Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Путники |
год: | 2005 |
страна: |
Украина
|
режиссер: | Игорь Стрембицкий |
сценарий: | Наталья Коночук |
видеооператоры: | Игорь Стрембицкий, Артем Васильев |
монтаж: | Таисия Бойко, Игорь Стрембицкий |
жанры: | документальный, короткометражка |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 15000 |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 10 мин |
Этот дипломный фильм уроженца Ивано-Франковщины стал первой украинской картиной (хоть и короткометражной), отобранной для участия в официальной программе самого престижного Каннского кинофестиваля, где сенсационно стал победителем. В чем же секрет?
Сценарий к фильму написала жена Стрембитского, при этом, несмотря на документальный характер картины, четкий сюжет проследить довольно трудно. Основная часть съемок проходила в доме для престарелых, где живут самые разные люди, от ветеранов до бывших актеров, а также в психоневрологическом диспансере для людей больных синдромом Дауна, отсюда и главная тематика фильма — потерянные в жизни, одинокие, никому не нужные люди, люди которых общество игнорирует и от которых старается искусственно изолироваться, что придает картине яркий социальный окрас.
Первое, что бросается в глаза — жуткая затертость пленки, нечеткое освещение, неряшливый и рваный местами монтаж, съемка на ручную камеру, все это конечно неслучайно, многое отвечает постулатам и стилистике Догмы 95, но все же в полной мере этот фильм к ней отнести нельзя. Эти приемы с одной стороны были вынужденным ходом, все таки уж очень был мал бюджет картины, а с другой стороны должны были подчеркнуть документальный характер фильма, его реалистичность и трагизм жизни запечатленных в нем людей, ну а искусственное старение в купе с образами из детства (вроде матери с ребенком или ребенка, бегущего под звуки колыбели матери на фоне бескрайних снегов) должно вызывать ностальгические чувства у зрителя, заставить его вспомнить свое собственное детство, представить детство этих отверженных людей, когда им не о чем было жалеть, а они просто жили под теплым материнским крылом и радовались жизни, ведь детство это самая счастливая и беззаботная пора.
Наверно каждый из нас идя по улице или едя в метро на работу встречает таких отверженных обществом людей, встречает, но не замечает, и это самое страшное, они превратились для нас в обыденность, стали частью серой реальности будней, они перестали быть социальной проблемой, мы с ними свыклись, как с еще одним элементом урбанизованной жизни, думаю многих они даже раздражают, вместо того чтобы помогать им и облегчать жизнь, мы просто проходим мимо и игнорируем их, а ведь они такие же люди, как и мы с вами, нуждающиеся в элементарном человеческом общении и внимании, да некоторые из них с некоторыми физическими или психическими недостатками, но они люди! Стрембитский заставляет нас обратить внимание на этих людей, вырывая их из серой реальности диспансеров и специализированных домов, он переносит их на кинопленку, окуная в другой чувственный и осязаемый для нас мир. Перед объективом камеры больные синдромом Дауна, стараясь скрыть свой недуг и душевные муки, пытаются придать своему лицу и жестикуляции как можно более естественное выражение лица, а бывший актер за чаем начинает на камеру читать стихи по памяти, стихи о безвозвратно прошедшей юности, как бы говоря зрителю, что старость не радость, и пока ты молодой надо наслаждаться каждым мгновением, ценить близких людей и достойно прожить жизнь, чтобы на старости не о чем было жалеть, при этом возникает ощущение, что они напрямую обращаются к каждому зрителю лично.
Конечно, золотые пальмовые ветви Каннского кинофестиваля никому просто так никогда не давали, на первый взгляд эта серая лента может показаться безобразной кучей непонятных нарезок, но это только на первый взгляд, те, кто знают, что такое поэзия в кадре, рассмотрят в ней во многом философскую, наполненную горькой жизненной поэзией картину, с яркими образами тлеющей и позабытой всеми жизни, причем жизнь эта некогда цвела или же только пыталась расцвести, да так и не расцвела. Без технических наворотов и громких декламаций эта лента открывает людям глаза на реальность и тяжелые судьбы окружающих нас и при этом одновременно изолированных от общества людей, людей которых мы давно перестали замечать.
7 из 10
Все же стоит посмотреть правде в глаза, в 2005г. конкурсная программа короткометражных фильмов в Каннах была невероятно слаба, в тех же 90-х в Каннах был представлен целый ряд короткометражных работ со схожей стилистикой подачи материала и подобной тематикой, которые были намного выразительнее и художественно сильнее «Подорожніх», но при этом вообще остались без наград. Вывод: кинематограф медленно, но уверенно деградирует; в целом режиссеры тупеют, ради коммерческого успеха они идут на сознательное упрощение и повторение избитых сюжетов, наполняют фильмы от начала и до конца пустыми, ничего не значащими диалогами и спецэффектами, забывая при этом об истинной природе кино, которая заключается в творческом самовыражении режиссера, создании им незабываемых визуальных образов, донесении через язык кинематографа мысли автора до зрителя, наполнении картины смыслом и моралью, которую каждый сможет извлечь для себя сам. В документальной, социально направленной и при этом во многом лирической короткометражке Стрембитского все это есть, и жюри Канн это рассмотрело и отметило.
20 июля 2010