Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Темная лошадка |
английское название: |
Voksne mennesker |
год: | 2005 |
страны: |
Дания,
Исландия
|
режиссер: | Дагюр Каури |
сценаристы: | Дагюр Каури, Руне Шётт |
продюсеры: | Биргитте Скоу, Скали Фр. Малмквист, Бо Эрхардт, Бриджитт Халд, Мортен Кауфман, Тор Сигюрйоунссон |
видеооператор: | Мануэль Альберто Кларо |
композитор: | Дагюр Каури |
художники: | Рикке Росбак, Гуннар Палссон, Николай Даниелсен |
монтаж: | Дэниэл Денсик |
жанры: | комедия, мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 1850000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 мая 2005 г. |
на DVD: | 18 июня 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 49 мин |
«Темная лошадка» (2005) — вторая, на этот раз черно-белая, картина режиссера. Если персонаж получает доходы 7 долларов за несколько лет и разбирательства в налоговой из-за долгов, ездит по улицам на своей машине в наушниках и не замечает преследование полиции, то вы видите эрзац новой волны. И автор прекрасно осознает, что на экране в лучшем случае пародия, ведь одновременно мы описали расслабленного европейского современника. Целое поколение то ли подражает киноперсонажам прошлого, то ли надлежащим образом воспитано вэлфэр-социализмом. Это собрание персонажей может показаться немного легковесным, а их жизнь малосодержательной. Но Каури и не пытается ничего выдумать сверх того, что представляет собой жизнь самых обыкновенных островных обывателей. Они временами забавны и не знают ничего помимо текущей жизни. Это как девушка говорит главному герою «Я Франк. Вообще-то меня зовут Франческа, но это так пафосно». Но герои совсем не пустые люди, просто находят что-то свое не торопясь, то раздумывая, то принимая спонтанные решения. И продолжают род человеческий в любимой ими Исландии. Приятного просмотра.
17 сентября 2021
Иногда кажется, что нет другого такого художественного кино-направления, которое бы оставило после себя больший вклад, чем это сделали нуар и кинематограф «новой волны».
Причем с нуаром намного проще: легче обозначить стиль и художественные особенности. Резкие контрасты, игра света и тени, особенности сюжетных моделей, повторяемость образов, топосов, сюжетных приёмов… Его стиль намного проще обозначить и сформулировать. С «новой волной» ситуация немного иная: да, кинематографисты «новой волны» делали ставку на стиль своих работ, на их характерность, это факт. Более того, было определенно сходство и во внешнем облике таких работ — например, использование черно-белой пленки, особенный монтаж и построение кадра, стремление использовать бытовые сюжеты, связанные с человеческим одиночеством и счастьем молодости… Но, несмотря на все вышеперечисленное, тематику кинематографа «новой волны» обозначить сложнее — ведь каждый рассказывает о том, что хочет, а не о том, что требует сам жанр, ведь это авторский кинематограф. Можно лишь считать любое ярковыраженное авторское кино наследником «новой волны» или нельзя? Можно ли так говорить об арт-хаусе, например? Если фильм сочетает в себе разные признаки «новой волны», но при этом невероятно далек от её обычной проблематики, то вступает ли он с ней в дискуссию или же вовсе её не касается?…
Такие мысли возникают при просмотре «Темной лошадки».
Несмотря на то, что у фильма есть официально одобренный синопсис, он, в общем-то, не слишком сюжетный. Он в первую очередь повествует о молодости и ответственности как таковых, а не рассказывает историю. Разные люди с разными проблемами, взглядами на жизнь и одинаковой инфантильной беспечностью — они живут, взаимодействуют, работают… и попадают в ситуацию, в которой им нужно принять хоть какое-нибудь решение, то бишь, по сути — нести ответственность за свои действия. И как разные люди по-разному с этим справляются…
Конечно, это своеобразная дискуссия с Годаром. Я, к сожалению, не очень знакома с датским кинематографом, поэтому не могу ничего сказать про то, как культура «новой волны» проявлялась у них, поэтому мои сравнения будут исключительно ассоциативными. Мне кажется, что «Темная лошадка» словно полемизирует с годаровской идеей красоты вечной молодости — потому что нельзя в нашем мире прятаться от ответственности бесконечно. Рано или поздно ты все равно попадешь в ситуацию, в которой ты будешь должен либо принять решение, либо ответить за свои поступки, это просто неизбежно. И самое прекрасное — даже в этих недетских сложностях, тяжелом бремени и прочих штуках, сопровождающих взрослую жизнь, найти настоящую красоту — которую нашел, например, главный герой.
Впрочем, полемику с эстетикой французской «новой волной» можно углядеть ещё и в том, как построен кадр: там, где у Годара царствуют прямые линии и минималистичные узоры в клетку, максимум — в горох, у чилийца Мануэля Альбера Кларо — животные и цветочные узоры, обилие принтов, неровностей, диссимметрии и контрапункт фактур… Ах, ну как же красиво фильм снят.
А, если уж совсем серьезно, то это просто хороший фильм. Без всяких там полемик, переосмыслений, дискуссий и прочего. Просто хороший авторский фильм о том, что знать важно.
3 мая 2013
Странно, что этот фильм считают черно-белым. Ничего подобного! Фрагмент, один лишь цветной кадр этой тихой датской истории, наполняет эту картину такими цветами, о которых люди уже не помнят, потому что перестают их видеть.
Даже, казалось бы, вполне добрый, неуклюже робкий в своем принятии этой реальности герой, даже будучи художником тоже утратил способность видеть цвета настоящей жизни.
А вообще, это редкая картина о людях. О наших самых сокровенных желаниях, о наших самых искренних чувствах. И не имеет значения, где живут люди. Они во власти своей природы и одновременно свободны в своем выборе. И если насыщаешься атмосферой фильма, её воздухом, то понимаешь, что странных людей не бывает. Есть просто люди и они разные.
И все же, у всех у нас есть вещи, которые мы ценим. Есть вещи, которые мы все понимаем. Есть цвета, которые мы должны уметь видеть, чтобы забытый когда-то цвет мог неожиданно проявиться в дневном свете.
И одного только этого, этого маленького чуда, может быть достаточно, чтобы кто-то мог облегченно уснуть, а кто-то, наоборот, счастливо проснуться.
В этом, как мне кажется, суть фильма Дагура Кари.
А может быть, и суть нашей жизни.
10 из 10
18 ноября 2012
Именно так с датского переводится «Voksne mennesker». А «Темная лошадка» лишь название одной из глав фильма.
Человек получивший паспорт взрослым не станет. Человек достигший совершеннолетия взрослым не станет. Взрослым вообще нельзя стать в одночасье. Так как стать и что делает человека взрослым?
С творчеством Дагура Кури я уже знаком. Его фильм «Ной — белая ворона» типично скандинавское кино, где герои пытаются скрыться, убежать от серой рутины жизни посредством экстравагантных поступков. Но рано или поздно будничная жизнь настигает героев.
Молодой парень Даниэль — художник граффити. И это одновременно является его хобби и работой. Он не задумывается о таких вещах как налоги, страховка, аренда. Он бунтует. Не осознанно скорее подсознательно. Бунтует против взрослой жизни. Даниэль отчаянно не хочет взрослеть. А зачем? Ведь и так хорошо. У него есть друг, причем настоящий и забавный. У него не болит голова о политике и экономике. Ему не надо думать об инфляции и безработице. Но однажды все меняется, когда он встретил ЕЕ. И тогда все изменилось…
Удивительный фильм! Несмотря на черно-белые цвета картины я не разу не ощутил необходимость в цветах словно наш мир и есть черное и белое. Юмор и диалоги невероятно остроумны — давно я не смеялся так искренне и самозабвенно. Игра доселе незнакомых мне актеров стала приятным откровением. Особо стоит присмотреться к Николасу Бро. Его колоритный персонаж всякий раз появляясь на экране заставлял улыбаться. А чего хотя бы стоит его жизненная философия?
Кстати о философии. Несколько жизненных позиций удивительным образом пересекаются и заставляют на минутку задуматься о приоритетах, расставленных в жизни. Брак, карьера, секс, свобода, творчество — все имеет ценность, но в отдельности они ничего не значат. Ведь брак без любви не назовешь счастливым?! А карьериста скучающего и впадающего от жизни в уныние не назовешь везунчиком.
Главный герой со своею подругой весь фильм старательно пытаются убежать от будничной жизни, «не взрослеть». Но она их настигнет, поставив перед сложным выбором. И тогда придется принимать решение, брать ответственность. взрослеть…
Мы все взрослеем. Нельзя избежать неизбежного. И не стоит чураться будней. Ведь только в сером мире мы различаем цвета.
9 из 10
8 декабря 2010
Замечательный фильм, от создателя «Ной белая ворона». Черно белая история с несколькими сюжетными линиями о легкой и безденежной жизни в социально благополучной Швеции.
«Ваш доход за 4 года составляет 7 долларов!»
Герои фильма немного не в себе, если не сказать больше — «добродушные психи», не тривиальные диалоги, занимательные детали (в виде слонов проходящих по уютной скандинавской улочке, бабуль с бензопилой) Все это происходят в атмосфере безмятежной романтики и размеренной экзистенции. Заканчивается все жизненно справедливо и счастливо.
Оценка 9 из 10
20 декабря 2009