Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Фаворит |
год: | 2005 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Алексей Карелин |
сценаристы: | Валентин Пикуль, Владимир Вардунас |
продюсеры: | Евгений Григорьев, Владимир Досталь, Игорь Каленов |
видеооператор: | Валерий Махнев |
композитор: | Игорь Щербаков |
жанр: | мелодрама |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
на DVD: | 23 октября 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 51 мин |
Очень спорная экранизация.
С одной стороны, на уровне отдельной сцены экранизация достойная. Хорошая игра актеров, красивые костюмы, красивые пейзажи, отличные дворцовые интерьеры. Колоритные второстепенные персонажи. Экранизация не дословная, но довольно близкая к тексту, отсебятины заметно меньше, чем в средней современной экранизации.
Но, с другой стороны, эти эпизоды не складываются в единую картину, получается какой-то исторический калейдоскоп. Часть эпизодов 'провисает' из-за того, что моменты, важные для их понимания, не были включены в сериал. Плюс из-за однобокости в отборе эпизодов сильно поплыли образы как Петра III и Павла I (представленные ну совсем уж придурками), так и Суворова (полководческое мастерство которого свели к марш-броскам под огнем и нарушениям дисциплины).
Тем, кто читал первоисточник, может и понравиться - как сборник иллюстраций к книге. Тем, кто не читал, - не рекомендую.
3 августа 2024
Игра актеров отвратительна!!! Как обычно, в российском кино от всей души стараются только женщины. Должен сделать оговорку, что осилил три четвертых первой серии и стразу пропало желание тратить на это время. Поэтому и суждение мое может быть скороспешным, на первый взгляд. Однако не в поспешности дело. Просто есть богатый опыт просмотра подобных «полотен». Кредит доверия был исчерпан. Сразу становится понятно, что из этого вышло.
Сценаристы взяли и тупо сократили текст книги до хронометража сериала. Вот, собственно, и весь труд сценариста.
Когда смотришь на игру актеров, и на монтаж, то создается впечатление, что цель была следующей: «В книге в этом месте сказано так. Повторите… Спасибо, снято». Т. е. актеры воспроизводят реплики исправно и на самом деле вспоминаешь слова из книги. Однако ИГРЫ нет! То есть вообще. Повторюсь, женщины стараются. Так во всех фильмах. Актеры-мужчины не понятно чем занимаются. Вы посмотрите в их глаза. В глазах видите те эмоции, которые они озвучивают и даже мимикой пытаются передать? В глазах ноль эмоций и чувств. Ведь кино — это крупные планы, в этом его и сложность в отличии от театра. Для меня это самый главный показатель — глаза. Если в глазах актера нет чувства, о котором он говорит, ни интонации голоса, ни мимика не спасут.
Вот художник по костюмам и весь этот цех постарались на славу. Костюмы красивые. Также, благо антуражи готовые есть для воплощения действа. Но само действо смонтировано и подано бездарно и непрофессионально. Напроч отсутствует плавность повествования. Все рывками. Ну как сказать? Вот представьте, если, например, взять сериал «Во все тяжкие», и просто порезать его так, чтобы получился фильм на два часа. Как это будет выглядеть? Будет плавность повествования? Даже в этом случае, с великолепной игрой актеров, вы непременно почувствуете, что это попытка склеить нарезки. Вот здесь то же самое. Только хуже, потому что… ну, да я уже об этом сказал.
27 августа 2019
Давно хотела написать рецензию на этот замечательный фильм, снятый по роману писателя В. С. Пикуля с одноименным названием. Пожалуй, начать нужно с самого главного минуса этого сериала — по сравнению с романом сюжет фильма существенно сокращен, и это действительно досадно, потому что роман масштабный, а представленный фильм снят добротно и интересно. Многие линии романа просто не включены в сюжет фильма. Вероятно это объясняется недостатком бюджета, что очень жаль.
Историчность и соответствие канве романа «Фаворит»
В этом отношении все честно и добротно. В том, что режиссер перенес на экран мы точно увидим интерпретацию В. С. Пикуля, однако, вместе с тем, сериал абсолютно историчен. В отличие от современных разрекламированных псевдоисторических картин о Екатерине II, «Фаворит» точно следует хронологии исторических событий, и они показаны в том порядке, каком происходили в реальности. Сценаристы добавили в монологи и диалоги героев подлинные высказывания исторических персон. Важно, что на протяжении всего фильма закадровый голос (И. Краско) поясняет значимость тех или иных событий, этот же голос знакомит зрителя с главными героями эпохи — сановниками, полководцами, фаворитами и пр. Эта информация пригодится тем, кто плохо знаком с эпохой, ход с закадровым пояснением, на мой взгляд, очень уместен. Титулы, имена, названия — все это соответствует истории (кроме имени внебрачного сына Екатерины II, которого по ошибке подписали именем Александр, а не Алексей, как его звали в реальности). Отлично передан внешний антураж: мода, манеры, речь героев. Это не значит, что герои выражаются «шестистопным ямбом», однако никаких современных речевых оборотов, так режущих слух в современных фильмах о XVIII веке, мы не услышим. Обращает на себя внимание грамотная работа гримеров. Макияж женщин соответствует XVIII столетию — выбеленное лицо, румяна, чистые, без макияжа глаза, губки «сердечком», конечно же парики (либо свои волосы, уложенные в аутентичные прически) — все эти мелочи прекрасно создают дух времени.
Сюжет и сценарий
Из названия понятно, что сценарий основывается на тексте романа В. С. Пикуля. Однако все втиснуть в рамки 8-серийного фильма невозможно. Режиссер фильма А. Карелин выбрал лейтмотивом сюжета тему одиночества на вершине власти. Фильм о реально живших людях и, нужно отметить, что и сценаристы и режиссер отнеслись к своим героям и их судьбам максимально деликатно и бережно. На протяжении фильма мы наблюдаем как главный герой — Григорий Александрович Потемкин проживает свою неординарную жизнь от самого рождения, мы наблюдаем как в его судьбе появляются разные люди, хорошо известные зрителю из курса истории России, и главная любовь всей его жизни — Императрица. Характеры героев прописаны сценарием отлично, показаны многие черты, которые были свойственны историческим лицам: храбрый и своенравный А. В. Суворов, резкий и бескомпромиссный П. А. Румянцев, вспыльчивый наследник Павел Петрович, хитрый и изворотливый интриган Н. И. Панин, ловелас и повеса, но умнейший канцлер А. А. Безбородко, бесстрашные и вальяжные братья Орловы, честолюбивая княгиня Е. Р. Дашкова и многие другие. Петербургские артисты прекрасно воплотили характеры, экранные герои — живые люди, со своими достоинствами и слабостями. Они не переигрывают, не кривляются и не произносят свои слова с ненужным пафосом. Зритель видит живых людей, но вместе с тем, сценаристы хорошо показали роль каждого из персонажей в нашей истории. Снова хочется отметить добросовестную работу людей, отвечающих за кастинг и грим — исторические персонажи узнаваемы и соответствуют портретным типажам.
Главные герои
Роль Г. А. Потемкина исполнил петербургский артист Игорь Ботвин, и сделал это просто отлично. Артист показал действительно неординарный характер, который позволил его герою стать вторым человеком в Империи. Потемкин в исполении И. Ботвина умен, честолюбив, мужественен, искренне и сильно влюбленный в недосягаемую поначалу женщину, и исполненный желанием служить своей Императрице даже тогда, когда их роман остался в прошлом. Вместе с тем актер мастерски показывает судьбу человека, который оказался на самой вершине власти — он презираем завистниками, окружен сплетнями и интригами, но за его властностью — живой человек, настоящий мужчина — иногда отчаявшийся, одинокий, но оставшийся до конца верным Императрице и России. Достоверно, убедительно созданный образ!
Образ Екатерины II в исполнении петербургской актрисы Натальи Сурковой великолепен. Тот случай, когда, казалось бы, не имея портретного сходства с персонажем актриса оказывается способной передать на 100% мощь и характер исторического лица. Екатерина в исполнении Сурковой абсолютно соответствует историческим описаниям: она умна, властолюбива, энергична, полна поистине царского достоинства, способная принять неоднозначные политические решения, иногда — жесткая, и даже жестокая, прекрасно понимающая свое назначение — управлять государством. Императрица сыграна так, что понимаешь, почему именно такая женщина смогла стать великой Императрицей вопреки всему, и почему она стоит в одном ряду с величайшими политиками и философами своего времени. Но грани царственности в определенных сценах фильма сменяются другими гранями: Екатерина — живой человек, не очень счастливый, чаще всего одинокий, она женщина, и может быть страстной, может быть нежной, так же как все люди она ищет любви, защиты, она ошибается, страдает или радуется. Ей по-настоящему сопереживаешь. Сцены о частной жизни Императрицы по-настоящему пронзительны, но вместе с тем, лишены пошлости и бестактности, характерных для недавних сериалов про Екатерину II. На протяжении просмотра я забывала что артистка Н. Суркова играет роль — актриса просто прожила жизнь своей героини. Даже немецкий акцент актриса воссоздала мастерски. Браво!
Сериал «Фаворит» может показаться некоторым недостаточно масштабным, лишенным сцен голливудского масштаба. Безусловно в нем есть недостатки и даже некоторые незначительные «ляпы», без которых не обходится ни один художественный исторический фильм. Это так, но прелесть фильма совсем не в этом! Это кино стоит смотреть тем, кто по-настоящему любит историю и ценит максимальную приближенность к ней даже в художественном фильме, для кого важно перевоплощение артистов, законченный логичный сюжет, а не просто красивая пустая картинка. Стоит смотреть хотя бы из-за великолепной игры главных героев. Рекомендую.
10 из 10
23 сентября 2017
После недавнего просмотра сериала, грустная мысль тупо и еще тупее сверлила мой МОСК: почему на всевозможные блестящие поделки — от «Завещания Петра Великого», до недавно вышедшего сериала «Екатерина» (красиво, денежно, но ведь пусто, да еще и — вот срам-то — при российском авторе сценария, — Салтыкова именуют «князем»), какой-то волшебный дяденька снабжает довольно-таки большими бюджетами, а замечательные, почти без исторических ляпов проекты типа «Фаворита» — выглядят на их фоне нищими.
Грустно. Фильм почти без недостатков (во всяком случае Фике не спасает в нем Гришку Орлова из лап кровавой гэбни Шувалова еще до знакомства с ним), без ярких ляпов (коим прославился сериал 1985 года про Петра с Шеллом и Ванессой Редгрейв, выглядит убогим нищим пасынком современной российской культуры.
При просмотре почти каждой серии этого, увы, вышедшего камерным, телефильма, всё воображал, а как бы смотрелось ЭТО с солидным бюджетом?
Но режиссеру Карелину толстосумы денежек не доверили. И прекрасная вещь осталась малобюджетным, но интересным сериалом.
8,5 из 10
10 декабря 2014
Посмотрела несколько новых костюмированных российских фильмов (псевдоисторических) и от всех сплошное расстройство — такая бездарность при больших бюджетах. А тут вдруг наткнулась на этот сериал на тв — и просто бальзам на душу.
Никакого пафоса, переигрывания актеров, чрезмерной пышности, словом всего того чем грешат современные пустышки. Актеры играют естественно, даже второстепенные персонажи, что есть редкость в современном российском кино.
Исторические познания дает, игра актеров нравится, декорации естественные. В общем, серьезная работа, добротный сериал. Рекомендую к просмотру как познавательный и качественный фильм. Сознание не перевернет с ног на голову, но на фоне выходивших на экраны поделок, выглядит весьма достойно.
22 декабря 2013
Сразу же скажу, что с первоисточником хорошо знакома, и данная книга-одна из моих любимых. Что же касается экранизации, то вышла она довольно посредственной прежде всего потому, что множество важнейших моментов из книги упущено, что создаёт ощущение непоследовательности повествования. Что касается актёрской игры и антуража, то здесь всё на высшем уровне и никаких нареканий нет и быть не может.
7 из 10
23 декабря 2009
Очень хорошее кинопроявление, по-моему, лучшей книги Валентина Пикуля. Как обычно бывает, очень многое убрали, огромное количество интересных фактов не показали, при этом создателям удалось передать суть, окунуть зрителя в эпоху, показать героев. Фильм увлекает, сложно побороть желание посмотреть все серии за 1 день. Почти все актеры подобраны хорошо, во всяком случае, некоторое сходство с портретами реальных исторических личностей улавливатся. Декорации, костюмы и музыка тоже на высоте.
Вообщем, любителям истории, определенно, стоит посмотреть.
7 декабря 2009
Посмотрела наконец сериал!
Конечно, это не книга, и многое сократили… многое и не показали… Тему политики практически убрали, а сцены баталий могли быть и поэффектнее, но я очень рада и этому :) Потемкин в исполнении Игоря Ботвина обворожителен. Наталья Суркова Екатерину тоже хорошо сыграла… Такая некрасивая женщина, и столько воли в ней!
В общем, неплохой сериал забабахали. Посмотреть можно хотя бы для своего просвещения этой эпохи.
18 декабря 2008