Рейтинг фильма | |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Капричоза |
английское название: |
Capricciosa |
год: | 2003 |
страна: |
Швеция
|
режиссер: | Реза Бакер |
сценаристы: | Реза Бакер, Макс Лунгрен |
продюсеры: | Claes Gran Lillieborg, Gertrud Bengtsson, Сёрен Стемосе |
видеооператор: | Хакан Холмберг |
композиторы: | Адам Норден, Жан-Поль Валль |
художники: | Аида Кальнинш, Marianne Lunderquist |
монтаж: | Фредерик Морхеден |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 августа 2003 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 45 мин |
Мать семейства умирает от рака и трое детей остаются на попечении отца. Молодость — великая сила, и ребята мужественно справляются с невзгодами даже тогда, когда их отец теряет самообладание и уезжает искать смысл жизни.
Именно такую задачу поставит нам шведский режиссер Реза Бакер для того, чтобы предложить для осмысления несколько весьма важных и актуальных вопросов. Они будут совсем не поэтичны, но ведь и сам фильм можно отнести скорее к скандинавскому неореализму, фокусирующему внимание на проблемах семьи и общества.
Прежде всего, фильм позволит нам совсем по новому взглянуть на вопросы социальной защиты детей в Скандинавии. Известно, что в Скандинавских странах весьма строгие нормы относительно пресечения нарушения прав ребенка и социального патроната. Достаточно обратиться к современной прессе, чтобы заметить многочисленные правовые конфликты, связанные с этими вопросами. К таким вопросам отношение тут весьма резкое и однозначное.
На самом же деле все куда более многослойно. Конструкция, предложенная Бакером — прекрасная площадка для диалога по этой проблеме, равно как и для формирования собственного мнения.
Достаточно лишь заметить, что принимающий ответственное решение сотрудник социальной службы не является этническим жителем Скандинавии. Бакер великолепно обостряет тему, и выигрывает. Простой нюанс полностью разрывает шаблоны стереотипов, заставляя каждого конкретного зрителя выносить свой вердикт.
Не менее интересна и сама личность режиссера. Достаточно кратко ознакомиться с его биографией, чтобы заметить, что он иранец. Тем не менее, все свои фильмы он снимал в Швеции.
Здесь самое время поддержать непрекращающуюся дискуссию об опасности для современной Европы от мигрантов, тем более — выходцев из Ближнего Востока. Но, мы не станем делать этого.
Все дело в том, что условный «мигрант» Реза Бакер бесспорно талантлив и самобытен. Несмотря на весьма острые социальные темы, которые он поднял в своем фильме, его картину никак нельзя назвать популистской или пропагандистской. Он сумел точно соблюсти баланс между актуальностью и лиричностью, заострить внимание на вопросах человеческих отношений, правильно расставить акценты.
Эта непростая задача ему удалась. Фильм получился вполне конкурентоспособным. При его просмотре вспоминаются такие хиты Нильса Ардена Оплева, как «Два мира» и «У нас все получится». Даже будущая мировая кинозвезда Нуми Рапас сыграла тут небольшую, но заметную роль, порадовав зрителя своей молодостью и пластичностью.
В заключение остается только расшифровать название рецензии. Впрочем, уверен Вы уже догадались в чем тут дело. Достаточно просто посмотреть на 26-ой офорт — капричос Франсиско Гойя, который называется «У них уже есть на что сесть».
На мой взгляд, эмоциональный посыл фильма очень точно соответствует этому офорту. Ведь «Капричоза» Резы Бакера — это тривиальная социальная мелодрама, которая при более глубоком рассмотрении разрывает не один шаблон социальных условностей и стереотипов.
19 июля 2013