Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.4 |
IMDb | 5.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Открытое пространство |
год: | 2007 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Денис Нейманд |
сценаристы: | Ольга Донец, Денис Нейманд |
продюсеры: | Светлана Кучмаева, Сергей Зернов |
видеооператор: | Павел Капинос |
композитор: | Алексей Айги |
художник: | Мария Морозова |
монтаж: | Александр Андрющенко |
жанры: | триллер, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $150 649 |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 22 мин |
Немало позабавили активные попытки сравнить «Открытое пространство» с известнейшей кинолентой «Реквием по мечте» (снятой в 2000 году). Неужели, любой фильм, снятый не тему наркомании теперь будем рассматривать с позиции «Реквиема по мечте»? Это то же самое, что любой фильм ужасов ассоциировать с «Кошмарами на улице вязов», а любой фильм про боксёров с «Рокки». Это совершенно разные работы!
Да, проблема в них поднимается общая, но в остальном фильмы ничуть не похожи.
У Дениса Нейманда получилось создать самодостаточную работу, которая, конечно же вызывает немало споров, но хорошо, что фильм этот вышел. В Российской кинематографии не так уж и много картин, поднимающих проблему наркомании. Да и то, это в основном чернуха. А здесь ситуация показана достаточно тонко: на уровне воспоминаний героев и через призму окружающей природы. Я считаю, достаточно интересным режиссёрский приём: вписать картинки из прежней беззаботной жизни парней всё в ту же тайгу, выделяя их, как освещённые островки. Здорово! И выходит, мы следим за тернистым маршрутом героев, регулярно обращаясь к их былой беззаботной жизни.
В нашем случае зоной выживания молодых людей оказалась тайга. А по факту — это может быть любая сложная жизненная ситуация, требующая максимальной концентрации, отдачи и принятия судьбоносных решений. Тайга — хорошее место для перевоспитания. Она не пощадит изнеженных и избалованных папиными деньгами мажоров, прожигающих жизнь в ночных клубах и считающих себя королями. Здесь человек должен суметь выжить, поскольку перед любым обитателем тайги он оказывается, практически, бессилен.
Чтобы дать хотя бы небольшую возможность неприспособленным к выживанию парням не окочуриться в тайге в первую же ночь, с ними идёт грамотный проводник. Человек, у которого и имени-то нет. В фильме его зовут, просто: егерь. И благодаря только лишь егерю, жизнь, а скорее существование молодёжи продолжается.
Конечно, персонаж егеря оставляет немало вопросов: кто он вообще? Почему ввязался в эту историю? Какое задание стоит перед ним? Этот знаток лесов, просто, дан зрителю, как факт: сильная личность, которая не смотря на регулярные усмешки и оскорбления, не бросит этих молодчиков ни при каких обстоятельствах. Только, каков маршрут героев сюжета — доже остаётся непонятным. Тайга вокруг, кажется бесконечной. Физическое и психологическое состояние молодых людей постоянно меняется, а финальной точки маршрута по-прежнему нет.
Удачный момент, как мне показалось, встреча с местным населением в лице двух мрачных мужиков без возраста, эмоций, но… с ружьём. Парни выглядят по сравнению с ними, как ряженые клоуны, и их проблемы разбиваются в прах о суровые лица местных. Которые, непонятно: то ли беглые зэки, то ли обитатели какого-нибудь полузаброшенного поселения. Они не расположены к пустым разговорам. Они вышли в лес добывать себе пропитание — стрелять. Поэтому городские парни не вызывают у них ни интереса, ни сострадания. Лишь очередная помеха на пути, которую следует убрать. И хорошо, что эта неожиданная встреча так и потонула в шуме тайги, не превратившись в бестолковую перестрелку. Местные, просто, пошли дальше по своим делам, доказав, что на их пути лучше не становиться.
Отдельно хотелось бы остановиться на единственной женской роли в фильме — девушки главного мажора, в исполнении актрисы с загадочным псевдонимом Слю (по факту, Анна Слюсарёва). Увы, но работа этой актрисы мне не понравилась вовсе. Её статичность и безэмоциональность не вызвали никакого расположения и сострадания к её героине. Она, как схема, предстаёт сначала в облике профессионального медработника, а потом катиться под откос, не меняя при этом выражение лица. Пожалуй, только гримёры стараются внести в её облик какие-то изменения, чтобы показать: девушка теперь плотно сидит на игле. И реплики её какие-то короткие, рубленые, не выразительные. Вполне возможно, режиссёр и хотел добиться именно такого образа. Но мне этот приём остался непонятен. Гораздо зрелищнее было бы видеть жизнерадостного, переполненного эмоциями человека, который впоследствии, под действием наркотиков увядает, превращаясь в зомби. Героиня Слю как при первом своём появлении выглядела, как зомби, так им и осталась им до финала своей роли.
Финал фильма сложен, и оставляет за собою много трактовок.
Достойный фильм!
8 из 10
28 декабря 2018
Фильм блестящий. Безупречно все: режиссерская работа, игра актеров, музыкальное сопровождение. История картины — на разрыв аорты. Если кино и не превзошло «Реквием по мечте», то по крайней мере его уровня достигла. Причем с характерным русским колоритом: угрюмым, безысходным, тяжелым. После просмотра — ощущение пустоты внутри и отсутствия слов, способных выразить состояние зрителя.
Удивительна столь низкая оценка и жалкие сборы проката. Наверное, причина в скудной рекламной кампании и в настроении фильма, идущем наперекор гламурному, ржущему, пустому мейнстриму.
По-настоящему открытие русского кинематографа за последние лет 15. Безусловно 10 из 10.
Потребителям «Самых лучших фильмов», «Американских пирогов» и прочей лабуды смотреть категорически противопоказано. Остальные не пожалеют о потраченом времени.
7 ноября 2009
Я не знаю, что произошло, может настроение было такое, может зацепила знакомая ситуация, но я не могу найти в фильме минусов. Прямо реально, даже слабых мест мне почти не видно было.
Сюжет: 90-е (во всяком случае, мне так показалось). Губернатор перед своими перевыборами отправляет сына-наркомана с его тремя дружками в тайгу с егерем «перекумариться» и вылечится от зависимости. Как обчно все идет не так, и 4 человека, трех из которых трясет героиновая ломка, остаются в тайге.
Сразу скажу, что мне реально понравился дебют Дениса Нейманда Жесть. Конечно, не без огрехов, но в целом очень клевое жанровое кино.
После просмотра Открытое пространство, виден стиль художника. Как и в Жести перед нами предстает очень реалистичная картина ужаса. Если в Жести девушка бегала от маньяков и убийц по дачно-подмосковному гетто, то здесь несколько наркоманов пропадают в таежной глуши. Не ясно что из этого еще лучше.
Для меня эта тема очень близка, так как я благополучно пережил наркотические 90-е, хотя много моих друзей и знакомых либо померли, либо долго лечились в разных больничках. Про лечение жестким способом отправления наркомана в тайгу или еще куда, я слышал, и это далеко не миф. В общем, в сам сюжет верю сразу.
Кроме этого в фильме есть хорошая актерская игра. В 2007 году Андрей Чадов и Юрий Колокольников были талантливыми и перспективными актерами. К сожалению, с тех пор из «перспективных» они так и не вылезли, но талант они в этом фильме проявили по полной. Особенно это касается Колокольникова. Незнакомый мне Егор Тимошевский тоже не подкачал.
Режессура и операторская работа тоже на высшем уровне. Картинка играет разнообразными красками, то зеленая трава, то ярко желтый свитер героя на переднем плане, в общем красиво, как ни крути. А таежная природа вообще имеет обыкновение захватывать дух, так вот тут это хорошо передано. Также мне понравились режиссерские находки в фильме. Наши герои в своем наркотическом бреду в тайге постоянно как бы невзначай переходят из тайги в свои флешбеки, при чем сделано это очень неплохо. Например, герой идет по тайге и заходит на open air, тем самым переходя с свой собственный флешбек. А в конце вообще эти флешбеки проходили в самой тайге между деревьев. Объяснить сложно, но выглядит отлично!
Понравилось также развите сюжета. Развивается он неторопливо, но каждые минут 15 мы узнаем все больше о причинах попадания молодых людей в этот лес, и, конечно, дело не обходится без красивой девушки (Анна Слю). Некоторым могут показаться эти причины банальными, хотя я считаю, что все было очень реалистично.
Немного расстроила концовка. Я бы закончил фильм раньше минут на 5, на реке. Тем не менее просто отличное кино! Денис Нейманд теперь для меня один из наиболее интересных режиссеров в нашем коммерческом кинематографе.
Ради интереса, давайте еще посмотрим кто приложил руку к этому замечательному фильму.
Сценарий Ольги Донец. Ранее писала сценарий для неплохого сериала Лабиринты разума, который показывали на ТНТ.
Оператор Павел Капинос, который больше ничем особым не выделился.
Фильм у нас в прокате собрал жалкие 150 000, но заслуживает он гораздо большего!
В итоге 9/10 (балл снял только за концовку)
31 августа 2009
Фильм Дениса Нейманда «Открытое пространство» стал логичным продолжением его «Жести», со стабильной тенденцией к понижению качества снимаемого.
Вполне понятное желание отца главного героя вывезти сына-наркомана подальше с глаз и «поближе к природе» ставит зрителя в тупик выбором пункта назначения, а именно непроходимой и опасной тайги. Но «глаза не видят — сердце не болит»!
Герои Ю. Колокольникова и А. Чадова слабо похожи на наркоманов. Они не особо противятся посадке на вертолет, четко слушают команды сурового егеря, их практически не «ломает» от отсутствия наркотиков, они не звереют, как герои знаменитых «Реквиема по мечте», «Иглы», «Морфия», «Кокаина», а, следовательно, смысл их отправки их в тайгу слабо мотивирован. Так как 10 дней очень короткий срок для того, чтобы отец героя мог скрыть пагубное пристрастие сына, и обеспечить себе спокойные выборы…
Образ мучающейся Алены — «наркоманки-любителя» вызывает не сочувствие, а недоумение на фоне бодрого ее бой-френда — «наркомана со стажем». Видимо это обусловлено отсутствием таланта у актрисы с жуткой фамилией (или псевдонимом) Слю. Ее связь со всеми тремя друзьями-наркоманами очень визуальна и не подкреплена особо близкими отношениями, достаточными для передачи смертельной дозы для Алены. Горе, вызванное ее смертью, не стоит жизни друзей-наркоманов и не нуждается в глубоком сочувствии.
Еще более расплывчат, у режиссера Д. Нейманда получился образ отца, который отослал единственного сына для перевоспитания в лес. Судя по материальной обеспеченности, он свободно мог выслать его в Швейцарские Альпы, для эффективной терапии. Но он предпочел эффектный круиз в глушь, едва не стоивший сыну жизни…
И только красавица Тайга, в умелой компьютерной обработке, не позволяет оторвать от себя взгляд… Прекрасные пейзажи дремучего леса, топкий мох северных болот, прозрачная дымка над рекой, сине-серые тона таежной реки — спасают и посредственный сценарий, и мелкоту образов главных героев, и глупый финал фильма.
А для зрителей, в титрах, стоит отметить: «В главной роли — Тайга», может тогда все главные герои, заявленные авторами фильма займут свое справедливое, второстепенное место.
4 из 10
22 августа 2009
Скажу сразу, что я смотрел оба фильма Дениса Нейманда. Жесть мне показалась несколько неоднозначной картиной, но его вытянула Алена Бабенко, а здесь то вытягивать некому… Все актеры выглядят абсолютно деревянными, настолько, что можно было взять любого студента первокурсника, было бы как минимум не хуже, единственный кого могу выделить — Юрий Колокольников — его образ интересен.
Диалоги просты до предсказуемости, сюжет примитивен, сценаристу смело ставим двойку…
Понравилась работа композитора, музыка вполне соответствует теме, а также оператора, жалко только что все их труды оказались затоптанными грязными кирзовыми сапогами режиссера…
5 из 10
смотреть строго противопоказано. Всем удачи.
11 августа 2009
Название сразу же напомнило мне про фильм «Закрытые пространства», да и вообще как-то не вяжется это название к фильму. В общем, не доработали!
Сразу хочу поставить фильму довольно высокую оценку, т. к. он меня очень порадовал! Особенно мне нравится, что в последнее время наши режиссёры «взялись за ум» и начали снимать очень даже неплохие фильмы, на твёрдую 3.
Сюжет фильма таков: бизнесмен, опозоренный своим же сыном, а именно зависимостью своего чада от наркотиков, отсылает его вместе с тремя дружками-наркоманами (видимо, чтобы не скучно было) в тайгу. Там, по первоначальному плану отца Антона, так зовут главного героя (Андрей Чадов)они должны были провести 10 дней под наблюдением егеря, пока у будущего президента не пройдут выборы. Но ничего нельзя загадывать заранее, ибо это может пойти совсем не так.
Вот уж чего не поняла в фильме, так это зачем туда впихнули бедную, забитую, ни в чём не повинную девушку, которую Антон ещё и сделал наркоманкой?! Сразу вспомнились «Сумерки», как Белла хотела, чтобы Эдвард превратил её в вампиршу, а тот в свою очередь наотрез не соглашался. Но на моё удивление, в этом фильме нашего наркомана совсем не замучила совесть, после того как он подсадил Алёну на иглу. В дальнейшем именно девушка — наркоманка и стала «яблоком раздора» трёх молодых людей, которые без памяти были влюблены в одну и ту же. Но спор был вовсе не о том, кому же достанется Алёна, а о том, кто её убил…
На первый взгляд сюжет кажется банальным, скучным и в некоторых местах даже смешным, но атмосфера его очень тяжёлая, как и сам жанр. Отдельное слово хочу добавить лишь о музыкальном сопровождении, которое было подобрано очень чётко и всегда «в тему», ну а вообще — это надо видеть.
7 января 2009
Крутой губернатор решает проучить сына наркомана Антона и забрасывает его вместе с двумя товарищами на вертолете в тайгу. В помощь дается проводник — сурового вида егерь с ружьем. Ребята несколько дней бредут за егерем по лесу, благополучно переживают ломку (благо «сидят» не на героине, а на винте) и по дороге пытаются выяснить, кто же виноват в смерти любимой девушки Антона.
Фильм «Открытое пространство» в чем-то напоминает бусловский «Бумер» (закадычные друзья, которые попали в переплет и идут навстречу смерти) и, само сабой, «Жесть» — дебютную ленту Нейманда. До уровня «Жести» режиссер, правда, не допрыгнул — сценарий «Пространства» на порядок слабее (оно и понятно, не Мурзенко писал, а некая Ольга Донец). Хотя вот стиль остался прежним — козырный зеленый кислотный цвет, цифровая камера кое-где, похожие ракурсы, неизменно атмосферный саундтрек (хоть и не Вдовин, но все равно сказочно хороший). Присутствует и г-н Бахшиев, он уже не продюсировал фильм, просто снялся по старой дружбе, очевидно. Юсуп Геннадьич тут в белом халате, опять в роли доктора (первый раз он сыграл эскулапа в «Параграфе 78», где, едва сдерживаясь от смеха, трагично говорил в лицо Гоше Куценко фразы, типа «вирус мутировал на уровне клеток рибонуклеиновой кислоты»). На сей раз Бахшиев ничего такого не говорит, просто сидит за столом, но все равно забавно.
Кроме 3-минутного камео Бахшиева ничего забавного в «Открытом пространстве», увы, нету. Нейманд решил не шутить, а снять серьезное кино. Но теми же средствами, что и полную черного юмора «Жесть», то есть с помощью рваного сюжета, галюциногенных видений героев, загадочных персонажей, типа егеря, и пр. Получилась немного пафосная, лишенная иронии и драйва психоделика про наркоманов — зрелище любопытное, но не столь милое сердцу, как в сто раз более наркоманская и ядреная «Жесть».
Написанная Мурзенко «Жесть» была крепким детективным триллером про заговор спецслужб, подставу невинного учителя и журналистское расследование, то есть, внятной и детально прописанной историей, какие пишет Маринина. Нейманд выкинул к черту весь сюжетный каркас, размыл картинку и оставил одни вопросы. Журналистка Бабенко — с чего вдруг она в самом начале фильма уже в депрессии? учитель Ефремов — маньяк или нет? доктор Шакуров — сволочь или безобидный наивняк? НО в динамичной «Жести» с прелестно написанными и произнесенными диалогами эти загадки настолько очаровывали, что их не хотелось разгадывать: маньяк Ефремов или нет, не суть важно, зритель ему в любом случае сочувствовал. В «Открытом пространстве» сюжетная размытость не интригует, она вообще не работает как самостоятельный прием и выглядит абсолютно лишней.
Чего хотел добиться папаша губернатор, закидывая детишек в таежные джунгли, для меня, так и осталось тайной (узнать, бросил ли сын колоться? так это можно было и по-другому выяснить. Найти, кто убил девушку? тоже масса других способов это вычислить. Просто проветрить сына с товарищами? тогда зачем детективная линия с девушкой?). Лучше бы историю «Открытого пространства» рассказали целиком в стиле «Бумера», а не «Жести». Думаю, тогда бы она стала ясней и понятней. Троица, как минимум, замочила бы лесника-егеря, забрала у него двустволку и после отстреливалась от таежных зэков.
.. Впрочем, разлюбить Нейманда все равно, наверное, не смогу. А уж обаяшку Бахшиева тем паче! Слишком благодарна им за «Жесть».
13 декабря 2008
Прежде чем сказать что-либо по самому фильму, нужно подчеркнуть, что кроме самой картины отдельно еще по этой работе оценивается и режиссер. Ведь для многих, я думаю, не секрет, что после довольно-таки громкого и не ординарного заявления Нейманда фильмом «Жесть» очень многие ждали нового его продукта, чтобы окончательно определиться с простым понятием — нравится его работа или нет.
Сам фильм оценить хотелось бы сначала не с художественной стороны, как обычно, а с технической. Этот фильм я смотрел, изначально зная, что воспринимать его я буду крайне критично. Этому есть несколько причин: в целом я не очень то благосклонно отношусь к последним продуктам российской киноиндустрии; так же, как я уже упомянул, первый его фильм ставил перед ним довольно серьезную планку; и в придачу ко всему я не воспринимаю пока новомодного Чадова как серьезного актера. Да, он конечно может парень и актер не плохой, для заурядных российских молодежных боевичков или комедий потянет, но вот очень серьезные роли (хотя должен признать в «орАНЖлав» он смотрелся хорошо)… Но все оказалось не так уж страшно.
Ребята в целом старались как могли. Где-то зарывались, где-то сильно брали вверх, но в целом стабильный середнячок. Кое-какие их промахи можно скорее списать на режиссерскую работу — не настроил нужным образом в нужный момент. Хотя опять же Чадов, которому отводилась роль главной скрипки, серьезные эмоциональные моменты явно не вытягивал. Отдельно скажу о актрисе, игравшей Алену (кстати с абсолютно невменяемым именем) — абсолютный ноль. Также с технической стороны выделю музыкальное сопровождение — практически все треки, что называется, «в теме» — они и не отвлекают, а где нужно — даже подготавливают слегка к определенному моменту.
Теперь конкретно о фильме. Наркомания — проблема очень серьезная, и на борьбу с ней было кинуто уже немало километров кинопленки. И тут, кстати, не лишним будет упомянуть один очень интересный и забавный факт — практически с самого начала фильма меня преследовало ощущение дежа вю, и чуть позже я понял, что режиссер либо опирался, либо полностью брал за основу шедевральный фильм «Реквием по мечте», а еще позже режиссер устами наркоманки Алены сам в этом признавается.
Фильмы, действительно, в чем то очень схожи. Только «Открытое пространство», как русский продукт, естественно выполнен с нашими «тараканами» — это отстраненность наркомана от общества, его изоляция от мира. Тайга прекрасно подошла для подобного антуража. Три друга наркомана (которые, кстати, напомнили мне известную и любимую всеми троицу Труса, Балбеса и Бывалого) по дремучей тайге день за днем, километр за километром, кочка за кочкой бредут в неизвестном направлении. Они сами выбрали себе этот путь, и куда он их приведет — зависит только от них. И в конце, у самого финиша их ждет последнее испытание — огромная, серая, угрюмая скала. Там, за этой скалой все — жизнь, люди, мир. Но не все смогут ее преодолеть, кто-то так и останется «по ту сторону»…
В общем, думаю всем станет понятно, что фильм, в принципе, удался. Заявленная еще фильмом «Жесть» жесткая характерная линия сюжета осталась его коньком, а это не может не радовать. Единственное, что возможно является не большой помехой между фильмами Нейманда и зрителем — это их не «бытность» что ли. Они, конечно, равнодушными не оставят, но и не смогут тебя окунуть в свой мир с головой, заставить поверить в происходящее на все сто. В общем, амбиции и талант у режиссера точно есть, правда, последнее еще не совсем отточено. Но это вопрос времени!
Оценка, пожалуй,
5 из 10
6 мая 2008