Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Известия из идеологической античности. Маркс — Эйзенштейн — Капитал |
английское название: |
Nachrichten aus der ideologischen Antike - Marx/Eisenstein/Das Kapital |
год: | 2008 |
страна: |
Германия
|
режиссер: | Александр Клюге |
сценарий: | Александр Клюге |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 ноября 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 23 мин |
Этот документальный фильм по достоинству оценят те, кто в свое время старательно пытался читать Маркса. Режиссер Клюге делится со зрителем тем противоречивым ощущением непонимания знаменитой книги: когда каждый отдельный кусочек привлекает своей простотой и ясностью (иногда и слогом), а вот общее представление как-то не складывается. Отдельно каждая часть понятна, а все в целом — нет.
Ощущение, знакомым очень многим на своем личном опыте, он осмысляет средствами кино в 3 пластах.
1. В пласте Искусства.
Что-то около двадцати страниц беглых заметок Эйзенштейна в течение примерно полугода попыток работы над будущей (так и не снятой) экранизацией «Капитала» Маркса — лишь повод. Не просто рассказать некоторые подробности про личность Эйзенштейна. Или попытках Брехта зарифмовать «Манифест Коммунистической партии». Хотя и то, и другое довольно любопытно. А о попытках осмысления марксизма в сфере искусства вообще. Попытках, упирающихся в какие-то, казалось бы, непреодолимые препятствия. В самом деле, как эмоционально, в ощущениях отразить то, что на языке понятий заключено в «прибавочной стоимости» или других ключевых терминах политэкономии?
2. В пласте Экономики (не науки — практике).
Известное наблюдение, что пик интереса к марксизму приходится на время глубочайших кризисов капиталистической системы. Так было во времена Великой Депрессии. Так есть в ходе текущего финансового экономического кризиса. Режиссер Клюге показывает неоднозначность этого интереса, который проявляется, в том числе, в простой дилемме: зачем разорившемуся капиталисту, столь воспылавшему интересом, собственно говоря, «Капитал» Маркса? Он же уже разорился.
3. В пласте приватного знакомства с Капиталом.
Отдельная линия фильма фиксирует, как совершенно разные люди просто зачитывают части из «Капитала». Частные попытки знакомства с книгой заканчиваются историей поиска настоящей надгробной плиты Карла Маркса. Оказывается, памятник не имеет к могиле никакого отношения: в центр кладбища Лондона его поставили из уважения к классику наши соотечественники. Маркс был евреем, потому захоронили его где-то на отшибе, путь к которому знает только работник кладбища, да и то не всякий. Даже почтение памяти Маркса после смерти — не тривиальная задача, требующая поиска.
Все три пласта показаны живо, не без вкраплений юмора. А, главное, предлагают зрителю не просто набор любопытных наблюдений — пищу для размышлений. Правда, понятных, а потому интересных, лишь тем, кто пытался глубоко погрузиться в марксизм.
6 из 10
22 сентября 2010