Коля — Перекати поле
7.3
6.7
2005, драма
Россия, 1 ч 33 мин
12+

В ролях: Андрей Жигалов, Сергей Баталов, Алла Клюка, Владимир Толоконников, Анна Овсянникова
и другие
Коля, уехавший когда-то из родного города ловить удачу за хвост, возвращается в хорошо знакомую провинцию, не подозревая о произошедших в его отсутствие переменах. Родимый дом по-прежнему мил, но жить здесь все равно невозможно. Для земляков такой сюрприз - полная неожиданность, которая вскоре перерастает в панику, ведь приезд Коли - настоящая угроза их размеренной жизни. И снова, как десять лет назад, Коля выдумывает историю, которая переворачивает всё с ног на голову...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Коля — Перекати поле

год: 2005
страна:
Россия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: ,
видеооператор: Юрий Невский
композитор:
художники: Евгения Досталь, Владимир Ярин
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $25 000
Дата выхода
на DVD: 8 июля 2010 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 33 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постер фильма «Коля — Перекати поле», 2005

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Коля — Перекати поле», 2005

Русский Дон Кихот

Вся сущность наших взаимоотношений вскрывается ровно тогда, когда приходит герой 'из неоткуда'. Этот архетипический сюжет, который существовал ещё в древне-исландских и древне-ирландских про-текстах, а ещё в античности - явно положен в основу фильма 'Коля - перекати-поле'. Только вот на русской почве этот сюжет разворачивается горько, поскольку у нас, как ни у какого другого народа, присутствует 'соборный' тип мышления (соборность - читай, генетическая черта). Поэтому герой из неоткуда воспринимается как трагически оторванный от корней, отколотый от 'мира' (дома, некой общности людей), и вынужденный скитаться. Он чужд 'миру'.

Вообще, и первая картина ('Облако-рай'), и вторая - по-своему гениальны. Гениальны они тем, что очень много вшито в них архетипов, свойственных именно нашей русской ментальности. И мировые сюжеты в русском осмыслении прямо таки поворачиваются иначе на русской почве, и режиссёр это умело показывает.

1)Странствующий герой. В зарубежной литературе это Дон Кихот - странствующий рыцарь, одновременно и мудрец, и безумец. Что мы видим в 'Коле...'? Да то же самое. И мудрец (бегущий от мещанского быта скорее несознательно, чем осознанно. Но мы-то понимаем, какой Коля природы, и чётко знаем, что останься он - быт его задушит, с мещанством не хватит хитрости справиться его открытой и непосредственной душе), и безумец (в кино - простачок, немного блаженненький, который не умеет жить как люди, ну, то есть, чтобы всё как у людей). Поэтому для обывателей Коля эдакий раздражающий фактор. Ему никто вроде и не завидует, но все хотят поскорее избавиться. Он, может, и не уезжал бы, и попробовал бы пожить с людьми, но люди чувствуют колебания хаоса за версту и даже не хотят попробовать представить Колю частью своего социума. Он для них малахольный, но и мы не видим в нём какой-то уж большой 'цветущей сложности'. Он просто устроен. И катится по жизни так же просто, подобно перекати-полю. Но тоскливо как-то на это смотреть, пронзительно-тоскливо, будто свою душу вспоминаешь.

2)Перекати-поле. Образ, соотносимый с символикой пути, а ещё - с пустыней. Собственно, почему Коля вынужден скитаться по этой бесплодной пустыне жизни? Да потому, что уцепиться не за что. Ведь не перебирает Коля ни женщин, ни дома, ни возможные варианты судьбы. Все эти варианты единственные возможные. Одна женщина и одна судьба. Но не сложилось. Потому что в мещанском мире, да и вообще в мире социальном незаменимых нет. Нет ценности души конкретного человека, нет признания её уникальности, если она не сделала ничего великого. Потому что, опять же, так в нас заложено ещё с времён крестьянской общины, когда если один мужик умирал, другой просто брал на себя двойную работу, а хлеб, который он ел, делился между всеми. Запад ценит индивидуализм, у нас же выражение индивидуализма тут же переходит вот в такие случаи: человек становится чуждым и даже опасным для общества. Катись-ка ты отсюда подобру-поздорову... Социум выдавливает его из себя.

3)Отсылка к пустыне и к бесплодности как Коли, так и самой 'пустыни' (читай социума). Образ библейский. Чем, по сути, стали Содом и Гоморра, как ни бесплодными пустынями? Ещё одна коннотация: искушение Христа в пустыне. Так кто же такой Коля? В него очень много напичкано смыслов, настолько много, что интерпретировать почти невозможно. Это и искуситель, поверь которому простые люди - лишатся они своего маленького спокойного рая. Представим: женщина бросит мужа и уйдёт к Коле, и т.д. Рухнет весь привычный уклад. Но с другой стороны - этот безжизненный сорняк, который катится по безжизненной же пустыне - не просто ли данность, не просто ли вот такой вот заведённый порядок вещей. Так есть, и иначе быть не может?.. Скорее всего, вот именно это и 'хотел сказать автор'. Только горько смотреть на Колю, ненужного никому в родном месте, вынужденного скитаться по свету. Это вам не сорняк, а живой человек из плоти и крови.

В общем, тут можно из рассуждений целую книгу написать. А кино отличное. Всем советую.

10 из 10

26 октября 2021

И смех, и грусть.

Волнующий фильм. Местами кажется, что он близок к документальному. Столичные жители в большей степени его не поймут и этому есть оправдание: мозги слишком загажены интенсивным каждодневным воздействием прививок эрзацпонятий целей жизни и успешности человека.

Думаю под сценарием смог бы подписаться и последний из могикан такого жанра В. М. Шукшин — есть точно подмеченные и переданные типажи, характеры и судьбы. Есть понимание обычной жизни обычных людей, что само по себе исключает насмешку над ними и, напротив, явно проявляет к ним расположение и сочувствие. Это, замечу, та основа, на которой зиждется вся русская литературная классика.

Нас слишком приучили к тому, что за своё счастье надо бороться любыми способами, не обращать внимание на то, что жизнь других людей может быть разрушена. Наверное, Коля никогда не задумывался над философскими понятиями счастья и выбора. Но у него сохранилось главное — живая совесть и ответственность перед людьми, способность поступать так, как их внутренний голос обязывает, а это делает излишним любые мудрствования.

Осмелюсь высказать, не претендуя на одобрение, своё понимание фильма словами:'… но я другому отдана и буду век ему верна.» Многие ли способны такое понять и принять? Вопрос… «Эка, куда занесло! Что общего между провинциальным заурядным человечком и светской дамой?» — предвижу усмешку.

Общее есть — неприемлемость варианта устроить свою жизнь ценой страдания и разрушения других жизней.

Мне бы очень хотелось, чтобы Коля не остался одиноким и незамеченным «перекати-поле» миром, в который он вынужден возвратиться.

8 августа 2021

Зачем?

Зачем авторам понадобился этот фильм? Если «Облако-рай» — это своего рода артефакт постперестроечного кино, где технические огрехи легко списываются на условия того времени, история сама по себе завораживает, а актёры живут в кадре, то «Коля» — это что-то вроде встречи выпускников, когда собираются знакомые люди за теми же партами, пьют мыльное шампанское из пластиковых стаканчиков, но разговаривать особо не о чем и как-то неловко. Новая история совсем даже не новая, диалоги неоправданно бессмысленны и затянуты, актёрам не на чем развернуться — за каждой фразой сквозит бумажная версия не очень продуманного сценария, а многие планы, по всей видимости, были сняты с одного дубля ввиду наличия всего нескольких съёмочных дней. Думаю, что фильм выезжает только на фантомном очаровании своего предшественника. Тем же, кто не знаком с предыдущим фильмом, предстоит серьёзное испытание.

4 августа 2021

Посмотрела по ТВ прелестный фильм. — Николай Досталь, «Коля — перекати поле». Такие фильмы называю разгрузочными, для отдыха. Глубины и уроков сразу не замечаешь. Очень добрый, очень светлый. О безграничном терпении и всепонимании. Завязка такая — возвращается со службы моряк Коля, объехавший полмира. А в родном селе его ожидает сюрприз — подрастает сынок. Оказывается, любимая девушка осталась от него беременна. Родила и даже замуж выйти успела. А он ничего не знал. Как говорится, глубинный вариант Шербургских зонтиков. А еще повеяло придумками Вампилова, который тоже естественно и ненатужно стремится и приходит к общей гармонии. Герои как бы приглуповатые, но они верят только тому, чему хотят верить. Здесь ситуация сложная, потому что новый отец любит своих детей, их уже двое, о дележе даже речи быть не может… Лучше, если б Коля не приезжал совсем! Но Коля находит неожиданный, устраивающий всех выход.

Говорит, что был в свое время приглашен на банкет к каннибалам (А кто бы отказался! — замечательная фраза), и вот последствия этого поступка вынужден сейчас учитывать. Перед отъездом он раздаривает землякам привезенную для них кучу подарков, и все довольны. Но и я тоже, как зритель, получила удовольствие. Что касается артистов, одно присутствие Ирины Розановой может украсить любой фильм, кого бы она не играла. (В последний раз — проститутку в фантастической Интердевочке.) А главное, спасибо режиссеру за оптимизм. Это встречается все реже и реже. Даже по каналу Культура прозвучала фраза (смысл такой) — «Мировая гармония регулируется наличием ядерного оружия…» Что же это за гармония такая. Сразу захотелось на другую планету…

9 из 10

16 декабря 2017

Тебе делить нечего, а мне поздно!

Фильм очень хороший! Мне кажется его смысл в том: что в зажиточном обществе появляется, как бы кумир, который каждого взбодрит, кого то обрадует (Филомеев, Федя, Валя), кого то огорчит (Татьяна Иванна, Филипп Макарыч, Славик).

И вообще персонаж Андрея Жигалова очень интересный: городочек (по другому не назвать) живет своей обыденной жизнью. И Коля по приезду понимает это (как и тогда, когда решил как всегда обойти утром весь двор), и в глубине души, не без помощи курьезных вопросов, понимает что нужно что то менять. И выдумывает на этот раз очередную выдумку чтобы развеять скукоту в этих людях, и честно сказать (может это моё мнение) поставить себя в центре внимания.

И когда он начинает фантазировать, чтобы как то всех заинтересовать, в дальнейшем он понимает что ситуацию не контролирует, но и сознаться не может, да бы не потерять свою репутацию. В связи с этим он, может и не спокойно, отдает свою старенькую иномарку (которую как мне кажется отдавать то и не хотел) и все остальное.

И конечно тема любви должна быть почти в всех фильмах. Здесь она поднята очень интересно, многие через это прошли, которые ждали тех кто ушел и не дождались. И если бы он или она появилась в их жизни они пошли бы за ними хоть на край света, потому что любовь страшная сила!!!

А конец у первой и второй части очень разный. В первой он очень жалел об уезде из родины, его так сказать уголка. Во второй же части было очень много факторов которые его стимулировали: он понимал что его присутствие будет лишним, он уже не боялся приключений, и его не держало то место к которому бы он привык (не считая конечно сына).

Фильм очень хороший, многим рекомендую, Спасибо Вам создателям и актерам за эту картину.

26 мая 2013

Не то…

Не то этот фильм, не то! При том же актерском составе и подобии преемственности сюжета ничего общего с «Облако-рай» это кино не имеет. Актеры играют по-другому, оператор снимает по-другому. Вся атмосфера совершенно иная. Колька не тот! Ну зачем же было портить мир «Облако-рай»?! Получилась очередная серия очередного теперешнего сериала, в самый раз для показа по ОРТ.

Глупое это занятие, снимать продолжение шедевра. Бросил смотреть на середине…

0 из 10

14 февраля 2010

«Кооолькааа!»

У нас ничего не меняется. Самое невменяемое место на свете! (с)

И вот продолжение истории о беспокойном Коле. Все так же душевно, так же щемяще, но гораздо драматичнее. Потому как нас лишают надежды, которая прочным панцирем защищала от отчаянной тоски в «Облако-рай». Вот так и смотришь этот фильм, особенно, вторую его часть, с незащищенным сердцем…

Те же гаражи, заводы, стройки да серые хрущевки. Те же соседи и тапки в прихожей. Однако, кое-что все же изменилось…

Узу-зузу — это как пляска святого Витта пополам с огнями святого Эльма. (с)

Знаете, где решаются все самые глобальные вопросы? Где кипят истинные страсти и обсуждаются самые горячие новости? Правильно. На кухне. Решения, правда, принимают соседи. Коля отмалчивается. А потом выдумывает новую ложь. Только вот зачем? Может, хочет вызвать всеобщее сострадание и убежать от ответственности? Или, напротив, пытается спасти положение своим уходом, не желая нарушать налаженный ход вещей? Да кто его, Колю, поймет… Он не от мира сего. Потому и мечется, не зная, куда приткнуться.

Как бы то ни было, жаль его чрезвычайно. Таких мирных безобидных простачков жаль всегда, особенно, когда более дальновидные типы у тебя на глазах обдирают его, как липку…

Очень по душе были песни под гитару, неумело и непрофессионально исполненные самим Андреем Жигаловым. Лучшего музыкального сопровождения и не придумаешь. И опять множество фирменных незабываемых фразочек, которые легко бы могли уйти в народ, будь этот фильм чуточку известнее.

Через полтора часа дребезжащий автобус снова уходит с той же остановки, оставляя нам чувство щемящей тоски…

То ли был человек, то ли не было. Вроде, как привиделось…(с)

15 декабря 2009

«Из дальних стран он возвратясь, пришел домой — а тут хрясь».

Продолжение истории про Колю. Он возвращается на родину, чтобы увидеть тех близких ему людей, которые его же, сами того не подозревая, буквально выгнали в первой части фильма. Коля в начале произносит в ответ на вопрос «На сколько ты приехал?» такие слова «хотел надолго». Оказалось, что он — всего лишь помеха их размеренной, пустой жизни. Он никому не нужен. Оказывается, что он зря приехал. И от этой «ненужности» придумывает себе смертельную болезнь, чтобы был предлог уехать. Поражает то, как от этого изменилось отношение к нему.

Эта, как и первая часть фильма, заставляет задуматься над многими вопросами. Удивительно много проблем поднимается авторами фильма, что делает просмотр еще более интересным. После этого кино, особенно если смотрели вечером, можно долго размышлять о таких вещах, как: ценность человеческой личности, ее роль в жизни окружающих людей, любовь, алкоголизм (чуть ли не половину фильма герои сидят за столом), даже о смысле жизни можно задуматься, сравнив жизнь Коли и жизнь людей в небольшом провинциальном городке, затерявшегося на просторах России.

Фильм гениален в своем роде. Не часто нас балуют такими картинами, имеющими потрясающую смысловую нагрузку. Все больше комедий, экшена, триллеров, в которых мало мысли. Это понятно, ведь должны быть вот такие редкие, неразрекламированные фильмы, которые являются объектом охоты киномана. С виду фильм непримечателен, ведь все внутри, не в обложке и не в бюджете дело.

Актеры. Играют невероятно жизненно и правдиво. Не знаю почему, но мне очень нравится игра Андрея Жигалова. Вроде бы непримечательный актер, снявшийся, по данным Кинопоиска, всего в 7 фильмах, но в его мимике, действиях и взгляде есть некая загадка, интересно за ним наблюдать. Понравились несколько фраз в его роли — про болезнь классная речь была, точно не вспомню, плюс заставило улыбнуться выражение «Вы что меня по ватерлинию загрузить хотите?». Остальные актеры справились тоже великолепно, благодаря большому опыту наверное.

В общем, смотрите обязательно, если не видели, фильм — маленький шедевр.

9 из 10

26 марта 2009

Великолепное продолжение гениального фильма «Облако-рай»! Этот фильм по-настоящему добрый и светлый.

Коля вернулся через 10 лет, но ничего не изменилось! Как будто городок заморозили на все эти годы со всеми его обитателями, только вот автобус теперь приходит раньше. В прихожей те же тапочки, стол все также у окна, Валя в халате с той же прической. Да и Коля не изменился: все также беспомощно врет. Как-будто не уезжал.

Казалось бы, он многого добился: повидал мир, заработал на машину. А чего бы он достиг, если бы не уехал? Но так ли это важно? Все равно, все то, что он имеет, он с легкостью оставляет, значит, это не было его целью.

Я не считаю, что жители городка — моральные уроды, филистеры, для которых не существует понятия дружбы и сочувствия. Они обычные люди и ведут себя совершенно искренне, беззлобно. Ведь не поддельные слезы текут по их лицам, когда Коля им вешает лапшу на уши. У них есть недостатки, как у всех людей.

Коля уехал и ничего не добился, потому что ничего толком не искал. А в это время у него рос сын, и кто-то его любил и вспоминал. «Тебе делить нечего, а мне поздно». Он вырвался в большой свет, так как кажется, что это правильно. Считается, что ты должен чего-то добиться в жизни, и это что-то измеряется деньгами и впечатлениями. Коля шел по жизни с целью, смысл которой до конца не осознавал. Видимо, он все-таки самое главное упустил.

10 из 10

21 декабря 2008

История провинциального масштаба

Ну, знаете ли, такого чувства омерзения, просто какого-то дикого отвращения к представителям рода человеческого мне никогда еще не доводилось испытывать, ни один фильм не воздействовал на меня подобным образом, как это удалось картине Николая Досталя. Как только пошли финальные титры эмоции уже захлестывали меня, почти всех героев хотелось лично передушить собственными руками. Но обо всем по порядку.

Средних лет оболтус по имени Коля после долгих лет бесцельных скитаний и попыток найти свое место в жизни возвращается домой то ли в провинциальный городок, то ли в поселок городского типа. Пребывая в поисках собственной «американской мечты» в ее русифицированном варианте Коля так ничего и не приобрел, у него нет дома и семьи, все, чем он может похвастаться — это крайне подержанная японская иномарка и безвкусная импортная куртка совершенно дикой раскраски. Располагаясь за кухонным столом у своих соседей, Коля узнает от них шокирующие подробности о том, что невеста его уже замужем за другим, да и ребенок у Коли имеется, о появлении которого на свет он ничего не знал.

За кухонным столом обшарпанной кухоньки серой и невзрачной, «украшенной» поеденными молью безвкусными коврами квартирки в среднестатистическом российском доме послевоенной постройки с облезлой штукатуркой на стенах в среднестатистической провинциальной глубинке режиссер Николай Досталь разворачивает невероятно мощную социальную драму, в центре которой живут, пьют самогон, говорят ни о чём и лицемерят настолько характерно русские знакомые до боли персонажи, что поневоле начинаешь узнавать в одном из них своего соседа, а в другом коллегу по работе.

Досталь мастерски препарирует созданные им типажи, с хирургической точностью разрезает их на кусочки вдоль и поперек, извлекая на обозрение все самые худшие человеческие качества, которые только можно придумать. В результате моментально напрашиваются аналогии с «вороньей слободкой» Ильфа и Петрова из «Золотого теленка». Соседи окружают шокированного Колю лицемерными улыбками и сочувственными гримасами, за которыми кроме равнодушия и (прости tinon, но вынужден воспользоваться уже использованным тобой в отзыве термином) мещанской черствости ничего нет.

Их мелочности и двуличию нет границ, они жалки в попытках создания подобия своего маленького счастья на тлеющих углях нормальных человеческих взаимоотношений, умерших в этом городе, в этом доме и в этой квартире, не слыша и не замечая никого, кроме себя самих. Пустые люди, которым ни до кого нет дела, не живущие, а существующие как крысы в своих полуразрушенных норах.

Николаю Досталю аплодирую стоя, поскольку он создал до омерзения правдивую историю, в которой почти каждый из нас при желании может найти «свой» знакомый персонаж или самого себя и это, поверьте, будет уже не очень приятно. Все актеры играют прилично — и Розанова, и Борисов, есть у меня претензии к отдельным исполнителям, но даже детализировать их не хочу, настолько социальная точность и актуальность показанной истории перекрывает все минимальные огрехи. Отдельно выделю запоминающуюся профессиональную игру Андрея Жигалова, замечательного актера с живой и яркой мимикой, чем-то похожего внешне на Тима Рота.

Отрезвляющее кино, наводящее на циничные мысли о сугубо эгоистической природе истинных человеческих жизненных приоритетов. Смотришь фильм, понимаешь, что режиссер показывает нам горькую правду жизни, которая от тебя протекает на расстоянии нескольких шагов, от этого становится очень неуютно и страшно, возникает желание что-то изменить в себе и своих знакомых, и дай Бог, чтобы все получилось.

8 из 10

18 ноября 2008

Мещане как они есть

«Коля — перекати поле» снят на том же высочайшем уровне глубины смысла, что и «Облако-рай», но в новом ракурсе темы одиночества и способности «маленького» человека на Поступок. Правда, «Колю — перекати поле» я видела пока только один раз, в отличие от «Облака-рая».

Поразительно, что через 15 лет всей съёмочной группе удалось сохранить интонацию темы и суть характеров персонажей. Когда знаешь поступки героев в будущем, через 15 лет, отчетливо видишь, что по сути они такими же они и были — равнодушными, эгоистичными, алчными. Мотивация их действий в «Облаке» та же, что и спустя полтора десятка лет: отъезд (приезд) Коли — внеплановый повод выпить, себя показать, прибарахлиться за его счет. Им абсолютно безразличны его чувства, судьба, даже самое ближайшее будущее.

Ни тогда, ни теперь их не заинтересовало, куда и к кому Коля уезжает, где остановится, есть ли у него деньги и будет ли крыша над головой. И, наконец, хочет ли он на самом деле уезжать…

Для них его отъезд — сначала развлечение, а затем желанное избавление от неприкаянного и «нерентабельного» парня.

Они дружно делают вид, что верят в его фантастическую версию и отправляют его, живого, мучительно ищущего смысл собственной, неахти какой удачной жизни (вспомните его песни) неведомо куда, как не имеющую цены бандероль с ненужными вещами…

В намерениях соседей Коли, среди которых он вырос, изначально не было ничего, кроме желания слегка нажиться (помните, как они вытаскивали из-под его невесты кресло?), устроить на халяву пьянку и избавиться от докучливого неприкаянного человека, который мешает их размеренному существованию. Они остаются такими же сыто-скучными, как и до его отъезда, приукрасив привезенными Колей обновками туловища… Обыкновенные люди.

Раньше таких называли «мещане» вне зависимости от социального статуса…

14 апреля 2008

Драма Коля — Перекати поле в широком прокате с 2005 года, релиз вышел более 19 лет назад, его режиссером является Николай Досталь. Актерский состав, кто снимался в кино: Андрей Жигалов, Сергей Баталов, Алла Клюка, Владимир Толоконников, Анна Овсянникова, Лев Борисов, Ирина Розанова, Владимир Капустин.

Страна производства - Россия. Коля — Перекати поле — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.