Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Корпорация «Санта на продажу» |
английское название: |
Rare Exports Inc. |
год: | 2003 |
страна: |
Финляндия
|
режиссер: | Ялмари Хеландер |
сценаристы: | Ялмари Хеландер, Жуссо Хеландер |
продюсеры: | Ханну Калиолати, Харий Альто, Юкка Валтанен |
видеооператор: | Жан-Ноэль Мустонен |
художник: | Маркус Фрискберг |
монтаж: | Ансси Писто |
жанры: | ужасы, боевик, комедия, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 сентября 2004 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 8 мин |
Согласитесь: без Деда Мороза — тяжело. Да, мы давно свыклись с тем фактом, что загадочный бородатый мужичок с мешком за спиной и носом закатного оттенка — это в лучшем случае папа, а в худшем — измотанный пьяный аниматор, усиленно калымящий под Новый Год. Да, для наших детей государство выдумало очередной симулякр, заседающий где-то в недрах Великого Устюга и распространяющий свою благодать с недюжинной готовностью, что зиждется на немалом окладе. И всё-таки тяжело осознавать, что нет в реальном мире этого красно-белого средоточия вселенского волшебства, компенсирующего нам утрату младенческой связи с родителями.
Ялмари Хеландеру тоже было нелегко. Однако он смог преодолеть свою многолетнюю фрустрацию и сделать то, о чём втайне мечтают миллионы взрослых по всему миру. Вооружившись типичными приёмами постмодерна, он переиначил историю Деда Мороза — а также Рождественского деда, Пер-Ноэля и иных обличий таинственного седовласого персонажа. Выстраивая свою мини-франшизу «Rare Exports» (две короткометражки и один полноценный фильм), хитрый финн практически на голом энтузиазме и полутора стилистических приёмах сумел вывести старую легенду на новый культурный уровень — правда, с чистой совестью назвать это эволюцией сложновато.
Задумка первой части любопытна и даже оригинальна в рамках нынешнего этапа в развитии искусства, реализация на удивление профессиональна для почти любительского фильма, но при этом эстетическая ценность довольно сомнительна. Собственно, «Корпорация «Редкие товары на экспорт» — просто шуточная фантазия на тему «а вот если бы…», предназначенная для детишек от восемнадцати лет. Расписанная оксюмороном картина помещает знакомого и даже родного всем сказочного героя в суровые условия современного гиперреализма с его грязью, кровью и письками в пол-экрана и уверенно следует в выбранном направлении из пункта «2003 год» в пункт «год 2010». Но почему же этот незамысловатый короткометражный китч обрёл в сети статус культового? Что же кроется в этом пародийном рекламно-документальном опусе о необычном лапландском сафари?
Просто ребёнку, живущему внутри каждого зрителя, нужен Дед Мороз. Сколько бы ни было нам лет, какими бы взрослыми и серьёзными мы себя ни считали — мы все ждём, когда таящиеся внутри нашего подсознания сказки станут былью. Само собой, происходящее на экране в зарисовке от Хеландера не заставляет нас вновь уверовать в реальность родительских выдумок из нашего мифологизированного детства. Однако убедительность того, как режиссёр подаёт свою идею, включает у аудитории иной вид логики, который Бодрийяр на удивление уместно окрестил «логикой Пер-Ноэля». Нисколько не воспринимая всерьёз рассказываемую нам историю, мы тем не менее с готовностью усваиваем её подсознательно как альтернативную реальность, и уже в этой псевдореальности наше подсознание обретает удовлетворение вечной тяги к сверхъестественному вмешательству в повседневность.
И мы снова немножко верим в Деда Мороза.
И мы снова немножко дети.
27 октября 2012
Трио суровых мужчин, вооружившись для охоты, едет в заповедные места Лапландии за редкой, но очень ценной добычей. Там, в краю снегов и елей, профессионалы в десятом поколении — следопыт, наводчик и снайпер — каждый год незадолго до рождества ловят толстых бородатых бомжей, которых после санобработки и дрессировки отправляют в тесных ящиках во все уголки мира, работать Санта-Клаусами, как небезызвестный Геннадий работал в свое время крокодилом. Бизнес достойный, солидный, престижный и прибыльный, но требует квалификации и самоотдачи, не каждому он по плечу. И ничто не сравнится с чувством, когда в прицеле появляется первосортная особь, а мгновением позже в нее вонзается дротик с транквилизатором.
Пародийный короткий метр — формат своеобразный, не похожий ни на что. Он заставляет жадно ловить любые мелочи и детали, ведь все они в атмосфере минимализма, диктуемого формой, имеют первостепенное значение. Грубый походный термос, грязные шапки. Характерная угрюмость охотников, живописное курение, впечатляющая косматость. «Экспорт редких видов» держится на стандартном для пародии контрасте серьезного подхода к идиотскому занятию, когда приятный профессионализм в области кино сочетается с жиденькой идеей, пришедшей, вполне очевидно, в не совсем ясную голову. Куцый юмор исчерпывается интонацией (средней между дроздовской и рекламной), киноанекдот не расширяется на перспективные темы браконьерства и подстерегающих охотников опасностей. Сатира на добродушных толстяков с детишками на коленках слишком узко-национальная, толстая и не имеет какой-либо искрометной глубины. Ну, разве что мысли об охоте навеяло занимательной лингвистикой.
В принципе, можно было бы сказать, что Хеландер просто отрабатывает киноязык, используя базой сомнительное чувство юмора, однако в том, как автор продвигал впоследствии идею до сиквела и полного метра, определенно есть что-то нездоровое, возможно, детская психологическая травма. Ну да ладно, оставим чужим чужих демонов — в «Санте на продажу» есть одно неоспоримое достоинство: преданность, увлеченность подхода рождает атмосферу доброй студенческой шутки. Все-таки бегущий по полю голый пожилой мужчина (чья фильмография, кстати, ограничивается забегами ню) — это довольно смешно. Пусть и на полторы улыбки, за чашкой утреннего кофе.
25 октября 2012
Недавно посмотрев «Санта на продажу» захотелось увидеть короткометражку, с которой все и началось. Нашел (за перевод спасибо моему очень хорошему другу iRonMen77), уже сегодня посмотрел (а тут еще и сами знаете, какой повод нашелся) и остался очень доволен увиденным.
Для финского режиссера Ялмари Хеландера это уже четвертый короткометражный фильм, его предыдущие три работы я не видел, но очень хочется, его стиль мне уже жутко нравится. Видно, что это полулюбительский кинематограф, но сделано достаточно качественно, определенно есть бюджет и что самое главное чувствуется душа. Видеоряд приятный, весьма стильный, есть забавно звучащий саундтрек и еще более забавно звучащий закадровый голос, комментирующий все происходящее. Смотреть все это дело очень интересно, а уж поверьте мне, короткометражки тоже бывают скучными.
Сюжет представляет собой фейковый рекламный ролик вымышленной корпорации «Rare Exports», занимающейся продажей… Санта-Клаусов отловленных в лесах Финляндии. Вроде бы бред еще тот, но по сути это очень жесткая пародия на общество, и главным образом рекламу и пропагандирование образа «доброго Санты» (а у финнов это больная тема). Конечно, очень на любителя, многие вообще будут возмущены, но мне страшно нравится. Единственное что разочаровало, так это немного незавершенный сюжет, не объяснили происхождение Санты, хотя для этого есть полнометражный фильм, где все подробно разъяснили.
Вывод: очень стильная и стебная короткометражка начинающая собой очень любопытную серию. Всем советую!
Оценка:
9,5 из 10
31 декабря 2010
Первый фильм Хеландера повествующий о неизвестной широкому кругу людей корпорации «Rare Exports Inc. », которая занимается тем, что доставляет по всему миру настоящих Санта Клаусов. Согласитесь, что уже это звучит оригинально, однако братья Хеландеры пошли дальше и рассказали зрителям о сложной и опасной работе сотрудников этой фирмы. Ведь в природе не так много людей, которые способны выследить дикого Санту в лесах Лапландии, не говоря уже о том, чтобы поймать его и превратить в предмет восхищения детей. В естественных условиях Санта Клаусы довольно агрессивные и не склонны к общению. Кроме того, достаточно сильны и выносливы. Поэтому их отловом и дрессировкой занимаются только лучшие из лучших.
Фильм сделан как рекламный ролик вышеназванной фирмы и делится на две части. В первой зрители видят процесс самой охоты, а во второй «прививание» навыков, присущих общепринятому представлению о Сантах, дикому Клаусу. В фильме нет потрясающих воображение визуальных эффектов, однако они здесь и не требуются. Стилистика фильма и игра актеров весьма напоминают «Starship Troopers» Пола Верховена с его социально-политической сатирой. Однако здесь ставка сделана большей частью на оригинальность сюжета и юмор, черный юмор, который не всегда приходится по вкусу широкому кругу зрителей. Поэтому я бы рекомендовал фильм в первую очередь ценителям последнего, так как только данная категория людей оценит фильм в полной мере.
26 декабря 2010