Падение дома Ашеров
The Fall of the Louse of Usher
3.8
4.2
2002, ужасы, фантастика, фэнтези
Великобритания, 1 ч 23 мин
В ролях: Джеймс Джонстон, Лизи Трайббл, Мари Финдли, Эмма Миллионс, Пит Мастин
и другие
Феерическое шоу, буффонада в стиле ранних безумств Рассела. Это и мюзикл, и ужасы, в готическом стиле, и черный юмор для эстетов, и эротика и еще смешение всяческих жанров. То, что стареющий некогда бунтарь-режиссер решил свой последний фильм, снятый для себя, выпустить в прокат, критики расценили как приступ маразма. Престарелый кинохулиган Кен Расселл возвращается на киноэкраны в этом комичном действе, которое основано на известном произведении Эдгара Алана По. Рок-музыкант Родрик Ашер обвинен в зверском убийстве своей жены Аннабел Ли. Чтобы узнать степень его вменяемости, Ашера направляют в психиатрическую лечебницу доктора Калахари (эту роль исполнил сам режиссер). Здесь несчастной жертве предстоит увидеть похотливых резиновых кукол, помешанную мумию, сексуально озабоченную медсестру и гориллу-убийцу с дистанционным управлением.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Падение дома Ашеров

английское название:

The Fall of the Louse of Usher

год: 2002
страна:
Великобритания
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Кен Рассел
композитор:
художник: Виктория Расселл
монтаж:
жанры: ужасы, фантастика, фэнтези, комедия, мюзикл
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 3 февраля 2002 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 23 мин
Другие фильмы этих жанров
ужасы, фантастика, фэнтези, комедия, мюзикл

Отзывы критиков о фильме «Падение дома Ашеров», 2002

Странное кино. Пошловатый балаган, даже психосексуальный бред, что кощунственно по отношению к замыслу, который вкладывал в свою суперновеллу Эдгар По, и к усилиям всей творческой команды, породившей «Кабинет доктора Калигари».

После просмотра задаёшься вопросом: если это не приступ маразма, то что же это тогда? Название в буквальном переводе — «Падение гниды Ашера» должно быть очень обидным, если фильм задуман не только над стёб над художественными первоисточниками, но и над конкретной медийной персоной. Может быть это слишком дорогое перверсионное видео, этот личный дурдом режиссёра и сценариста выражает давнюю зависть Кена Расселла к сэру Роду (то бишь Родерику) Стюарту? Если сбросить несколько десятков лет, очень уж главный герой этого фильма напоминает его своим стилем, да и кое-какие совпадения тоже наводят на размышления. Фамилия Стюарт в переводе означает то же самое, что и Ашер, ныне она очень распространена, однако некогда принадлежала древнейшему королевскому роду. Рок-звезда Род Стюарт ныне входит в десятку самых богатых людей британской музыкальной индустрии, награждён дворянством, владеет роскошным замком, всю жизнь красиво тусовался и продолжает это делать до сих пор, даже находясь в преклонном возрасте. Известен своими связями и браками с моделями, да и сам отлично выглядит для своего преклонного возраста. Занимается благотворительностью в пользу больных рассеянным склерозом, потому что от этой неизученной болезни угасал один из его коллег по музыкальному цеху, а ещё и… сестра.

Согласно сюжету, взявшемуся за эксплуатацию тем из творчества Эдгара По, рок-звезда, осужденная за убийство своей жены Аннабель Ли. Родди Ашера отправляют в психиатрическую лечебницу под руководством самого Кена Рассела, который играет в доктора Калихари. Находясь под присмотром этого сумасшедшего доктора, Ашер подвергается различным нетрадиционным методам лечения. Но вот загвоздка: у этого фильма нет структуры. Он снимается с эпизодическими музыкальными клипами. Есть фаллические символы и оргии с взрывающимися куклами, не говоря уже о топлесс монахинях.

Надо отметить, что «Гнида» безумно изобретательна и имеет все отличительные черты почерка Рассела: шоковый монтаж, сюрреалистические декорации, костюмы и грим. Нормально в качестве видеоклипов смотрятся музыкальные номера, вырезанные из этой кинокартины. Тем не менее, этот смехотворный трэшняк — худший фильм Рассела и одна из худших попыток создания музыкального видео. Рассел играет с камерой, как подросток в период полового созревания. Как фильм ужасов эта причуда совершенно не смотрится, уж поверьте!

11 февраля 2021

По ту сторону логики и жанра

«Мотив убийства? Ты пишешь песни на безумные стихи Эдгара Алана По. Какие еще нужны мотивы?»

Первый вопрос, который возникает после просмотра последнего киношедевра Кена Рассела: что это вообще было? Пародия на классический немой фильм ужасов 1920-го года «Кабинет доктора Калигари», откуда взяты сразу несколько главных героев и отдельные элементы сюжета? Или стеб на темы произведений Эдгара Аллана По «Падение дома Ашеров», «Лигейя», «Убийство на улице Морг», «Аннабель Ли», откуда в ленту также попали несколько главных героев и ряд сюжетных ходов? Причем, что интересно, некоторые герои одновременно родом и из немого фильма, и из Эдгара По.

А, может быть, это вовсе и не пародия, а серьезное произведение? Сумасшедший дом, как метафора современного государства, власть в котором опирается не столько на силовое принуждение, сколько на манипуляции массовым сознанием и социоинженерию, методы, рожденные в воспаленном мозгу нового доктора Калигари, а людям здесь отведена роль пациентов психиатра? Но так ли уж здоровы те, кто находятся на вершине пирамиды. И не станут ли они рано или поздно пациентами сами? В этом смысле интересно обратить внимание на роль уколов в фильме: их каждый раз делают тем, кто пытается нарушить заданный чьим-то сценарием ход событий.

Или это картина-аллегория на тему черной мессы? И действительно, в таком ракурсе начинают раскрываться многочисленные демонические, инфернальные и сексуальные образы, включающие темы каннибализма и инцеста, а также явно кощунственное изображение христианских святынь.

А может мы видим шифр, за которым скрывается тайное знание на тему алхимического делания? Безумный киноаналог «Химической свадьбы Христиана Розенкрейца»? А как иначе можно интерпретировать появление главных героев после смерти в виде беседующих детей? Разве это не метафора темного обновления, рождения заново после сгорания заживо в тигле собственных страстей? Что характерно, дети сидят с рогами на голове.

Или все-таки ключ к разгадке в том, что роль доктора Калигари исполнил сам Кен Рассел? Психиатр — это художник в широком смысле, в голове которого находится целый сумасшедший дом с озабоченными медсестрами, прыгающими челюстями, живыми мумиями, верящими в то, что у древних египтян были компьютеры, обезьянами на пульте управления и всем, что только может выдумать болезненная фантазия. И, вот, перед ним обычная миссия — приводить своих воображаемых пациентов в то состояние, в котором их будет не стыдно показывать широкой публике.

А еще мы видим своеобразную ретроспективу предыдущих работ Кена Рассела, как бы подводящую итог 50-летнему творческому пути. Здесь и шлюха из одноименного фильма, и странный рок-идол Родерик Ашер, своеобразная реинкарнация героя мюзикла «Томми», и всяческие артистические безумства в духе «Готики», и многое другое.

Еще сложнее определиться с жанром этого сумасшедшего фильма. С одно стороны, это явно детектив — сюжет строится вокруг расследования убийства. С другой, сюрреалистическая комедия — действие построено на абсурдистском юморе. А еще фильм ужасов, драма о любовном треугольнике, эротический триллер и даже фантастика (в этом смысле особенно атмосферно выглядит момент, где кассету VHS вставляют в микроволновую печь, а затем включают ее и начинают смотреть видео на экране).

Кену Расселу удалось снять настоящее сюрреалистическое кино, где невозможно проследить причинно-следственные связи между отдельными кусками сюжета. Про сумасшедший дом, в котором никогда не держали Аристотеля с его формальной логикой. Отсюда и такое богатство всевозможных интерпретаций. Четыре закона логики греческий философ вычленил посредством анализа языка, на котором мы разговариваем. Точнее, языка, на котором говорили древние греки. Но кто сказал, что этот язык вообще пригоден для адекватного отражения реальности? Чем логичнее написан роман, тем скорее мы единодушно признаем его автора графоманом. Примерно то же и с фильмами. Все то, что нас больше всего восхищает в произведениях искусства, связано с преодолением формальной логики, начиная с различных речевых фигур и тропов и заканчивая сюжетными и композиционными парадоксами.

И все же вряд ли у этого фильма найдется много ценителей, вместо привычного разбавленного вина Рассел предложил своим зрителям чистый спирт. Люди держатся за логику, как за последнюю твердую опору в жизни. Одно дело — приятно щекотать нервы, заглядывая в бездну с безопасного расстояния и со страховкой на поясе, другое дело — прыгать туда с разбега и зависать в воздухе. Эта сверхспособность дается не сразу и требует длительных упражнений.

Я не могу поставить фильму максимальную оценку из-за обилия пошлятины и бесенятины, но напрямую достоинства картины никак с ними не связаны, так что твердые 9 из 10 Рассел заслужил.

9 из 10

24 мая 2015

Постоянство Морских Существ

10 из 10

Вы думаете, что хоть что-то смыслите в этой жизни? Вы думаете, что в итоге добро побеждает зло, а человек всегда останется человеком? Вы думаете, что крабовые палочки делают из крабов? Вы ошибаетесь. Всё в этом мире бренно и как жизнь имеет плохое свойство заканчиваться в самый неподходящий момент. А ведь если бы в том далёком — 0,9 году не встретились Мария и Иосиф, то в наше время ничего бы не осталось в мире. Но, слава богу, один добрый парень Иисус появился тогда на свет и привёл человечество ктому состоянию в котором оно сейчас находится. Человек, сделавший для вселенной чуть меньше, Кен Рассел, вдохновляясь антиподвигом Христа в состоянии маразма головного(ведь есть же и другие) мозга, снимает свой лучший, но бесполезнейший фильм, который можно смотреть только если принимать поочерёдно то таблетки то алкоголь 5 лет подряд. К сожалению, автор этого чуда уже скончался, поэтому поздно спрашивать у него, что же это такое было, ибо, что, логично, он уже мёртв и лежит в гробу, если, конечно, не кремирован, но тут уже надо было читать газетные сводки.

Многие великие режиссёры пытаются захлопнуть дверь за собой настолько красиво, чтобы умудриться не только остаться в истории, но и получить высший балл на олимпиаде по теннису. Кто скажет, что такого не бывает пусть отвернётся и медленно сопит своим маленьким неотёсанным язычком. Но хватит лирических отступлений. Если по существу, то Расселл, вознамерился уйти так, что бы не только от грохота двери повылетали все стёкла в квартире находящейся этажом ниже, но и после того встали туда же обратно. Некоторые, но это всего лишь большинство, скажут, что создатель «Влюблённых женщин уже не торт, не пироженное и даже не овсяное печенье, но им не надо верить, ибо не ведают они, что творят и какого удовольствия лишают атрофированные части человеческого головного, а иногда и спинного, мозга. таких людей при желании можно считать опасными и посылать хотя бы заняться сексом с мужчиной, но лучшене стоит, а то обидятся и перестанут смотреть кино в принципе, а мы все помним, что это очень-очень плохо.

Так к чему это я? Ах, да кино. Кино-то хорошее, да вот только слегка невменяемое. Оно невменяемо настолько насколько глаза крепко держатся в глазницах, то есть очень крепко. Хотя после просмотра фильма уже даже и в этом нельзя быть уверенным. Испытание не для слабых духом силой воли, благо эти понятия почти синонимичны. Тот фильм, когда будешь насильно мил и через полтора часа издевательств (фильм идёт час и двадцать минут, но десять минут приплюсовываются по причине абсолютной неадекватности) наступит — (минус) два часа удовольствия от издевательств. Те кто думают, что это называется садо-мазо пускай идут читать снова Маркиза несравненного, но мы то знаем, что это не так. По сути к этому определению невозможно придумать термин, поскольку слишком близка опасность тавтологии да и само значение слова «термин» очень размыто. Будьте уверены если бы в мире и существовали слова подходящие, то Расселл использовал бы таки их в своём фильме. Но их не существует, поэтому довольствуйтесь тем, что сами заработали.

Желание сослаться на то, что кокаин был несвеж, да и привезён из Липецка, возникает непрерывно, но, повториться можно и в нулевой раз: не верьте людям, которые практикуют секс при луне — они слишком умны для этой вселенной, а потому не могут опуститься до того, чтбы разговаривать с какими-то режиссёрами о смысле того, что можно назвать смыслом того, что называется смыслом. Слабаки отсеиваются по принципу особому: ты не понравился фильму, значит иди гуляй, ибо дома тебе делать явно нечего, если ты пытаешься понять например шкаф или солонку, а ещё лучше, прокручиваешь в голове все возможные варианты скрещивания этих двух видов. Тот кто поёт низким голосом недостоин выступать на детском утреннике — вот самая главная мысль человечества. А вы и дальше мучайтесь со своими толстыми львами. Ариведерчи.

Понявший всё да исчезнет, ибо его не существует его в своём же воображении.

1 февраля 2013

Ужасы Падение дома Ашеров в кино с 2002 года, дебют состоялся более 22 лет назад, его режиссером является Кен Рассел. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Джеймс Джонстон, Лизи Трайббл, Мари Финдли, Эмма Миллионс, Пит Мастин, Сандра Скотт, Роджер Уилкс, Claire Cannaway, Sam Kitcher, Suki Uruma, Mediaeval Baebes, Джеки Лоу, Ann Thomas, Нил Брукс, Леони Брукс.

Страна производства - Великобритания. Падение дома Ашеров — имеет рейтинг ниже среднего, который равен ниже, чем 5 балла из 10.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.