Последний король
Charles II: The Power & the Passion
7.3
7.5
2003, мелодрама, драма, биография
Великобритания, США
В ролях: Руфус Сьюэлл, Руперт Грейвз, Чарли Крид-Майлз, Кристиан Коулсон, Ширли Хендерсон
и другие
Его отец был казнен Оливером Кромвелем. Но после десяти лет, проведенных в изгнании за пределами Англии, король Карл II триумфально возвращается на родину по приглашению парламента. Он нашел страну растерзанной после многолетней и кровопролитной гражданской войны. Продолжается ожесточенная борьба между протестантами и католиками, против короля плетутся заговоры, а его знаменитые амурные похождения приносят не меньше хлопот, чем политические проблемы. Хотя Карл II очень старался быть достойным королем, Великая чума 1665 и Лондонский пожар 1666 года почти что поставили Англию на колени. Сможет ли Карл II восстановить свою родину во всем блеске ее былой славы?

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Последний король

английское название:

Charles II: The Power & the Passion

год: 2003
страны:
Великобритания, США
слоган: «Власть и страсть»
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , , , ,
видеооператор: Рышард Ленчевский
композитор:
художники: Сара Гринвуд, Иэн Бэйли, Мартин Мэйли, Майк О’Нилл, Кэти Спенсер
монтаж:
жанры: мелодрама, драма, биография, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 16 ноября 2003 г.
на DVD: 2 июня 2005 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма, биография, история

Отзывы критиков о сериале «Последний король», 2003

Плохие реставраторы Джо Райт и Адриан Ходжес

Мировой кинематограф не может похвастать большим количеством художественных фильмов, освещающих правление английского короля Карла Второго Стюарта (1660—1685). Не считая наших «Мушкетёров. 20 лет спустя», из указанной тематики я посмотрел «Распутника» и «Королевскую милость» (она же — «Реставрация»), где в роли Карла II отметились Джон Малкович и Сэм Нил, соответственно. Но особенность данных кинокартин в том, что личности этого английского монарха в них уделено второстепенное внимание: главными их героями, всё-таки, являются другие лица. Фильм «Последний король» режиссёра Джо Райта, на сегодняшний день, — первый фильм, из просмотренных мною, который целиком посвящён личности Карла, короля, ведшего безнадёжную борьбу за восстановление в Англии абсолютизма. В моих планах уже пару лет значилось ознакомление с данным кино, особенно учитывая то, что главную роль в нём исполнил Руфус Сьюэлл. И, сказать по правде, как историческое кинополотно, фильм «Последний король» меня разочаровал. И причинами моей им неудовлетворённости будут следующие.

Как серьёзную историческую драму «Последнего короля» портят бедная постановка и полное отсутствие размаха. В частности, отражение в фильме знаменитого Лондонского пожара и эпидемии чумы 1666 года настолько слабое и невзрачное, что сразу же на ум приходит сравнение их изображения в «Королевской милости», которая на восемь старше «ПК», но в которой указанные события получились гораздо более насыщенными и масштабными. Что же до других важных событий эпохи Реставрации, то они и вовсе остались не упомянутыми. Если не считать войн с Голландией, о которых герои фильма только говорят в тесном кругу в течении минуты-другой, но ни одного корабля и, даже, ни одной пушки или матроса увидеть зрителю предложено не будет. Также ни словом не обмолвился сценарист и о национальном вопросе на Британских островах (об Ирландии и Шотландии). А изображённой на экране борьбе Карла II с парламентом за право принимать государственный бюджет изрядно недостаёт интересных деталей и напряжения. В фильме практически не показаны ни жизнь английского двора, ни простого народа, ни панорама Лондона XVII века. Вообще, рассматриваемой кинокартине свойственна какая-то камерность: малочисленные локации съёмок, преимущественно в помещениях, в сочетании со скупыми и невыразительными декорациями.

Отсюда у картины и малый спектр действующих лиц, а характеры некоторых недостаточно раскрыты. Особенно это относится к принцу Джеймсу (будущему королю Якову II) и герцогу Монмуту (внебрачному сыну Карла). В частности, фильм не даёт зрителю ответа на такой важный и судьбоносный для английской истории вопрос, как приверженность Карла и Якова к католичеству. Остаётся лишь предположить, что для последних Стюартов католическая вера стала только выражением их пассивного протеста и способом дистанцироваться от протестантского парламента, отправившего на казнь их отца Карла Первого. Таким образом, своим упрямым нежеланием принять завоевания Парламента и сложившийся порядок вещей, последние короли-Стюарты сами изолировали себя от собственного народа и страны, подготовив тем самым падение своей династии.

Общественным и политическим событиям времени правления Карла II в фильме внимания уделено очень мало (в основном, когда дело касалось королевско-парламентских трений вокруг денег). Зато гораздо больше времени отведено на освещение взаимоотношений короля с его женщинами, как будто именно это и составило главные заботы Карла за всё время его правления. Ну, если в изображении его отношений с женой-португалкой и имеется определённый смысл (врё-таки, это вопрос рождения наследника), то чрезмерное внимание сценариста Адриана Ходжеса его любовницам, чьё влияние на политику не получило должного освещения, явно не оправданно. Да и от самих любовных похождений Карла хочется только зевать. Оригинальное название фильма намекает на взвимосвязь в жизни Карла II страсти и власти. Но если его борьба за власть получила хотя бы какое-то отражение (хоть и куцее, но всё же), то какой-то особой страсти я и вовсе не увидел. В этом смысле приторный «Великолепный век» даст сто очков вперёд «Последнему королю».

Игра Руфуса Сьюэлла нормальная, но не более. У Дж. Малковича и С. Нила Карл II в «Рапутнике» и «Королевской милости» получился несколько лучше. И всё же, рассматриваемое кино не лишено ярких и интересных образов. Полагаю, большинство со мною согласится в том, что истинным героем «ПК» стал Руперт Грейвз, затмивший своей игрой всех остальных актёров, включая и исполнителя главной роли. До сегодняшнего дня я не являлся поклонником творчества Грейвза, поскольку видел его недостаточно, но, благодаря этому фильму, я весьма заинтересовался его другими работами. Кроме него обратил на себя моё внимание и другой персонаж — один протестантский лондонский болтун, сочетающий в своём образе Бенни Хилла и Десятого Доктора.

Подводя общий итог, скажем, что «Последний король» — фильм неудачный, эпоху Английской Реставрации не ожививший.

5 из 10

13 апреля 2015

Карл II не самая популярная фигура в английской истории, рыжая Елизавета Тюдор, многострадальная Мария Стюарт, даже Генрих VIII со своими шестью женами бьёт рекорды по вниманию. Но находящаяся в тени личность последнего настоящего короля будущего Британского содружества не зря удостоилась мини-сериала. Именно потому, что Карл был чрезвычайно противоречивой фигурой, а возможно, из-за того он стал таковой, но его жизнь лёгкой не назовешь. Трагическое начало фильма, когда молодой принц стоит под эшафотом и наблюдает казнь отца, абсолютно надумано и не несет под собой реальной исторической подоплёки. Во время казни он находился за пределами Англии, а весть о смерти отца получил случайно через роялистскую газету. Но не стоит критиковать режиссёра, который просто решил сразу обозначить драматический уклон своей работы. Джо Райт изначально даёт понять зрителю, что впереди его ожидает энергичное и чрезвычайно событийное повествование со взлётами и падениями, тенями и бликами, скачками напряжения и температуры.

Карл II Стюарт (Руфус Сьюэлл). Карл был высоким, смуглым мужчиной (спасибо предкам по матери — Медичи). Будучи правнуком Марии Стюарт, внуком Джеймса I и сыном проигравшего битву с парламентом Карла I, он вынужден был рано постичь тонкую науку выживания. По сути единственной целью этого монарха было удержаться на троне, не потерять власть, которая была возвращена ему с таким трудом. Заграничные мытарства будущего короля научили его улыбаться всем, но держать свое мнение при себе. И Руфус Сьюэлл действительно показывает короля, который мечется между католиками, протестантами и дессентерами на улицах страны, вигами и тори в парламенте и женой и любовницами в спальне. Ему хотелось быть автократом, чья власть несомненна, а корона, снятая Кромвелем с головы отца, прочно сидит на голове сына. И в памяти людей этот король остаётся не только правителем, при котором разгорелись Большой пожар и Бубонная чума, а также покровителем науки и искусства, основавшим Английское Королевское общество, где творили Ньютон и Локк.

Джордж Виллье, 2-й герцог Бэкингем (Руперт Грейвз). Отец Джорджа — печально известный Бэкингем, фаворит Карла I. Первый Бэкингем, павший от руки фанатика Джона Фелтона, удостоился чести быть упомянутым претензиозным и пафосным Дюма-старшим. Сын возлюбленного Анны Австрийской слыл остроумным ветреником, искателем приключений. Но помимо всего, и Грейвз рисует поистине насыщенный красками портрет, это была поверхностная, склонная к обману и властолюбивая личность, человек с утончёнными манерами, но насквозь циничный. Чего только стоят его шашни за спиной у короля, бесконечные интриги и откровенное предательство не просто государя, но и давнего друга.

Сэр Эдвард Гайд, граф Кларедон (Иэн МакДайармид), наставник и вернейший слуга Его величества. К сожалению, искусный политик на собственном примере почувствовал двойственность натуры короля. Прекрасно зная правила политической игры, понимая, что господин готов на все, лишь бы удержать власть, Гайду пришлось стать не последней разменной монетой для Карла и короны. Старый консерватор не обладал навыками волчка, чтобы юлить и вертеться, равно как и не был качественным флюгером, поворачивающимся под напором сильнейшего ветра. А такие плохо гнущиеся железки подлежат своевременной утилизации.

Барбара де Виллье, в замужестве Палмер, графиня Калсман (Хелен МакКрори), алчная и честолюбивая фаворитка Карла II. Эта женщина, ставшая секс символом своего времени, рано постигла мудрость пословицы «Мужчина с эрекцией не слушает советов» и вертела охочим до удовольствий любовником как хотела. Хелен МакКрори не плохо справляется с ролями фатальных дам и в данной картине мы видим скорее хищницу, нацеленную на жертву, нежели пылающую страстью особу. Впрочем, король платил ей тем же.

На завершающих кадрах фильма зрителю представлена поистине идиллическая картина: король-отец в окружении своей разнородной и разномастной семьи. У Карла II было12 детей от 7 любовниц. Луиза де Керуаль,«Плакучая ива», жестоко ненавидимая за мотовство и католическую веру или в простонародье миссис Карвель, равнодушная к политике насмешница-актриса Нелл Гвин и другие нимфы одарили любвеобильного Карла незаконными отпрысками. Законного же наследника от Екатерины Браганза ему не было дано произвести на свет. Первый бастард короля от Люси Уолтер, герцог Монмут, став марионеткой вигов, доставил венценосному отцу множество хлопот. Помимо этого родственника Карл вдоволь нахлебался, возясь со множеством настоящих и псевдо заговоров. Чего стоили треволнения из-за смуты в парламенте, поднятой на редкость уродливым фанатиком Титусом Оутсом. Жёсткая беседа Джорджа де Виллье с Оутсом яснее ясного характеризует обстановку, в которой жил и правил наследник Стюартов. Чтобы сохранить равновесие в тех обстоятельствах и с теми сторонниками, королю требовалась ловкость канатоходца над пропастью. Поэтому и приходилось предавать друзей, отправлять на эшафот невиновных, отказываться от обещаний и менять убеждения. И тандем Райт-Сьюэлл красочно, динамично и страстно живописуют жизненный путь последнего настоящего монарха Англии и Шотландии.

События, показанные в фильме, тем убедительнее, что подтверждаются множеством исторических деталей, начиная с взаимной трепетной любви короля и сестры Генриетты-Анны, любительского спектакля с участием несостоявшейся фаворитки Френсис Стюарт, первой встречи короля с супругой «Летучей мышью», позированием Гвен перед Питером Лили и заканчивая картинами Ван Дейка и панелями Рубенса в интерьере. Эти достоверные мелочи, как недостающие пазлы, дополняют всю картину, являя образ Карла II во всей его противоречивой цельности.

8 из 10

13 апреля 2013

Мне фильм очень понравился, истинно отражает атмосферу того времени, как я её себе представляю. Актёры сыграли превосходно.

25 февраля 2006

Мелодрама Последний король на экранах кинотеатров с 2003 года, премьерный показ состоялся более 19 лет назад, его режиссером является Джо Райт. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Руфус Сьюэлл, Руперт Грейвз, Чарли Крид-Майлз, Кристиан Коулсон, Ширли Хендерсон, Мартин Фриман, Хелен Маккрори, Питер Уайт, Табита Вади, Роберт Ист, Дориан Лок, Иен Макдермид, Грэм Мактавиш, Дайана Ригг, Роберт Кавана.

Производство стран Великобритания и США. Последний король — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2022 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.