Агитбригада «Бей врага!»
6.8
6.9
2007, комедия, драма
Россия, 2 ч 3 мин
В ролях: Анна Данилова, Алексей Девотченко, Никита Лейтланд, Оксана Мысина, Виктор Сухоруков
и другие
В годы войны бригада артистов с кинопередвижкой на борту плывет по сибирской реке, на берегах которой обитают спецпереселенцы со всего Советского Союза. Агитбригада «Бей врага!» останавливается в каждом поселке, дает концерты и крутит кино.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Агитбригада «Бей врага!»

год: 2007
страна:
Россия
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , ,
видеооператор: Сергей Астахов
композитор:
жанры: комедия, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 2 февраля 2008 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 3 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма

Постеры фильма «Агитбригада «Бей врага!»», 2007

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Агитбригада «Бей врага!»», 2007

Поселения на берегах реки в Сибири; годы Великой Отечественной войны

Никанор Васильевич (Виктор Сухоруков) – руководитель агитбригады, бывший военный, контуженный в боевых действиях. Порядочный, строгий, но справедливый

Вера (Наталья Ткаченко) – заключённая. Бывшая актриса. Смирилась с судьбой, плывёт по течению

Вадим (Кирилл Пирогов) – заключённый. Бывший художник. Затесался в агитбригаду, чтобы быть рядом с Верой

Зинаида (Анна Данилова) – заключённая, киномеханик. Романтически настроенная девушка, мечтающая встретить жениха и пытающаяся разглядеть его во всех встречаемых мужчинах

Раднэр (Никита Лейтланд) – самый молодой заключённый, попал сюда из-за отца – врага народа. Еще не оформившаяся личность, добрый и исполнительный

В кадре сменяются деревушки, их жители, их судьбы. Нет, нас не загружают описанием их тяжелой доли. Но даже после нескольких минут, которые герои были на экране, ты задумываешься об их жизни. В общем, это не совсем стройное повествование. И хоть истории главных героев – участников агитбригады – немножечко приоткрываются, и ты уже начинаешь сопереживать им и задумываться о будущем, это скорее такой путевой журнал, чем полноценное полотно их судьбы.

Фильм – одна из последних работ Виталия Мельникова. Построен он на его воспоминаниях, многие моменты – реальные события, случившиеся с самим режиссером в его жизни. Возможно, приукрашенные, вероятно, откорректированные, но когда-то произошедшие.

Хорошая лента. В ней есть эмоции, за которые я и люблю работы Мельникова – легкая грусть с еле заметной улыбкой; холод безысходности с теплым отношением к настоящему; печальная ностальгия с благодарностью к прошлому.

6 июля 2023

Насмешливая аллигория

Виталий Мельников прожил долгую, счастливую жизнь. Счастливую, разнообразием фактуры одарившую его. Как художника. Как натуралиста. Портретиста, если хотите. Ну, конечно же портретиста, а как иначе?

«Старший сын» — разве не портретная галерея настенных образов близкая каждому. Останавливаешься — замераешь. Всматриваешься любуясь. И льются слова «легенд» — Е. Леонов, Н. Караченцев, М. Боярский, С. Крючкова… Диалоги-диалоги. Наше научение. Наша мораль. Наша совесть. Прозрение.

А «Отпуск в сентябре» с мятежным человеком-струной? Играет О. Даль роль или живёт в ней как в клетке? Зилов-Зилов-Зилов — рефлексирующий Печорин. Вдруг оживший.

Капитану Блинову в «Выйти замуж за капитана» и вовсе благодарная публика слала письма олицетворяя Виктора Проскурина с созданным образом. Не разделяя. Не соотнося вымысел с реальностью. Почитали. Почтение.

«Начальник Чукотки» и «Здравствуй и прощай», «Бедный, бедный Павел» и «Женитьба», «Ксения, любимая жена Фёдора» — каждая лента захватывающая киноповесть достойная хвалебных эпитетов. Их раздавали и раньше. Они слышны сейчас. И ещё многие-многие годы будут будить восторги приобщающейся публики. Свежо. Интересно. Художественно.

Очистительная слеза — «Агитбригада „Бей врага!“ Беззлобная, трогательно-насмешливая аллигория. Автор подводит итоги своей жизни. Виденного, слышанного, того чему сам был свидетелем. Итоги стране, всплывшей из неоткуда, просуществовавшей на поверхности семьдесят лет и вновь погрузившуюся в безбрежную пучину. Нет её. Осталась лишь горькая память отрыжкой пережитого времени.

Каждый образ — едва ли не социальный институт общества. Судите сами: Кольчугин — ВЛАСТЬ. И фамилия, подходящая. Никанор Калинкин — КОНТУЖЕННАЯ АРМИЯ (только копает, мыслить не может). Вера Владимировна и Вадим Алексеевич — ИСКУССТВО в ЗАГОНЕ. Раднэр — ДИТЯ НОВОЙ ЭРЫ (из ИНТЕРНАТА-СПЕЦПРИЁМНИКА). Зина — НАРОД (сибирская, простодушная баба), так и хочется сказать — дура-дурой, что с неё взять…

И вот всё это.. . «общество», разношёрстное, разномастное, если позволите, «ВЛАСТЬ» отправляет в АГИТПРОГОН по реке жизни. По стране. По просторам. Несите искру времени в людские сердца — кино, музыкой, сценическим искусством, словом пропаганды…

Несут.

И что же зрителю показывает автор? Где остановка у этого эшелона? С кем он соприкасается? Да много с кем. Тут тебе и дремучие хуторяне (8 душ) и не признающие никого кроме Бога, старообрядцы. И высланные поволжские женщины-немцы с нормами по лесозаготовкам, и бабы рыбачки не видевшие мужиков несколько лет. И колымские этапы калмыков с юртами, и чистенькие прибалты под надзором автоматчиков. А ещё кулаки, пионеры… и свободный охотник живущий радостью промысла… Но час его пробил. Оточенные зубы ВЛАСТИ уже занесены над ним. Свободы нет. Свободными люди могут быть только мёртвыми. Горькая правда. И амбалы в тельняшках вершат суд.

Удивительно, как без плача, без злобы режиссёру удался этот «капустник», этот скетч. Искромётный, живой, сатирический. Многообразный в образах, лицах. Наверное сам он мог бы ответить словами тех самых старцев (именно киношных. Мы же с Вами в кино)… что из «Белого солнца пустыни», — давно здесь сидим… Да. Действительно. В 1928 году режиссёр родился. Выстрадал свои наблюдения болью сердца. За прожитые годы не очерствел душой. И трансформировал опыт в шутку. ПОТРЯСАЮЩЕ. Ничего не скажешь, МЭТР. СВЕТОЧ. ФИЛОСОФ.

Спасибо за образное мышление.

Спасибо за эпоху.

Спасибо.

7 из 10

12 октября 2018

История — это люди, а не лозунги

Нынешнее отечественное кино нас уже прочно научило, что если фильм посвящен СССР 40—50-х годов — то либо мы увидим настырное и в подавляющем большинстве случаев примитивное обличение «проклятого тоталитаризма», либо режиссер пойдет по тропе спускаемого сверху официозного урапатриотизма. Ну или и то и другое будет смешано в невразумительной пропорции. Полутоны умеют выдержать немногие.

«Агитбригада „Бей врага“ — из числа немногих, тех самых, авторы которых избежали искуса обличения/восхваления и пошли путем самым простым и вместе с тем редким — путем искренности, внимания и подлинного сочувствия к живым людям. История — это люди, а не лозунги, и человеческому сердцу легче понять и пережить горе и несправедливость, случившиеся с другим таким же человеком, нежели охватить немощным разумом, а уж тем более пережить сердцем гибель миллионов.

Истории поверил, истории сопереживал — и неожиданно для себя, отравленного скепсисом фальшивых обличительно-восхвалительных произведений о войне, ближе к концу ленты поймал мысль, что так оно при этом самом «проклятом сталинизме», наверное, и было — ничтожные облеченные властью рвачи Кольчугины и туповатые с лица, идеологией контуженные, а душой все ж живые Калинкины. И великое время — война к концу идет — и горькое той гнусью, которая по головам вверх лезла и под красивыми лозунгами дрянь творила. Почувствовал, что и тяжко под гнусью этой жить было, а все ж люди жили, карабкались на свет — чему свидетельством мы с вами, дети и внуки их.

И почему же, почему проходят такие вот картины экраны наши стороной? Узнал про фильм совершенно случайно, а посмотрел — и на душе неспокойно, как только после хорошего фильма и бывает. Чувство для нынешнего отечественного кино редкое.

17 мая 2011

Жизнь. Как она есть.

Фильм «Агитбригада Бей врага!» — это гениальный срез советской действительности, местами комичной, местами трагичной, но бесспорно очень реалистичной. Здесь гениально, на мой взгляд всё — сценарий, режиссура, выбор актеров, их игра.

К российским фильмам я отношусь предвзято, ибо большое кино в России умерло уже давно. Новые российские блокбастеры, гламурно клонированные по голливудскому шаблону — не в счет. Я увидел этот фильм случайно и не смог оторваться. Он заставляет погрузиться в сюжет и не на секунду не позволяет усомниться в его вымышленности и надуманности.

Я посмотрел фильм с начала до конца и не разу не поймал себя на мысли, о том что мне скучно или я не верю какому-то кадру. Досмотрев фильм, я понял, что нахожусь в том состоянии счастливого умиротворения, в каком находится человек, любящий кино и посмотревший прекрасный фильм.

Этот фильм позволяет смело утверждать «Российское кино есть.»

9/10

4 ноября 2009

Гадость

Да уж. Вот ведь как снимут, так хоть стой, хоть падай.

И в очередной раз в голове возникает простой вопрос: а зачем? Вот для чего сняли этот бессмысленный и примитивный фильм? Этот глупый и никчемный фарс, дешевую и убогую карикатуру? Лично мне это непонятно.

Во всем фильме есть только 1 стоящий момент. Всего один. Это сцена, где мальчишка сравнивает 2 тоталитарных режима, 2 государства. Вот это в точку! Тут реально аплодисменты и овации. Но! Я больше, чем уверен, что даже ради такой сцены не стоило снимать такую откровенную чушь! Ибо всё остальное именно этим словом и называется. И дебильный милиционер в исполнении В. Сухорукова (такое ощущение, что нормальных людей он играть просто не в состоянии, да просят меня его поклонники) — сцена с «Чапаевым» задом наперед — это даже не глупость — это абсурд. И совершенно нереальные «старообрядцы», и сексуально озабоченная «кинщица», которой, такое ощущение, без разницы, с кем залезть в стог сена, и художник-неврастеник со своими совершенно оторванными от реальности проблемами — всё это дико и с бесконечной тоской смотрится на фоне войны, которой, по идее, должен бы быть посвящен фильм.

Как-то всё это ненормально, Вам не кажется? Мне, честно говоря, жаль, что я сел ЭТО смотреть, понадеявшись на второй за два дня удачный киносеанс с участием К. Пирогова. Время было потрачено зря — в этом я совершенно уверен. Равно как и в том, что сие творение — неудачная поделка, бездарность, засоряющая собой телеэфир в столь знаменательные для страны дни.

Не рекомендую. Категорически.

4 из 10

12 мая 2009

Добро пожаловать в…

«Агитбригада «Бей врага!» является последним на сегодня фильмом режиссёра и сценариста Виталия Мельникова. Мой любимый фильм Мельникова — мелодрама «Луной был полон сад». Умение показать смешное через трагичное, а трагичное сквозь оптимизм всегда отличало этого режиссёра. Так же и в этой драматичной комедии.

Музыка композитора Сергея Баневича вселяет надежду с самого начала и до конца фильма. Виктор Сухоруков уже снимался в исторической драме Мельникова «Бедный, бедный Павел». А за роль Никанора был номинирован на премию «Золотой орёл» за лучшую мужскую роль.

Пока вся страна напрягает силы для разгрома врага, а «великий» Сталин в Кремле «куёт победу», советской властью спущено указание мобилизовать агитбригаду из арестованных ссыльных.

В число избранных попали артистка Вера Владимировна Ренатовская (Наталья Ткаченко), спевшая песенку про ковбоя, сын врага народа Раднэр Скворцов (Никита Лейтланд) и кинщица Зинаида (Анна Данилова). Возглавлять бригаду поручено контуженному культурному уполномоченному из милиции Никанору Васильевичу Калинкину (Виктор Сухоруков). К тому же к этой весёлой компании присоединяется художник Вадим Алексеевич Юренев (Кирилл Пирогов), раскритиковавший мазню, получившую Сталинскую премию.

Задача агитбригады «Бей врага!» плыть себе тихо по таёжной речке и возбуждать ненависть к врагу у местных обитателей посредством фильмов «Свинарка и пастух», «Чапаев», песен, сценок из партизанской жизни и «регулярно меняющихся» вестей с фронтов.

И вот несёт агитбригада «Бей врага!» большевистский привет во много- и малочисленные массы. Но и в таком, казалось бы, нехитром деле неудачи бывают. Товарищи артисты попадали сначала в забавные ситуации, а затем и вовсе впутались в историю…

Даже там, где не пролетала вражеская пуля, война всё равно прошла. «Как хорошо жилось до войны» говорили местные жители в первой деревне Слушка, куда заехали артисты.

Общаясь с верующими людьми, сталкиваясь с немцами-переселенцами, все из агитбригады прочувствовали, что они и сами живые люди, с чувствами, любящие и ищущие любовь. Чтобы быть рядом с любимой Верой Вадим самовольно идёт из одной ссылки в другую — в агитбригаду. Зина просит у Бога хорошего жениха, а Никанор понимает, что совесть то вроде не потерял.

Свою главную задачу агитбригада «Бей врага!» выполнила. Дала людям надежду. Победы продолжаются, и ещё долго будут продолжаться. Приятно всё-таки, хоть и война…

10 мая 2009

Даешь такое кино в каждый дом!

Великолепный фильм! «Агитбригада» — это попытка показать другую войну, без крови и боев, но живушую в людях и людей, живущий ею. Причем эта война не всегда с видимым врагом-фашистом, а ещё и с другими, теми кто маскируется под власть и закон, а сам пренебрегает законами жизни. Это ещё и попытка показать жизнь того времени, столкновение судеб. Очень напрашивается на сравнение с «Перегоном», та же атмосфера, вроди как и война, все о ней говорят и в то же время герои заняты решением не столько военных проблем, сколько своих личных.

Почему-то подумалось, что в советское время был бы невозможным выход на экран подобных фильмов, не пропустили бы их, сказали, что мало патриотизма и героизма (если уж про войну снимать, так с размахом!). Зато нынешнему зрителю эти герои ближе. Я так думаю. Так что могу назвать «Агитбригаду „Бей врага“ и „Перегон“ — новыми российскими фильмами о ВОВ.

Обсуждать сценарий и игру актеров не имеет смысла. Смотрите — сами все увидите.

8 из 10

18 декабря 2007

Кругом вода.. .

В картине задействованы как широко известные и полюбившиеся публике актеры Виктор Сухоруков, Оксана Мысина, Кирилл Пирогов, так и молодые, но многообещающие дарования. Основное место событий фильма — сибирская река, по которой и должны следовать главные герои с целью поднять «боевой дух» народа в близлежащих поселениях. И именно поэтому все действие словно исподволь подчинено духу водной стихии. Здесь царит то продолжительный штиль, когда слышны каждый шорох, каждое слово — и здесь зритель, будто затаив дыхание, проникается каждой клеточкой своей души атмосферой, созданной режиссером (будь то непередаваемой красоты пейзажи; не предвещающее дальнейших приключений знакомство и задумчивые взгляды действующих лиц; размеренная жизнь в первом попавшемся на пути населенном пункте).

То возникает медленно разрастающееся волнение «водной глади» повествования, вместе с которым в сердцах людей, находящихся по ту сторону экрана с его неспешно сменяющими друг друга событиями, появляется тревога (вот недоброжелательное лицо жителя деревушки староверов, его мрачный взгляд и злобно сведенные брови; подозрительное и чуждое замыслам агитбригады поселение «русских» немцев). То вдруг в самый, казалось бы, неподходящий момент сквозь тучи пробивается лучик света, озаряя сначала миллиметр воды, а затем и всю реку. Точно так же герои попадают в непередаваемо смешные и нелепые ситуации (пусть тому причина — рискованные шаржи художника; самоуверенность «равнодушного ко всему» руководителя бригады, встретившего на своем пути самое невообразимо трудное препятствие в лице простой русской женщины; наивный и трогательно забавный взгляд на жизнь и вытекающие из этого потрясающие диалоги). А дружный смех зрительской аудитории — лучшее тому подтверждение.

Но в этой ленте, как и в любом фильме о «воде», неминуемо присутствие шторма (пусть и на реке) ! И как ненавязчиво и тонко крушение маленькой лодочки, с легкой руки Мельникова, совпадает с надломом в жизнях и настроениях действующих лиц (маленький песчаный островок и люди; чувства накалены, но не вырываются наружу, а лишь оголяются под воздействием реальности, забросившей их сюда; появление взявшегося словно из ниоткуда местного жителя, обвиняемого в дезертирстве). Одними из замечательных моментов фильма являются «киносеансы», которые специально проводятся героями в поселениях. Здесь и «Свинарка и пастух», и «Цирк», и даже «Чапаев».

Старые черно-белые ленты привносят ощущение еще более острой реальности происходящего не без теплоты, юмора, простоты и душевности, свойственной старым советским лентам. А если учесть, что среди участников упомянутой славной агитбригады весьма колоритные личности (художник-карикатурист Вадим (Кирилл Пирогов), без разрешения оставивший свое место поселения ради певицы Веры; соответственно «возлюбленная» сосланная за исполнение непотребных песен; двое подростков с непростой судьбой — мечтающая о большой и чистой любви девушка и ищущий свой путь в этой жизни мальчик, сын поселенцев), а возглавляет все это сборище контуженный милиционер Никанор (Виктор Сухоруков), то можно без труда предположить, что действие картины действительно обещает быть насыщенным и увлекательным.

9 из 10

15 ноября 2007

Комедия Агитбригада «Бей врага!» на киноэкранах с 2007 года, дебют состоялся более 17 лет назад, его режиссером является Виталий Мельников. Список актеров, которые снимались в кино: Анна Данилова, Алексей Девотченко, Никита Лейтланд, Оксана Мысина, Виктор Сухоруков, Татьяна Захарова, Людмила Зайцева, Наталья Иохвидова, Георгий Пицхелаури, Анатолий Хропов, Шерхан Абилов, Екатерина Порубель, Дмитрий Быковский-Ромашов, Сергей Жукович, Ирина Комарова.

Страна производства - Россия. Агитбригада «Бей врага!» — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.