Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Борис Рыжий |
английское название: |
Boris Ryzhy |
год: | 2009 |
страны: |
Нидерланды,
Россия
|
режиссер: | Алёна ван дер Хорст |
сценарий: | Алёна ван дер Хорст |
продюсеры: | Франк ван ден Энгел, Frederik Nicola, Йоринде Сореэ |
видеооператор: | Маша Оомс |
композитор: | Гарри де Уит |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 мая 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч |
Как жаль, что приходится писать такую рецензию.
Рыжий — один из моих любимых поэтов. Много чего я про него и так знаю, много чего — никто не знает.
Обычно я не ставлю оценок документалкам, ибо оценивать их сложно. Тем более, на такую тему. Ностальгируешь, тыкаешь «просмотрено» и все.
Но тут, простите. Я просто не понимаю, зачем этот фильм.
Хотели показать юность? Не показали. Показать его развитие? Тоже нет.
Нашли его друзей — окей, про Олега Дозморова можно было рассказать вкратце или прочитать пару строчек, хотя бы из стихотворения «тот, со шрамом, Рыжий Боря, этот — Дозморов Олег» (Дозморова как поэта знаю и уважаю). Нашли Лузина — ну хотя бы строку про Лузина (честно, его не знаю, нашла упоминание в одном стихе).
Нашли его семью — дико банальные вопросы, все эти вклейки с мамой и женой Бориса не стоят того, чтобы их включили в фильм. С Артемом — задавать подростку вопросы про «живет ли любовь после смерти»… Ну мда.
А фильм... а был ли фильм? Или это была нарезка рандомных кадров постсоветской екатеринбургской хтони, с дерущимися алкашами и планами постперестроечного быта (в половине этого быта люди просто открывают дверь и отказываются от интервью)?
Есть стихи Рыжего — они как будто вклеены случайным образом. Рассказаны они с огромными пробелами и пропусками. Иногда будто вырван случайный кусок. Зачем они тут вообще? Стихи Рыжего в собственном исполнении — то же самое. Они оторваны от жизни и от фильма.
В целом, впечатление, что фильм снят режиссером-третьекурсником. Увы.
Жалко Ольгу, жалко Ирину, жалко Артема. Жалко Бориса. Но эти чувства не от фильма идут.
26 января 2023
Документальный фильм голландских авторов о поэте из Екатеринбурга Борисе Рыжем.
Поэзией я никогда не увлекался, но первые прочитанные стихи Рыжего, случайно увиденные в сети, зацепили, были понятны,… простые слова, простые мысли, но все так точно и так легко. Он равно мог, как описать жизнь вокруг, так и заглянуть в своих строчках в вечность. Несомненно, в большей части стихов Рыжего, которые я читал, виден интерес поэта к людям вокруг, ко времени в котором мы жили, в них много печали и боли, много мыслей о смерти.
Рыжий мой ровесник, мы жили в одном городе, в соседних районах, но о нем я узнал уже после его смерти. Поэтому кроме самих стихов, мне интересна его судьба, которая в чем-то является и моей, и еще тысяч ровесников, чья молодость прошла в девяностые. Кто же был Борис Рыжий, и почему решил уйти из жизни в 26 лет?
К сожалению, фильм ответов на главные вопросы не дает, он в принципе не знакомит зрителя с Борисом… конкретно про него там несколько фактов и короткие отрывки из его интервью. Остальные воспоминания героев фильма больше о уже прошедшем времени, и только потом о Борисе. Главный герой фильма это Екатеринбург, его специфичные «пролетарские» районы, в одном из которых жил поэт. Наверно это было бы интересно, увидеть то место и ту жизнь, которая была почвой для стихов поэта. Город, его жители и то совершенно банальное существование, в котором находятся миллионы людей нашей страны, без мечты и надежды, все это действительно было в стихах Бориса. Ко всему прочему фильм снят художественно, чтобы дополнительно нагнать жути на зрителя от созерцания уральских варваров. Но это только одна сторона города, есть другой Екатеринбург, есть другие люди, и сам Рыжий, я надеюсь, жил другой жизнью, поэтому основы его творчества и причины его смерти не могут быть объяснены только особенным местом его проживания.
Борис, едва пережив девяностые, успел шагнуть в «стабильные» двухтысячные, а это уже другая эпоха совершенно. Что она значила для него, как он в нее вписался, что стало с его талантом, я не знаю, и в фильме об этом ни слова. Если уместно для поэта говорить о профессиональных успехах, то наверное для Рыжего это время сулило новые возможности и надежды. Фильм же создан в 2009 году (через 8 лет после смерти Рыжего), а рассказывает про уже ушедшие девяностые, поэтому вызывает еще большее недоумение. Так как фильм делали для европейского зрителя, такие моменты, как зашарпанные дома, грязный снег, хмурые лица, и множество интервью о суровой жизни в Екатеринбурге должны были быть интересны именно своим местным колоритом. В этом я вижу спекуляцию авторов. При всех впечатлениях от увиденного, авторы не могли не заметить другой город.
В фильме звучат стихи Бориса, их не так много и они прочитаны с огромными паузами между строчками, и от этого трудно воспринимаются. Я не знаю кто так их читал, автор или актер, но это невозможно слушать, вся легкость слога исчезает.
Настоящий поэт в нашей стране, несет крест трагической судьбы, в конце которой его ждет пуля, петля или алкогольное беспамятство, и Рыжий в этом смысле не исключение. Но я бы не хотел ни обобщать, ни упрощать, я хотел бы максимально точно и конкретно узнать про этого человека, и только потом делать выводы. А этот фильм, каким бы он не был качественным в художественном плане, нельзя оценивать, как рассказ о жизни и смерти Бориса Рыжего.
Получилось однобоко, и не про Бориса…
18 октября 2012
Так получилось, что фильм про современного российского поэта сняли документалисты из Голландии. Так получилось, что я, далёкий от поэзии человек, его посмотрел и очень удивился, почему меня этот фильм так зацепил. Вообще эта лента создавалась, скорее всего, просто в память о талантливом человеке, с творчеством которого знакомы и за рубежом, но этот вопрос «почему?» присутствует в нём так всеобъемлюще, что становится не по себе.
Вот перед нами город Екатеринбург. На улицах снег, хмурые и подозрительные горожане, две нелепые высотки, торчащие из-за деревьев, да зачем пересказывать — в каждом городе можно встретить то же самое, в определённую погоду, в отдельных местах, да и настроение у людей меняется, но авторы упорно снимают общественный транспорт и алкашей во дворе. Беседа с женой поэта и его сыном. Подросток не любит, когда его сравнивают с отцом, стесняется камеры и нервничает, когда документалисты зачем-то намериваются идти с ним в школу. Кажется, спекуляция налицо, но всё равно что-то держит, ведь ещё не раскрыта главная интрига. Да и не будет раскрыта. «Каждый же судит по себе» — говорит жена поэта на неозвученный вопрос.
Просто рекомендация: посмотрите этот фильм после ознакомления с видеоинтервью Бориса Рыжего, проведенного Э. Корниловой, отрывки из которого используются в этой ленте. Интервью было снято в 2000 году, после вручения поэту премии «Антибукер». В нём же мы узнаём, что его первая любовь «закончилась удачно» свадьбой и рождением сына, развалины дома, по которым расхаживает поэт в документальных отрывах, — это остатки «Дома пионеров», о котором он с ностальгией вспоминает, и вообще, он хулиган и поэт, правда, скорее второй, чем первый, ведь он выжил, а много его знакомых одногодков уже несколько лет как лежат в могилах на местном кладбище — перестройка, всё-таки. Вот он играет в снежки с детьми, пьёт пиво в узкой компании друзей, а в следующем году Борис Рыжий покончит с собой. Почему?
15 ноября 2010