Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Евгений Леонов. Страх одиночества |
год: | 2009 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Наталья Кузнецова |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 52 мин |
Это был теплый июнь 1996 года. Ровно двадцать лет назад… Группу школьников, отправленных родителями в летний лагерь, повели на дневной сеанс в кинотеатр «Шипка», в Самаре. На экране был альманах добрых советских мультфильмов, которые анонсировал ведущий, представившийся дядей Женей. Впрочем, никто из зрителей не нуждался в пояснении, кто он, ведь ленты «Джентльмены удачи» и «Полосатый рейс» видели все. Но именно на том сеансе дядя Женя — Евгений Павлович Леонов — окончательно покорил десятки юных сердец, ведь он не лицедействовал на экране в роли бандита, заведующего детским садом или мнимого дрессировщика — он ласково обращался к каждому ребенку, точно тот был его сыном или дочкой. На тот момент выдающегося актера уже два года как не было в живых, но автору этих строк лишь только предстояло по-настоящему открыть его для себя, и процесс этот будет завершен еще очень нескоро. Да и как может быть иначе? Гениев познаешь вновь и вновь.
Об одном из самых даровитых актеров советского кинематографа снято несколько документальных картин, и каждую из них с полным правом можно назвать удачной. Наверное, это справедливо — о таком человеке, как Евгений Леонов, просто нельзя рассказывать без души. Лента «Страх одиночества», хронологически последняя из этого ряда, начинается с шокирующих кадров — мы видим кумира миллионов беспомощно лежащим в больничной палате, ведущим неравный бой со смертью. Три недели дядя Женя был без сознания, и все это время с ним были самые близкие люди, тепла которых ему так не хватало в жизни — любимая жена Ванда и единственный сын Андрей. Тогда Бог не забрал народного артиста и дал ему шанс хотя бы последние годы прожить, не чувствуя себя обделенным лаской. Удивительное и страшное дело: человек, чья лукавая улыбка зажигала бесчисленное количество сердец по всему Союзу, был несчастлив в личной жизни, и в каждой своей роли подавлял личную боль. Как же так получилось, где же справедливость? Разве Евгений Павлович не заслужил любви от тех, кто был для него всем? Ах, если бы все было так просто…
Биография Леонова ныне почти не таит белых пятен, но создатели «Страха одиночества» все же возвращают нас к истокам. Свою будущую жену актер встретил в Свердловске, и, подобно средневековому рыцарю, огорошил ее мгновенным признанием ценою в жизнь. Разумеется, он был совершенно не готов к отказу девушки, он его и не получил. Как не получил и любви от Ванды Стойловой. Нет, со стороны это была гармоничная и благополучная семья, жена заботилась о своем муже, была прекрасной матерью, но вот нежности, искренности в их доме не доставало. Можно только догадываться о чувствах мужчины, тяжелым трудом добравшегося до всесоюзной известности, но глубоко несчастного внутри себя. Вероятно, подлинной любви между супругами не было во все годы брака, и методично исследующая этапы жизни картина дает это понять. Многое примешалось в отношениях близких людей, и тяжкое бремя народной славы стало стеной, пробиться через которую у Евгения Павловича не получалось. А тем временем роли шли полноводной рекой, он был востребован и уважаем, снимался беспрерывно и в каждую работу вкладывал самого себя. Но сказать, что это давалось ему легко, было нельзя.
Сейчас это способно вызвать легкое потрясение, но любимый актер очень переживал, что где-то не доработал или что-то упустил в образах своих героев. Он считал, что его Доцент недостаточно хорош! За эту роль Леонова признали «своим» все советские зэки, подарили ему собственноручно расписанную ракушку, но даже это его не успокаивало. Болезненно воспринимал он и критику за роль подловатого Уэфа из данелиевской «Кин-дза-дза!» Разумеется, эти скованность и мнительность шли от личных переживаний, которые к тому же наслаивались на рабочие. В картине Натальи Кузнецовой упомянут и знаменитый конфликт с худруком Андреем Гончаровым из-за съемок в рекламе, и упрямый нрав народного артиста, который принес ему немало проблем и в дальнейшем. Акцент на проблемах, конечно же, справедлив, ведь все наши кумиры — прежде всего такие же люди, как и мы, а их известность отнюдь не гарантировала безмятежного существования. Между тем, жизнь дяди Жени не была борьбой с системой, да и полноценного противостояния с собственными комплексами также не было. Этот чудесный человек просто жил и пытался стать чуть более счастливым, чем позволяла ему жизнь. Давно уже нет с нами любимого Винни-Пуха, Шулейкина, Трошкина, Доцента, Уэфа и прочих, но Леонов и сейчас кажется живым и говорящим с тобой через большой экран. Как тогда в 96-м. Жестокая судьба недодала счастья дяде Жене, но память это хоть как-то компенсирует. Он никогда не будет одинок.
27 июня 2016