Тема невероятной популярности социальных сетей раскрывается в итальянском кинематографе через комедию положений, включающую в себя 12-ть новелл, в каждой из которых по своему рассказывается о незаменимости реального общения.
12-ть разных историй, которые включают такие жанры как черный юмор, семейная драма, ироническая комедия, триллер, фарс, романтическая комедия и т. д. — разве что в этом калейдоскопе не хватает научной фантастики. «Feisbum» это впечатляющее жанровое разнообразие, которое не оставит в стороне от происходящего на экране ни одного зрителя.
Эта картина не аналитическое исследование, но довольно полный альманах о странностях и девиациях в онлайн-общении. Для авторов практически все, что связано исключительно с виртуальным взаимодействием, не перерастающим в социальные контакты, это практически всегда отрицательный момент. Хотя многие могут с этим не согласиться, но такова их позиция и она выстроена очень четко и логично. Герой, который помешан на соц. сети — это некий человек с однозначными странностями.
При всем многообразии действующих лиц в «Feisbum» нет персонажа, который был бы в силу объективных причин ограничен в общении и мог бы пользоваться только социальными сетями, лишь изредка, по необходимости покидая дом. Такой зарисовки в фильме нет, не потому, что это нереально, а потому, что это извращенная ситуация, которая не нуждается в рассмотрении. Во второй половине картины будет новелла про подобного субъекта, но в конце концов он окажется в психиатрической лечебнице. Смысл этого пассажа прост: если у вас нет объективных резонов быть «прикованным» к компьютеру, то в конечном итоге ваша судьба незавидна.
Особо стоит отметить две истории. Первая о тихом и забитом работнике супермаркета, который окажется не так прост как кажется. И вторая — о любви дизайнера одежды, который влюбляется в загадочного незнакомца и между ними возникают довольно напряженные отношения, которые все-таки придут к happy end. Эти две короткометражки вполне достойны полного метра, а их создателям хочется зааплодировать.
Ключевой в «Feisbum» является предпоследняя новелла, в которой рассказывается красивая история любви, в которой помимо всего прочего противопоставляется имитация общения и крепкие отношения, ложное влечение и истинная любовь. Авторы здесь четко проясняют свою позицию в отношении социальных сетей и устами героини говорят зрителю: «Какой аккаунт? Зачем он мне?».
Однако, казалось бы, поставив в своих рассуждениях точку, создатели картины показывают зрителю еще одну сценку, как бы немного реабилитируя онлайн-общение. Рассказывать о ее содержании было бы спойлером, можно сказать лишь, что две последние новеллы являются просто идеальным завершением картины: суммируя общий итог, который конечно же априори присуждает победу личному общению, но в тоже время отводит маленькое местечко для онлайн-бесед, которые по замыслу авторов обязательно должны перетечь в оффлайн, в противном же случае виртуальная реальность не имеет никакого смысла. Итальянские кинематографисты говорят о том, что реальность и прямое взаимодействие это самое главное и никакой виртуальный суррогат никогда не сможет их заменить.
24 октября 2013
Сразу два важных фактора: первый, это совсем не традиционное итальянское кино, так что не ждите здесь пиццы-пасты-семейных страстей. Второй: фильм про дико нынче популярную социальную сеть снимался в 2009 году — то есть, за 3 года до того, как основатель фейсбука провел там визуальную и коммерческую революцию. Вероятно, итальянцы, желающие актуально пошутить на злободневную тему, немного перестарались. Получилось кино так себе: не хорошо, не плохо, не сенсационно и уже не злободневно. Лет через 7 его вообще никто смотреть не будет: потеряет актуальность.
Итак, 12 мини-историй, новелл, короткометражек — как хотите. Все придерживаются комедийного ключа, но разных социальных установок: есть откровенные бытовые скетчи, есть криминально-авантюрные, еще есть свадебная история, новелла гей-тематики, романтическая зарисовка и даже маленькая драма про съехавшего компьютерщика. В общем, казалось бы на любой вкус и зрителя, однако нет.
Герои большинства новелл используют Фейсбум (именно так здесь называется фейсбук — видимо, Цукерберг пожалел денег на промо сети в Италии) как сайт знакомств. Мальчики и девочки (мужчины и женщины) знакомятся ради виртуального секса или быстрых необязательных встреч. А некоторые из историй, действительно, близки к реальности: кое-где встречаются мамы главных героев, лайкающие страницу «В нашей семье никогда не было коммунистов», или жених, отмеченный на всех фотографиях своего мальчишника в окружении стриптизерш. Среди таких четких и сохранившихся с 2009 года задач социальной сети присутствуют две или три лав-стори. В общем, снова про знакомства и встречи, да.
Можно отметить, что любители хэппи-эндов большинством новелл могут быть разочарованы. То ли критикуя социальную сеть, то ли делая упор на все те же итальянские семейные традиции, большинство пользователей Фейсбума в фильме оказываются все же недовольны, нежели счастливы. Впрочем, эти драмы тоже могут показаться комичными или необязательными. Одна из лучших драматических новелл — короткометражка «Неисполнение», рассказывающего историю одержимого соцсетью компьютерщика с нестабильной психикой. Захотев увеличить количество своих «френдов» с 15000 до 23000, он ввязывается в авантюру с неизвестным хакером. Развязка истории довольно слаба, но идея хороша — а кто из нас не хочет быть популярен?..
2 августа 2013