Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Марс |
английское название: |
Mars |
год: | 2007 |
страна: |
Германия
|
режиссер: | Маркус Рихардт |
сценарий: | Маркус Рихардт |
продюсеры: | Дирк Декер, Андреа Шутте |
видеооператор: | Син Хух |
композитор: | Кристофер Диркс |
монтаж: | Ангела Типпель |
жанр: | короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 июня 2007 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 16 мин |
«Марс», немецкий короткометражный фильм, увы, официально не переведён на русский язык, хотя этого вполне достоин. Неведомый режиссёр Маркус Ричард пока больше ничего не снял, хотя он, безусловно, человек небесталанный и заслуживает не только того, чтобы снимать клипы (именно этот его род деятельности напрашивается сам собой, если судить по визуальному стилю фильма, безусловно, близкого к эстетике видеоклипа). И дело не только в том, что автор хорошо владеет киностилем, именно показывая, а не рассказывая историю и уж тем более её не представляя. И не только в том, что Маркус Ричард хорошо владеет ритмом и темпом, равномерно чередуя монтажные куски фильма и избегая длиннот или слишком быстрого действия. Самое главное, что фильм Маркуса Ричарда актуален и хорошо вписывается в современный кинематографический контекст, с его особым вниманием к ранее табуированным темам. Вроде по сюжету ничего эдакого, и можно даже предположить, что фильм Маркуса Ричарда соответствует канонам античной трагедии, где весь конфликт нередко был основан на противостоянии протагониста и антагониста. Однако не случайно говорят, что противоположности притягиваются. Произведение Ричарда, пусть и намёками, повествует о лесби-любви, что сразу поставит в тупик наших ревнителей нравственности.
Конечно, подобная тема возникла в кино вовсе не сейчас, а ещё в 1931 году, когда вышел первый фильм на тему лесби-отношений Леонтин Саган, однако именно в XXI веке эта тема получила столь широкое освещение в кино и обществе. И дело не только в том, что секс-меньшинства, наконец, получили поддержку со стороны государства и науки, которые больше не считают это явление чем-то опасным или, не дай Бог, болезнью. Дело в том, что и сами гетеросексуалы стали понемногу осознавать, что не так страшен чёрт, как его малюют, и что гомосексуалисты вполне нормальные люди, заслуживающие прав и свобод наравне с другими.
Помимо этого, эта работа талантливого немецкого автора, умудрившегося показать глубокую историю всего за пятнадцать минут, хорошо вписывается и в другую актуальную кинематографическую тему рубежа веков — одиночество человека в индустриальном мире. Лили — романтик в душе, но бунтарь по жизни, которая, нарушая всевозможные правила и нормы, неосознанно желает обрести потерянное, а, вернее, так и не найденное «я». Анна же человек творческий, от одиночества заслоняющийся искусством. Их встреча, посреди равнодушного, отчуждённого города, совершенно случайна. Словно две половинки распавшейся Мировой души случайно соприкоснулись друг с другом. Конечно, тема человека, погружённого в вакуум обыденности, вовсе не нова и сквозной нитью проходит через творчество Микеланджело Антониони, с которым рядом Ричарда, безусловно, нельзя поставить. Да и тема одинокого бунтаря, чей бунт заранее обречён, появилась в 1930-е годы во Франции, в фильмах режиссёров поэтического реализма. Однако Ричард смог ловко уйти от подражания, сделав своими героями тинэйджеров, чья грустная история показана не в социально-историческом и не в философском, а скорее романтическом ключе. Дети, эти цветы жизни, точно также страдают от одиночества и внутренней опустошённости, не видят в жизни смысл, не чувствуют себя частью мироздания, единой Мировой души. И название фильма, в этой связи, можно понимать двояко: и как мир, сопоставляемый со свирепым античным богом войны, в котором идёт война всех против всех, и как аллюзию на современных людей, чьи души ссохлись без любви и стали подобны марсианским пустыням. Человек затерян в хаосе Вселенной. А смысл жизни постоянно ускользает.
7 из 10
26 октября 2011