Зло
Ondskan
7.8
7.7
2003, драма
Швеция, Дания, 1 ч 53 мин
18+

В ролях: Андреас Уилсон, Хенрик Лундстрем, Линда Зиллиакус, Филип Берг, Фредрик аф Трамп
и другие
Стокгольм, 50-е годы прошлого века. Отчим 16-летнего Эрика «в воспитательных целях» регулярно избивает своего отпрыска, который в любой конфликтной ситуации тоже всегда готов пустить в ход кулаки. После очередной драки в школе Эрика отправляют в частную школу-интернат, где учащиеся старших классов занимаются воспитанием младшего поколения. Эрик противостоит всему миру, который, кажется, всеми силами пытается не дать ему добиться своей цели - ученой степени. Он не слушает ничьих советов, и окружающим это не нравится.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Зло

английское название:

Ondskan

год: 2003
страны:
Швеция, Дания
слоган: «Уроки выживания: один против всех»
режиссер:
сценаристы: , , ,
продюсеры: , , , , ,
видеооператор: Петер Мокросински
композитор:
художник: Анна Асп
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Бюджет: 20000000
Сборы в России: $1 300
Сборы в США: $15 530
Мировые сборы: $340 122
Дата выхода
Мировая премьера: 16 мая 2003 г.
на DVD: 18 августа 2005 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 53 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Зло», 2003

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Зло», 2003

Шведский шедевр о тоталитарной школе

Истории о сложных подростках, сопротивляющихся подчинению родителям, школе и ровесникам не новы. Всемирно признанными шедеврами на эту тему являются 'Четыреста ударов' 1959 г. Франсуа Трюффо и 'Если...' 1968 г. Линдсея Андерсона.

Каждый год на экранах появляются новые киноленты, посвященные этой теме. Ведь ученик, идущий вне школьной системы - это великолепная метафора того, как всем нам приходится подчиняться гласным и негласным правилам, установленным в обществе.

Среди всего многообразия фильмов, посвященных этой теме, стоит особо выделить 'Зло' 2003 г. Это драма Микаэля Хофстрёма ('Цена измены', '1408'), основанная на автобиографическом романе Яна Гийу.

'Зло' - это история жестокого подростка, который неплохо учится, но до полусмерти избивает своих сверстников в драках. Его исключают из школы и мать отправляет его в последнюю школу-интернат. Если он будет исключен и из нее, то это автоматически означает, что он не сможет получить высшее образование.

Причина неуемной жестокости подростка дается зрителям сразу - его систематически третирует и избивает отчим.

Когда юноша попадает в новую школу, он узнает, что там действуют суровые правила самоорганизации и иерархии учеников. Молодой человек отказывается подчиняться и старшие ученики начинают придумывать для него изощренные способы наказаний.

'Зло' - это фильм, который, несмотря на кажущуюся простоту и предсказуемость сюжета, совершенно по-новому раскрывает тему конформизма, власти и насилия. Жертвы насилия не выставлены тут безвольными и слабыми. А те, кто насилие совершает, сами являются во многом жертвами устоев, требующих от них следовать заданному поведению и размывать собственные границы дозволенного.

Автора книги Яна Гийу обвиняли в том, что он приукрасил действительность и описанные им события не происходили на самом деле. Из-за его книги даже закрылась школа, которую он так жестоко выставил в другом свете. Однако судить о том, рассказывали ли создатели фильма правду, или исказили действительность - остается вам самим.

Лента 'Зло' была номинирована на Оскар как лучший фильм на иностранном языке, но уступила награду ленте 'Нашествие варваров' из Канады. Зато режиссер Микаэль Хофстрём после мирового успеха этой картины, получил возможность работать в Голливуде.

Однозначно рекомендуем к просмотру 'Зло' 2003 г. - глубокий, талантливо снятый и сыгранный фильм, заставляющий задуматься о круговороте зла в природе и собственной ответственности за царящие вокруг нас социальные устои.

2 мая 2022

Образец европейского киноискусства

После просмотра фильма «Цена измены» решил наведаться в профиль Микаэля Хофстрёма. Обнаружил нечто с очень хлёстким, лаконичным названием и впечатляющим рейтингом.

После просмотра с уверенностью могу сказать — и название, и рейтинг соответствуют. Я же оценил этот фильм максимальной оценкой. И вот почему:

После 5—10 минут с начала просмотра происходящее на экране завладело моим вниманием абсолютно. Все персонажи, ситуации, сюжет столь естественно воспринимаются, что переживаешь всё словно сам. Временами буквально закипала кровь и хотелось ворваться, дать по зубам особо выдающимся товарищам. Тем не менее, одновременно с этим понимаешь и уважаешь позицию главного героя.

По ходу фильма всё время ждёшь: что будет дальше?

Когда же будет некая разрядка или кульминация (кровь-то кипит, хочется справедливости для всех участников действа — каждому по заслугам)?

В итоге, на мой взгляд, немного вопреки импульсивным ожиданиям, всё очень планомерно расставлено самым наиболее правильным способом. Показаны и раскрыты правильные ключи для жизни (или выживания) даже в самых непростых ситуациях:

Стойкость и выносливость, целеустремлённость, наличие и мудрое использование знаний, силы (как физической, так и моральной), и, конечно, дружба и любовь.

Мне фильм очень понравился, во многом, благодаря прекрасной проработке ключевых героев. Актёрское исполнение безупречное.

P.S. Было интересно посмотреть на молодого Густафа Скарсгарда, который ещё не стал тем самым Флоки из Викингов.

10 из 10

7 июня 2020

Добро с кулаками или правильное зло?

Фильм «Зло» вышел на двадцать лет позже одноименного романа, не отразил и десятой доли хитросплетений книги, но получился необычным и неоднозначным. Можно с уверенностью заявить, что человек, получивший удовольствие от этого фильма, получит еще большее от книги.

Фильм получился очень добропорядочным, хотя это можно определить только, опять же, сравнивая его с книгой. Тема насилия в школе и семье чрезвычайно однозначная и будоражит пап с мамами. Когда же речь идет о Швеции, одной из самых (чуть не написал «миролюбивых») пацифистских стран, воевавшей последний раз в 18 веке, то не знаешь — чего и ожидать от подобного фильма.

Мальчик Эрик, главный герой, представляется мне какой-то новой Швецией, его постоянный диалог с соседом по комнате, образованным очкариком, — это сравнение новых шведов и традиционных. Драться или затаиться, выполнять ли правила или тайно нарушать их, справедлива ли школьная система, а равно и любая другая. Фильм может показаться довольно простым, но это не так. Конечно, избежать темы правил шведский фильм, пусть и в соавторстве с другими странами, не мог по определению, но в «Зле» проступают и другие нотки, благодаря главному герою, хотя в фильме он показан более шведским, чем в первоисточнике.

Таким образом, самая правильная в мире шведская система посредством этого фильма чуть ли не впервые задает подобный вопрос — что лучше (или «что хуже»): добро с кулаками или правильное зло?

8 из 10

17 марта 2019

Честное кино

НЕ читая рецензий, с большой опаской я стала смотреть это кино, успокаивая себя возможностью прерваться. Но — не тут то было !

Фильм оказался живой и интересный. Очень странно судить кино с точки зрения морали, которую передергивают по своему пониманию, примеривая на себя поступки героев.

По -моему критерий один — художественная логика и цельность, развитие событий, ощущение, насколько автора самого захватила тема, игра актеров, образы. Тут меня, как и многих кто смотрел, ждал большой сюрприз.

Конечно, это очередной» роман воспитания и взросления». Но суть не подделать, качество не подделать — ты смотришь это потому что смотрится, интересно, правдиво и запоминается.

Хочу сказать может, только одно — кино называется -» Зло», и неспроста. Это не шалости, не наносное — а самое настоящее лицо зла — и удовольствия от его сотворения, что и было в случае с нацизмом, упоение злом.

Сложно представить такое моральное извращение, но по правде часто такое начинается именно в учебных заведениях, где не может быть никакого равенства. Этот момент и схвачен режиссером.

По цвету и по костюмам все сделано очень хорошо, фильм не лживый, самостоятельный, может чуть затянутый в середине, но красивый и по типажам точный.

9 из 10

2 января 2018

Хвала тьме

Природа Зла — она ведь, в сущности, понятна каждому. Зло порождает Зло.

Вопрос лишь в том, что считать Злом, а что нет.

А если даже это Зло будет установлено, то со всех ли ракурсов и точек зрения оно будет Злом в чистом виде?

У каждого своя правда — в этом, на мой взгляд, и заключается самое большое Зло в мире.

После экскурса в философию обратимся к политике.

Формальное определение свободы предполагает отсутствие каких-либо ограничений и системы принуждения, однако на деле всё совсем иначе. Если дать обществу абсолютную свободу, оно попросту развалиться на части и уничтожит себя. Для этого и был придуман свод правил, озаглавленный «Закон и мораль».

Как раз-таки вопрос о законе и морали и поднимает данная картина. Где заканчивается закон и начинается откровенное злоупотребление властью? Чем обусловлена общественная мораль и этика, и всегда ли они соответствуют здравому смыслу?

Противоборство человека и система — тема давняя. Однако кто бы мог подумать, что противостояние обыкновенного подростка-аутсайдера можно превратить в первоклассную антиутопию, при этом не удаляясь от реалий существования.

3 июня 2017

Что такое «зло»? Стоит ли с ним бороться и как это делать — на насилие отвечать насилием или не противиться злу? В чем заключается настоящая смелость — в активном сопротивлении или пассивном неприятии? Вот на такие темы замахнулась экранизация одноименного шведского романа. Экранизация талантливая, захватывающая совершенно в голливудском стиле и, при этом, не теряющая своей «европейскости».

Смотрится «Ondskan» на одном дыхании, напряжение не покидает ни на секунду экранного времени и вот, когда кажется что уже все потеряно, главный герой получает свой «хеппи-энд». «Зло» повержено, а «добро» уверенно смотрит в будущее. Вот только не покидает на протяжении всего фильма мысль — а такой ли уж «герой» этот главный герой и так ли уж неправ был Пьер, обвинивший Эрика в высокомерии. Причем, гордыня «героя» совершенно не оправдана. Все повествование представляет нам Эрика как некую «жертву обстоятельств», жестокого лишь постольку, поскольку испытывает на себе жестокость отчима (какой удобный для оправданий детерминизм), унижающего постольку, поскольку унижают его, но, в целом, стойкого к физической боли и психологическому давлению, целенаправленного и благородного «борца со злом».

Но что такого благородного совершает Эрик? Жертвует ли он самым для себя ценным в противостоянии со «злом»? Как Пьер, мягкотелый интеллектуал, решившийся на кулачный бой и физические боль и страдания или Марья, бедная финская девушка, потерявшая работу и вынужденная уехать из страны из-за доброты к Эрику? Они-то пожертвовали самым ценным, чего не скажешь о «герое», который не заступился за друга и «сдал» личную переписку с девушкой — все для того, чтобы его не выгнали из школы.

Исключение, а не боль или психологическое давление было для Эрика самым страшным. Остаться в школе и обеспечить свое будущее — вот то самое ценное, чем «герой» и не думал жертвовать и чего целеустремленно, «сдав» друга и девушку, достиг в своем «хеппи-энде». И тут «Ondskan» безоговорочно проигрывает «NaPolA», фильму, возможно менее талантливому драматургически и не столь интенсивно напряженному, но с настоящим героем, выбравшим свою сторону в противостоянии со злом. Эрик же практично, целеустремленно, эгоистично и жестко, наплевав на окружающих, достиг своей цели. Настоящий «нордический тип», как охарактеризовал его столь ненавистный Эрику «динозавр» нацизма. Как не пытались сначала Ян Гию в своей «полу-автобиографической» книге, а за ним и режиссер Микаель Хафстрем сделать из зла «добро», приписав Эрику чуть ли не героические способности, получился у них самый натуральный гитлерюгенд, припорошенный для маскировки (впрочем, поверхностной) социал-демократизмом и шведским национальным колоритом. Зло осталось злом, как бы упорно авторы не пытались списать жестокость на обстоятельства, а настоящую смелость подменить личными достижениями, смазливостью, практичностью и целеустремленностью.

6 из 10

22 января 2016

Все грани зла

Главный персонаж фильма, мальчик по имени Эрик, известен в школе своей агрессивностью. Он постоянно устраивает драки, не смотря на попытки растерянных взрослых образумить его. Когда его исключают из школы, мать Эрика вынуждена отдать сына в частное учебное заведение, где у мальчика есть последний шанс закончить школу. На новом месте Эрику приходится многое пережить — в мужском интернате царят строгие нравы. Учителя не вмешиваются в воспитательный процесс, полностью возложив эти обязанности на старшеклассников.

Картина получила простое название — «Зло». Зла здесь действительно много, и принимает оно самые различные формы. Злом можно назвать и главного героя, выплёскивавшего свою агрессию на первого попавшегося одноклассника. И безразличных преподавателей, которые не хотят или боятся противостоять школьной системе. Злом можно назвать тот факт, что кто-то терпит боль и унижение, не решаясь дать сдачи, а другие боятся заступиться за обиженного. Но во всех случаях, зло — это безнаказанность, разрушение и игнорирование очевидного. «Зло» — это прямолинейная история, которая говорит о сложных вещах без приукрашиваний и лишнего драматизма.

К сожалению, нельзя отнести актёрскую игру к однозначным плюсам фильма, потому что всем актёрам в тех или иных сценах не хватает эмоциональности. Возможно, такое впечатление складывается из-за того, что это шведский фильм. Как бы там ни было, ярость Эрика в исполнении Андреаса Уилсона — это самые яркие и запоминающиеся сцены. Сам актёр получил мировую известность, снявшись в рекламном ролике мужского парфюма «Fahrenheit» Дэвида Линча. Также хочется отметить замечательное музыкальное сопровождение, написанное композитором Френсисом Шоу. Каждая прозвучавшая нота лишь усиливала эмоциональный накал картины.

Здесь нет размышлений о возвышенном, это не фильм о невзгодах войны и последствиях случайной трагедии. Эта история повторится в мире ещё бесконечное множество раз, а место Эрика займут другие люди. Правильно выбрав тон повествования, авторы умело передали это ощущение зрителю, добившись того, что личная драма Эрика достигла почти эпических масштабов, внушив мысль, что каждый может оказаться в такой ситуации. И хотя финал — весьма спорный и грустный «хэппи-энд», он воспевает внутреннюю силу, стойкость и веру в лучшее.

28 января 2015

«Кто ты на самом деле, Эрик?» (с)

Фильм «Зло» произвел на меня огромное впечатление. Скажу сразу, я не любитель фильмов с насилием и подростковой жестокостью, но данная картина буквально с первых минут целиком и полностью захватила мое внимание и перенесла в Стокгольм прошлого века, в частную школу, существующую как бы вне закона.

Главный герой фильма- 16-летний Эрик Понти, которого выгоняют из школы за драку. Хотя, наверное, слово «драка» не самое подходящее, больше всего подходит «избиение». Мне очень запомнились слова, которые сказал тогда директор школы Эрику:» Никогда за все годы работы в этой школе я не видел более злобного ученика, чем ты. Кто вел бы себя так жестоко… Этому есть только одно название, и название это- зло. Зло в чистом виде, других объяснений этому нет. Тебя нужно хорошенько выпороть.» Мне кажется, эти слова как нельзя лучше передают весь смысл фильма. Нельзя отвечать злом на зло и нельзя с помощью него добиться чего-то лучшего. Если вы будете избивать ребенка, то это приведет только к одному результату- он вырастет и начнет сам пускать в ход кулаки, и будет делать это без всяких сомнений, жестоко, безжалостно. Так и произошло с Эриком. Это человек с удивительной судьбой. Он терпел издевательства дома, затем в школе. И ни в одном из этих случаев у него не было возможности дать отпор своим обидчикам. Вы спросите почему? Почему он, спортсмен, с отлично развитой мускулатурой, не мог дать сдачи, например, своему отчиму? Для меня ответ очевиден. Этот юноша не только страдал физически в своем доме, но и морально. Мне кажется, именно эта психологическая травма детства не давала возможности нашему герою противостоять этим мучениям. Бесхребетность матери, которая не могла защитить своего родного сына и неимоверная жестокость человека, которого он почему-то должен был называть своим отцом, хотя он и не являлся им. Все это оставило достаточно глубокий след в душе юноши и не позволяло ему вырваться из мира страданий на протяжении многих лет. Затем эта частная школа. С ней вообще все ясно как день. Драки запрещались каким-то там пунктом их собственного свода законов. Да и вообще, эта школа жила по каким-то своим правилам, где преподавали учителя нацисты, а директор поощрял безнравственные действия старших учеников. Беспредел, царящий там, не волновал никого, никому не было дела до кого-то кроме себя.

Главный герой претерпел огромные изменения на протяжении всего фильма. Скорее всего, на это повлияла чудовищная несправедливость. Нет, не по отношению к самому себе, а по отношению к свои друзьям и девушке. Эрик мог терпеть любые издевательства… Стиснув зубы и сжав кулаки, он терпел и молчал. Каждый раз. И так было всегда… до поры до времени. Его твердая воля и стальной характер, безусловно, очаровывали и заставляли сопереживать ему.

Андреас Уилсон- сыграл просто великолепно. Ради его игры я обязательно пересмотрю это кино. Хочется еще раз увидеть его выразительный взгляд, плотно сжатые губы и несокрушимые удары кулаков. Его герой получился настолько харизматичным, что обязательно проникаешься к нему симпатией.

«Ты не такой как я. Я сражаюсь с этим всю жизнь…»

Моя оценка

10 из 10

Хотя нет, 10 это слишком мало для такого фильма. Обязательно рекомендую к просмотру, поверьте, вы не пожалеете потраченного времени. И хочется, чтобы побольше людей поняли, что не только Америка, а в частности Голливуд, могут снимать качественное кино. Но особенно стоит увидеть, какой выбор Эрик сделает в конце- совершать зло в ответ на причиненное или же нет.

10 из 10

20 января 2014

Природа Зла богаче, чем вы себе представляете.

Словари Даля и Ожегова дают нам не совсем внятные определения, включающие слова «худо», «лихо» и «нечто дурное, противоположное добру». Микаэль Хофстрём в своем фильме «Зло» дает нам свое, более четкое определение.

Но обо всем по порядку.

Швеция. На дворе 50-е. Эрик Понти совсем молодой юноша. У него приятная внешность и прекрасные физические данные. Вот только дома над ним постоянно издевается отчим, а сам он в школе издевается над другими учениками. Мать терпит выходки отчима и пока тот измывается над Эриком, играет на пианино. Что, как ни классическая музыка, позволяет избежать проявление зла?

Так, в самом начале фильма, «зло по Хофстрёму» — это выброс негативных эмоций на более слабых через применения физического или морального воздействия. То есть зло изначально представляется нам как нечто уничтожающее человека, его тело и дух.

Позже молодого человека отправляют в частную школу, которая славится своими порядками и успеваемостью. В ней Эрик должен закончить обучение, чтобы не расстраивать свою мать, сохраняя при этом хорошее поведение. За порядком в школе следят не учителя, а старшие ученики. Подобный подход удивляет Эрика и вскоре он становится участником мерзкой, несколько фашистской игры старших учеников, которые, почувствовав власть над младшими, готовы идти на самые страшные поступки.

Это своего рода Стэнфордский тюремный эксперимент — давая власть тем, кто не может с ней справится, мы порождаем на свет самых отъявленных тиранов и злодеев.

В середине фильма «зло по Хофстрёму» — это власть безумцев над безвольными.

Но на что идет бунтарская натура человека, которого пытаются унизить и растоптать? Конечно, она идет на бой. Она принимает любые унижения, но достойно выносит их, чтобы доказать, что зло, направленное против воли человека, бесполезно и бессмысленно. Так Эрик начинает свою борьбу.

В конце фильма «зло по Хофстрёму» — это сила оскорбленного, желающего мести. Эрик ищет пути, которые помогут ему в его борьбе, и способы отмщения стоят каждого злого поступка, который был направлен против него.

Зло — это не нечто, противоположное добру, как говорит Ожегов. Зло иногда может являться добром и справедливостью. По крайней мере последнее нам наглядно доказал Булгаков, создавая своего Воланда. Зло превращает человека в инстинктивное существо, которое борется за себя. Важно учесть лишь то, что истинное зло является преднамеренным и заранее продуманным.

Каждый из нас способен выбирать между злом во имя зла и злом во имя добра.

Впрочем, герой фильма всю свою сознательную жизнь стоит перед этим выбором.

Как и все мы…

20 января 2014

Микаэль Хофстрём: настоящий тестостерон

Пожалуй, лучший фильм на текущий момент в фильмографии Микаэля Хофстрема. Он обнаруживает в режиссере замечательного рассказчика, умеющего пошагово «ввести» зрителя в тему. Однако, чем больше я смотрел это кино, тем больше убеждался в его поверхностности и односложности. В конце концов, кого уже могут удивить ленты о том, как в холодной Скандинавии подросток попадает в школу и бунтует против незаконного отношения к себе. Хофстрем просто фиксирует все ступени еще одного бунта. Бунта, основанного на сдерживании своей силы и уважения к Закону.

Впрочем, все моменты, связанные с насилием над подростками тут показаны весьма односложно. Зрителю без труда можно понять где хорошие, а где плохие. В действительности обычно так не бывает. Любители «эффективного воспитания» нередко предпринимают неимоверную изворотливость, чтобы не быть замеченными.

Впрочем, учитывая все недостатки фильм мне безусловно понравился. Таких брутальных драк я давно уже не видел. Бескомпромиссно, жестко, отчаянно. Сталлоне и Шварценеггеру, которые недавно снялись в очередной картине Хофстрема, вполне можно было бы поучиться у Андреса Уилсона. Тут ведь дело не в самом поединке, все решал его взгляд.

Так что перед нами весьма и весьма достойный образец подросткового кино. Это не «мыльная» драма и не философский трактат, а вполне реальная история успешного (по внешним признакам) человека. Для философской притчи — слабо, а для «экшна» — в самый раз.

7 из 10

25 ноября 2013

Шведский сёнен

Микаэль Хофстрем ранее был известен мне исключительно по фильму «1408», но недавно на глаза попался диск с кинолентой «Зло» и я решил обязательно посмотреть этот фильм. Меня почему-то всегда интересовали истории о становлении подростков в обществе сверстников, давление со стороны приемных родителей и самосовершенствования. Когда узнал, что фильм снят по одноименному автобиографическому роману (автор популярный шведский публицист и писатель Ян Гийу), то любопытство только возросло.

Парню по имени Эрик (Андреас Уилсон) всего 16 лет, он не блещет успехами в школе, легко задирается другими, терпит оплеухи от самодура отчима и совершенно не разбирается в понятиях морали. В один не слишком прекрасный день все заходит настолько далеко, что паренек до полусмерти избивает одноклассника. За это его «ссылают» в частную школу, где ему предстоит завершить свое образование и во что бы то ни стало получить аттестат (по просьбе матери). И тут в его жизни начинается переломный момент, потому что животные инстинкты говорят одно, а делать надо другое. Именно этой небольшой слабостью пользуются старшеклассники, которые превращают жизнь Эрика во мрак. Сначала издеваются над ним самим, потом набрасываются на его единственного друга Пьерра (Хендрик Лундстрем) и так до бесконечности. Но только лишь пройдя все круги этого Ада парень потихоньку из Зла превращается в настоящего человека.

Актерский состав в своем большинстве мне не знаком, кроме Густафа Скарсгарда и то ввиду его родства с Александром Скарсгардом, но это не повлияло на их игру. Каждый персонаж был на своем месте и все сцены смотрелись гармонично.

11 апреля 2013

SFF: Швеция. Январь. Фильм первый.

Сегодня очередь дошла до шведской программы, которая была презентована на SFF в прошлом месяце. Из той пятерки фильмов меня больше всего заинтересовала эта социальная драма. Вот с нее и начну, пожалуй.

Вообще в последнее время скандинавский кинематограф с завидной регулярностью приятно удивляет меня. Оказывается, у шведов столько увлекательных драм, что они вполне могут потеснить моих любимых испанцев на пьедестале личных симпатий. Этот фильм уж точно пополнит мою коллекцию, поскольку сюжет именно в моем вкусе. Опять закрытое учебное заведение, трудные подростки, строгий регламент, поломанные судьбы… На вскидку могу назвать несколько похожих фильмов по атмосфере: «Песня для изгоя», «Школьные годы Тома Брауна», «Нелюбимые», «Месть», «Хористы», «Отморозки», «Класс» и т. п. Конечно, тема насилия в школьной среде не раз поднималась в кинематографе в самых разных интерпретациях. И шведский взгляд Микаэля Хофстрёма определенно заслуживает внимания зрителей.

Все-таки в драме Сюзанны Бир «Месть» мне больше понравилось, как раскрыта тема ответной реакции на зло. Стоит ли смиренно терпеть унижения или же дать отпор своим обидчикам? Но и тут были свои плюсы. Например, сцены домашнего застолья, которые непременно заканчивались усиленной игрой матери на пианино. Как будто все эти гаммы способны заглушить боль ребенка. Честно говоря, именно образ родителей меня больше всего поразил. Разве нормальная мать позволит так обращаться со своим ребенком?! Конечно, не она вершила зло в доме, но и не препятствовала ему. Выдержка главного героя меня восхищает. Его школьные проблемы кажутся мелочью в сравнении с тем, как он мог уживаться в одном доме с таким «папашей», который всячески пытался его унизить и несомненно обладал садистскими наклонностями.

А интрига фильма в том, хватит ли моральных сил Эрику, чтобы не потерять самообладание и не начать вновь махать кулаками. Ведь это его последний шанс получить образование. Но терпеть с каждым разом все сложнее, ибо издевательства становятся все жестче и теперь уже касаются не только его лично, но и тех, кто ему дорог. Очень понравилась сцена в лесу. Я бы именно так закончил этот фильм. Андреас Уилсон восхитительно сыграл. А ведь это его дебютная роль! Да и вообще весь актерский состав мне понравился. Но концовка немного смазала впечатление. Тем не менее фильм мне понравился, что поднимает шведскую программу на 21 место в личном рейтинге.

8 из 10

26 февраля 2013

Вот уж поистине зло!

Я ожидала совсем другого. И в который раз кино, которое всё откладывала в долгий ящик из-за сложной тематики, оказывается для меня настоящим открытием! Так многое хочется поведать будущим зрителям, чтобы они откликнулись и посмотрели это кино. Но в то же самое время не хочу раскрывать слишком многого, чтобы не портить впечатления разжёвыванием.

Итак, в первую очередь данная картина европейского происхождения смотрится непринуждённо. Действо не перегружено, держит в постоянном напряжении, интересно, и эмоционально. Причём охватывает большой диапазон, как отрицательных эмоций, так и положительных. Одним словом давит на нужные кнопки зрительского восприятия. Но не раздавливает, не уничтожает негативом.

Перед зрителем постепенно обозначаются различные персонажи. При этом зритель сам пытается разобраться в причинах такого поведения и ситуаций. Перед нами раскрывают серьёзную драму, предлагают посмотреть, как с этим справляются герои, посочувствовать им, задуматься, как бы ты сам поступил в такой-то и такой ситуации. А наш главный герой, Эрик, парень, к которому нужно присмотреться и понять. Он непредсказуем, и он борец. Не могу не отметить сыгравшего его Андреаса Уилсона. Актёр замечательно сыграл, и у него просто головокружительная энергетика!

Картина очень интересная и жизнеутверждающая. Более того она снята грамотно. И ещё более — это художественная картина, снятая непосредственно для зрителя. Это тяжёлая история взросления бунтаря по своей природе. Экранизированная автобиография журналиста Яна Гийу. Если хотите — просто драма. Видите мораль — это же отлично. Не видите мораль — ну так это всего история одного подростка, на чью долю выпало столько испытаний! Просто об этом нельзя молчать. Просто это надо знать, потому, что такое бывает слишком часто. Зло — оно везде, оно сидит в человечестве. И кто-то не может ему противостоять, кто-то не хочет, а кто-то восстаёт против.

19 ноября 2012

Невообразимая жестокость

Этот фильм своего рода шедевр в своем жанре. Полное отсутствие справедливости, ненависть, беспомощность. Снято на все 100 %. Весь фильм смотришь с напряжением, ждешь когда же наконец главный герой сможет дать отпор, учитывая, что все данные у него для этого есть. Но на одной чаше весов невообразимая жестокость, а на другой стороне мать, продавшая фамильные ценности, чтобы дать сыну шанс выучиться и вырваться из той ямы в которой они живут, а также вера в светлое будущее.

Фильм полон ярко выраженного садизма, издевательств, нет никакой защиты ни от кого — ни от преподавателей, ни от сверстников, ни от директора, который смотрит на всё «сквозь рукава». Это не пансион. Это — тюрьма.

Тиран отчим, слабовольная мать, пытки в интернате — всё закаляет характер главного героя. Эрик настоящий боец. Любой на его месте скорее сбежал, наложил на себя руки, сдался, но не он.

Большое спасибо режиссеру и сценаристу за достойный конец.

Ставлю твердую 9 из 10 за чрезмерные сцены насилия и садизма. Похлеще чем в фильмах ужасов.

9 из 10

24 сентября 2012

«Я не умру вам назло!..»

Всякий, кто думает, что мальчишки невинны и милы, никогда сам не был мальчишкой или позабыл об этом. А тот, кто думает, что люди не бывают жестоки и не причиняют друг другу боль, вряд ли часто выходит из дома.

Патрик Ротфусс. Имя Ветра

Я читала рецензии к этому фильму, и есть кое-что, что поразило меня до глубины души. Это мнения людей, которые писали, что не понимают логики главного героя, не понимают, почему он терпел выходки отчима, а затем сам поступал почти так же. Боже мой! Вы сами удосужились поставить себя на место Эрика? Вы потрудились ли представить себя унижаемым, угнетаемым ежедневно, ежечасно? Вы думаете, человеку, выросшему в животном страхе за своё существование, легко найти в себе силы противостоять своему тирану? Я не оправдываю его мать, которую, при всей её трусливой любви к сыну сложно назвать истинной матерью, потому как настоящая женщина в полном смысле этого слова никогда в жизни не позволит отцу, не то что чужому мужчине, бить и унижать своего ребенка. Но логику-то Эрика как раз возможно понять — в школах, с ровесниками, он искал выхода своей злобе, агрессии и отчаянию, которые накопились в нём просто пластами. И ещё: что именно трудно понять тем рецензентам, которые сомневаются в том, что жесточайшая многолетняя дедовщина в элитных пансионатах имеет место быть? Люди могут быть настоящими животными независимо от статуса, положения в обществе. И людям богатым животными быть проще — им всё простят, когда они сунут в лапу.

Собственно, говоря о фильме, могу сказать, что картина сильная, пронзительная и заставляет думать и анализировать не только героя, но и себя — а я бы так смог? а я бы пошёл на это? хватило бы у меня сил поступать по своей совести до конца и защищать свою гордость и честь? В принципе, европейское кино, не рассчитанное на массовую развлекуху в отличие от американского, тем и выигрывает. Европейское кино можно назвать настоящим искусством, потому как настоящее искусство в первую очередь пробуждает силу мысли, а значит, и работу души. И фильм «Зло» — один из лучших представителей жанра.

Главные герои, хоть и люди прошлого столетия, а всё же не намного отличаются от современной нам молодежи. Каждый из них представитель своей семьи и своих порядков, а значит, и с проблемами он разбирается так, как его научили. Для себя из этого фильма я сделала такой вывод: называться дворянином документально — ещё не значит быть им. В частной элитной школе для мальчиков были дворяне, которые предпочитали творить безнаказанную дедовщину по крысиным законам, даже на ринг с неугодными они выходили двое против одного. И что они «защищали»? Под видом благонамеренного воспитания младших они просто били и унижали их, воспитывая не уважение к старшим, а отвращение и животный страх по отношению к себе. И всё это продолжалось много лет, всему этому покорно подчинялись забитые, запуганные ученики. Но однажды в школу приезжает Эрик, человек, которого домашние унижения обозлили и ожесточили до такой степени, что, когда он встретил их и в элитном пансионате, бросил вызов немедля.

Что мне нравится в европейском кино, так это то, что они стараются (и удачно) максимально избегать заезженных клише, на которых Голливуд в последнее время бессовестно штампует одинаковые фильмы. Европейская кино-индустрия сложнее, чем американская, она не стремится к идеализированию и засахариванию героев, не делит их на истинно-хороших и истинно-отвратительных. Она, в большинстве своём, показывает людей такими, какие они есть, в разных ситуациях своей жизни, не приукрашивая действительность. Так, Эрик — не идеальный борец за справедливость, он не бросается очертя голову бить своих врагов и не побеждает их к середине фильма; он — обыкновенный запуганный мальчик, как и все ученики, но только с железной волей, которую закалил в нём отчим-мерзавец, и потому находит в себе силы преодолевать самого себя, хотя способен так же бояться, трусить, плакать от боли, страдать от осознания того, что его единственного друга, мягкого и не способного отвечать на жестокость Пьера (весь фильм он напоминал мне толстовского Пьера Безухова, может, не случайно его так назвали?), унижают, чтобы достать его, Эрика.

Замечательный фильм, который не рисует сказочной голливудщины, а пишет живыми красками жизнь на экране. Придраться не к чему.

10 из 10

5 июня 2012

Добро должно быть с кулаками?

Действие картины разворачивается в Швеции 50-х годов прошлого столетия. Эрик — шестнадцатилетний подросток, подвергающийся домашнему насилию со стороны отчима-садиста. По невнятным причинам вполне себе атлетически сложенный парень терпит ежедневные издевательства, а его любящая мать остервенело заглушает фортепианными аккордами звуки ударов, старательно делая вид, что ничего не происходит. Стоически перенося унижения в семье, Эрик вымещает свою злость в стенах школы, безжалостно избивая одноклассников. После очередной драки буяна ожидаемо исключают, заметив напоследок, что его нужно хорошенько выпороть — такой вот сарказм. И Эрику дается последний шанс спасти свое будущее, и нужно-то всего ничего: поучиться год в элитной школе-интернате и вести себя там паинькой. На удивление, задача оказалась не из легких. По всей видимости, в Швеции, придерживавшейся нейтралитета во времена Второй мировой войны, быстро забылись ужасы нацизма, что позволило допустить поддержание дисциплины в стенах отдельно взятого учебного заведения с помощью политики террора, основанной на принципах социального дарвинизма. В интернате царит жесткая дедовщина, за малейшей провинностью неминуемо следует наказание, а руководство школы сквозь пальцы смотрит на произвол выпускников. Перед Эриком стоит выбор: стиснув зубы, подчиниться установленным порядкам или, пойдя по привычному пути, дать сдачи. А на чашах весов оказываются — ни много, ни мало — честь и будущее.

Зло порождает зло, жестокость порождает жестокость, однажды втоптанному в грязь сложно удержаться от соблазна втоптать в грязь другого. И этот порочный круг практически невозможно разорвать. Изначально главный герой картины и не является ярым сторонником философии ненасилия, не стремится к торжеству справедливости, не радеет за права униженных и оскорбленных, а всего лишь хочет, чтобы его оставили в покое. Однако сила личности и ярко выраженные лидерские качества не дают ему смешаться с толпой. Сатьяграха, успешно применявшаяся сторонниками Ганди в период английского колониального господства, не смогла увенчаться успехом в шведском интернате, а лишь разозлила местных колонизаторов-старшекурсников, которые начали старательно испытывать терпение своего противника и усердно давить на его самые слабые места.

Что делать, когда смирение и непротивление злу приводят к потере всего, что держало на плаву, а ответное насилие не только не способно решить проблему, но и не приносит ни малейшего удовлетворения? Оказывается, кроме силы и справедливости, в цивилизованном обществе есть еще один, почему-то редко используемый, рычаг. Порой, если зло невозможно полностью искоренить, его можно нивелировать с помощью закона как главного регулятора общественной жизни.

Первая получившая широкую известность режиссерская работа Микаэля Хофстрема объективно не лишена сценарных несуразностей и некоторой наивности повествования, что, однако, искупается держащим в напряжении, непозволяющим преждевременно предугадать свое развитие сюжетом, а также теми сценами, реалистичность которых порождает желание отвернуться либо вцепиться мертвой хваткой в подлокотник. Фильм на примере отдельно взятого подростка демонстрирует эволюцию общества от естественного состояния войны всех против всех до правового государства и, одновременно, рассказывает историю о чести, достоинстве и духовном росте отдельно взятой личности.

20 мая 2012

Сопротивление бесполезно?

Фильм шведского режиссера Микаэля Хофстрёма рассказывает нам историю о противостоянии страха и смелости, отчаяния и надежды, зла и достойности.

Парень из не совсем благополучной семьи, Эрик Понти попадает в интернат. Но это был не простой интернат — особый, особенный интернат, где «порядок поддерживали сами ученики». Здесь за любую провинность, любой неосторожный взгляд, случайно брошенное слово — последовало унизительное наказание — на глазах при всех: учениках, обслуге, учителях.

Жестокость и зло в интернате — это норма, обыденность, которая шла со времен основателей учебного заведения, и скорее была их волей, чем просто придуманные правила. Не могли ученики сами проделывать такие безобразия, если б не было молчаливого согласия руководства школы.

Сосед по комнате Пьер говорит Эрику: «…будь заурядным, обыкновенным, не высовывайся» — только это поможет избежать наказания.

И Эрик вначале терпит все эти унижения, страдает от своей беспомощности, и безысходности — но терпит до определенного предела. Искра его ненависти и отвращения к несправедливости переходит в жуткое пламя. Он начинает давать отпор: жесткий, но справедливый отпор всем своим обидчикам, в том числе и отчиму.

В фильме много неясностей, неувязок, остаются много вопросов после просмотра. Хотя финал у картины получился хороший: справедливость восторжествовала. Надолго ли? В жизни бывает намного хуже. Но как красная нить пронизывает фильм идея: нужно противостоять злу и насилию, нужно сопротивляться злу всегда: либо руками, либо языком, либо сердцем.

25 апреля 2012

Один против системы

Для начала, хотелось бы прояснить, что я знал перед простмотром фильма: «Зло» — малоизвестный датско-шведский фильм, снятый за 20 млн. шведских крон. Учитывая, что 1 SEK примерно = 4 руб то получаем 80 млн руб или чуть больше 2,5 млн USD. Бюджет крайне скромный для масштабной, интересной драмы. Но удивили хорошие оценки и отзывы о фильме, и я решился его посмотреть. Ждал я нечто новое, ведь ранее не смотрел шведских фильмов. Но я получил намного больше чем ожидал!

Сюжет захватывает все сознание и заставляет зрителя почувствовать себя внутри фильма. Хотя, по началу, всё кажется довольно обыкновенным — молодой парень попадает в новую школу и начинаются проблемы. Но как красиво он выходит из каждой ситуации и противостоит несправедливости. Сюжет наполнен разнообразными интересными событиями и чтобы описать все мне нужно потратить весь день, если не больше. Такую картину просто нужно смотреть и после этого менять свою жизнь.

Кроме сюжета мне очень понравилась атмосфера фильма. Все предметы, здания, костюмы подобраны в духе старых фильмов. Чувствуется будто смотришь не фильм 2003 года, а старую картину, но с хорошим изображением. Операторская работа проделана грандиозная, для фильма с таким бюджетом.

Реалистичность на высшем уровне. Эпизоды с драками заставляют зрителей самим напрячь мышцы, иначе это смотреть невозможно. По ходу фильма мне даже стало жарко от напряжения. Ну и, конечно же, невозможно не отметить отличную актерскую игру всего состава.

Очень жаль, что фильм не так популярен, как хотелось бы. Я даже не нашел к чему придраться в этом фильме, он один из лучших в своем жанре и войдет в список моих любимых.

10 из 10

1 апреля 2012

Прочитав описание, и начав смотреть фильм сразу бросилось в глаза несовпадение возраста актера, которому тогда было 23 и его персонажа — 16 летнего подростка Эрика. Сюжет таков — отчим постоянно над ним издевается, парень вымещает злобу на окружающих его ребятах из школы (по поводу или без показано не было, сомневаюсь, что кто-то стал бы связываться с таким серьезным бойцом по своей воле), и в конечном итоге его оттуда выгоняют, но он переходит в школу интернат, что-бы доучиться. Там он показывает свой характер… Неповиновение во всем, отказ выполнить любую просьбу исходящую от старших учеников, естественно вызывает негодование лидера. На этом и построена линия «противостояния всему миру».

С самой первой сцены избиения плеткой отчимом, здорового парня (плавца и полнейшего отморозка, судя по следующей сцены избиения уже им одного из учеников в первой своей школе) я понял, что этот фильм не попадет в список моих любимых. Режиссеры ставят задачу показать сильную личность, поучительную историю с моралью, но забывают про мотивацию персонажей и реализм. Без него просто не веришь в то, что происходит на экране! Непонятно, что руководило Эриком когда он практически калечил одноклассника в начале. Непонятно, что за характер показан создателем фильма. Если это бунтарь идущий против системы, каким образом он терпит бешеного садиста отчима? Почему калечит одноклассника в начале, но оставляет главного противника который весь фильм портит ему жизнь, не тронув пальцем, когда наконец-то предоставляется возможность? Все эти вопросы остаются без ответа, и вызывают ощущение, что просто «недодумали». Снять сняли а, что показать хотели толком сами и не знали, понахватали только шаблонов из множества других фильмов с похожим сюжетом. Особенно поражает сцена в конце, когда Эрик возвращается домой с уже с «повышенным боевым духом»(хотя, что изменилось? если жених матери раньше имел такое влияние, что парень все сносил от него, как события в интернате повлияли на, что-либо?) и находит в себе силы «восстать» против чокнутого псевдо-отца. Задвигает ему речь про то, что он маньяк и ему не место в их доме! мол хватит уже, издеватся надо мной ты больше не будешь! Уберайся вон!.. после чего заходит в комнату где проходят обычно избиения плеткой, обернувшись говорит матери «Это будет в последний раз» и закрывает дверь. Чтож это сильно. Выступить против тирана, но дать ему напоследок еще чуть-чуть потешить себя. Действительно, почему нет… Мать же ничего не говорит, судя по тому как она любит сына она очень рада — весь садизм закончен. Странно только, что до этого ни одной попыки с ее стороны, что-либо изменить замечено не было. Собственно зачем вообще ей нужен был этот урод-маньячелло? Это останется загадкой для меня. И таких сцен тут предостаточно, чего стоит например получение ста ударов в лицо в столовой…

Кино в течении просмотра всеже поднимает некоторые чувства, вызывает ощущение несправедливости (только благодаря игре харизматичного парня в главной роли), но поскольку происходящее надумано и характер Эрика вместе с поступками неясны до конца, желания с ней (несправедливостью) бороться так и не возникает. Интриги никакой нет, финал предсказуем. Итог такой — если уже все пересмотрено, и нечем скоротать вечерок, только тогда наверно можно глянуть это «Зло».

4 из 10

22 февраля 2012

Зло порождает ЗЛО

В Библии сказано: «если тебя ударили по правой щеке, подставь левую». В нашем мире нет такого человека, который бы не получил удар по той самой правой щеке. Многие из нас решают мириться с несправедливостью. Тебя ударили — так промолчи, не будь конфликтным и всё уляжется. Они выбирают путь — подставь левую щеку. И если в каких -то ситуациях это и может сработать, то в каких-то вас просто убьют или унизят до такой степени, что вам просто не захочется жить. Другие борятся. И лишь немногие из тех, кто борется, объявляют настоящую войну несправедливости, где идут до конца, не смотря ни на что.

У Эрика, главного героя картины «Зло», была «семья», в которой тиран — отчим избивал его каждый день по большей степени за просто так. Была также любящая мать, хотя была она и не совсем любящей, раз позволяла нынешнему тирану — мужу издеваться над единственным сыном. К сожалению, Эрик был лишен семьи — взаимопонимания, поддержки, доброты и тепла со стороны близких ему людей. Из дома хотелось бежать и единственным укрытием была только школа. Но здесь Эрик становился куда хуже своего отчима, избивая своих сверстников. И здесь были одни только проблемы. Спасение нашла любящая мать, отправила Эрика в школу — интернат, чтобы он учился и смог в дальнейшем получить высшее образование. И Эрик начал учиться, ведь для него это место было своего рода спасательным кругом. Но жизнь распорядилась иначе, сказав: «всё будет не так — то просто, милый Эрик, поэтому либо сражайся, либо терпи». И он сражался, как настоящий мужчина.

Фильм «Зло» получился настолько жизненным и правдивым, что совсем не кажется фильмом. Как будто вы сидите, вам рассказывают эту историю, а вы всё это представляете со всей суровостью, жестокостью и несправедливостью. Вам искренне жаль главного героя, потому что он представляется вам настолько реальным, как близко сидящий с вами друг. И вы оправдываете каждый его поступок, каждое сказанное им слово. И вы искренне верите в лучшее, не исключая и самого плохого, что с ним могло бы произойти. Как будто в этом главном герое есть частичка вас самих и окружающих вас людей, которые также столкнулись с несправедливостью, и эти частички просят положить конец несправедливости — накостылять обидчикам.

Лучше не было бы в этом мире жестокости. Но если кто — то это понимает и старается улучшить этот мир, то другие только всё разрушают. Война с несправедливостью неизбежна и необходима. И пока есть такие единицы, как Эрик, ей есть место быть и быть ей, как это ни печально, всегда.

9 из 10

20 января 2012

И знаем мы по школьным азам:

Кому причиняли зло

Тот зло причиняет сам

Уистан Хью Оден

Посмотрев фильм, меня охватили смешанные эмоции. С одной стороны я радовался прекрасной концовке фильма, так сказать «хэпи энду» с легкой недосказанностью. С другой меня охватила невероятная (ну вы уже догадались) злоба. Фильм озлобляет, потому что там показана слегка ребяческая и приукрашенная, но правда. Та правда о школах и других учебных заведениях, которую не знают родители, точнее знали, но предпочли забыть. Очень глубокое повествование образа проблемных детей, заключенного в мальчике Эрике.

Я бы дал миллион, но

10 из 10

17 декабря 2011

Если мои права нарушаются, я ничего не могу сделать, потому что такова жизнь?

Конечно как бывает жесток наш мир не нужно обьяснять даже маленькому ребенку. Все наверно в какой то степени сталкивались с несправедливостью, безразличием, жестокостью.. Как противостоять этому? Ответить жестокостью на жестокость? Простить? Избегать, убежать, смириться ? Или можно предотвратить? Возможно посмотрев фильм появится ответ на этот вопрос…

«Зло» — шведская драма 2003 года. Фильм был номинирован на премию «Оскар» за «Лучший фильм на иностранном языке»

Стокгольм, 50-е годы прошлого века. Отец 16-летнего Эрика «в воспитательных целях» регулярно избивает своего отпрыска, который в любой конфликтной ситуации тоже всегда готов пустить в ход кулаки.

Уличные драки — его стихия. В этом деле ему нет равных — каждый раз его соперник уходит с поля битвы проигравшим. И лишь хорошие оценки спасают юношу. Однако директор больше не хочет, чтобы молодой человек учился в его школе. Тогда мать Эрика решает отправить юношу в частную школу для мальчиков, где руководство заключено в руках старших студентов.

Чтобы не разочаровать свою мать в очередной раз, Эрик всеми силами пытается сдерживать себя — направлять энергию в мирное русло: учёбу, плавание, дружбу с соседом по комнате Пьером. Но некоторое время спустя Эрик понимает, что в стенах школы всё иначе, чем за их пределами — здесь царит безнаказанность: старшие студенты позволяют себе жестокость по отношению к младшим. А если младшие решат дать сдачи — их отчислят.

Всё в натуре Эрика бастует, и теперь он понимает, что в этой школе жестокость — не развлечение, а возможность защитить себя. Возможность, которой лишены многие студенты. А сдерживать себя Эрику становится всё труднее и труднее — под ударом стоят его будущее, безопасность друга Пьера и любовь к девушке Марье, работающей на школьной кухне. Но какой выбор сделать?

Можно сказать, что подростковая жестокость является формой самоутверждения в среде себе подобных («сильных — уважают, а жестоких боятся»). В подростковом возрасте значимым становится утвердить себя в среде сверстников. И если он не овладел социальноприемлимыми и одобряемыми способами самоутверждения, то проявление насилия в отношениях и будет являться тем средством, с помощью которого он заставляет других признать его, подчиниться ему, пытается силой вовлечь в свою систему ценностей. Конечно Эрик находтся в самом центре звеньев цепочки насилия. Насилие над ним в семье трансформируется в его агрессию над ровестникам в школе. Что должно повлиять на него, чтобы он изменился? В фильме показана и «пассивная жестокость» матери Эрика, которая не говорит ни слова, когда отчим избивает парня, и жестокость учителей, не желавших вмешиваться и прекратить побои младших учеников коледжа.

Изменить окружающее нас общество одному невозможно, но противостоять» злу» в своей жизни-реальная задача!

10 из 10

8 сентября 2011

Против всех

Вы заметили как сильно европейские фильмы отличаются, от схожих по тематике, с американскими? В них есть что-то реальное, настоящее. В них есть особое, гнетущее настроение, все как в реальной жизни, когда мы сами попадаем в подобные ситуации.

Фильм «Зло», это реальный пример того, что происходит, происходило и будет происходить, неважно какой это город, район, школа…,в конечном итоге, разница лишь в том, что более высокие представители социальной лестницы придумывают наиболее изощренные и жестокие способы насилия.

Эрик, бунтарь по своей натуре, но с вполне правильными взглядами на происходящее. Герой всячески сопротивляется растущему натиску со стороны «элиты», что естественно вызывает ответную реакцию. Этот фильм учит нас все тем же моральным основам любого общества: дружба, честь, достоинство.

Эрик воплощение настоящего мужчины, смелого, отчаянного, не боящегося ответственности и отвечающего за свои поступки.

Что-же фильм не из разряда развлекательных, это фильм о жизни, о реальности и ставить ему оценки тоже самое что оценивать правильность погоды или неровность рельефа. Просто смотрите и учитесь.

4 сентября 2011

113 минут со сжатыми кулаками

Очень давно этот фильм был у меня в категории «надо как нибудь посмотреть, но времени нет», но вот и настало его время.

Изначально Эрик предстает в наших глазах, как жестокий, необузданный юноша, не нуждающийся в уважении. Но все меняется. Школа-интернат сперва кажется вполне благородным заведением, со своей историей и традициями, но… тут-то я и хотел обратить Ваше внимание именно на традиции. Ученики шестой категории, под ликом воспитания младшего поколения, позволяют себе вольности, граничащие с садизмом. Эрик не тот человек, которого можно заставить подчиняться, но опять же очередное «но». Его мать, которая очень много сделала для него, которая сильно надеется на его благополучие, которая живет с его отчимом- тираном, верит в его успех и подвести ее- значит проиграть.

Отто-председатель ученического совета, человек с дворянскими манерами и маниакальными идеями лидерства. В его буйных фантазиях куча мер воспитания, которые не всегда можно назвать нормальными. Но Эрик, благодаря своей неуступчивой натуре, готов противостоять всей системе, но… Опять же очередное и уже третье «но». Нельзя дать настоящий отпор, грозящий вылету из интерната, нельзя ничего, что не граничит со сводом правил заведения.

Этот фильм заставил переживать по-настоящему, без упрека на игру актеров, он даже заставил меня много думать и делать выводы.

Честное слово, редко увидишь такое кино.

10 из10

16 августа 2011

Детство закончилось

За несколько последних лет скандинавский кинематограф уже может чем-то похвалиться. По крайней мере теперь многие знают не только Ларса фон Триера, но и картины с этих северных широт. Но самое главное не в том, что фильмы из Швеции или Дании начали выходить за границы государств, а в том, что у местного кино появляются очертания определённого стиля. Ведь согласитесь, что Вы всегда можете отличить американское от французского кино, или, скажем, немецкое от итальянского. А всё почему? Так как у них есть своя стилистика, вот и у скандинавов она начала возникать и это не может не радовать.

Одним из таких утверждающих фильмов стала картина «Зло» Микаеля Хофстрёма. Этот режиссёр достоин отдельного упоминания, ведь после премьеры «Зла» его карьера перешла в иное русло, точнее в другую географию: он начал снимать в Голливуде, а его вторая картина, снятая по великому и ужасному Стивену Кингу «1408» получила большую популярность. А это значит, что данный кинематографист чем-то смог удивить дотошных критиков Голливуда, работающих на многомиллионные компании, чтобы его кандидатуру приняли в расчёт.

И именно «Зло» дало такой толчок в развитии шведского режиссёра. Микаель Хофстрём в этом фильме 2003-го года затронул тему насилия в школе. Но только это не очередной фильм про беспредел и безнаказанность учеников, он и остальные сценаристы вывел в сюжетную линию иные моменты существования молодёжи: это вседозволенность старших над младшими, медленно вытекающая в настоящий фашизм. Однажды нечто подобное можно было наблюдать, с точки зрения морали, в немецкой ленте «Эксперимент». К тому же была точно определена веха в истории — это те времена, когда ученики привилегированных школ кичатся не деньгами своих родителей, а упиваются властью, которая есть у родителей, а, как известно, власть — самый сильный наркотик. В фильме это чётко показано. И планомерное развитие сюжета не даёт зрителю обернуться назад и понять когда же закончились просто насмешки и когда они переросли в настоящие издевательства.

Фильм содержит в себе мораль, которую надо осознать, пусть показанные условия далеки от наших родных, но узреть её нужно. «Зло» — серьёзное, очень серьёзное психологическое кино, стоящее предельно внимательного просмотра.

8 из 10

11 июня 2011

Противостояние злу без насилия

Да, фильм сильный. Честно говоря я думала что все закончится не так радужно. Готовилась к самому худшему. Обычно фильмы с таким сюжетом имеют печальный конец — смерть главного героя, который этим избавляет мир от зла или его жертва остается совершенно бесполезной. Здесь все заканчивается благополучно, но кажется слегка неправдоподобным. Мы так привыкли, что в нашей жизни побеждает зло, что обратная ситуация неестественна.

И это частная школа, где учатся сынки богачей и политиков? Если там творится такое, то что говорить про школы и интернаты, где половина детей имеют родителей алкоголиков или рождены в неблагополучных семьях.

Складывается такое впечатление, что в школах идет борьба за выживание, а не обучение детей. Совершенно безразличное отношение учителей частной школы просто поражает. Как они могли допускать такое насилие. Не замечали его и тем самым поощряли. Дедовщина одним словом. Эти безобразные и зверские поступки старших учеников изумляют своей жестокостью. Некоторые из них запросто могли привести к летальному исходу. Интересно как объяснили бы это директор и педагоги. По сюжету видно, что некоторые педагоги были не в курсе этих дел, что кажется совершенно неправдоподобным. А все, кто знали, молчали, скорее всего из-за боязни потерять работу.

В этой школе было столько правил, большая часть которых противоречила закону. Главного героя довели до такой степени отчаяния, что я удивляюсь как он в этой ситуации додумался обратиться к адвокату. Он был совершенно обессилен безрезультатным противостоянием, которое приводило его в тупик.

В этой истории есть одна положительная деталь. Все эти мучения привели главного героя к пониманию, что со злом можно бороться и даже одержать верх в этой борьбе. Он наконец-то поборол свой страх перед отцом и наконец смог ответить ему тем же, чем тот унижал его всю жизнь.

Конечно, хочется верить, что такое возможно и в нашей жизни. Что когда-нибудь добро окончательно и бесповоротно победит.

8 июня 2011

«Я не такой, как ты!»

«Ты и правда думаешь, что можно противостоять им без насилия?»

Этот фильм о традиционном противостоянии человека и системы, о выборе своего жизненного пути, о борьбе с косностью и несправедливостью.

Главный герой — Эрик Понти, 16-летний парень, которому уже достаточно много пришлось пережить и почувствовать в этой жизни: потерю отца, издевательства отчима, беспомощность матери, свое собственное бессилие и ненависть, выливающуюся в яростные атаки обидчиков.

Неожиданно он попадает в новые для себя условия — в частную школу-интернат. Эта школа — его последний шанс получить образование и профессию. Герой готов начать все с чистого листа. Однако в школе свои порядки и традиции, и главная из них — произвол старших учеников по отношению к младшим. Ответить на насилие нельзя, но и смириться тоже невозможно. Противостояние неизбежно.

Его отчаянное сопротивление с опущенными кулаками заранее обречено — система либо раздавит его, либо исторгнет из себя. Это не может не вызвать мощного сочувствия со стороны окружающих. У него появляются друзья, которые в результате также оказываются втянутыми в эту заведомо проигранную борьбу. Кажется, что герой топит себя и близких ему людей, и что их жертвы бессмысленны…

Зачем ему это было нужно? Он просто не мог поступить иначе. Дать втоптать себя в грязь — значит позволить победить порочной системе.

«Таких нужно уничтожать, нельзя позволять им победить», — это слова главного героя о таких людях, как Сильверхейм и отчим. Уничтожать, потому что именно они являются источником зла и насилия. Уничтожать не физически — ведь сами по себе они лишь порождение системы, — а при помощи закона и открытого обличения, сорвав маски и явив всему миру уродство.

Основная мысль: с несправедливостью можно и нужно бороться. Не стоит бояться быть первым, быть не таким, как все — нужно расшатывать систему, ломать стереотипы, искоренять косность, чтобы дать место новому, прогрессивному, законному. Возможно, став юристом, герой посвятит этому жизнь, так же, как и его прототип, Ян Гийу, бесстрашный журналист и писатель, всегда доставлявший немало хлопот властям…

Отличный фильм. Цельный и главное — жизнеутверждающий. Смотрится на одном дыхании, вызывает сильный эмоциональный отклик. Понравилось, что фильм реалистичный — в элитных учебных заведениях Европы начала и середины прошлого века действительно царили подобные порядки и потребовалось немало усилий и времени, чтобы переломить ситуацию.

Андреасу Уилсону максимальный балл за актерскую игру, особенно если учесть, что это его дебют в кино. И отдельное спасибо за постановку драк, в частности, финальной — впечатлило.

10 из 10

2 июня 2011

Всякому своя честь дорога

Отличный фильм, основанный на автобиографическом романе Яна Гиллоу, правдивый и реалистичный! Тема, затронутая в фильме — противостояние человека несправедливости, жестокости и насилию, весьма актуальна на сегодняшний день, когда сплошь и рядом встречается подобное.

Главный герой Эрик (Андреас Уилсон) — подросток, который регулярно подвергается безжалостным избиениям своего отчима-тирана, хорошо учится, но вымещает свою злость на сверстниках — это и становится причиной перехода в другую школу, которая стоит его матери огромных затрат. Оказавшись в новой школе, главный герой понимает, что не должен подвести свою мать, которая любит и верит в него. Целью стает — продержаться один год в школе и попасть на «шестой уровень». Казалось бы простая задача, но только на первый взгляд. Эрик сталкивается с множественными трудностями: нельзя курить, дерзить, сквернословить — за это учащихся жестоко наказывают и унижают. Но главный герой не собирается прогибаться в такой ситуации, имея сильный характер. Подвергаясь психологическому давлению, со стороны членов школьного совета, он всё же соблюдает некоторые правила учебного заведения, но продолжает «гнуть свою линию».

Подбор актёров великолепен так же как их игра. Андреас Уилсон отлично исполняет роль, заставляя понимать зрителей, какие чувства испытывает главный герой в той или иной ситуации. Также хороши и отрицательные герои, особенно Отто Сильверхейм(Густаф Скарсгорд), отлично передавший состояния ярости и трусости. Игра актёров, и отличная работа съёмочной группы создали невероятное напряжение, особенно в конфликтных сценах, что позволяет смотреть фильм на одном дыхании. Удивляет неожиданная концовка! Зритель ждал злостной расправы над обидчиками, однако главный герой проявил сдержанность и милосердие.

10 из 10

28 февраля 2011

«Одной грубой силы против зла недостаточно…»

«Зло» — одна из немногих европейских драм, которые можно смотреть с таким же интересом, как и голливудские, при большем интересе к западному кино. Как правило, именно там нас жду «обнадеживающие» сценарии, в которых, как бы не было плохо главному герою, он все равно пройдет через все трудности и добьется своей цели. У режиссера Хафстрема, к счастью, дебют в большом кино получился именно таким, несмотря все же на явную принадлежность к независимому. Ведь основное преимущество «Зла» именно в психологическом эффекте на зрителя, тут почти все два часа находишься под неслабым напряжением, но что-то в главном герое постоянно говорит о том, что это самое зло в конечном итоге останется с носом.

16-летний спортсмен и в общем-то справедливый парень Эрик в чем-то похож на главного героя из «Уилла Хантинга». В семье сплошные проблемы, отец вечно наказывает побоями, и соответственно, в школе проблемы со сверстниками, с любой грубостью которых он привык разбираться при помощи кулаков. А тут еще и отправляют в частную школу-интернат, где над учащимися постоянное психологическое давление со стороны властных преподавателей. Хуже того — за новичками постоянно следят более старшие «товарищи» и при любом неподчинении всячески унижают и делают все, чтобы те не получили ученую степень. Но Эрик отличается свободолюбием и терпением, поэтому на любое угнетение находит противодействие, что приводит к зачастую трагическим последствиям.

В частности, в какой-то момент он понимает ответственность за свои действия благодаря своему единственному другу Пьеру, который не обладает таким сильным характером. Этот момент здесь обыгран лучше всего. «Зло» ни разу не скатывается до уровня шаблонной голливудской драмы, где персонажи буквально разжевывают все, что творится у них на душе и как вообще все плохо. Тут это видно без всяких объяснений, и поэтому все внимание сосредоточено на главном герое, который понимает, что чем больше он будет сопротивляться, тем меньше шансов закончить учебу, ради которой, собственно, и приходится мириться с дурными порядками интерната. Вроде бы все выглядит мрачновато, но местами Эрик на пару с Пьером все же сами неплохо издеваются над зарвавшимися надзирателями, и здесь даже прослеживается тонкая ирония создателей фильма.

Классического хэппи-энда не видать, и жаль, что из Эрика все же не сделали анти-героя, который почаще бы пускал в ход кулаки ради справедливости. Но в данном случае у нас не боевик, а некоторое бездействие главного героя умело оправдано его первоначальной целью, и грамотный финал «Зла» еще напомнит об этом. Качество и отличный интересный сюжет очень хорошо можно проследить по скромнейшим сборам — такое, к сожалению, сейчас сплошь и рядом. Конечно, основную кассу должны собирать синтетические блокбастеры, но уж от жанра драм такому то фильму хочется пожелать побольше внимания. Кино не очень оптимистичное, но снято превосходно, с отличными актерами, отдельно надо отметить харизму Андреаса Уилсона. Такие парни, которые могут быть одновременно добрыми и жесткими, просто так никогда не сдаются, а в современном кино таких персонажей частенько не хватает.

На мой взгляд — превосходная, редкая по качеству и сценарию драма режиссера Хафстрема про значимость и силу одного человека среди большинства.

15 сентября 2010

Береги платье снову, а честь смолоду.

Это потрясающий фильм! Фильм, который должен посмотреть каждый. Он весьма полезен для нынешнего общества.

Фильм о борьбе добра со злом, о борьбе несправедливости со справедливостью, о том, как одни люди, по какой то причине ставят себя выше других.

Фильм раскрывает многие человеческие пороки и слабости, например такие как трусость, влечение совершать низкие и гадкие поступки, неуважение к окружающим, а значит в первую очередь и к самому себе.

Но с другой стороны, картина также показывает нам и положительные людские стороны, на примере главного героя — Эрика. Он проявил себя, не смотря на свой юный возраст, как нельзя лучше. Он показал что любые стереотипы можно разрушить, что не стоит сливаться с серой массой людей, которые не имеют собственного мнения и спокойно смотрят на беспредел и несправедливость, что никто и никогда не сможет приломить его гордость а самое главное — честь. Эрик вырастет настоящим и достойным мужчиной.

Игра Андреаса Уилсона просто прекрасна. Тем более, если учесть, что на эту роль пробовалось 120 актеров, а выбрали именно его, это о чем то говорит.

Итак, это одна из самых потрясающих, сильных и проникновенных картин, которую я когда либо видела.

10 из 10

10 мая 2010

Драма Зло на экранах кинотеатров с 2003 года, премьерный показ состоялся более 21 года назад, его режиссером является Микаэль Хофстрём. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Андреас Уилсон, Хенрик Лундстрем, Линда Зиллиакус, Филип Берг, Фредрик аф Трамп, Ричард Даниэльссон, Мартин Сване, Рустан Бломквист, Питер Эггерс, Пер Вестергрен, Хенрик Линнрос, Теодор Хоффстен, Санна Мари Патьяс, Йохан Рабеус, Мария Рихардсон.

Примерные затраты на создание фильма составили 20000000.В то время как во всем мире собрано 340,122 доллара. Производство стран Швеция и Дания. Зло — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.