Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Последний голос |
английское название: |
La dernière voix |
год: | 2002 |
страна: |
Канада
|
режиссер: | Жюльен Фонфред |
сценарий: | Жюльен Фонфред |
продюсеры: | Жюльен Фонфред, Анна Кюссон, Валери Труонг |
композитор: | Дэвид Кристиан |
художники: | Александр Жобер, Антонин Сорел, Патриция МакНил |
монтаж: | Эрик Лавуа |
жанры: | фэнтези, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 сентября 2002 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 13 мин |
Один из ключевых режиссёров-авангардистов ныне отошёл от режиссуры, предпочитая работать как оператор («Территории», «Бомж с дробовиком»). В то же время он снял единственный фильм своего друга — продюсера Митча Дэвиса «Деление на ноль», который, как и собственный дебют Хуссэйна «Подсознательная жестокость», столкнулся с цензурой. Ныне мы имеем возможность посмотреть эти два неординарных фильма в авторском варианте, дабы поразмышлять на те темы, что они затрагивают.
В то время как немецкий авангардист Йорг Буттгерайт отошёл от дел и стал делать радиоспектакли для детей, а также снимать сериал «Леккс», Хуссэйн наследовал его темы. Он тоже обращается к тёмной стороне бытия человека, исследует одиночество, безумие, препарирует религию. И Хуссэйн, и Буттгерайт, и Дэвис представляют экзистенциальный авангард, в будущем поддержанный Мэриеном Дора.
Короткометражка Хуссэйна «Последний голос» снята совместно со своим продюсером Жюльеном Фонфредом на французском языке. Она во многом перекликается с будущим «Вояжем в Агатис» Мэриена Дора. Хуссэйн творит почти антиутопию, изображая мрачное будущее, пожалуй, пострашнее, чем пророчества Гиллиама и Пройаса. В этом будущем у людей нет голосов, всё время идёт дождь, а представления о жизни как постоянной боли находят вполне явное выражение в бдсм-отношениях людей.
Главный герой вырезает на животе девушки слова «я люблю тебя» и гуляет с ней по улице, в окружении таких же пар. А закадровый голос как бы озвучивает мысли его спутницы, доносясь с другой стороны, из того мира, где ещё не до конца потеряна коммуникация между людьми. Мотивы абсурдного существования людей, их страха перед отчуждённым миром нашли зримое воплощение в изобразительном ряде фильма, отсылающего зрителя как к фильмам нуар, так и к авангардным антиутопиям, вроде «Бразилии» и «1984». Люди, как марионетки (неслучайно персонажи их напоминают даже внешне), как будто управляются чужой волей, не в состоянии контролировать свою жизнь и справиться с надвигающейся бездной.
Экзистенциализм не просто так был заявлен Сартром как синоним гуманизма. Ибо только в экзистенциальной философии каждый человек впервые получал право на сочувствие. Жизнь несправедлива, а бога, скорее всего, нет, поэтому смерть есть прекращение бытия людей. Но человек обречён быть свободным и когда-нибудь каждый переживает свою экзистенцию, осознает себя как мыслящее и чувствующее существо.
Жизнь — это боль, и режиссёр не скрывает этого. И любовь — это боль. Но только боль делает человека живым. Каждый из нас когда-нибудь окажется у врат безмолвия. Не стоит туда спешить, не выдерживая препятствия на своём пути. Страдание делает человека человеком, затрагивает главные струны его души.
Короткий фильм Хуссэйна, почти зарисовка, учит нас со смирением принимать этот мир, где, как ни парадоксально, часто боль приносит позитивные плоды. Ценность фильма Хуссэйна ещё и в том, что он избежал gore-сцен, чего не сделал, увы, Маркус Кох, и остался именно в традициях авангарда, где один ёмкий образ часто важнее многих слов.
7 из 10
21 июля 2017