Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 8.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мое путешествие по Италии |
английское название: |
Il mio viaggio in Italia |
год: | 1999 |
страны: |
Италия,
США
|
режиссер: | Мартин Скорсезе |
сценаристы: | Раффаель Донато, Мартин Скорсезе, Кент Джонс, Сузо Чекки Д’Амико |
продюсеры: | Барбара Де Фина, Джулиана Дель Пунта, Бруно Рестуччия, Марко Кименц, Раффаель Донато, Риккардо Тоцци, Марианн Бауэр, Джорджо Армани |
видеооператоры: | Фил Абрахам, Уильям Рексер |
художник: | Уинг Ли |
монтаж: | Тельма Скунмейкер |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $11 683 |
Мировые сборы: | $11 683 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 сентября 1999 г. |
на DVD: | 28 января 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 4 ч 6 мин |
Гении бывают разные. Представим ситуацию, что в каждой стране выбрали по одному выдающемуся и талантливому режиссеру, и поставили задачу написать сочинение на тему «Каким я вижу кинематограф своей родины» (естественно, при помощи визуальных средств). Француз Жан-Люк Годар в своей чисто интеллектуальной манере заведет гениальный разговор, из которого мы узнаем какой он умный. И не более. Японец Осима, со свойственном странам востока минимализмом, выдаст концентрированный, но все же слишком упрощенный документальный фильм, не раскрывающий всего многообразия азиатского кинематографа. И только американец итальянского происхождения Мартин Скорсезе, создаст полномасштабное эпическое полотно на 4 часа с подробнейшими комментариями и описаниями. Но и на этом он не успокаивается и через несколько лет, преподносит зрителям очередное монументальное исследование с еще более расширенным хронометражем. На этот раз уже о кино родины своих предков.
Несмотря на более низкий рейтинг, фильм «Путешествие по Италии» кажется мне более проработанным и разнообразным, нежели «История американского кино». Возможно, свой отпечаток наложил приобретенный режиссером опыт. В целом же «Путешествие…» можно воспринимать как своеобразное продолжение «Истории…», а вместе они даже могут составить некую дилогию о путях кинематографа в XX веке (тем паче, что сделаны фильмы аккурат под новое тысячелетие).
Действительно, «История…» охватывает первую половину прошлого столетия, когда кинематограф сиял в зените золотого века Голливуда, а американское кинопроизводство было совершенно автономно и своеобразно. После «второй мировой» центр тяжести смещается на Италию. Мир на тот момент был шокирован собственным уродством, невозможно было даже думать о каких-то высоких материях, утонченный образах, когда вокруг творилось форменное безумие. Как и в эпоху Ренессанса, «возрождение» культуры и духовности началось с Италии. Именно в этой беднейшей стране, долгие годы страдавшей от гнета фашистской власти, неожиданно проявились отдельные личности, бесстрашно устремившие свой пламенный взор в бездну ужаса. Как и 5 столетий назад, их было немного, своеобразная «могучая кучка», но фактически их влияние — это, пожалуй, самый последний заметный след, оставленный на тропе кинематографа, которую ныне заасфальтировали и вычистили катки блокбастеров.
Этот-то след с невыразимой любовью, вниманием и заботой и исследует сеньор Скорсезе. Не только он, но еще десятки и сотни отличных режиссеров буквально зачерпывали знание и вдохновение из неиссякаемых творческих источников — Росселини, Антониони, Витторио де Сика, Феллини, Висконти. Можно заметить, что к их работам он испытывает несколько большее пристрастие и симпатию, нежели к Американским шедеврам, которые также безгранично уважает. Но если в «Истории…» Скорсезе старается смотреть вширь и наслаждается красотой горизонта, то в «Путешествии…» он уже проникает вглубь и умиляется каждой травинкой. И этот подход, конечно, единственно правильное решение. Ведь Италия славится богатством образов, красок, стилем и формой выражения. Многие режиссеры того времени использовали для построения кадра полотна Джотто, Караваджо и других просветителей, словно соблюдая преемственность поколений, неожиданно прерванную смертоносными мировыми войнами. В общем, Скорсезе, посредством кинематографического анализа итальянского кино 50—70-х годов двадцатого века, словно проникает вглубь всего многовекового развития эпохи просвещения.
Почти все анализируемые фильмы были отсмотрены именитым постановщиком в детстве или юности и, как он сам признается, именно они больше всего повлияли на его личность, мировоззрение и стиль. Может оттого в фильме так ощутима и явна нотка ностальгический воспоминаний? Словно Скорсезе, сознавая стремительный темп духовной деградации общества, самой своей персоной всеми силами старается оживить скорбный прах своих духовных отцов. Ближе к концу он даже упрашивает зрителя «Посмотрите хотя бы несколько представленных фильмов. И я уверен вы не пожалеете». Если вы этого еще не сделали, то вы — счастливчик, ведь вас ожидает знакомство с самым живыми фильмами за всю историю кинематографа.
27 мая 2015
Прекрасный четырёхчасовой документальный фильм Скорсезе, посвящённый не столько итальянскому кино, сколько самой стране, «пинающей сапогом маленький камень». Проект режиссёра стремится открыть для нас двери в итальянскую культуру, пережить вместе основные моменты её великой истории, нашедшие отражение в творчестве современников. Мы узнаем много нового и о детстве итало-американского кинематографиста, а вместе с тем и о суровых, но уютных буднях нью-йоркских «спагетти-кварталов». Откроем для себя ряд фильмов, оказавших огромное влияние, как на весь дальнейший итальянский кинематограф, так и на творчество Скорсезе в частности. Вместе проследим историю кино от неореализма до Новой Волны, от «Открытого города» (Роберто Росселлини) до «8 1/2 » (Федерико Феллини).
Фильм — своего рода отдание почестей режиссёром стране своих предков, а также подарок поклонникам Скорсезе, позволяющий больше узнать, как и о самом создателе, так и понять, откуда растут ноги у «Злых улиц», «Эпохи невинности» или «Последнего искушения Христа». Весь хронометраж мы вместе с режиссёром последовательно разбираем вехи итальянского кинематографа, отслеживаем, особенности и закономерности, открываем для себя что-то новое, наблюдаем и просто наслаждаемся прекрасным кино. «Пайза», «Похитители велосипедов», «Чувство», «Затмение», «Сладкая жизнь» — мы узнаем о них больше или же откроем для себя впервые.
Нам виден и культурный уровень проекта, не только слепо повествующий о своём родном, как о лучшем, но и позволяющий выстроить мостики и к Годару с Трюффо, и к Бергману, и к Кассаветису. Однако о них лишь упоминается — картина не зациклена на посвящении зрителя во все основы кино как такового — главное, что она позволяет нам уловить, так это неповторимый стиль синематики, открывшей двери многих другим стилям и направлениям.
Италия — это смех, сменяющийся слезами, величие империи и грязные улицы, карнавал Феллини и безмолвие Антониони, шикарные Лорен с Мастроянни и непрофессиональные актёры-любители, чопорная религиозность и развратная светская жизнь — сочетание не сочетаемого. Скорсезе, по сути, не относит себя ни к американскому, ни к итальянскому кинематографу — он одновременно как ничей, так и общий. Мартин — пионер итало-американского кино, как партизан, борющийся с «широкой улыбкой» Голливуда, но всё же вещающий, прежде всего для американцев.
«Я не читал о них и не слышал от кого-то — я видел эти фильмы своими собственными глазами, их должны посмотреть и вы»
Низким поклоном культуре своих корней, великий режиссёр попытался приоткрыть дорогу в мир старых шедевров и для вас. Не проходите мимо…
13 декабря 2012