Агитбригада «Бей врага!»
6.8
6.8
2007, комедия, драма
Россия, 2 ч 3 мин
В ролях: Алексей Девотченко, Никита Лейтланд, Шерхан Абилов, Ирина Комарова, Диана Шишляева
и другие
В годы войны бригада артистов с кинопередвижкой на борту плывет по сибирской реке, на берегах которой обитают спецпереселенцы со всего Советского Союза. Агитбригада «Бей врага!» останавливается в каждом поселке, дает концерты и крутит кино.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Агитбригада «Бей врага!»

год: 2007
страна:
Россия
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , ,
видеооператор: Сергей Астахов
композитор:
художники: Владимир Дятленко, Лариса Конникова
монтаж:
жанры: комедия, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 2 февраля 2008 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 3 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма

Постеры фильма «Агитбригада «Бей врага!»», 2007

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Агитбригада «Бей врага!»», 2007

Поселения на берегах реки в Сибири; годы Великой Отечественной войны

Никанор Васильевич (Виктор Сухоруков) – руководитель агитбригады, бывший военный, контуженный в боевых действиях. Порядочный, строгий, но справедливый

Вера (Наталья Ткаченко) – заключённая. Бывшая актриса. Смирилась с судьбой, плывёт по течению

Вадим (Кирилл Пирогов) – заключённый. Бывший художник. Затесался в агитбригаду, чтобы быть рядом с Верой

Зинаида (Анна Данилова) – заключённая, киномеханик. Романтически настроенная девушка, мечтающая встретить жениха и пытающаяся разглядеть его во всех встречаемых мужчинах

Раднэр (Никита Лейтланд) – самый молодой заключённый, попал сюда из-за отца – врага народа. Еще не оформившаяся личность, добрый и исполнительный

В кадре сменяются деревушки, их жители, их судьбы. Нет, нас не загружают описанием их тяжелой доли. Но даже после нескольких минут, которые герои были на экране, ты задумываешься об их жизни. В общем, это не совсем стройное повествование. И хоть истории главных героев – участников агитбригады – немножечко приоткрываются, и ты уже начинаешь сопереживать им и задумываться о будущем, это скорее такой путевой журнал, чем полноценное полотно их судьбы.

Фильм – одна из последних работ Виталия Мельникова. Построен он на его воспоминаниях, многие моменты – реальные события, случившиеся с самим режиссером в его жизни. Возможно, приукрашенные, вероятно, откорректированные, но когда-то произошедшие.

Хорошая лента. В ней есть эмоции, за которые я и люблю работы Мельникова – легкая грусть с еле заметной улыбкой; холод безысходности с теплым отношением к настоящему; печальная ностальгия с благодарностью к прошлому.

6 июля 2023

Насмешливая аллигория

Виталий Мельников прожил долгую, счастливую жизнь. Счастливую, разнообразием фактуры одарившую его. Как художника. Как натуралиста. Портретиста, если хотите. Ну, конечно же портретиста, а как иначе?

«Старший сын» — разве не портретная галерея настенных образов близкая каждому. Останавливаешься — замераешь. Всматриваешься любуясь. И льются слова «легенд» — Е. Леонов, Н. Караченцев, М. Боярский, С. Крючкова… Диалоги-диалоги. Наше научение. Наша мораль. Наша совесть. Прозрение.

А «Отпуск в сентябре» с мятежным человеком-струной? Играет О. Даль роль или живёт в ней как в клетке? Зилов-Зилов-Зилов — рефлексирующий Печорин. Вдруг оживший.

Капитану Блинову в «Выйти замуж за капитана» и вовсе благодарная публика слала письма олицетворяя Виктора Проскурина с созданным образом. Не разделяя. Не соотнося вымысел с реальностью. Почитали. Почтение.

«Начальник Чукотки» и «Здравствуй и прощай», «Бедный, бедный Павел» и «Женитьба», «Ксения, любимая жена Фёдора» — каждая лента захватывающая киноповесть достойная хвалебных эпитетов. Их раздавали и раньше. Они слышны сейчас. И ещё многие-многие годы будут будить восторги приобщающейся публики. Свежо. Интересно. Художественно.

Очистительная слеза — «Агитбригада „Бей врага!“ Беззлобная, трогательно-насмешливая аллигория. Автор подводит итоги своей жизни. Виденного, слышанного, того чему сам был свидетелем. Итоги стране, всплывшей из неоткуда, просуществовавшей на поверхности семьдесят лет и вновь погрузившуюся в безбрежную пучину. Нет её. Осталась лишь горькая память отрыжкой пережитого времени.

Каждый образ — едва ли не социальный институт общества. Судите сами: Кольчугин — ВЛАСТЬ. И фамилия, подходящая. Никанор Калинкин — КОНТУЖЕННАЯ АРМИЯ (только копает, мыслить не может). Вера Владимировна и Вадим Алексеевич — ИСКУССТВО в ЗАГОНЕ. Раднэр — ДИТЯ НОВОЙ ЭРЫ (из ИНТЕРНАТА-СПЕЦПРИЁМНИКА). Зина — НАРОД (сибирская, простодушная баба), так и хочется сказать — дура-дурой, что с неё взять…

И вот всё это.. . «общество», разношёрстное, разномастное, если позволите, «ВЛАСТЬ» отправляет в АГИТПРОГОН по реке жизни. По стране. По просторам. Несите искру времени в людские сердца — кино, музыкой, сценическим искусством, словом пропаганды…

Несут.

И что же зрителю показывает автор? Где остановка у этого эшелона? С кем он соприкасается? Да много с кем. Тут тебе и дремучие хуторяне (8 душ) и не признающие никого кроме Бога, старообрядцы. И высланные поволжские женщины-немцы с нормами по лесозаготовкам, и бабы рыбачки не видевшие мужиков несколько лет. И колымские этапы калмыков с юртами, и чистенькие прибалты под надзором автоматчиков. А ещё кулаки, пионеры… и свободный охотник живущий радостью промысла… Но час его пробил. Оточенные зубы ВЛАСТИ уже занесены над ним. Свободы нет. Свободными люди могут быть только мёртвыми. Горькая правда. И амбалы в тельняшках вершат суд.

Удивительно, как без плача, без злобы режиссёру удался этот «капустник», этот скетч. Искромётный, живой, сатирический. Многообразный в образах, лицах. Наверное сам он мог бы ответить словами тех самых старцев (именно киношных. Мы же с Вами в кино)… что из «Белого солнца пустыни», — давно здесь сидим… Да. Действительно. В 1928 году режиссёр родился. Выстрадал свои наблюдения болью сердца. За прожитые годы не очерствел душой. И трансформировал опыт в шутку. ПОТРЯСАЮЩЕ. Ничего не скажешь, МЭТР. СВЕТОЧ. ФИЛОСОФ.

Спасибо за образное мышление.

Спасибо за эпоху.

Спасибо.

7 из 10

12 октября 2018

История — это люди, а не лозунги

Нынешнее отечественное кино нас уже прочно научило, что если фильм посвящен СССР 40—50-х годов — то либо мы увидим настырное и в подавляющем большинстве случаев примитивное обличение «проклятого тоталитаризма», либо режиссер пойдет по тропе спускаемого сверху официозного урапатриотизма. Ну или и то и другое будет смешано в невразумительной пропорции. Полутоны умеют выдержать немногие.

«Агитбригада „Бей врага“ — из числа немногих, тех самых, авторы которых избежали искуса обличения/восхваления и пошли путем самым простым и вместе с тем редким — путем искренности, внимания и подлинного сочувствия к живым людям. История — это люди, а не лозунги, и человеческому сердцу легче понять и пережить горе и несправедливость, случившиеся с другим таким же человеком, нежели охватить немощным разумом, а уж тем более пережить сердцем гибель миллионов.

Истории поверил, истории сопереживал — и неожиданно для себя, отравленного скепсисом фальшивых обличительно-восхвалительных произведений о войне, ближе к концу ленты поймал мысль, что так оно при этом самом «проклятом сталинизме», наверное, и было — ничтожные облеченные властью рвачи Кольчугины и туповатые с лица, идеологией контуженные, а душой все ж живые Калинкины. И великое время — война к концу идет — и горькое той гнусью, которая по головам вверх лезла и под красивыми лозунгами дрянь творила. Почувствовал, что и тяжко под гнусью этой жить было, а все ж люди жили, карабкались на свет — чему свидетельством мы с вами, дети и внуки их.

И почему же, почему проходят такие вот картины экраны наши стороной? Узнал про фильм совершенно случайно, а посмотрел — и на душе неспокойно, как только после хорошего фильма и бывает. Чувство для нынешнего отечественного кино редкое.

17 мая 2011

Жизнь. Как она есть.

Фильм «Агитбригада Бей врага!» — это гениальный срез советской действительности, местами комичной, местами трагичной, но бесспорно очень реалистичной. Здесь гениально, на мой взгляд всё — сценарий, режиссура, выбор актеров, их игра.

К российским фильмам я отношусь предвзято, ибо большое кино в России умерло уже давно. Новые российские блокбастеры, гламурно клонированные по голливудскому шаблону — не в счет. Я увидел этот фильм случайно и не смог оторваться. Он заставляет погрузиться в сюжет и не на секунду не позволяет усомниться в его вымышленности и надуманности.

Я посмотрел фильм с начала до конца и не разу не поймал себя на мысли, о том что мне скучно или я не верю какому-то кадру. Досмотрев фильм, я понял, что нахожусь в том состоянии счастливого умиротворения, в каком находится человек, любящий кино и посмотревший прекрасный фильм.

Этот фильм позволяет смело утверждать «Российское кино есть.»

9/10

4 ноября 2009

Гадость

Да уж. Вот ведь как снимут, так хоть стой, хоть падай.

И в очередной раз в голове возникает простой вопрос: а зачем? Вот для чего сняли этот бессмысленный и примитивный фильм? Этот глупый и никчемный фарс, дешевую и убогую карикатуру? Лично мне это непонятно.

Во всем фильме есть только 1 стоящий момент. Всего один. Это сцена, где мальчишка сравнивает 2 тоталитарных режима, 2 государства. Вот это в точку! Тут реально аплодисменты и овации. Но! Я больше, чем уверен, что даже ради такой сцены не стоило снимать такую откровенную чушь! Ибо всё остальное именно этим словом и называется. И дебильный милиционер в исполнении В. Сухорукова (такое ощущение, что нормальных людей он играть просто не в состоянии, да просят меня его поклонники) — сцена с «Чапаевым» задом наперед — это даже не глупость — это абсурд. И совершенно нереальные «старообрядцы», и сексуально озабоченная «кинщица», которой, такое ощущение, без разницы, с кем залезть в стог сена, и художник-неврастеник со своими совершенно оторванными от реальности проблемами — всё это дико и с бесконечной тоской смотрится на фоне войны, которой, по идее, должен бы быть посвящен фильм.

Как-то всё это ненормально, Вам не кажется? Мне, честно говоря, жаль, что я сел ЭТО смотреть, понадеявшись на второй за два дня удачный киносеанс с участием К. Пирогова. Время было потрачено зря — в этом я совершенно уверен. Равно как и в том, что сие творение — неудачная поделка, бездарность, засоряющая собой телеэфир в столь знаменательные для страны дни.

Не рекомендую. Категорически.

4 из 10

12 мая 2009

Добро пожаловать в…

«Агитбригада «Бей врага!» является последним на сегодня фильмом режиссёра и сценариста Виталия Мельникова. Мой любимый фильм Мельникова — мелодрама «Луной был полон сад». Умение показать смешное через трагичное, а трагичное сквозь оптимизм всегда отличало этого режиссёра. Так же и в этой драматичной комедии.

Музыка композитора Сергея Баневича вселяет надежду с самого начала и до конца фильма. Виктор Сухоруков уже снимался в исторической драме Мельникова «Бедный, бедный Павел». А за роль Никанора был номинирован на премию «Золотой орёл» за лучшую мужскую роль.

Пока вся страна напрягает силы для разгрома врага, а «великий» Сталин в Кремле «куёт победу», советской властью спущено указание мобилизовать агитбригаду из арестованных ссыльных.

В число избранных попали артистка Вера Владимировна Ренатовская (Наталья Ткаченко), спевшая песенку про ковбоя, сын врага народа Раднэр Скворцов (Никита Лейтланд) и кинщица Зинаида (Анна Данилова). Возглавлять бригаду поручено контуженному культурному уполномоченному из милиции Никанору Васильевичу Калинкину (Виктор Сухоруков). К тому же к этой весёлой компании присоединяется художник Вадим Алексеевич Юренев (Кирилл Пирогов), раскритиковавший мазню, получившую Сталинскую премию.

Задача агитбригады «Бей врага!» плыть себе тихо по таёжной речке и возбуждать ненависть к врагу у местных обитателей посредством фильмов «Свинарка и пастух», «Чапаев», песен, сценок из партизанской жизни и «регулярно меняющихся» вестей с фронтов.

И вот несёт агитбригада «Бей врага!» большевистский привет во много- и малочисленные массы. Но и в таком, казалось бы, нехитром деле неудачи бывают. Товарищи артисты попадали сначала в забавные ситуации, а затем и вовсе впутались в историю…

Даже там, где не пролетала вражеская пуля, война всё равно прошла. «Как хорошо жилось до войны» говорили местные жители в первой деревне Слушка, куда заехали артисты.

Общаясь с верующими людьми, сталкиваясь с немцами-переселенцами, все из агитбригады прочувствовали, что они и сами живые люди, с чувствами, любящие и ищущие любовь. Чтобы быть рядом с любимой Верой Вадим самовольно идёт из одной ссылки в другую — в агитбригаду. Зина просит у Бога хорошего жениха, а Никанор понимает, что совесть то вроде не потерял.

Свою главную задачу агитбригада «Бей врага!» выполнила. Дала людям надежду. Победы продолжаются, и ещё долго будут продолжаться. Приятно всё-таки, хоть и война…

10 мая 2009

Даешь такое кино в каждый дом!

Великолепный фильм! «Агитбригада» — это попытка показать другую войну, без крови и боев, но живушую в людях и людей, живущий ею. Причем эта война не всегда с видимым врагом-фашистом, а ещё и с другими, теми кто маскируется под власть и закон, а сам пренебрегает законами жизни. Это ещё и попытка показать жизнь того времени, столкновение судеб. Очень напрашивается на сравнение с «Перегоном», та же атмосфера, вроди как и война, все о ней говорят и в то же время герои заняты решением не столько военных проблем, сколько своих личных.

Почему-то подумалось, что в советское время был бы невозможным выход на экран подобных фильмов, не пропустили бы их, сказали, что мало патриотизма и героизма (если уж про войну снимать, так с размахом!). Зато нынешнему зрителю эти герои ближе. Я так думаю. Так что могу назвать «Агитбригаду „Бей врага“ и „Перегон“ — новыми российскими фильмами о ВОВ.

Обсуждать сценарий и игру актеров не имеет смысла. Смотрите — сами все увидите.

8 из 10

18 декабря 2007

Кругом вода.. .

В картине задействованы как широко известные и полюбившиеся публике актеры Виктор Сухоруков, Оксана Мысина, Кирилл Пирогов, так и молодые, но многообещающие дарования. Основное место событий фильма — сибирская река, по которой и должны следовать главные герои с целью поднять «боевой дух» народа в близлежащих поселениях. И именно поэтому все действие словно исподволь подчинено духу водной стихии. Здесь царит то продолжительный штиль, когда слышны каждый шорох, каждое слово — и здесь зритель, будто затаив дыхание, проникается каждой клеточкой своей души атмосферой, созданной режиссером (будь то непередаваемой красоты пейзажи; не предвещающее дальнейших приключений знакомство и задумчивые взгляды действующих лиц; размеренная жизнь в первом попавшемся на пути населенном пункте).

То возникает медленно разрастающееся волнение «водной глади» повествования, вместе с которым в сердцах людей, находящихся по ту сторону экрана с его неспешно сменяющими друг друга событиями, появляется тревога (вот недоброжелательное лицо жителя деревушки староверов, его мрачный взгляд и злобно сведенные брови; подозрительное и чуждое замыслам агитбригады поселение «русских» немцев). То вдруг в самый, казалось бы, неподходящий момент сквозь тучи пробивается лучик света, озаряя сначала миллиметр воды, а затем и всю реку. Точно так же герои попадают в непередаваемо смешные и нелепые ситуации (пусть тому причина — рискованные шаржи художника; самоуверенность «равнодушного ко всему» руководителя бригады, встретившего на своем пути самое невообразимо трудное препятствие в лице простой русской женщины; наивный и трогательно забавный взгляд на жизнь и вытекающие из этого потрясающие диалоги). А дружный смех зрительской аудитории — лучшее тому подтверждение.

Но в этой ленте, как и в любом фильме о «воде», неминуемо присутствие шторма (пусть и на реке) ! И как ненавязчиво и тонко крушение маленькой лодочки, с легкой руки Мельникова, совпадает с надломом в жизнях и настроениях действующих лиц (маленький песчаный островок и люди; чувства накалены, но не вырываются наружу, а лишь оголяются под воздействием реальности, забросившей их сюда; появление взявшегося словно из ниоткуда местного жителя, обвиняемого в дезертирстве). Одними из замечательных моментов фильма являются «киносеансы», которые специально проводятся героями в поселениях. Здесь и «Свинарка и пастух», и «Цирк», и даже «Чапаев».

Старые черно-белые ленты привносят ощущение еще более острой реальности происходящего не без теплоты, юмора, простоты и душевности, свойственной старым советским лентам. А если учесть, что среди участников упомянутой славной агитбригады весьма колоритные личности (художник-карикатурист Вадим (Кирилл Пирогов), без разрешения оставивший свое место поселения ради певицы Веры; соответственно «возлюбленная» сосланная за исполнение непотребных песен; двое подростков с непростой судьбой — мечтающая о большой и чистой любви девушка и ищущий свой путь в этой жизни мальчик, сын поселенцев), а возглавляет все это сборище контуженный милиционер Никанор (Виктор Сухоруков), то можно без труда предположить, что действие картины действительно обещает быть насыщенным и увлекательным.

9 из 10

15 ноября 2007

Комедия Агитбригада «Бей врага!» на киноэкранах с 2007 года, дебют состоялся более 18 лет назад, его режиссером является Виталий Мельников. Список актеров, которые снимались в кино: Алексей Девотченко, Никита Лейтланд, Шерхан Абилов, Ирина Комарова, Диана Шишляева, Екатерина Морачевская, Татьяна Бурякова, Владимир Баранов, Владимир Ермилов, Анна Данилова, Оксана Мысина, Кирилл Пирогов, Виктор Сухоруков, Наталья Ткаченко, Татьяна Захарова.

Страна производства - Россия. Агитбригада «Бей врага!» — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.