Воспоминания в тумане
Kalpurush
7.1
2005, драма
Индия, 2 ч
В ролях: Самира Редди, Судпита Чакраборти, Лабони Саркар, Митхун Чакраборти, Рахул Бозе
Действие картины происходит в разных временных пластах. Неторопливое повествование без крутых взлетов и спусков рисует будничную жизнь супругов в большом городе, где они оба несчастны. Несчастны на работе, в семье, в прошлом. И отчаянно хотят разорвать этот замкнутый круг неудач. Каждый ищет свои методы избавления от тотального невезения: она — в творчестве, он — в детях, в анализе прошлого. А ещё эта история о двух поколениях семьи, где каждый совершил роковую ошибку и расплатился за неё потерей счастья и покоя, заблудившись в тумане совершенных ошибок.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Воспоминания в тумане

английское название:

Kalpurush

год: 2005
страна:
Индия
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , ,
видеооператор: Судип Чаттерджи
композитор:
художник: Самир Чанда
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 24 июля 2005 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзывы критиков о фильме «Воспоминания в тумане», 2005

Как всегда при просмотре всё проецировала на свою жизнь, а всё ли, что мы делаем есть правильно? А с другой стороны изменить себя очень сложно, может даже и не возможно. Я медленно плыла на лодочке просмотра по тихой реке в тумане...

О Боги! Неужели я дождалась озвучки этого фильма. Столько лет ожидания вознаградились. Пару лет назад пыталась смотреть его с субтитрами, но меня хватило только на 10 минут. Не потому, что я не успеваю читать субтитры, а потому, что читая их я всегда пропускаю очень важные моменты - мимику актёров, жесты, взгляды, вздохи, особенно Митхуна. А пропускать никак нельзя, каждый мимолётный взгляд, каждый жест очень важны для понимания героев этого фильма. И вчера наконец свершилось чудо, я увидела этот фильм с озвучкой, чему была несказанно рада, и посмотрела его сразу же.

Режиссёр Буддхадев Дасгупта - кинематографист с мировым именем, частый гость международных кинофестивалей. Он принадлежит к когорте бенгальских режиссёров, прославивших индийский кинематограф, таких как - Сатьяджит Рей, Шьям Бенегал, Мринал Сен, Ритвик Гатак… А Митхун, как известно бенгалец, и сниматься у бенгальского режиссёра, ему «сам Бог велел». В этом дуэте получаются истинные шедевры. Всегда.

Я всегда с особым чувством приступаю к просмотру фильмов, «вышедших из-под пера» этого признанного мастера поэтичного кино. Мой интерес, граничащий с нетерпеливостью ребёнка, ожидающего подарков на день рождения, подогревался ещё и тем, что, Митхун исполнил в этом фильме свою лучшую роль. В данном случае сам «праздник» превзошёл мои самые радужные ожидания, ибо Дасгупта снял очередной шедевр.

С самого начала фильма автор «заманивает», как флейтист-крысолов, зрителя в круг повествования - именно в круг, поскольку последовательность событий не линейна, а, скорее, объёмно-циклична. Заданная изначально «параллельность» (с первых кадров герои движутся в пространстве именно так) историй - отца Ашвини (Митхун Чакраборти) и сына Шумонто (Рахул Бозе) оборачивается пересекающимися в пространстве параллелями, где время течёт вспять, позволяя реальности обретать различные формы, причудливо переплетая события…

Очень понравилась колыбельная в этом фильме, такие замечательные слова, много также было интересных мыслей, о семье, об отношениях, о месте в жизни и обществе. Очень трогательные отношения у главного героя с детьми и с женой, зная что дети не его, как сильно любил их он. И даже жене не смог изменить, хотя знал что она не любит его.

Фильм - подлинный шедевр. Он поэтичен, сюрреалистичен, ироничен, глубок и трогателен. Для тех, кто ценит высокохудожественные произведения. Фильм демонстрировался в рамках ММКФ в Берлине, и стал лауреатом Национальной премии по двум номинациям: «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр».

Ещё одно прекрасное кино о людях и судьбах, о жизни и стремлениях. Такие фильмы нравятся мне своей эстетической реальностью, яркой прорисовкой персонажей и светлым посылом. Этот фильм отражает даже не мысли создателя, он показывает мнение режиссёра о конкретных коллизиях жизни. Я читала в отзывах на него: «нудный», но тут вина не фильма, и не зрителя - дело в настрое. Этот фильм снят в манере неторопливых размышлений - такой приём был очень успешным в самых знаменитых авторских фильмах 60-х.

А ещё смотря этот фильм, я подумала: почему Митхун Чакраборти носит титул «танцора диско»? Да, тот фильм прославил его на весь мир, и сделал супер звездой (как и «Затянувшаяся расплата» сделал мегазвездой Амитабха Баччана), да, «Танцор диско» мой любимый фильм навеки (пересматриваю его очень часто, до дыр уже засмотрела), да, именно с просмотра этого фильма, я узнала и навсегда полюбила Митхуна. Но разве он для кино в первую очередь танцор диско?

Вот сколько в индийском кинематографе «королей», «актёров номер раз» и иже с ними - вот кто из них имеет в своём арсенале подобные роли, которую исполнил Митхун в фильме «Воспоминания в тумане»? Митхун такими работами стоит в ряду самых великих актёров мирового кино. Более того, многие из тех, чьё имя навсегда осталось символом великой актёрской игры, не могли показать такую разноплановость на экране, как Митхун Чакраборти! «Танцор диско» - «Их история» - «Бабочка» - «Воспоминания в тумане» - между ними пропасть!

Этот фильм, как любое высокохудожественное произведение, многоплановый. Он поэтичен, сюрреалистичен, ироничен, глубок и трогателен. Выстроенность кадра настолько органична, что становится очевидной лишь в результате «аналитического препарирования». Грубость и прямолинейность вообще не свойственна Дасгупте - «лёгкое дыхание» его фильмов ощущается в наполненных воздухом и светом пейзажах, в мелодичной музыке, являющейся их неотъемлемой частью. Здесь нет ничего лишнего - всё взаимосвязано и проникнуто общей атмосферой настолько, что стоит изъять какой-то компонент - и живое станет мёртвым… К счастью, и на этот раз режиссёру удалось донести, не расплескав, это ощущение жизни: «Я люблю жизнь…».

И, конечно, фильм не производил бы столь сильного впечатления, если бы не обилие выдающихся актёрских работ. Женские образы неповторимы и убедительны - не ожидала увидеть Самиру Редди в роли представительницы среднего класса, грезящей об Америке, и смешной в своей примитивности.

Рахул Бозе не частый гость на наших экранах. По крайней мере за все мои 28 лет «болезни» индийским кино, я видела его всего в 5-6 фильмах (хотя возможно это мне не попадались его остальные работы, или они просто без озвучки были, потому я их и не видела), здесь доказал, что в умелых руках (а Дасгупта, без сомнения, знает, как добиться от актёров желаемого результата) и стекляшка засверкает бриллиантом. Образ «маленького человека» удался ему идеально. Рахул просто гениален в этой работе.

Несмотря на то, что формально Шумонто является центральной фигурой экранного повествования, но именно Ашвини привлекает к себе особое внимание: его переживания, его боль, его невыразимая жажда понимания и утешения… Перед Митхуном стояла очень сложная задача: его герой существует в двух измерениях - в прошлом и прошло-настоящем. Он реален и призрачен одновременно. Он - голос больной совести тех, кто остался глух когда-то к его мольбам. А ведь он просил всего-навсего выслушать его… И Митхун, как всегда справился со своей ролью блестяще! Другого и не ожидаешь от него. Могу даже сказать, что его работа стала для меня ещё одним откровением - ему опять удалось представить новую грань своего безграничного таланта, оставляя зрителя в восхищённом недоумении, когда невозможно подобрать адекватного определения того, что мы видим на экране. Главным выразительным средством его образа становятся даже не диалоги, а молчание, за которым прочитывается такая бездна переживаний, что дух захватывает…

Дасгупта снял замечательный, тонкий фильм - фильм о любви родителей к детям. Но, прежде всего, о том, что нужно уметь услышать друг друга, пока не стало слишком поздно… Чудесный, жизненный фильм. О мечтах и неудачах, об ошибках и обмане, о прощении и простом человеческом счастье. Очень семейный и поучительный. Это нужно смотреть всем!

10 из 10

30 сентября 2023

Мне приснился шум дождя, И шаги твои в тумане. Все я помню, в небо уходя, И сказал всему — «До свиданья!»…

Фильм, заставляющий задуматься, задевающий за живое, простой и наглядный и в то же время достаточно сложный. Ощущение глубины, правильно выбранной дистанции, предельно честная, детальная картинка, практически документальный визуал. По всем критериям, фильм фестивально — премиальный. Из тех, что вряд ли доберутся до кинотеатров, ибо обращен в сторону зрителя, предпочитающего не массовое кино. Сюжет движется со скоростью ленивца, кино — гурманы будут в восторге. К тому же он упакован неплотно, и все его составные части, разбитые по порядку, как будто рассыпались и уложены вновь как попало.

Кому- то, очевидно многим, фильм однозначно покажется утомительным. Но, тем, кто не страдает недостатком времени и знает и любит Митхуна Чакраборти, фильм скажет многое. Но не на потребительском языке. А на языке настоящего искусства, которому язык не особо и нужен. Те, у кого уже наступил или надвигается семейный кризис, возможно отбросят обиды и раздражение и не станут принимать отчаянные решения. А изменятся сами, чувства, эмоции запульсируют с новой силой. И наверняка многие позвонят родителям, узнают как у них дела, не надо ли чего? Это хороший терапевтический эффект и что характерно авторы сумели создать его практически из ничего. Но хочется разглядывать каждую мелочь. Это касается, в частности, как тропических так и городских пейзажей, обрамлённых звуками флейты в руках бродячего музыканта. В этом кино зрелищные технологии не работают, зрелище создаёт окружающий мир во всей цветовой палитре. Без всякого там эффекта 3D авторы сумели передать пространство и объём, гармонично вставить его в ненасыщенные действием эпизоды.

Необыкновенно мягкий, глубокий, погруженный в свой иллюзорный мир в фильме герой Митхуна Чакраборти. Он был необычайно хорош в динамике в кино 80- х, превосходно себя чувствует и в параллельном кино 2000-х. Каждый раз удивляюсь насколько он вживается в роль, здесь он буквально проецирует себя на экран. В этом надо полагать есть заслуга и оператора. Некоторые природные кадры можно смело вешать на стену или демонстрировать на широком полотне как слайды. Настолько реалистичный видеоряд. Несмотря на естественную сюжетную размытость, жанровые изгибы, присущие альтернативному кино, его хочется досмотреть до конца… Для меня это определяющий критерий оценки фильма при просмотре.

20 июля 2017

Разорвать этот замкнутый круг неудач

Фильм Воспоминания в тумане Б. Дасгупта посмотрела из-за актеров в центральных ролях — М. Чакраборти и Р. Бозе (его как только не обзовут в титрах!). Даже не могу твердо сказать, разочарована или удовлетворена вследствие сложности восприятия картины и её откровенной артхаусности.

Стилистика и композиция картины сложна, и главная тайна, зашифрованная ими, разгадана мной только ближе к финалу. Действие картины происходит в разных временных пластах, а также на различных уровнях человеческого сознания. Разбираешься в этом не сразу, как результат — фильм сложен. Одним словом, типичный арт-хаус.

Тягуче-медлительное действие без крутых взлетов и спусков, рисует будничную жизнь супругов в большом городе, где они оба несчастны. Несчастны на работе, в семье, в прошлом. И отчаянно хотят разорвать этот замкнутый круг неудач. И каждый ищет свои методы избавления от тотального невезения: одна — в творчестве, другой — в детях, в анализе прошлого.

По большому счету это история о 2-х поколениях семьи, где каждый совершил роковую ошибку и расплатился за неё потерей счастья и покоя. Недоверие, непонимание, нежелание простить и понять, скоропалительность ложных выводов лишили этих 4-х несчастных света в жизни, и они заблудились в тумане совершенных ошибок. И каждый карабкается к этому свету в надежде найти выход из тумана ошибочного прошлого. Находят: кто — в уходе от реальности в шизофрению, кто — в побеге с Родины, кто-то ищет и находит несуществующую страну, одновременно теряя жизнь, а главный герой Р. Бозе — в неродных детях, обожающих его и обожаемых им, и в примирении с прошлым. Нет ничего однозначного и определенного в этой немного сюрреалистичной картине, кроме любви, потерянной и одновременно бережно хранимой героями. Одно только босоногое ежевечернее шествие ребятишек с подушками в кровать к неродному любимому папе укрепляет в мысли, что счастье возможно, хотя всё вокруг как будто против.

Как во всех фильмах 21 века понравился М. Чакраборти. Р. Бозе вообще хорошо играет.

6 из 10

15 апреля 2017

Научиться жить

Это кинокартина о людях, об отношениях: родителей к детям, детей к родителям, отношениях между супругами. Это фильм о хороших людях, о роковых обстоятельствах, о несправедливости в трудовом коллективе, о пороках общества (взяточничестве, разврате, корыстности) настолько укоренившихся в социуме, что начинают восприниматься как нечто само собой разумеющееся. А сопротивление этим явления, которые хотя и негативны, но всё же общеприняты, воспринимается как ненормальное и чрезвычайно странное поведение.

Много проскальзывающих персонажей (вор, потенциальный убийца, сослуживцы по работе, продавец книжного магазина). И даже у таких эпизодических лиц есть характер, неповторимость облика и поведения, запоминающиеся особенности. Причём ни один из них не случаен. Все они введены в сюжет для дополнения образа главных персонажей, для раскрытия их характеров, их мыслей и мировоззрения, но не навязчиво, а косвенно, и, тем не менее, это получается более живо и ярко, нежели если бы это сделано было напрямую.

Фильм необычно построен композиционно. Линия сюжета то повествует о настоящем, то уходит в далёкое прошлое, то снова возвращается назад, то создаёт иллюзию реальности ситуации, существующей на самом деле лишь в воображении героев.

Фильм очень реалистичен, даже натуралистичен в деталях (особенно этому способствуют звуки — шорох одежды, плеск волн, писки крыс, крики ворон, будничный уличный шум), фантастичен и порою мистичен в эпизодах, абсолютно непоследователен, мозаичен. Но к концу фильма вся мозаика складывается в единую картину. Каждая деталь становится на своё место, обретает необходимый смысл.

И всё же главная мысль режиссера и сценариста видится в обозначении и тонком представлении ценности человеческих отношений. Отношения строятся годами, а разрушить можно всё одним поступком. И лучше много-много раз подумать, прежде чем совершить этот поступок, который может оказаться роковым. Причём не только для того, кто его совершил, но и ещё для всех тех, кто был близок и дорог все эти годы.

Об этой кинокартине говорить можно очень долго. И не сказать и половины всего. Фильм, который заставляет думать, который подталкивает зрителя к взгляду на жизнь немного под иным углом. К переоценке некоторых ценностей, смене приоритетов. Бережному отношению ко всему тому, что есть хорошего в нашей жизни. А оно всегда есть, но его так легко потерять из гордости, глупости или горячности.

Игра Митхуна тут действительно превыше всяких похвал. На экране он воплотил очень трогательный и грустный образ, трогающий до глубины души. Пожалуй, ни в одной другой роли, в которой я его видала до сих пор, он не играл настолько прочувствованно. Великолепен и Рахул Босе. Просто душой болеешь, глядя на их героев.

Такие необыкновенные чистые светлые порядочные любящие и тонко чувствующие герои, ставшие жертвой жестоко-эгоистических поступков окружающих. Однако, в самом конце вдруг слова одного из главных героев дают всему увиденному иные краски…

9 из 10

6 апреля 2011

Драма Воспоминания в тумане в широком прокате с 2005 года, релиз вышел более 19 лет назад, его режиссером является Буддхадев Дасгупта. Актерский состав, кто снимался в кино: Самира Редди, Судпита Чакраборти, Лабони Саркар, Митхун Чакраборти, Рахул Бозе.

Страна производства - Индия.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.