное в мире место), здесь он планирует провести 2 года.

Фильм начинается с представления самого художника и его команды, зрителя постепенно вводят в курс дела, однако немного затянувшаяся «раскачка» в дальнейшем компенсируется достаточно эмоциональным содержанием. Так, художник приезжает в назначенное место, знакомится с некоторыми людьми, объясняет свою идею, а именно создать из мусора несколько десятков фотографий с портретами местных рабочих — катадорес — сборщиков мусора или точнее сборщиков вторичного сырья, как гордо они сами себя называют, а затем передать вырученные от продаж деньги каждому задействованному лицу.

Свалка Жардин Граммаш — шокирующее зрелище. С одной стороны, это огромная территория с мягким грунтом и горами отходов, где не редко можно встретить чей-то труп, с другой стороны — несколько сотен беспробудно трудящихся рабочих, совестливо делающих свое дело, живущих обычной жизнью и так же имеющих свои радости и горести.

Все идет по плану, Вик Мунис отбирает несколько самых фактурных, по его мнению типажей, узнает их историю, делает снимки, приглашает в свою студию для совместной работы по созданию огромных инсталляций из мусора, в процессе чего становится понятно, что искусство действительно способно менять людей — другая реальность изменила образ мысли и, хотя вначале никто не жаловался на свое положение, считая, что лучше так, чем наркотики и проституция, то теперь многие почувствовали в себе силы что-то изменить, исполнить свои мечты или наоборот понять, что находятся в правильном месте и занимаются важным для всего человечества делом. Поражают совершенно удивительные портреты людей, от которых веет такой свободой, силой духа и мудростью. Благодаря работе художника перед зрителем предстают совершенно другие, достойные уважения люди, у которых есть чему поучиться.

Несмотря на то, что фильм относится к документальному жанру, волноваться и сопереживать он заставляет не хуже театральной драмы. Перед нами настоящий, но совершенно иной мир. Польза от данного проекта неоспорима для всех сторон — для художника и его команды, для участников и для зрителей. В фильме показывается важный момент, где Вик Мунис спорит со своей женой о том, полезна ли такая встряска и трансформация этим людям, не усугубит ли это ситуацию, быть может жить в неведении и не знать каким может быть мир вокруг намного лучше, чем знать, но не иметь никакой возможности вырваться из этого порочного круга.

В целом данный проект, конечно, в некотором смысле является самопиаром, благодаря данному фильму многие узнали имя Вика Муниса, да и сама идея — выкладывать картины из мусора не нова. Однако, уход от элитарности, распространение искусства за пределами галерей и музеев, столкновение с реальностью, желание достучаться буквально до каждого человека и попытка заставить предложить взглянуть на многие вещи с другого ракурса — является тенденцией нашего времени, которую, безусловно, необходимо запечатлевать.

Проект взбудоражил самых активно-задействованных лиц, позволил испытать новые эмоции, задаться вопросами, но по итогу сложилось по-разному, чуда не бывает, кто хотел, тот вырвался и пошел дальше, а кто-то попытался и все равно вернулся на привычное место. Самое важное, один из участников исполнил свою мечту — открыл библиотеку и обучающий центр. А разве не это прекрасно?!

8 ноября 2020

А как ты меняешь мир?

Пронзительный и глубокий фильм о том, что искусство — не умозрительная абстракция, предназначенная для эстетического услаждения интеллектуалов. У искусства есть свой нерв, свой язык и своя жизнь. Искусство, обращённое к миру, может влиять на людей, даже менять их судьбу. Если автору есть что сказать — его посыл не исчезнет бесследно. Пусть его слово или поступок затронут лишь крошечную часть общества, изменят лишь одно из миллиарда обстоятельств, связывающих социум. Это уже немало.

В центре повествования художник-концептуалист Вик Мунис — выходец из бедной бразильской семьи, вырвавшийся из нищеты в результате удивительной случайности, но в большей степени — благодаря собственной любознательности и целеустремлённости. Помня, кем он был когда-то, художник стремится решать острые социальные проблемы, привлекая к ним внимание общественности. Фильм посвящён его длительному путешествию на гигантскую свалку «Жардим Граммачо» — настоящее сердце мусорной индустрии. Свалка была закрыта в 2012 году, но на момент визита Муниса там трудились сотни рабочих в ужасных условиях — на жаре, по колено в грязи и отходах, среди ужасающих миазмов. Катадоры сортировали мусор и находили материалы, пригодные для дальнейшей переработки. Тонны мусора, ежедневно поступающие в грузовиках со всего Рио-де-Жанейро и сбрасываемые на землю, могли покалечить их. Среди отходов можно было найти что угодно, вплоть до трупов. Некоторым везло, и счастливчики находили деньги или ценные вещи — их явно доставляли из богатых кварталов. В целом же существование этих людей было очень тяжёлым, хотя платили им за такой каторжный труд относительно неплохо.

В то же время это гротескное пространство не лишено философичности. Разве это не занятно — мусор из богатых и бедных домов попадает в одно и то же место, смешивается там, уравнивает всех? Свалка кажется полным хаосом случайному наблюдателю, но на самом деле работа на ней жёстко организованна. Крупным планом в фильме выведено несколько персонажей — катадоров, которые впоследствии стали моделями для «Картин» из мусора» Вика Муниса. В кадре рассказывается история каждого из них — они сами говорят о себе, причём вовсе не жалуются на судьбу, не выглядят угнетёнными и подавленными. У каждого из них есть причины работать на «Жардим Грамачо», и они убеждены в своей ценности для общества. Их решительность и верность своему делу вызывают огромное уважение. Да, в результате проекта Муниса «Картины из мусора» жизнь большинства его респондентов изменилась — люди нашли себе другое занятие, более статусное, воплотили в жизнь свои мечты. Но кто-то остался верен своей работе и продолжил её с новым рвением — зная, что о катадорах наконец услышал мир.

Художник будто перенёс их в сказку — они позировали для него, они увидели свои масштабные портреты, выложенные из мусора, а после напечатанные в широком разрешении, они присутствовали на открытии его выставки и давали интервью. Они не могли бы даже помыслить о таком прежде. Он изменил мышление этих людей, не побоявшись огромной ответственности. В фильме запечатлён спор Муниса с женой, где она упрекает его в пробуждении ложных иллюзий и надежд у простых катадоров, которым после знакомства с богемным миром искусства рано или поздно придётся вернуться на свалку, и это станет для них непосильным испытанием. Но, судя по всему, психика их выдержала это испытание, и каждый из них после знакомства с Мунисом нашёл свой путь.

Будни катадоров поражают воображение, и на их фоне несколько блекнет отважный поступок самого Муниса, рискнувшего поехать в неблагополучное место, остаться там на долгий срок, изнутри увидеть жизнь «мусорной империи», лично познакомиться с её обитателями, лично покопаться в колыхающемся море отходов. «Сверху не увидишь человека», — говорит он. Ему неинтересны съёмки с вертолёта. Он хочет видеть людей, разговаривать с ними, проникаться их внутренним миром. Его искусство — не только для людей, но и о людях. Подойдёшь к картине близко — увидишь только мусор. Отойдёшь подальше — увидишь человека. Наверное, с желания разглядеть человека и начинается изменение мира к лучшему. А что для этого сделали мы?..

8 июня 2019

Такие фильмы смотреть необходимо…

«Свалка» — изумительная документальная лента, снятая известным американским художником Виком Мунисом в соавторстве со своей командой. Оставив все человеческие блага в родном Нью-Йорке, Вик отправляется в одну из самых ярких и загадочных стран на планете — в Бразилию. Правда, в этом фильме нельзя увидеть ни пышногрудых бразильянок, ни карнавала, ни латиноамериканских страстей, ни обезьян. Главный персонаж этого опуса — свалка.

Автор направляется на самую крупную свалку во всей Латинской Америке — Жардим Грамашу, находящейся неподалёку от Рио-де-Жанейро. Сюда сбрасывается мусор абсолютно со всех уголков города и пригородов Бразилии и бедняками, и богачами. Слава Богу, в 2012 году «мусорный город» был закрыт, хотя успел попасть на мировые экраны в этой документальной картине, а также стал прототипом свалки в теленовелле «Проспект Бразилии».

Обитатели свалки — так называемые «катадорес». Это бедняки, каждый со своей сложной судьбой и историей, которые занимаются сортировкой отходов на Жардим Грамашу. Судьбе этих людей сложно завидовать. День и ночь они перебирают мусор, работая и в перчатках, и без них. Кто-то сортирует пластик и жестянки (в большинстве своём — женщины), кто-то сортирует выброшенный металл и древесину, дети ищут еду в этом же мусоре. Несмотря на адскую работу, они получают гроши, перебиваясь жильём в опасных фавелах и хижинах.

Да-да, еду среди всего этого мусора тоже можно найти. И у катадоресов есть даже собственная повариха, которая варит обед из выброшенных объедков. Правда, надо признать, что готовит она только из более-менее годных продуктов, которые выбрасывают отъевшиеся богачи. Многим счастливчикам (если их так можно назвать) выпадает шанс найти хорошие книги. Тем, кто менее удачлив, иногда приходится натыкаться и на выброшенные трупы… малолетних детей.

Все эти ужасы отразились в «Свалке» муниса как нельзя правдиво. Но главное, для чего художник снял эту картину — показать, что и мусор бывает красив. Как это не парадоксально звучит, художник, находя какие-то старые выброшенные вещи, составляет портреты нищих бразильцев. Те, не веря своим глазам, просто диву даются, что из горы мусора могут получаться прекрасные картины, которые потом перенесутся на холсты.

Общение героев ленты с художником позволяет бразильцам не только иначе взглянуть на собственную жизнь, но и в корне её изменить. Как мне показалось, сам Вик Мунис — человек невероятной души, и без слёз счастья видеть финал истории многих героев — невозможно. В этом и прелесть «Свалки».

Лично для меня «Свалка» стала каким-то ещё одним открытием из мира бразильской культуры. И как бы ты не страдал в жизни, после картины понимаешь: в мире есть те люди, которым не повезло в жизни больше, чем тебе. Шикарный фильм. Шикарный художник. Шикарная лента. Закрытая ныне свалка.

10 из 10

20 марта 2016

Не хлебом единым жив человек!

Большая жизнь для маленького человека. Маленького человека с позиции социальной иерархии в капиталистически ориентированном мире. Нынешний век поражает своим гнетущим превосходством над моральным кодексом. Вся система состоит из клише, воссоздающих человеческую классность: разделение на «востребованных» и «невостребованных» в обществе людей. Первая группа людей относит себя к категории успешных, привилегированных, окультуренных лиц, вторую группу людей многие ассоциируют с избыточным населением, трущобными людьми. В нынешней культурной традиции идет идеологическая война за право трущобных людей полноценно называть себя словом «человек», не стирая человеческие достоинства. Автор фильма пытается донести эту мысль до зрителя.

Вне зависимости от материального достатка и положения в обществе, общественного признания, каждый человек нуждается не только в материальной пище, но и пище для сердца, ума и души: морали, духовности, чувства самодостаточности, почтительного отношения к себе. Люди, которые занимаются «непопулярными» видами деятельности, иногда могут быть отвергнуты и осмеяны, как для некоторых людей сборщики вторичных отходов являются социальным дном, хотя их вид деятельности социально благороден и кардинально не отличается от труда рабочего по уборке территории или сортировщика тех или иных предметов на крупном промышленном предприятии. Здесь описывается жизнь и быт людей, собирающих бытовые отходы на самой крупной свалке мусора в мире: Жардим-Грамашо. Душевные переживания этих людей, их жизненные истории и предпосылки, заставившие их заниматься этой работой.

Не стоит относится с пренебрежением к тому человеку, который находится на более низкой ступени социальной лестницы. Такой человек обладает значительными человеческими благодетелями, а нужда может заставить любого сменить существующий порядок вещей. Нельзя никогда делать одного: сдаваться и поддаваться давлению системы. Трущобные люди, возможно, заложники обстоятельств, возможно, заложники собственных мыслей, но они такие же люди, как и остальные, со своими достоинствами и недостатками, при этом достоинств, видимо, у них куда больше, чем у среднестатистического человека, функционирующего по законам рынка в развитых государствах.

8 из 10

26 августа 2013

А ты можешь гордиться собой?

Начну с того что, этот документальный фильм меня очень сильно впечатлил до глубины души. Я не мог смотреть его без какой либо эмоции на своём лице. Во основном это были слёзы и улыбка, слёзы и улыбка на протяжении 90 минут. Ни к одному кадру этой картины я не смог остаться равнодушным. Свалка это фильм в котором ты сможешь расплакаться, а через минуту у тебя потекут слёзы, затем опять расплакаться а через пару минут улыбка на всё лицо, это потрясающе.

Я восхитился этими людьми, и одновременно мне было их жалко. Нам показали совсем другой мир. Мир свалки и нищеты, но при всём при этом, все герои этого фильма при таких жутких условиях остались честными и счастливее каждого из многих…

«Бедным быть не стыдно — стыдно быть богатым и знаменитым но без стыда и совести».

Вот на самом деле чего нужно стыдиться. В том что ты беден нет никакого стыда, тебе просто не повезло, как этим сборщикам торф сырья. Они родились в нищете ростят детей и живут так как пришлось жить. Работают по 16 часов в день на свалке, среди вони и мусора чтобы, прокормить себя и свою семью. Они гордятся собой так как у них работа позволяющая делать нашу планету лучше. Почти половина всего мусора которого они собирают пойдёт на переработку а значит, меньше будет загрязняться наша планета и атмосфера. Они работают в мусоре чтобы, избавить планету от загрязнения. Это благородно, такой работай нужно гордиться. Да от них жутко воняет после работы но это лучше чем работать проституткой, как многие бедные девушки в Рио Де Жанейро, гораздо интересней, чем заниматься продажей наркотиков в трущобах, что в Бразилии очень распространено и порядочней, это более достойное занятие!

«Если бы я был мусорщиком на свалке и мне бы предложили поехать в студию к художнику, там 2 недели будут рисовать твой портрет, потом возможно съездишь заграницу, но после всего вернёшься обратно и будешь снова собирать мусор. Я бы точно согласился»

Вик Муниз так и сделал, он вместе с сборщиками торф сырья этого фильма делал картины из мусора. Он сверху управлял всем процессом а герой фильма ложили мусор на определённые места так что, получалась картина, произведения искусства. Затем он эти картины выставил на аукцион чтобы все собранные средства отдать этим людям которым так не повезло в жизни. Это было очень трогательно и благородно. Герои фильма поехали в Лондон на презентацию картин, они увили цивилизованный мир. За всё это время Вик Муниз (основатель этого проекта) и все эти работники стали словно родными людьми, на это без слёз не возможно было смотреть, настолько трогательно.

«Как ты думаешь если нам что то не нравиться, может это значит что мы просто не понимаем?»

Что касается искусства это настолько мудрые слова, я на всегда их запомню. Люди работающие на свалке не понимали зачем это всё нужно художнику, в чём здесь смысл? Но когда они начали принимать участие в процессе

написания картин они начали понимать искусство во всей его красе. Это здорово, ведь эти люди начали развиваться творчески. И им это нравилось! Из свалки в искусство.

«Слова Вика Муниза — я бы предпочёл мечтать о многом, не имея не чего, чем имел бы всё но не хотел бы не чего. Когда ты о чём то мечтаешь, твоя жизнь имеет смысл, когда ты понимаешь что у тебя всё есть, тебе приходиться искать новый смысл жизни. Пол жизни я провёл желая всего но не имея не чего, сейчас у меня всё есть но мне это не нужно».

После этого проекта Вик стал проще смотреть на вещи у него стало меньше материальных желаний чем было раньше, когда он жил в бедности он хотел лишь материальных благ и тогда Вику пришлось купить много всякого хлама чтобы избавиться от комплексов. Это ещё раз доказывает что не в деньгах счастье. Счастье это когда ты помогаешь другим, как и сделал этот художник. И он стал на много счастливее, после этого проекта его жизнь изменилась, потому что изменилась жизнь в лучшую сторону у людей которым он помог, к которым так сильно привязался и полюбил.

Фильм Свалка расскажет на сколько можно быть счастливым не имея не чего. И как можно быть счастливее имея всё, но если ты знаешь как правильно всем этим пользоваться.

Как говорил Вальтер» Девяносто девять это не сто»

10 из 10

29 мая 2013

И жизнь, и слёзы, и любовь…. и искусство на свалке

Не удержалась и потащила всех опять в кино. Фильм «Свалка» уникальный. Художники, особенно популярные и материально обеспеченные редко переезжают на два года на свалку, чтобы создать замечательные картины и помочь людям выбраться из мира мусора.

Вик Муниз родился в Бразилии в бедной семье и сам мог оказаться на одной из самых больших свалок Жардим Грамашо. Там своя жизнь: люди разбирают огромные кучи мусора, сортируют его, тут же из «подходящих» отходов готовится пища, почва мягкая, похожая на желе, горы ненужных людям вещей. Но ведь и здесь у каждого своя трагедия и своя гордость: кто-то подбирает книги, чтобы создать библиотеку, кто-то создаёт ассоциацию мусорщиков, чтобы защищать их права, кто-то бросает прибыльную профессию повара, чтобы готовить тем, кто работает здесь, тем, кто безработицей, бедностью, жизненными невзгодами загнан на свалку.

Вик Муниз — особый художник. Он сначала фотографирует людей, потом создаёт инсталляции из мусора и завершает портретную съёмку. Этот проект художник придумал не только для самореализации, он все деньги от продажи картин (250 тысяч долларов) отдал тем, кто живёт на свалке, чтобы увидели, какие они красивые — те, кто помогает нам не потонуть в отходах.

Фильм очень хорошо композиционно выстроен: сначала мы знакомимся с Мунизом и его творчеством (сахарные дети — это шедевр), затем художник приезжает на Жардим Грамашо и поселяется там, потом нам сборщики мусора рассказывают свои истории, мы видим, как из их фотографий создают произведения искусства, далее едем на аукцион, и наконец, узнаём, как этот проект изменил жизнь его героев.

Похожего кино я, пожалуй, не припомню, разве что «Выход через сувенирную лавку» о знаменитом Бэнкси.

28 июля 2012

«Лучше желать многого, не имея ничего, чем иметь все, но ничего не хотеть»

Это просто невероятно. Вот подумайте, часто ли вы задумывались о жизни, скажем, сборщиков мусора, об их судьбе, желаниях, успехах и неудачах?Да и задумывались ли вообще?Даже если да, скорее всего, эти мысли вызывали либо презрение, т. к. многие люди считают эту работу самой ужасной, работой для необразованных, унизительной. В другом случае-сочувствие, по той же самой причине. Но кто бы мог подумать, что эти самые сборщики мусора, могут быть счастливыми?Ведь встретить человека, довольного тем самым малым, что у него есть, встретить почти невозможно. Люси Уолкер открывает нам глаза именно на таких потрясающих людей, работающих на самой большой свалке в мире в Рио. Реальные герои-работники той самой свалки, гордо рассказывают о себе. Они не стыдятся своей работы, а главное-самих себя.»Мы-честные рабочие. Лучше работать здесь, чем торговать наркотиками или заниматься проституцией, как делают многие здесь.»

У каждого героя своя, неповторимая история, по своему трагичная, в итоге приведшая к работе на этой свалке. Порой меня охватывал ужас от услышанного, но в итоге я поняла, что что бы ни случилось в жизни, самое главное-остаться человеком, не изменять самому себе. Эти люди -сильны. К тому же-очень умны, постоянно чему то учатся, строят собственную библиотеку. У них есть все что им необходимо, они честно зарабатывают себе на жизнь, кормят свои семьи,.«У них невероятная жажда жизни. Они не имеют ничего, но мечтают о многом. Пока человек мечтает, он может все. Раньше я не имел ничего, но хотел все. Теперь я имею все, но не хочу ничего. Сейчас, благодаря этим людям я стал проще относиться к вещам»,-Вик Мунис, художник.

Для меня этот фильм-о б этих людях прежде всего. Искусство здесь играет несомненно важную роль, но не столь значимую. Вик Мунис сделал грандиозную работу. Мало того, что он фотографировал этих «катадоров»,а после, с их помощью, выкладывал громадные коллажи из мусора на основе этих фото, так еще и в процессе этого творения он укрепил их веру в себя, показал им другой мир-мир искусства;к тому же это повлияло и на него самого-он пересмотрел свои жизненные установки(как сказано выше),а главное-рассказал о них миру-о том, какие они сильные духом потрясающие и искренние люди. Вик помог им не только морально, но и материально, выставив картины на аукционах, и прередав всю выручку им же.

Конечно здесь противоречивая ситуация, над которой думал и сам Мунис:пригласив «катадоров» к сотрудничеству, в студию, он показал им другой мир, и они больше не хотели возвращаться на свалку, где у них было все, что им нужно. Но с другой стороны, что в этом плохого, ведь они могут начать жизнь по другому, по собственному желанию. Не думаю, что он вообразил себя богом, как могли бы подумать многие. Он знал, что у этих людей есть гордость, и не давил на нее какими либо подачками. Чтобы помочь им, он пригласил их самих к сотрудничеству, и поставил рядом в зале славы. Разумеется, прославился и он сам, но его работы-действительно потрясающие. И осуждать его за это, а также за фильм-я не буду, кино стоящее, итересное, трогательное, душевное, в нем масса всего поучительного. Это-жизнь. Хотелось бы, чтобы его смотрели эти «мешки с деньгами»,т. е. те, кто имеет все, и не только не хочет, но и не признает никого, ничего вокруг. безусловно

10 из 10

2 февраля 2012

Искусство без границ

Иное документальное кино создает эмоциональный фон куда более яркий, чем многие художественные ленты. Такова и «Свалка» — фильм об искусстве, возникающем из мусора и о людях с самого дна.

Картина начинается как самая обычная документалка об известном деятеле современной инсталляции и фотографии. Хотя на самом деле, как и все представители «лэнд-арта», Вик Мунис известен скорее в узких кругах поклонников современного искусства. Так что «Свалку» можно считать отличным примером самопиара. Но это становится ясно гораздо позже, а в начале все куда прозаичней. Бразилец, улетевший жить в штаты отнюдь не благодаря талантам, а из-за пули, полученной в перестрелке, возвращается в родные фавеллы, дабы запечатлеть самую большую в мире свалку Жардим-Грамашо. Казалось бы банальный, фильм резко «оживает» в момент знакомства Вика с катадорес — работниками свалки. Жизнь последних, надо сказать, не легкая. Каждый день обычного катадорес состоит из рейдов на помойку и поисков отходов, подлежащих утилизации. Причем в постоянном ковырянии в отбросах люди ничего плохого не видят, ведь это работа, а в Бразилии, как мы знаем, дефицит вакансий. Одна из работниц свалки даже плюсы находит в своей профессии — она не проститутка, как многие её сверстницы. И как-то невольно пропитываешься уважением к этим людям. Да, они живут на самом дне, и кто-то презрительно фыркнет «люмпены», но, в отличие от типичных представителей той самой прослойки, катадорес хотят честно работать, при этом принося пользу обществу. Особенно трогательна история парня, собиравшего на свалке книги, и планировавшего потом открыть библиотеку. Для большинства его «коллег» книги являются всего лишь макулатурой, не более чем средством заработка, а он проникся циничными строками Макиавелли и с тех пор книга стала лучшим его другом.

Повстречав этих жизнерадостных людей, живущих в ужасного вида бараках, Вик убил двух зайцев — создал великолепные инсталляции и придал фильму оптимистичное содержание.

Кто-то скажет, что Мунис занялся благотворительностью исключительно ради собственной выгоды. Если пораскинуть мозгами, то становится ясно, что толика правды в этом есть — после выхода ленты в прокат, число людей, знакомых с творчеством художника, заметно возросло. Но ведь не деньги стали главным подарком Муниса людям со свалки. Ему удалось показать им иной мир, удалось заставить их поверить в собственные силы и возможности. В работе над инсталляциями принимал участие каждый катадорес из тех, что согласились работать с Виком. И после этой работы, воодушевленные результатами труда, люди свалки поверили в себя и им уже расхотелось возвращаться на Жардим-Грамашо. Тем самым Мунис дал понять всем тем, кто уже добился чего-то в жизни — оглянитесь вокруг, быть может есть люди, способные на нечто большее, но им просто нужно помочь.

Ну и пара слов о самих работах мастера. Ни для кого не секрет, что современное искусство давно шагнуло за рамки канонов. Удивительные произведения вышли у этого жизнерадостного бразильца, особенно с учетом материала, из которого они составлены. Творческий подход позволяет любые подручные средства превратить если не в шедевр, то как минимум в великолепное произведение. Да-да, от высокопарного слова «шедевры» я все же воздержусь — Мунис не первый, кто использует мусор в качестве художественного материала и далеко не первый мастер инсталляционного творчества. Но то, что он сделал на старой свалке, чисто эстетически приятно для глаз. И да, искусство давно уже перестало быть исключительным — теперь многие произведения нельзя рассматривать в отрыве от их истории и творческой позиции автора. А в данном случае у каждого полотна есть свой герой, со своей историей.

Вывод: Очень жизнеутверждающий фильм, жаль, что в прокате он провалился.

10 из 10

12 июня 2011

Инсталляция мусора, как пример значения человеческих чувств

Фильм об оригинальной идеи инсталляции, т. е. «композиции, созданной из различных элементов и являющей собой художественное целое» из мусора. Если вы жили в деревне или частном секторе в детстве, то лазить по свалкам вряд ли было для вас чем-то зазорным. Много интересного и непонятного, короче приключение. В данном случае показан дантовский ад, где многие искупают ведомые или неведомые им грехи. Они оставили надежду за порогом и веселятся живя в буквальном смысле одним днем.

Фильм не только о людях, но и об искусстве. Как и в любом документальном фильме об иной, не городской жизни люди просто великолепны — фактурны, со своими историями, страстями, грехом и искуплением. Но художнику было мало сделать инсталляцию из мусора, он сделал инсталляцию из людских судеб и чувств, причем совершенно очевидно специально. Некоторые моменты напоминали «пять минут славы». На мой взгляд преступно или бесталанно делать композиции из нескольких вещей: отходы биологической жизнедеятельности (здесь этого не было), из умершей плоти (вроде тоже не заметил, а в Германии говорят было), и из живых чувств людей которые в общем-то согласия на это не давали (есть в полной мере). То, что этим людям дан второй шанс я верю, но почему это должно быть преподнесено именно так я не приемлю.

Для меня не факт, что на всех второй шанс сказался благоприятно и даже одна трагедия может перечеркнуть все. Жизнь конечно преподнесла автору острый сюжет, а он уподобил себя Богу, сойдя с небес и вытащив их мусора, вот только попутно решил снять фильм и заработать и на нем, западная философия в действии и нам в ней все меньше видится плохого.

Как вопрос о значении и границах искусства фильм актуален, как история о людях — талантлив (но это не «вина» автора), однако как пример для подражания или урока в чем-то весьма сомнителен

7 из 10

1 июня 2011

«Если тебе что-то не понятно, может быть ты этого просто не понимаешь»?!

«Свалка», или точнее «Бесплодная земля» — документальный фильм, один из номинантов на прошедшем Оскаре 2011 в номинации «Лучший документальный фильм». Центральный персонаж Вик Муниз — успешный бразильский художник, известный по использованию мусора и других нетрадиционных материалов в своей работе отправляется в Рио де Жанейро, чтобы запечатлеть крупнейшую в мире мусорную свалку Jardim Gramacho. Свалку на мёртвой земле, где ничего никогда не вырастет, где гниёт мусор и разлагаются трупы. Но это не просто свалка, это место где живут люди, для которых нет будущего, есть только суровое настоящее. Зовутся они катадорами, сборщиками мусора. Они копаются среди отходов собирая материал для вторичной переработки круглые сутки, тем самым пытаясь прокормить семью, заплатить за квартиру. Это трущобы Рио, как и во многих крупных городах здесь процветает наркомания и проституция, идут войны между фавеллами. И несмотря на все проблемы эти люди остаются людьми, которым просто не повезло в жизни, тем самым сохраняя странное чувство красоты в нищете. Катадоры показывают великий дух, интеллект (они читают Ницше и Макиавелли), любопытство и гордость за свою работу.

«Работать катадором — лучше, чем быть проституткой в Капа-Кабане».

На эмоциональном уровне, фильм является невероятно мощным. Бедственное положение работников и то, как они изменились с появлением в их жизни надежды на будущее, одновременно выглядит удовлетворительным и душераздирающим. Но изменились не только они, вместе с ними изменился и Вик Муниз: «Они помогли мне, а я не я им». В итоге, он произносит очень точную цитату: «Мечтать о многом, не имея ничего, лучше чем иметь всё и не мечтать вообще». Также «Свалка» затрагивает и важные экологические проблемы, такие как вторичная переработка отходов, защита окружающей среды. Однозначно стоит посмотреть, а главное лишний раз подумать о мире вокруг.

18 мая 2011

Самородки среди отбросов

Только вернулась из кинотеатра с просмотра этого фильма. Надо признаться, впервые столкнувшись с названием данной работы в анонсах киноафиш, подумала, что сюжет будет завязан вокруг проблемы загрязнения окружающей среды, утилизации отходов, с проистекающей отсюда моралью. На деле всё оказалось иначе. Интересный документал о судьбах людей, причинах, приведших людей к обязанностям «катадорес» (сборщиков вторсырья) и о том, как можно изменить их жизнь, привнеся в неё что-то новое, доселе неизвестное и красивое. Своеобразный добровольческий эксперимент художника Вика Муниса, который прежде и сам занимал отнюдь не наивысшее положение в социальной иерархии общества. Кстати, понравилось, что в течение фильма проскальзывает идея о равенстве людей по факту рождения; что всегда нужно верить в себя и не думать, что ты чем-то хуже человека, достигшего в какой-то сфере больших успехов, чем ты. «Эти люди прекрасны, просто им не везло в жизни, и это можно исправить» — золотые слова! Очень интересно наблюдать, как люди преодолевают свой страх в раскрытии новых способностей, преодолевая установку о том, что раз они с мусором работают, то и сами якобы отбросы общества — ни на что не способные, обреченные, без перспектив на будущее. Это классно, что есть такие креативные люди, как Вик, подающие идеи для социальной реабилитации людей, оказавшихся в сложной ситуации. Для меня мораль данной ленты сводится к лозунгу «Верьте с себя и свои мечты! Делитесь своим счастьем, навыками с окружающими! Может среди них есть кто-то, кто нуждался именно в такой поддержке, но сам того не понимал..» всем рекомендую — однозначно!

10 из 10

8 апреля 2011

Свалка — это не финал жизни любой вещи, а только лишь ее начало

Документальный фильм-путешествие, проделанное вместе с современным американским художником бразильского происхождения на его историческую Родину, в Бразилию. Художник в сопровождении съемочной группы и своего помощника едет в Рио де Жанейро, тот самый Рио с красивейшими песочными пляжами, величественной и грандиозной статуей Христа, распростершего руки на захватывающей дух высоте и с той самой грандиозной свалкой — Жардим Грамашо, распростершейся примерно на такую же огромную площадь здесь, на земле бренной, как и Христос свои длани в небе над Рио. Вик едет туда, чтобы не просто осуществить очередную грандиозную задумку по созданию шедевра современного искусства но и для того, и в большей степени для того, чтобы помочь людям, причем сразу всем — т. е. людям по обе стороны социальной баррикады. И «катадорес» — бразильским нищим, зарабатывающим себе на хлеб собиранием «вторсырья» среди груд бытовых отходов, в вечной вони и среди туч черных пернатых-поживщиков и вполне обеспеченным «яппи» средней руки, разъезжающих на собственных автомобилях, жующих свои чипсы и гамбургеры, производях те тонны мусора, который ежедневно приходится в прямом смысле слова перелопачивать вручную катадорес и искренне стремящихся, но не постигающих современной исекусство. Важно, что к последним можно отнести не только сугубо бразильский средний класс, но пожалуй и весь средний класс во всем мире.

Вик, не побоявшись той самой вони и хищных пернатых приходит на Жардим Грамашо и начинает фотографировать сначала девушек-катадорес, потом и мужчин. Из простых фото-портретов вскоре получится настоящая огромная по размерам видео-инсталляция, рукотворно созданная теми самыми катадорес. Принимая участие в создании «произведения искусства», которое по началу им кажется пустой тратой времени и непонятным занятием, они постепенно меняют свою точку зрения и искренне увлекаются, начинают верить не только в искусство но и в себя. А это гораздо важнее. Верить в себя и в то, что ты, эта маленькая песчинка затерянная в горах мусора — тоже не пустой звук, а ЧЕЛОВЕК, имеющий свое достоинство и интересный сам по себе другим людям. В итоге созданные шедевры уходят с молотка за бешеные суммы, и лишь когда коллекция портретов вывешена в музее современного искусства и триумф достигнут мы испытывает чувство удовлетворенности и некоторого «хэппи энда», хотя в сущности его там совершенно нет.

С другой же стороны, этот фильм наглядно и очень в духе мягкой дидактики американских и британских образовательных фильмов показывает и объясняет что современное искусство — это не просто «хрень полная», а может быть очень даже интересным, увлекательным в создании и очень понятным и даже полезным. Те самые «яппи» получают возможность проглотить уже разжеванную до мелкой кашицы идею и при это почувствовать себя на высоте — «Тут же ничего сложного нет, все понятно!».

Фильм стоит того, чтобы его посмотреть и посоветовать другим. Даже если вы далеки от современного искусства и программы «зеленых» в борьбе за очищение окружающей среды от бытовых отходов. Он просто милый. Оставляет приятное впечатление. Выходишь с легким сердцем и проясненными мыслями. Настраивает на позитив и придает уверенности в том, что — если чего-то хотеть, то все обязательно получится.

9 из 10

31 марта 2011

Когда бы Вы знали, из какого сора рождается соверменное искусство

К моему огромному сожалению, в России нет культуры просмотра качественного документального кино на большом экране кинотеатров. Именно поэтому с таким нетерпением я жду конца июня и программу «Свободная мысль» в рамках Московского кинофестиваля. Именно поэтому настоящей манной небесной смотрятся в российском прокате такие фильмы, как «Свалка».

Искусство — вещь трудноуловимая, артом в современном мире привычно называть и прекрасное и безобразное (эксперимент Бэнкси «Выход через сувенирную лавку»), а в роли творца может выступить любой человек, взглянувший на традиционные предметы окружающего мира с необычной точки зрения. Да, есть консерватории и художественные колледжи, киношколы и литературные институты, но отсутствие такого образования совершенно не определяет потенциал «человека творческого», чья роль в эволюции незаслуженно умалчивается нависшей тенью Homo Sapiens.

Вот так и популярный художник из Нью-Йорка Вик Мунис возвращается в родной Рио-де-Жанейро. Цель — найти среди собирателей мусора достойных моделей из «отбросов общества» для создания серии портретов «Картины из мусора». Но искусство не любит следовать простой цели — оно любит решать сверхзадачи, которые готовы перевернуть наше представление о том, как это может быть, сделать больно, затрепетать от восторга или присвистнуть от удовольствия. Знакомство с Мунисом становится тем катализатором, который превращает обычных мусорщиков в художников, настроенных уже на другую волну жизненных ценностей.

Конечно, рассказанная история выглядит при пересказе идеальной и ясно, какие драматургические задачи решали создатели «Свалки» — успех и признание в обществе не являются настоящими критериями творца — но в то же время эта искренность подкупает. Человеку нужна не только вера. Нужно, чтобы в него поверили.

22 марта 2011

«99-это ещё не 100»

Фильм «Свалка»- фильм о человеке, который осуществляет мечты многих обделённых людей, живущих на самой большой свалке в мире «Жардин Грамаччо». Я посмотрел этот фильм на фестивале «Текстура», который проходил в городе Пермь. Должен сказать, я был приятно удивлён! Фильм настолько пронизывает, учит многому и просто удивляет. Очень хороший фильм. Жаль, что он не получил Оскар, так как он этого достоин. Вы это сами увидите, когда посмотрите. Я даже говорить не буду, почему я поставил

10 из 10

8 марта 2011

Документальный фильм Свалка в кинотеатрах c 2010 года, дебютный показ состоялся более 14 лет назад, его режиссерами являются Люси Уокер, Карен Харли, Жуан Жардим. Главные роли в фильме исполняют: Вик Муниз.

Расходы на создание кино оцениваются в 1500000.В то время как во всем мире собрано 276,406 долларов. Производство стран Бразилия и Великобритания. Свалка — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.