Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 4.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Бесы |
год: | 2007 |
страна: |
Россия
|
режиссеры: | Валерий Ахадов, Геннадий Карюк |
сценаристы: | Павел Финн, Фёдор Достоевский |
продюсер: | Юрий Мацюк |
видеооператор: | Геннадий Карюк |
композитор: | Юрий Красавин |
художник: | Екатерина Татарская |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
на DVD: | 23 октября 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 50 мин |
Довольно хорошая экранизация; пока из всего, что я видела, этот сериал снят наиболее близко к тексту. Ничего не упустили, даже Хроникера не стали вырезать. Все события идут по порядку, все реплики — такие, как были в романе, ничего не перепутано. Очень бережно перенесли всех героев на экран.
Вот такой хронометраж, я думаю, идеально подходит для «Бесов».
И даже показаны некоторые сцены, которые в романе подробно не описывались, а лишь упоминались. Например, где инженер Кириллов читает Апокалипсис, а Федька-разбойник слушает, и оба пьют чай.
Одна из интересных черт этой экранизации — странная, необычная съемка. Камера то парит где-то в углу потолка, то словно валяется на полу, а герои над ней склоняются. В сочетании с общей очень мрачной атмосферой, постоянной темнотой комнат, какой-то бесконечной ночью, все это производит довольно тяжелое впечатление.
Что касается актеров — каст спорный, на мой взгляд. Кириллов хорош, но остальные главные герои — так себе. Верховенский зачем-то очень низенький ростом, производит комичное впечатление. Ставрогин же вообще блондин белобрысый, а ведь у него по книге «волосы что-то уж очень черны», он должен быть роковым брюнетом. Но если не обращать внимания на внешность, то в остальном образ хорошо воплощен здесь. В этом сериале Ставрогин — уставший от жизни, ко всему безразличный, на происходящие события реагирует максимум ухмылкой. Особенно это было уместно с Лизой.
Вдовиченков в роли Шатова неплох, но довольно безэмоционален.
Не очень понравилось то, что сериал кончается не самоубийством Ставрогина, а акцентом на революционной пятерке, которая своими действиями расшатала общество и привела к гибели стольких людей. Мне кажется, даже сам Достоевский, изначально задумывавший роман именно как атаку на нигилистов и революционеров, в итоге вышел за эти рамки, когда стал придумывать Ставрогина. И не зря роман заканчивается именно на самоубийстве Ставрогина, а не на рассуждениях о революционерах. В конечном итоге политические дрязги и «расшатывание основ» — это только фон для душевных метаний и страданий отдельных людей.
Но в любом случае, эта экранизация сделана довольно неплохо, и посмотреть ее стоит.
3 ноября 2019
Больше от Пушкина, чем от Достоевского. По крайней мере, атмосфера выдержана в духе именно пушкинских «бесов». Но музыкальное сопровождение с отсылкой на его стихотворение все же порадовало неимоверно. А вы заметили, что в этом художественном мире напрочь отсутствует понятие о дневном времени суток, не считая изредка прорезающихся лучей и финального ухода Ставрогина? Но если ночь — один из главных смыслообразующих элементов, то почему во время эмоционального напряжения дневной свет бьет через все щели? Непонятно.
Что Петр Степанович, что Николай Всеволодович — подростки чистой воды. Посмотреть только, как без всяких околичностей, но с безразмерной пошлостью они обсуждают все свои грязные делишки. С самого начала Верховенский говорит о том, что он нигилист, говорит о том, что он социалист. Зачем? Благодаря изощрениям Федора Михайловича читатель мог размышлять — здесь же все на блюдечке с голубой каемочкой. Главные герои подкачали — это и есть самый что ни на есть главный промах картины!
В общем и в целом сериал можно считать пособием по тому, как сделать из достоевской концептуальности бардак. И действительно — мы видим какие-то совершенно разрозненные картинки, фрагментики, которые теряются, как только хроникер с невероятной скоростью перескакивает из одного в другой момент действительности. Для литературного произведения этот ход вполне приемлем — мы не скачем ежеминутно по главам, а проходим долгий путь, приходя к пониманию происходящего. Киноискусству надобно искать тут новые приемы для экранизации, которая по сути своей не должна казаться копией по копирке с оригинала и при этом не терять его смысловой целостности. В этом плане успешным образом действий руководствовался Хотиненко, снявший в прошлом году свою киноверсию нетленки. Хроникер к него — следователь, сумевший выстроить цепочку из этих расколотых картинок. Хроникер здесь — умом не понять. Он смотрит на камеру и рассказывает тебе с диким пафосом обо всем случившемся. Ясное дело, что Достоевский продуцировал на хроникере свой образ, образ рассказчика. Разве Достоевский таков? И я говорю не о внешнем облике, а в первую очередь о манере поведения, о манере вышивать по канве повествования. Достоевский-хроникер не полон пафоса и не самоуверен, он и сам сомневается в том, что говорит. Здесь же он всеведущ.
Знатно повеселила романтичная сцена с зонтиком, Шатовым и Ставрогиным. Привели в замешательство на грани с отвращением все сцены с Дашей. Зачем в финале гимн французских революционеров? Настолько нелепо, что лучше помолчу.
Не могу судить о том, насколько оправдано использование карнавальных элементов, но что-то в этом есть. Начальные и конечные титры дают пищу для размышлений и радуют глаз. Да и вообще не все так беспросветно. К примеру, сцена дуэли и вовсе хороша, эпизод о Матрёше почти что совершенен, Марья Тимофеевна с Кирилловым и вовсе на высоте.
5 из 10
2 мая 2015
Гениальные творения нельзя испортить ничем, даже не слишком хорошей экранизацией. Актёры подобраны не очень удачно, в роли Лебядкина обычный мужчина, хотя по раману тот был толстым, и т. д.
Конечно же, людям не читавним книги смотреть будет очень сложно — сразу начинается поток персонажей, лиц, имён, которые очень сложно запомнить. Даже мне по началу пришлось сложновато, пока со всем не разобрался)
Но несмотря ни на что, получил удовольствие от просмотра. Фёдор Михайлович, преклоняюсь перед Вами!
21 мая 2012
Бред какой-то. Слишком всё сюрреалистично, путано, обрывисто. Прекраснейший роман Достоевского превратили в сумасшедший дом.
Некоторые актёры играют действительно хорошо, но постановка… Ещё до того, как решилась посмотреть, мне не понравилась внешность выбранного на роль Николая Ставрогина актёра. Но с этим, пожалуй, ещё можно было бы примириться, однако Марья Тимофеевна добила меня окончательно. Слышала, что актриса, исполняющая эту роль, очень талантлива. Но неужели и ей и режиссёру фильма героиня Достоевского видится именно такой? Не выдержала и просто выключила телевизор.
Мелькнула мысль — сейчас многие знакомятся с произведениями великих классиков именно по таким вот постановкам. Что же они станут думать о произведениях Фёдора Михайловича после просмотра этого фильма? Благо, что у нас есть ещё «Идиот» и «Преступление и наказание», от просмотра которых получила огромное удовольствие не я одна. Данная же попытка экранизировать одного из лучших и моего любимого русского классика, на мой взгляд, не увенчалась успехом. Я даже не разочарована, я очень сильно огорчена. На подходе «Братья Карамазовы». Жду с нетерпением. Надеюсь, им удастся повторить успех «Идиота».
1 января 2008